Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5.6 Гидротехнические сооружения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. No 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (1) и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (2) собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и организации работ по поддержанию мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в исправном работоспособном состоянии, а также необходимые к проведению мероприятия для предотвращения отрицательного воздействия гидромелиорации на окружающую природную среду.
-
7.1 Работа ГТС в зимний период связана с необходимостью проеедения влагозарядковых. промывных и других видов поливов, заполнения водохранилищ, обеспечения водопотребителей энергетического. коммунального хозяйства и удовлетворения других потребностей.
-
7.2 Эксплуатационный персонал обязан проводить по специальному плану подготовку ГТС к работе в зимних условиях, обратив особое внимание на техническое состояние затворов, подъемных механизмов, шугоотбойных стенок и запаней, систем обогрева оборудования.
-
7.3 Для обеспечения безаварийной эксплуатации каналов и ГТС в условиях низких температур составляют план организационно-технических мероприятий, предусматривающий:
-
— усиленный надзор за работой каналов и ГТС. организацию круглосуточного дежурства в местах возможных скоплений льда и шуги;
-
• защиту от затопления прилегающих территорий:
-
* борьбу с образованием опасных скоплений льда и шуги у ГТС;
-
— обогрев затворов и решеток;
■ околку льда перед регуляторами, напорными трубопроводами, дюкерами и другими ГТС.
-
7.4 В зимних условиях наиболее эффективной мерой борьбы с шугообразованием является создание в каналах и перед водозаборными пролетами сооружений устойчивого ледяного покрова при возможно высоких постоянных рабочих уровнях воды. Для обеспечения бесшугоеого водозабора рекомендуется установка шугозащитной запани.
-
7.5 Защита конструкций ГТС. затворов и решеток, понтонов работающих плавучих насосных станций от механического воздействия льда должна быть обеспечена:
-
— устройством, постоянным поддержанием и теплоизоляцией майн (прорубей) перед напорным фронтом сооружения, у затворов, решеток, понтонов и других конструкций:
-
* регулярным скалыванием льда у затворив;
-
• обогревом затворов, пазов, решеток горячей водой или паром;
-
• нагнетанием под воду сжатого воздуха непосредственно перед фронтом защищаемых конструкций:
-
* устройством на затворах специальных тепляков:
-
— промывкой решеток, плавучих запаней обратным током воды.
-
7.6 Маневрирование затворами в зимнее время неработающих ГТС осуществляют с учетом следующих требований:
-
— в работоспособном состоянии задействуется минимальное количество затворов, которыми ведется регулирование пропуска и забора воды;
-
• при отсутствии водозабора из магистрального или распределительного канала затворы сооружения-регулятора поднимают в крайнее верхнее положение на весь период и стопорят в нем;
-
• при отсутствии обогрева затворов и пазов водозаборного сооружения для предохранения затворов от примерзания их поднимают и опускают через определенные промежутки времени;
-
— при большой пропускной способности водосбросных сооружений гидроузла в рабочем состоянии оставляют часть затворов, обеспечивающую пропуск максимального зимнего расхода. Она поддерживается в рабочем состоянии с помощью обогрева, остальные затворы устанавливают на порог и защищают от динамического воздействия льда.
-
7.7 Гидромеханическое, грузоподъемное, электротехническое оборудование, средства контроля и приборы управления не работающих в зимнее время ГТС подлежат ревизии в конце поливного сезона и консервации. Трубопроводы, лотки, корпуса насосов и запорной арматуры освобождают от воды.
-
7.8 В зимний период проводят весь объем работ по текущему и капитальному ремонту подводных частей ГТС. очистке каналов от заиления, а также по реконструкции ГТС.
-
7.9 На плавучих насосных станциях в зимний период производят скалывание льда или его размыв по периметру корпуса бортов.
-
7.10 Рабочие органы и оборудование гидрометрических постов, водомерных сооружений, рыбозащитных устройств подлежат демонтажу, ревизии, консервации и хранению в специальных защищенных местах.
