Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы иностранному гражданину зависят от его статуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Зачем определять статус
По пунктам, чем отличается временное пребывание от временного проживания в трудовых взаимоотношениях:
Тарифы взносов в ОМС и ОСС с выплат на таких сотрудников различаются (пенсионные взносы одинаковые).
В законе не указано, как определить временно пребывающий или временно проживающий, единой базы с общедоступными сведениями нет. Определяется статус только по документации иностранца, которую он предоставит. РВП выглядит как отметка, штамп в паспорте, виза вклеивается или вкладывается в документ, удостоверяющий личность, миграционная карта — отдельный бланк. В период пребывания статус может поменяться, поэтому в трудовом контракте рекомендуется предусмотреть ответственность лица за отсутствие уведомления об этом работодателя.
Каких иностранцев называют временно пребывающим
Временно пребывающими называют лиц, законно присутствующих на территории РФ и имеющих миграционную карту, но не имеющих вида на жительство (ВНЖ) либо разрешения на временное проживание (РВП) — это следует из ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Время пребывания такого иностранца ограничивается сроком оформленной ему визы, в безвизовом порядке — не больше 90 дней, при этом в некоторых случаях сроки могут быть длиннее.
Иначе говоря, временное пребывание — это первый этап в процедуре получения иностранцем ВНЖ.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как принять на работу иностранца.
Чем отличается временно проживающий
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.
Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.
Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:
- подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
- получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
- получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, ст. 18 ФЗ-115).
Кого называют временно проживающими
Временно проживающими считаются иностранные граждане, имеющие оформленное в законном порядке РВП, которое позволяет им проживать на российской территории. Срок, на который иностранец получает РВП, — 3 года. После этого ему необходимо получить ВНЖ, ведь такое разрешение продлить нельзя.
Это кардинально отличает данный статус иностранного гражданина от других, потому что срок действия миграционной карты может быть продлен многократно, а у ВНЖ нет такого срока (исключение — высококвалифицированные сотрудники, срок ВНЖ которых равен сроку действия разрешения на работу).
В целях идентификации иностранцам, временно проживающим на территории России, проставляют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено это право. Если такого документа нет, РВП оформляют отдельно.
И еще один нюанс — такой сотрудник может осуществлять трудовые обязанности только на территории субъекта проживания, кроме тех работников, которые перечислены в Приказе Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н.
Отличие временно пребывающего иностранца от временно проживающего состоит в: документе, разрешающем его пребывание на территории РФ; перечне прав; сумме уплачиваемых за него страховых взносов.
Другие особенности и риски
Помимо трудностей с выселением собственник может столкнуться и с другими проблемами.
Чем грозит временная регистрация собственнику квартиры:
- привод в квартиру посторонних людей, которые могут вести себя аморально и противоправно;
- затопление соседей;
- намеренная порча имущества;
- использование квартиры не по назначению и не для проживания, а, к примеру, для собрания шумных компаний, пьянок, азартных игр и т.д;
- отказ оплаты за жилье и коммунальные услуги;
- сдача помещения в поднаем «в обход» согласия и уведомления собственника;
- оформление кредита и последующая его неуплата;
- совершение преступления.
Последствия временной регистрации для собственника могут быть самые разные. Если у зарегистрированного лица имеется в собственности автомобиль, то штрафы за нарушения ПДД будут приходить на почту по месту пребывания.
Ответственность временно пребывающих в РФ
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
- в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
- осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
- привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам
Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:
-
взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);
-
взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);
-
взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).
К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.
Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:
-
на обязательное пенсионное страхование;
-
на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-
на медицинское страхование;
-
на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).
Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.
Где можно и где нельзя зарегистрироваться
Зарегистрироваться временно можно не только в квартире или доме. Регистрация по месту пребывания возможна в различных учреждениях — студенческом общежитии, гостинице, хостеле, пансионате, турбазе, медучреждении и учреждении уголовно-исполнительной системы. Также с 1 января 2019 года россияне могут регистрироваться на дачах. При этом загородный дом должен соответствовать требованиям для постоянного проживания.
Но есть объекты недвижимости, в которых зарегистрироваться нельзя. