Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минздрав утвердил правила аккредитации врачей и медсестер на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы стать фельдшером, нужно подать документы в медицинский колледж на факультет «Лечебное дело» после окончания 11 классов школы. Учеба на этом факультете есть только в очном формате. Студентам нужны знания и навыки, которые они не могут получить на дистанционном обучении.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
- Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
- Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
- Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
- Организация работы хирургического отделения стационара и поликлиники.
- Теоретические основы сестринского дела.
- Сестринская помощь в периоперативном периоде.
- Основы анестезиологии и реанимации.
- Сестринская помощь при хирургических заболеваниях.
- Сестринская помощь при кровотечениях и в трансфузиологии.
- Основы хирургии опухолей. Сестринский процесс при заболеваниях костно-мышечной системы.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
- Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
- Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
- Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
- Организация работы хирургического отделения стационара и поликлиники.
- Теоретические основы сестринского дела.
- Сестринская помощь в периоперативном периде.
- Основы анестезиологии и реанимации.
- Сестринская помощь при хирургических заболеваниях.
- Сестринская помощь при кровотечениях и в трансфузиологии.
- Десмургия.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
- Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
- Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
- Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
- Общие вопросы анестезиологии и реанимации.
- Анестезиологическая помощь.
- Реанимационная помощь. Интенсивная терапия.
- Анестезиологическая и реанимационная помощь в педиатрии.
- Анестезиологическая и реанимационная помощь в акушерстве.
- Санитарно-противоэпидемический режим в ОАРИТ.
Можно ли стать фармацевтом
Для фельдшера не существует переподготовки на фармацевта. Фармацевт — это специалист, окончивший химико-фармацевтический или медицинский ССУЗ по специальности «Фармация».
Фармацевты работают, в основном, в аптеках, занимаясь продажей лекарственных средств. Также они могут изготавливать простые лекарства по готовым рецептам.
Поступить в колледж можно после 9 или 11 класса, однако фельдшеру целесообразнее пойти в медицинский ВУЗ и по окончании стать провизором, то есть специалистом с высшим образованием в области фармакологии.
Провизор может работать не только в аптеке. Этому специалисту доступны широкие возможности профессионального развития и применения полученных знаний:
- разработка и испытание новых препаратов в НИИ;
- изготовление сложных лекарств на фармацевтических фабриках;
- контроль качества лекарств на фабриках, складах и в лабораториях;
- преподавание в медицинском ВУЗе.
Таким образом, фельдшер может стать фармацевтом или провизором только отучившись заново в ССУЗе или ВВУЗе по полной программе и получив новый диплом.
То же касается и ряда других специальностей, имеющих непосредственное отношение к медицине. Например, фельдшер не может стать фельдшером-лаборантом, несмотря на сходные названия профессий. Для того, чтобы работать в области судмедэкспертизы, необходимо закончить колледж по специальности «Лабораторная диагностика».
Описание курса «Лечебное дело»
Курс профессиональной переподготовки медсестер в Санкт-Петербурге – форма дополнительного образования, рассчитанного на слушателей с базовой медицинской подготовкой. На курс принимается практикующий средний медицинский персонал либо младшие специалисты сразу после медицинского колледжа, училища. Прохождение обучения доступно для них в двух формах:
Обучение реализуется в очно-заочном формате с применением дистанционных технологий. Это значит, что для усвоения учебной программы вам не придется посещать сессию, аудиторные лекции. Занятия проходят виртуально, доступ к учебным материалам организован в простой и понятной форме.
В случае успешного прохождения итогового тестирования слушатели получают диплом государственного образца о переподготовке врача-фельдшера.
Фельдшер – это медработник, который имеет среднее специальное образование и оказывает доврачебную медицинскую помощь. В местах, где не предусмотрена должность врача, фельдшер выполняет его обязанности (например, в медпунктах, расположенных в сельской местности).
Профессия фельдшера, как отдельная специальность, появилась в Средневековье. Так называли полевого военного врача в Германии – само название происходит от немецкого слова «поле» (Feld), поскольку фельдшер поначалу считался полевым цирюльником, а позже – полевым лекарем. Цирюльник в данном контексте может показаться неуместным, однако раньше цирюльники могли выполнять элементарные врачебные обязанности: в том числе поставить пиявки или сделать кровопускание.
