Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О возрастных группах в педиатрии.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитие и воспитание ребёнка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребёнка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.
Развитие и воспитание ребёнка по возрастам
В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребёнка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребёнка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.
В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.
Законы о правах ребенка
Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:
- Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
- Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
- Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
- Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
- Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.
Законы о правах ребенка
Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:
- Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
- Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
- Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
- Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
- Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.
Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:
- Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
- Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
- Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
- Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
- Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
С точки зрения биологической
Для начала стоит упомянуть о том, что мнений о поставленном нами вопросе очень много. Тем не менее их можно разбить на несколько категорий. Сначала мы посмотрим, до какого возраста человек считается ребенком с точки зрения биологии и процессов, происходящих в организме детском и уже созревшем.
Очень часто люди сталкиваются с классифицированием детей: новорожденный, грудничок, малыш, ребенок, школьник, подросток… На чем же основаны оные описания? До какого возраста ребенок считается новорожденным, например? С точки зрения биологии, новорожденный малыш — маленький человек возрастом до 4 недель.
А что касается уже более-менее взрослых деток? С точки зрения науки, ребенок считается таковым до тех пор, пока у него не начинается период полового созревания. Раньше это было примерно лет в 13-14. После этого человек считается подростком. Но сейчас сие созревание, как правило, начинается в разы раньше — у девочек с 10, у мальчиков с 12 лет. Так что не стоит принимать школьника за совсем маленького ребенка. Но бытуют в мире и другие мнения.
Рекомендации для родителей
- Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
- Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
- Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира. Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать. Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
- Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
- Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
- Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.
Ранний дошкольный возраст (3-4 года), к концу возраста
Физическое:
- более точное использование рук;
- более уверенно поднимается по лестнице;
- более уверенно ходит в туалет с напоминаниями;
- может бегать;
- может пользоваться колесными игрушками (например, трехколесным велосипедом);
- может пользоваться ножом и вилкой во время еды.
Интеллектуальное:
- может подбирать цвета;
- может считать до 10;
- может заниматься одним делом, даже если его немного отвлекают;
- может следовать более длинным инструкциям;
- память работает намного лучше, чем раньше.
Эмоциональное:
- может самостоятельно выбирать одежду;
- знает свой возраст;
- чувствует себя спокойнее, когда родителей нет рядом;
- может говорить о своих чувствах.
Социальное:
- может использовать предложения для общения;
- может с удовольствием играть самостоятельно и с другими детьми;
- любит играть с разными игрушками;
- участвует в групповых занятиях в детском саду.
До скольки лет человек является ребенком
Доказано, что мы во все времена считаем себя взрослыми людьми. Точнее, как только наше развитие начинает помогать нам четко излагать свои мысли, выражать мнение, чем-то отличаться от других. Можно сказать, стоит человеку хоть немного научиться делать что-то самостоятельно, как он сразу говорит, что взрослый. К сожалению, так уж устроено наше сознание. Но есть и мнение, которое может нанести огромный вред абсолютно любому, а вот связано оно как раз с нашей темой.
Как видно из самого определения, адаптация необходима детям, находящимся в трудной жизненного ситуации. Необходимость социальной адаптации может быть вызвана тем, что ребенок находится в постоянном дискомфортном состоянии, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством. В частности, ребенок-инвалид в силу своего физического состояния (недостатков развития и т.п.) нуждается в особом уходе, лечении, зачастую — в посещении специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где с ним будут проводить работу специалисты.
Люди часто задают вопрос родителям: «До какого возраста дети считаются детьми?» И получают всегда один и тот же ответ: «Всегда». Для наших «предков» мы остаемся малышами абсолютно всегда: и в пять лет, и в сорок пять. Лишь единицы, коих можно пересчитать по пальцам, готовы признать, что их ребенок вырос, имеет собственное мнение и является самостоятельным. Именно непонимание данного вопроса имеет разрушительную силу, причем для детей.
Дело в том, что родители, считающие своего ребенка оным постоянно, вечно лезут в его жизнь. Ни для кого не секрет, что подобное поведение разрушает молодые семьи. По статистике, около 40% браков распадаются именно из-за излишнего вмешательства наших предков. Запомните одно — как только человек научится здраво мыслить и содержать себя, он имеет полное право называться взрослым. До какого возраста дети считаются детьми — вопрос неоднозначный, так что обращайте внимание на многие факторы.