-
7.11 На головных водозаборных речных гидроузлах при отсутствии забора воды в зимний период расходы реки транзитом пропускают через сбросные и промывные отверстия при полном открытии затворов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Наблюдения за качеством подземных вод
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Контроль качества подземных вод должен осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и требованиями, установленными в техническом задании, при производстве геологоразведочных и других видов работ.
Это достигается выполнением лабораторных исследований проб подземных вод на следующие виды анализов:
1) Лабораторные исследования на определение неорганических и органических соединений в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01:
— общий химический состав: Fe, NH4, NO3, NO2, Mg, HCO3, CO3, Cl, SO4, Na, K, Si, H2S;
— микрокомпонентный состав: Al, Ba, Be, B, Cd, Mn, As, Ni, Hg, Pb, Se, Sr, F, Zn, Cr, Cn;
— органические вещества: гамма ГХЦГ (лидан), ДДТ (сумма изомеров), 2,4-Д;
— макрокомпоненты, отсутствующие в СанПиН (HCO3, Na+K, Ca, Mg).
Объем пробы – 6 л отбирать 1 раз в год.
2) Лабораторные исследования на определение обобщенных показателей: рН, общей минерализации (сухой остаток), общей жесткости, окисляемости перманганатной, нефтепродуктов (суммарно), ПАВ, фенольного индекса и органолептических показателей (цветность, мутность, вкус, запах).
Объем пробы – 1 л в стеклянной посуде отбирать 4 раз в год по сезонам года.
3) Радиологический анализ.
Радиологические показатели: общая альфа-радиоактивность, общая бета-радиоактивность.
Объем пробы – 1,0 л, отбирать 1 раз в год.
4) Микробиологический анализ.
Микробиологические показатели: термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, общее микробное число. Объем пробы – 0,5 л, отбирать 4 раза в год. По сезонам года.
ГЛАВА V. ИЗУЧЕНИЕ РЕЖИМА И БАЛАНСА ПОДЗЕМНЫХ ВОД
Изучению режима и баланса подземных вод отводится весьма существенная роль и значение в общем комплексе гидрогеологических исследований, выполняемых при решении самых разнообразных народнохозяйственных задач.
Стационарные гидрогеологические наблюдения с целью изучения режима и баланса подземных вод позволяют дать количественную характеристику процессов формирования подземных вод, выявить основные закономерности пространственно-временного изменения их количества, качества и свойств и использовать эти закономерности для обоснования путей наиболее рационального освоения и охраны подземных вод, состава мероприятий по борьбе с их вредным воздействием и способов управления их режимом.
Роль и значение этих исследований будут увеличиваться в дальнейшем по мере роста гидрогеологической изученности территории, развития сети режимных наблюдений и совершенствования методов использования результатов стационарных, наблюдений для выполнения различного рода гидрогеологических прогнозов. Со временем изучение режима подземных вод в естественных и нарушенных условиях будет главным, а нередко и единственным видом полевых гидрогеологических исследований.
Данные наблюдений за режимом и балансом подземных вод будут обеспечивать не только высокую достоверность и обоснованность выполняемых инженерных прогнозов, но и значительное повышение экономической эффективности гидрогеологических исследований и изысканий.
1. В процессе изысканий в необходимых случаях следует выполнять мониторинг отдельных компонентов геологической среды, который может продолжаться в период строительства, а при необходимости и в период эксплуатации зданий и сооружений.
2. Мониторинг проводится в соответствии с заранее разработанным проектом и включает в себя:
- систему стационарных наблюдений за отдельными компонентами геологической среды;
- оценку результатов наблюдений и прогноз изменения геологической среды в связи со строительством.
3. Состав, объём и методы мониторинга должны назначаться в зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий площадки, способа возведения объекта строительства, его конструктивных особенностей и уровня ответственности, удалённости окружающей существующей застройки и в соответствии с результатами геотехнического прогноза.
4. Инженерно-геологический мониторинг на конкретной площадке строительства должен быть увязан с системой регионального геологического мониторинга (при наличии последнего).