В современном мире фельдшер по своим обязанностям и объему знаний практически ни в чем не уступает врачу – например, в ходе работы в составе бригады скорой помощи ему часто приходится оказывать неотложную помощь при разных обстоятельствах, самостоятельно принимая решения, от которых зависят жизни пациентов.
Фельдшер, как и любой другой медработник, обязан регулярно проходить курсы повышения и подтверждения квалификации. При должном уровне квалификации и получении высшего образования фельдшер может претендовать на должность врача или фармацевта.
Фельдшер является специалистом широкого профиля, поэтому в зависимости от конкретного места работы может выполнять разные функции. В отсутствие врача он выполняет его должностные обязанности, а потому может:
- оказывать первую помощь и проводить реанимационные мероприятия,
- назначать лечение,
- выписывать рецепты и больничные листы,
- производить ЭКГ,
- пунктировать яремную вену,
- проводить несложные операции,
- при необходимости принимать роды.
В перечень обычных обязанностей фельдшера, который выполняет функции ассистента врача, входит:
- измерение давления,
- сбор анамнеза,
- направление пациента к узкоспециализированному доктору,
- выполнение поручений врача,
- контроль состояния больных в стационаре и на дому.
Преимущества профессии фельдшер
Фельдшер не просто работает с людьми – он ежедневно сталкивается с людским горем и оказывает профессиональную медицинскую помощь. Другими словами, в работе фельдшера очень часто присутствуют стрессовые ситуации (особенно если специалист работает в бригаде скорой помощи), что не может не отразиться на психо-эмоциональном состоянии самого медработника.
Это социально значимая профессия. Она востребована на рынке труда, поэтому фельдшеру достаточно просто найти работу. При этом обучение на фельдшера занимает меньше времени, чем получение врачебной специализации, а фельдшерская практика существенно облегчит получение высшего медицинского образования.
Благодаря умению делать уколы/перевязки и ставить капельницы фельдшер может найти дополнительный заработок как на постоянном месте работы, так и частным образом.
Я по образованию медсестра, хочу получить профессию фельдшера,
- Медицинская сестра
- Старшая медицинская сестра
- Медицинская сестра палатная (постовая)
- Медицинская сестра процедурная
- Медицинская сестра перевязочная
- Медицинская сестра участковая
- Медицинская сестра приемного отделения
- Медицинская сестра патронажная
- Медицинская сестра по приему вызовов скорой неотложной помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи
- Медицинская сестра стерилизационной
- Заведующий здравпунктом – медицинская сестра
- Заведующий кабинетом медицинской профилактики – медицинская сестра.
Главный корпус
Ранее Медицинское училище №5
119071, г. Москва, Ленинский пр-т, д.35а;
Структурное подразделение (СП №1)
Ранее Медицинское училище №4
115230, г. Москва, Каширское шоссе, д.15, кор. 2;
Структурное подразделение (СП №2)
127206, Москва, Чуксин тупик, д.6;
Структурное подразделение (СП №3)
Ранее Медицинское училище №19
107150, г. Москва, ул. Ивантеевская, д.25, кор.1;
Для записи на курсы повышения квалификации по программе «Лечебное дело (Фельдшер)» предоставьте:
-
Диплом о высшем/средне-специальном образовании, соответствующие профилю учебной программы;
-
Паспорт гражданина Российской федерации;
-
Для студентов высших/средне-специальных учреждений медицинского образования: справка с места учебы;
-
Для тех, кто менял имя либо фамилию: подтверждающий документ (свидетельство о браке и т.д.)
Все перечисленные документы вы можете предоставить в электронном виде.
Обратите внимание, что согласно Приказу Минздрава России от 22.12.2021 №1043н,медицинские специалисты, желающим пройти курсы профессиональной переподготовки фельдшеров по лечебному делу в 2021 году, получают сертификаты, минуя процедуру аккредитации. Успейте пройти переподготовку до конца 2021 года.