Результат внутриутробного общения
Еще находясь в утробе матери, ребенок слушает и запоминает ее голос, общается с ней. Поэтому после рождения он может выделять звук материнского голоса среди многих других голосов. Кроме того, любой голос, принадлежащий человеку, грудничок может отличать от нечеловеческих звуков, а самого человека (его лицо) выделяет среди окружающих предметов.
Новорожденный способен продемонстрировать свое стремление к общению. Для этого он смотрит в сторону того, кто с ним разговаривает. Если крохе надоело общаться – он просто отвернется. Такие уникальные способности развиваются в том случае, если у ребенка с мамой налажен плотный, тесный контакт — как физический, так и духовный.
Но все вышеперечисленные умения новорожденного – это только зачатки тех умений, которые разовьются со временем. Никакой из рефлексов или умений не является законченным или таким, который ребенок сможет применить в дальнейшем своем развитии. Ни один из рефлексов, даже двигательный – не имеет отношения к тому, что ребенок будет ползать или ходить. Все признаки и рефлексы, которые были у ребенка в первые недели и месяцы после рождения, должны исчезнуть.
В отличие от животного мира, в котором все новорожденные могут выживать в какой-то степени самостоятельно, человеческий детеныш является абсолютно беззащитным. Он полностью зависит от окружения, от заботы и ухода родителей. Его физическое развитие зависит от окружения, быта, повседневного ухода, а психологическое развитие – от того, насколько внимательными и заботливыми близкие люди будут по отношению к нему.
Прожив свой первый месяц в окружении внимательных взрослых, малыш начинает выделять их из окружения. Этому способствует сам взрослый своими действиями. Например, постоянными разговорами с ребенком. Ведь даже если малыш не может ничего сказать в ответ – это не значит, что он ничего не воспринимает. Своими движениями, разговором, живыми интонациями родитель или другой человек из окружения грудничка привлекает его внимание и дает массу новых впечатлений. Если общаться с малышом с самого его появления на свет (а лучше – и до этого), то уже к концу первого месяца жизни он сможет даже проявлять свое внимание через положение губ. Например, если ласково заговорить с крохой, он будет смотреть в вашу сторону с вытянутыми губами. А на втором месяце малыш уже захочет ответить вам своей улыбкой.
Не секрет, что самый тесный контакт у ребенка, на каком бы этапе развития он ни находился, — это контакт с матерью. Именно она вынашивает своего сына или дочь девять месяцев, и именно с ней происходит первый телесный контакт новорожденного. Поэтому на маму активнее всего влияет и воздействует любое движение и звук ее ребенка, а на самого малыша – мамин голос и мамины руки. Это основа для формирования у грудничка доверия не только к родителям, но и ко всем людям.
Ласковое слово мамы – это лучшее лекарство, которое действует успокаивающе на ребенка. Достаточно обнять и сказать о своей любви к крохе, и он станет спокойнее, будет лучше спать и кушать. Настроение ребенка, его положительные или отрицательные эмоции, покой или возбуждение – это все результат проявления любви или нелюбви родителей к нему. Но в то же время эти характеристики определяют и отношение взрослых к новорожденному.
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».
Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.
Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.
Проживание несовершеннолетнего
Дети должны проживать со своими родителями, опекунами, усыновителями. Если таковых нет, то они находятся в специальном детском учреждении. Ребенок может жить отдельно от опекунов, когда происходит лечение. После 14 лет можно самостоятельно выбирать место проживания, но с разрешением родителей.
При раздельном проживании родителям важно договориться о месте жительства несовершеннолетних. Когда мирным способом этого сделать не получается, то это решается судебными органами. По ст. 65 Семейного кодекса, учитывается мнение детей. Суд обязательно учитывает интересы несовершеннолетнего, учитывая следующие факторы:
- личные качества родителей;
- расписание их работы;
- достаток;
- семейное положение;
- отношения с ребенком;
- наличие других детей;
- здоровье родителей;
- нахождение дома от образовательного учреждения;
- мнение ребенка старше 10 лет.
Судом выбирается место проживания для ребенка с тем родителем, который способен обеспечить нормальные условия для жизни, воспитания и развития. Решение этого вопроса по соглашению является самым благоприятным способом, так как не наносит вред малолетнему. Желательно заверить документ нотариально. При отсутствии родителей все обязанности берет на себя государство. Это регулируется Семейным кодексом РФ. А контролирует это органы опеки.