5. Натурные наблюдения, выполняемые в процессе мониторинга, могут включать:
- наблюдения за состоянием основания и массива грунта и гидрогеологической обстановкой — наблюдения за изменением физикомеханических свойств грунтов; измерения напряжений и деформаций в грунтовом массиве; наблюдения за составом и режимом подземных вод; наблюдения за развитием неблагоприятных инженерно-геологических процессов (карст, суффозия, оползни, оседание поверхности и др.); наблюдения за состоянием температурного, электрического и других физических полей;
- наблюдения за изменением окружающей природной среды при опасности загрязнения грунтов и подземных вод, при выделении газов, радиационном излучении и т.п. (геоэкологический мониторинг).
6. На основе полученных результатов натурных наблюдений уточняются прогнозы, касающиеся изменения физико-механических свойств грунтов, напряжённо-деформированного состояния грунтового массива и гидрогеологического режима, активизации и развития неблагоприятных геологических и инженерно-геологических процессов.
По результатам мониторинга проектная организация может произвести корректировку проектного решения.
7. При выполнении инженерно-геологического мониторинга применяют следующие виды работ:
- для наблюдений за изменением состояния грунтового массива — бурение, полевые и лабораторные исследования грунтов, а также геофизические исследования
- для контроля за изменением гидрогеологического режима, в том числе развитием депрессионной воронки или подтопления — устройство системы наблюдательных скважин.
8. Общие требования, предъявляемые к мониторингу:
- комплексность, заключающаяся в том, что все наблюдения должны производиться согласованно между собой в пространстве и во времени;
- установка всех точек наблюдений в наиболее характерных местах;
- частота наблюдений определяется интенсивностью и длительностью протекания наблюдаемых процессов;
- точность измерений должна обеспечивать достоверность получаемой информации и должна быть согласована с точностью расчётов;
- по результатам мониторинга должен быть составлен отчёт.
Что такое цикличные наблюдения в гидрогеологии?
Цикличные наблюдения – систематически повторяющиеся измерения с заданной периодичностью. Цикличность задается установленной программой наблюдений. В зависимости от типа объекта, геологических условий, интенсивности происходящих процессов назначают частоту производства наблюдений. Как правило измерения производят через равные промежутки времени, что позволяет провести необходимую интерполяцию значений во времени, оценить скорость и динамику изменений.
Цикличные наблюдения по пьезометру – это система регулярных наблюдений за тем, как изменяется ситуация с подземными водами под влиянием природных причин и деятельности человека. Полученные сведения дают возможность решать задачи, связанные с прогнозированием и воздействием на уровень подземных вод. С помощью анализа наблюдательной сети скважин оценивают параметры водоносных горизонтов и водовмещающих отложений, которые не поддаются изучению во время кратковременных опытов.
Мониторинг включает систематические наблюдения и фиксирование результатов в журналах, ведение отчётной документации.
Преимущества специалистов Лаборатории Экспертиз
Для проведения полноценного мониторинга подземных вод необходимо иметь специальное оборудование, датчики, иметь опыт работы с оборудованием, в том числе химикатами.
Лаборатория Экспертиз за годы работы собрала штат опытных специалистов, которые справляются со многими нестандартными задачами заказчиков. Это возможно и благодаря современному оборудованию и приборам, которые регулярно проходят поверку в контрольных органах.
После заключения договора составляется программа мониторинга, которая проходит согласование в государственных структурах.
Лаборатория Экспертиз проводит комплексные геологические работы и исследования на строительных объектах и при сооружении водозаборов.
Наблюдательные скважины и гидрогеология предполагают решение инженерно-геодезических задач.
В результате заказчик получает:
- итоги мониторинга в установленной форме,
- акт с указанием реального состояния обсадной колонны, скважины, насосов, установленная глубина скважины, какие ремонтные и профилактические работы проведены
- сведения по химическому и микробиологическому составу подземных вод.
Лаборатория Экспертиз нацелена на повышение качества выполнения работ. Применяем современное оборудование, успешный опыт решения задач и оптимизируем бизнес-процессы.
IX. Санитарно-эпидемиологические требованиям к осуществлению санитарной обработки лиц без определенного места жительства и их вещей
148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.
149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.
Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям.