Аккредитация будет введена для слушателей курсов переподготовки с 1 января 2021 года.
ВАЖНО! Профессиональную переподготовку фельдшеров по программе «Лечебное дело» могут пройти только специалисты, имеющие базовое среднее или высшее профессиональное образования :
- «Среднее профессиональное образование»;
- «Высшеее профессиональное образование».
Помимо указанных выше мер социальной поддержки и льгот медицинским работникам полагаются, в частности, следующие.
Медработникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, при определенных условиях предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере от 0,5 до 2 млн руб. (в зависимости от региона и должности работника) (пп. «а» п. 5, п. 6 Приложения N 5 к Программе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640).
Доходы медицинских работников в виде указанной единовременной компенсационной выплаты не облагаются НДФЛ (п. 37.2 ст. 217 НК РФ).
Кроме того, медицинским работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607).
Отдельная выплата полагается за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний.
Так, врачу-терапевту, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога, выплата производится в размере 500 руб. (ч. 28 ст. 51 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; пп. «а» п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1940).
Отметим также, что на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ медицинские работники сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения (ч. 14 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).
Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Закона от 28.05.2022 N 140-ФЗ; п. п. 1, 2, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 1994; Приказы Минтруда России от 28.05.2019 N N 360 и 362).
Курсы дополнительного образования для среднего медперсонала
Необходимость непрерывного обучения медицинского персонала обусловлена изменением правил и регламентов системы здравоохранения в РФ: в работу медсестер, фельдшеров, фармацевтов внедряются новые стандарты, системы автоматизации труда, меняются критерии оценки их результатов работы медицинских организаций.
Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников среднего и высшего медицинского персонала в удобном дистанционном и очно-заочном формате обучения.
Учебные программы разработаны с учетом потребностей специалистов в условиях интенсивной занятости. Материалы курса (литература, лекции, статьи и многое другое) адаптированы для дистанционного изучения. Слушатели могут использовать систему тестирований по всему пройденному материалу для самопроверки знаний, а также удаленно консультироваться с преподавателями МУИР.
Кто может пройти обучение
Претендовать на место в учебных учреждениях по направлению от ЦЗН могут следующие лица:
- безработные люди, являющиеся гражданами РФ, статус которых официально оформлен согласно Законодательству РФ;
- граждане РФ, имеющие инвалидность, ограниченные возможности здоровья;
- женщины, которые на данный момент пребывают в декретном отпуске;
- безработные женщины, у которых есть дети-дошкольники.
Программа Worldskills Russia
В 2020 году была запущена программа Worldskills Russia. Данная программа позволяет людям, которые стали жертвами последствий коронавируса, получить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Возможность обучения могут получить, например:
- выпускники образовательных организаций;
- люди, пребывающие в поиске работы;
- работающие граждане, которые находятся под риском сокращения.
Такая программа доступна во всех регионах РФ. Представлено более 170 возможных направлений программы Worldskills Russia. Изучить полный список курсов можно на официальном портале проекта.
Программа проходит на базе высших учебных заведений, колледжей и организаций дополнительного профессионального образования, которые имеют компетентных и квалифицированных специалистов, педагогов и необходимое для обучения оборудование.
Как переучиться с медсестры на фельдшера?
Между профессиями медсестры и фельдшера есть существенное различие: фельдшер может быть более самостоятельным в принятии важных и экстренных решений – ставить диагнозы, назначать лечение, выписывать рецепты, – а медицинская сестра действует исключительно по указанию врача.
Можно ли переучиться на фельдшера после прохождения переподготовки? Это сложный вопрос. Некоторые юристы утверждают, что закон не предусматривает возможности переподготовки по специальности «Лечебное дело» для экспертов любых других специальностей. То есть, имея диплом и сертификат по направлению «Сестринское дело», нельзя стать фельдшером без среднего образования по «Лечебному делу». В то же время предложений по курсам профпереподготовки для медсестер, желающих стать фельдшерами, в учебных центрах и медучилищах довольно много, время обучения – в среднем от 1 до 3 лет. Где же правда?