150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, не имеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.
Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.
151. В санпропускниках должны быть:
- туалеты (раздельные для посетителей и персонала);
- раздевалки;
- душевая;
- комната личной гигиены женщин;
- кладовые чистого и грязного белья;
- помещение для дезинфекции одежды и обуви;
- постирочная;
- хозяйственные помещения;
- помещения для персонала.
267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотии хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
2.2.1. Основными задачами эксплуатации водозаборных сооружений являются:
а) систематический контроль за состоянием источников водоснабжения и работой сооружений и оборудования, а также учет контролируемых показателей с регистрацией их в специальных журналах;
б) учет количества забираемой из источников воды и контролируемых показателей её качества;
в) проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий.
2.2.2. Для проведения наблюдений за работой сооружений персонал должен быть обеспечен необходимыми контрольно-измерительными приборами, оборудованием, транспортом и плавсредствами.
2.2.3. Периодичность и объем анализов качества воды поверхностных и подземных источников водоснабжения определяются по согласованию с местным органом Госсанэпиднадзора с учетом местных условий в соответствии с рабочей программой, требованиями (20, 22, 43) и настоящих ПТЭ.
2.2.4. Обо всех изменениях состояния водоснабжения и ухудшения качества воды в нем, связанных с поступлением загрязняющих веществ, организация ВКХ немедленно ставит в известность органы местного самоуправления, Госсанэпиднадзора, территориальные органы Министерства природных ресурсов, гидрометеослужбы, а также принимает меры к обеспечению нормальных условий работы водозаборных и очистных сооружений.
Примечание. При невозможности обеспечить нормальные условия работы указанных выше сооружений организация ВКХ по согласованию с органами местного самоуправления и Госсанэпиднадзора разрабатывает и осуществляет мероприятия по сокращению забора, обработки и подачи воды в сеть на период до нормализации положения.
2.2.5. При прогрессирующем ухудшении качества воды в источнике водоснабжения и невозможности её кондиционирования с доведением до требований санитарных правил и норм организация ВКХ должна запросить орган местного самоуправления о создании им специальной комиссии с участием представителей организаций, перечисленных в п. 2.2.4 для выяснения причин ухудшения качества воды в источнике и решения вопроса об условиях и возможности дальнейшей эксплуатации водозаборных и очистных сооружений с учетом требований по безопасности ВКХ в чрезвычайных ситуациях (23, 24).
2.2.6. На водозаборных сооружениях в дополнение к необходимым документам согласно требованиям п. 1.6.6 настоящих ПТЭ хранится следующая техническая документация:
а) генеральный план площадки водозаборных сооружений с нанесенными подземными коммуникациями и устройствами;
б) технологическая схема коммуникаций агрегатов и переключений;
в) схема автоматизации и телемеханизации;
г) паспорта на водозаборные сооружения и установленное оборудование;
д) журнал учета количества и качества забираемой из источника воды (он может находиться в центральном диспетчерском пункте);
е) журнал контроля и учета работы сооружений и оборудования.
2.2.7. На водозаборных сооружениях поверхностных источников водоснабжения, кроме того хранятся следующие документы:
а) основные технологические чертежи (схемы) по конструкциям насосной станции 1-ого подъема, водоприемной части, включая насосные затопленные водоприемники;
б) инструкция по эксплуатации конкретного водозаборного сооружения с выделением эксплуатации водоприемной части при условии обеспечения наносозащиты, шугозащиты и рыбозащиты.
2.2.8. На водозаборных сооружениях подземных вод, кроме того, хранятся следующие первичные документы на скважины:
а) буровой журнал;
б) исполнительные гидрогеологический и технический разрезы скважины;
в) материалы опробования скважины откачкой после бурения;
г) данные анализов воды, откачиваемой после окончания бурения скважин;
д) акты об отклонениях, происшедших при бурении скважины;
е) данные о причинах изменения проекта скважины;
ж) данные о системе измерений уровней и дебита эксплуатационных скважин;
з) данные об интервале глубин установки погружного насоса и способе его установки (крепления);
и) данные об обвязке скважины и устройстве оголовка.