Приказ Минздрава №707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»», действительно, не предполагает переподготовки медсестры на фельдшера. Но эксперты отмечают: возможность пройти переподготовку и получить диплом есть, – если медсестра фактически работала фельдшером в течение 10 лет и может подтвердить это на основании приказа Минздрава № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков…».
Согласно этому приказу, государственные и муниципальные образовательные и научные организации направляют сотрудников, имеющих среднее или высшее медобразование, не соответствующее квалификационным требованиям, но проработавших непрерывно более 5 лет, на повышение квалификации (от 100 до 500 часов), от 5 до 10 лет – на профпереподготовку (свыше 500 часов).
Некоторые эксперты рекомендуют медсестрам, вместо того чтобы получать профессию «фельдшер», учиться на врача – в вузе.
Какие нужны документы для того, чтобы подать заявление?
Примерный перечень необходимых документов включает:
-
копия паспорта (со страницей, где указано место жительства);
-
копия документа об образовании;
-
копия трудового договора сроком на пять лет;
-
копия ИНН;
-
копия СНИЛС;
-
согласие на обработку персональных данных;
-
справка о наличии (об отсутствии) судимости;
-
реквизиты банковского счета;
-
другие документы, перечень которых может быть утвержден локальным актом субъекта, где расположена сельская местность.
Точный список документов можно уточнить в отделе кадров медицинской организации или в региональном министерстве здравоохранения.
В регионах, где работает программа «Земский фельдшер», в 2018 году она дала хорошие результаты: в сельских населенных пунктах увеличилась численность фельдшерского состава.
С учетом положительных результатов принято решении о продлении программы в 2023 году.
С 2023 г. Правительством РФ, по поручению Президента РФ, было решено отменить возрастной ценз в программах «Земский врач» и «Земский фельдшер». С указанного года подъемные в 1 млн и 500 тыс. р. смогут получить соответственно врачи и фельдшеры старше 50 лет. Необходимые изменения в Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» были внесены до 1.12.2019 г.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!
С заседания Совета по правам человека
Я.Власов: Спасибо большое.
Не так давно мы делали исследование по одному значимому вопросу, а именно – каким образом исполняются указы Президента относительно состояния врачебных кадров в той части, которая захватывает заработную плату врачей.
Почему мы вышли на этот вопрос? Ежегодно, каждые полгода фактически мы проводим исследование среди пациентского сообщества, каково качество оказания медицинской помощи населению. И самой главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие в первичном медицинском звене узких специалистов – врачей. И стоит вопрос, почему же у нас вроде бы большое количество студентов оканчивает институты, большое количество молодых докторов выпускается, почему же у нас постоянно такие прорехи? Ведь примерно 60 процентов пациентов говорят, что они врача узкой специальности в первичном звене не видят.
Когда мы идём в сельские территории, мы видим, что у нас не хватает докторов в сельских территориях, что у нас практически 60 процентов недостаточно таких врачей там, в сельской медицине.
Обратились с вопросом сначала к самим врачам: что, собственно говоря, вам мешает работать в системе здравоохранения? И увидели несколько основных тем. Особенно для молодёжи – в течение трёх лет 30 процентов молодых врачей уходят из специальности, это очень много.
Что мы увидели. На первом месте – низкая заработная плата. На втором месте – негативная коннотация внутри самого медицинского сообщества, негативное наставничество, так сказать. И на третьем месте – проблема с повышением своего профессионального уровня.
Вы знаете, после того как мы стали исследовать эту проблему, мы увидели, что в среднем по Российской Федерации (мы не берём Москву и Петербург) заработок врача составляет примерно 52 тысячи рублей. Это опрос врачей, более полутора тысяч человек в 60 регионах. Это врачи линейные, то есть это те, которые непосредственно работают с пациентом, не главврачи. Хорошо. А сколько на ставку? А на ставку в одном государственном учреждении у нас врач получает примерно 20 тысяч рублей. Это очень мало. А когда мы задаём вопрос, а сколько вам надо ставок, чтобы получить вот эти 52 тысячи рублей, мы видим, что более 30 процентов врачей работают более чем на две ставки, более 30 процентов. Это приводит, естественно, к профессиональному выгоранию.