Примечание. Если водозаборные сооружения работают без постоянного эксплуатационного персонала, то указанная документация хранится в подразделении, отвечающем за эксплуатацию этих сооружений.
2.2.9. В процессе эксплуатации в техническую документацию водозаборных сооружений вносят данные о результатах плановых проверок освидетельствований технического состояния сооружений, наблюдениях за режимом работы сооружений, анализах воды, а также сведения обо всех изменениях и переустройствах в схеме коммуникаций, замене оборудования и проведенных ремонтах.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 22.1.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Эксплуатация мелиоративных систем, их составных частей, элементов и отдельно расположенных ГТС осуществляется в отношении:
— государственных мелиоративных систем, их составных частей, элементов и отдельно расположенных ГТС, отнесенных к федеральной собственности, — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию;
— государственных мелиоративных систем, их составных частей, элементов и отдельно расположенных ГТС, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены государственные мелиоративные системы, их составные части, элементы и ГТС;
— мелиоративных систем, их составных частей, элементов и отдельно расположенных ГТС, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления;
— мелиоративных систем, их составных частей, элементов и отдельно расположенных ГТС совместного и индивидуального пользования — собственниками таких систем и отдельно расположенных ГТС.
Работы по эксплуатации государственных мелиоративных систем и ГТС, отнесенных к федеральной собственности, выполняют в соответствии с государственным заданием, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Мелиоративные системы подразделяются на оросительные, осушительные, польдерные, оросительно-обводнительные и осушительно-увлажнительные системы двойного регулирования, предусматривающие возможность осуществления функций дополнительного водораспределения.
8.1 Ежегодно до наступления паводкового периода на ГТС создают паводковую комиссию под руководством руководителя учреждения или главного инженера эксплуатирующей организации. В задачу комиссии входит разработка плана мероприятий по обеспечению пропуска половодья (паводка) через гидроузел и защиты ГТС от повреждений.
8.2 Перечень документации, предоставляемый бюджетными учреждениями в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на мелиоративные системы и ГТС федеральной собственности при подготовке и проведении противопаводковых мероприятий:
— план инженерно-технических и организационных мероприятий по подготовке ГТС, относящихся к государственной собственности Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении соответствующих учреждений, к пропуску паводковых вод в соответствующем году, согласованный с территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, к чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— акт обследования ГТС, подготовленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— дефектная ведомость (дефектный акт), подготовленная(ый) межведомственной комиссией, действующей согласно приказу директора соответствующего учреждения, в состав которой входят представители соответствующего регионального центра и администрации муниципального образования, на территории которого находится ГТС, и утвержденная(ый) директором соответствующего учреждения;
— расчет стоимости выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, подготовленный в соответствии с нормативно-правовой документацией;
— ситуационный план на выполнение работ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, утвержденный директором соответствующего учреждения и заверенный печатью учреждения, с приложением фотоматериалов.
8.3 План мероприятий по пропуску половодья (паводка) разрабатывают заблаговременно, основываясь на предыдущих и текущем прогнозах Роскомгидромета, содержащих сроки начала и конца половодья, размер и характер его прохождения, а также максимальные величины приточного расхода половодья, который включает следующее:
— режим предварительной сработки;
— режим работы в период прохождения паводковых расходов;
— график маневрирования затворами;
— перечень аварийного запаса строительных материалов и мест их нахождения, необходимых для ликвидации возможных размывов и повреждений сооружений, а также перечень транспортных средств, специальной одежды, инструментов и оборудования.
8.4 Если для пропуска половодья предусмотрено использование водопропускных сооружений, эксплуатируемых другими ведомствами, то необходимо до начала паводка составить согласованные мероприятия по их подготовке к работе и определить порядок включения в работу.
8.5 В состав подготовительных работ перед половодьем (паводком) включены:
— общий осмотр паводковой комиссией состояния ГТС;
— проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
— завершение плановых ремонтов всех ГТС, в том числе устройств, обеспечивающих отвод талых и дренажных вод;
— проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;
— выполнение мероприятий по обеспечению надежной работы затворов и их подъемных устройств;
— разборка или удаление временных сооружений и конструкций;
— дополнительное укрепление откосов грунтовых сооружений и берегов в местах, подверженных размыву;
— защита линий электропередач, расположенных в пойменных участках, от подмыва оснований и воздействия льда во время ледохода;
— расчистка от снега и наледей нагорных канав у сооружений, кюветов на гребне и бермах плотин;
— вывоз до наступления высоких вод с затопляемых территорий оборудования, механизмов, материалов и др.;
— подготовка к возможному выполнению мероприятий по ослаблению ледяного покрова, в том числе к производству взрывных работ;
— разработка и согласование с местными органами власти и другими организациями совместных планов действий в случае аварийных ситуаций при прохождении ледохода и высоких вод, в том числе по оказанию помощи эксплуатирующей организации;
— организация аварийных бригад на время пропуска половодья (паводков), их обучение производству работ, которые могут потребоваться при пропуске паводка, проведение инструктажа по технике безопасности;
— усиление электроосвещения акватории в зоне водосбросов;
— проверка и поддержание в исправном состоянии проездов и подъездов для автомобильного транспорта к ГТС и складам аварийного запаса с учетом неблагоприятных метеорологических условий.
8.6 Срок окончания подготовительных работ устанавливают в зависимости от местных условий, но не позднее чем за 15 дней до начала половодья, определенного прогнозом Роскомгидромета. Осуществляют ежедневный контроль над своевременным выполнением мероприятий, предусмотренных планом по пропуску половодья.
8.7 В местной инструкции по эксплуатации ГТС приведен перечень работ, выполняемых на сооружении в период подготовки и прохождения паводка, с распределением обязанностей эксплуатационного персонала на этот период.
8.8 Режим предпаводковой сработки ГТС при пропуске половодий устанавливают в соответствии с требованиями Правил эксплуатации заиляемых водохранилищ малой и средней емкости. Режим работы в этот период осуществляют, как правило, службы оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) согласно диспетчерским графикам.
8.9 Для каждого ГТС разрабатывают схему оптимального маневрирования затворами в зависимости от прохождения паводка, обеспечивающую наиболее благоприятные условия сопряжения потока в нижнем бьефе и не приводящую к повреждениям ГТС, разрушению креплений и подмывам дна, с учетом режима работы.
8.10 Режим работы водосбросных сооружений установлен проектом с последующим уточнением по мере накопления опыта эксплуатации и заносится в местную инструкцию по эксплуатации ГТС. Возможные отступления от порядка работы водосбросных отверстий с целью сброса плавающего льда, шуги и мусора указаны в местной инструкции.
8.11 Пропуск паводковых расходов и плавника
8.11.1 В порядке подготовки к пропуску паводка проводят:
— обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа;
— опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования;
— восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования;
— завершение ремонта сооружений и оборудования;
— организацию и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства, оснащение инструментами, средствами транспорта и связи.
8.11.2 При пропуске весеннего паводка особое внимание необходимо уделять возможному возникновению заторов и зажоров льда, принимать оперативные меры по их предупреждению, пропускать лед через водосбросные отверстия по всему их фронту.
8.11.3 При пропуске летних паводков, формируемых таянием ледников и снега в верховьях реки, обильными ливнями или сочетанием того и другого эксплуатационная служба особое внимание уделяет готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствию приемлемого времени на открытие затворов скорости нарастания паводка.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
— открытие водосбросных отверстий производится постепенно с целью недопущения образования больших волн, а также для возможно большего распределения потока сбрасываемой воды по всему фронту сооружения;
— если водосливные отверстия имеют различные отметки гребня, то первоочередной сброс воды осуществляют через водосбросные отверстия, имеющие более высокую отметку гребня водослива;
— не допускать сосредоточенных сбросов воды, особенно при низком уровне нижнего бьефа, создавать оптимальное направление потока воды и допустимые скорости.
8.11.4 О возникновении аварийных ситуаций эксплуатационная служба немедленно оповещает органы государственной власти и соответствующие дежурно-диспетчерские службы.