После исследования с госкорпорацией «Росатом» относительно выгорания врачей в ФМБА и в некоторых других [организациях], в малых городах, мы можем сказать, что более 80 процентов врачей имеют в той или иной степени профессиональное выгорание. Где-то порядка 7 процентов – это люди, которые безвозвратно уходят из системы здравоохранения, и порядка, извините, 60 процентов – это средняя степень вот этого профессионального выгорания. Таким образом, мы этих людей теряем.
Вопрос связан с тем, каким образом всё-таки врача оставить в специальности, защитить его от внешних проблем. Помните, одно время были нападения на врачей, тогда министр Вероника Игоревна Скворцова говорила: «Давайте мы их приравняем к МВД», – для того чтобы нападение на такого человека при исполнении соответствовало определённому уголовному преследованию.
Сейчас мы поднимаем другой вопрос: а давайте мы их приравняем к военным, для того чтобы врач имел базовую оплату, оклад (не заработную плату, а оклад) – пусть это будет четыре МРОТ, пусть это будет шесть МРОТ, но это средства, которые доктор мог бы получать в любой точке Российской Федерации на основании общей сетки, и уже от них считать дополнительные средства какие-то: стаж, трудности климатические и так далее. И это было бы, наверное, правильно, потому что врачи на самом деле – это тоже вопрос безопасности страны.
На сегодняшний момент это, конечно, не единственная проблема для врача. Вторая проблема – это вопрос, как сейчас происходит образование врачей. То есть мы переходим к главному во враче – это его образованности. Потому что врач, который не учится, – уже не врач. У него должно быть постоянно повышение квалификации.
И самое главное: а что такое у нас сейчас высшая школа, профессорский состав? Могу Вам сказать, что профессорский состав на сегодняшний день врачами уже не является, по сути, поскольку он лишён медицинского стажа. То есть получается, что преподаватель высшего учебного медицинского заведения, профессор – условно, может быть, это и академик, – не имеет медицинского стажа.
Средняя заработная плата профессоров вузов – 30–35 тысяч. Конечно, они тоже уходят из специальности. Мы разрушаем нашу образовательную школу для врачей, и мы с этим должны тоже что-то делать. В плане МРОТ мы предлагаем привязать преподавательский состав: шесть–восемь МРОТ в высших учебных заведениях. Это наше предложение, которое мы готовили. Вот это важные моменты.
Что касается СВО. Большое количество докторов, которые пошли работать сейчас в СВО, возвращаются. Это люди, на мой взгляд, героические. Безусловно, с ними надо сейчас работать, им нужна тоже психологическая помощь.
Если речь идёт непосредственно по медицинской помощи в СВО. Первое – у нас не хватает специалистов в области полевой медицины, мало. Надо поднимать полевую медицину. Военно-медицинская академия имени Кирова лучше других знает, как это делать.
Далее. Не хватает перевязочных пакетов. То есть идёт такой огромный расход этого, извините за тавтологию, расходного материала для перевязок, что его просто не хватает. На самом деле никакие медикаменты в эти регионы не будут лишними, их надо поставлять. Причём, если есть возможность дать некую такую разнарядку от регионов… Ведь огромное количество лекарственных препаратов, перевязочных материалов находится в складских помещениях фармацевтических компаний с истекающим – не истекшим, а истекающим сроком использования, то есть до полугода ещё. Пожалуйста, пользуйся. Они там уходят на ура. Ими надо обеспечивать.
Ну и, конечно, надо обучать санинструкторов работе по перевязке и оказанию первой помощи, потому что врачи вынимают, извините, жгуты по полтора метра из раны и не понимают, почему она не заживает, – она неправильно обработана, этому надо учить.
Вот такие вопросы. И было бы здорово, конечно, если бы мы могли оказать более деятельную помощь на местах, именно обучая наших коллег, в том числе и в республиках.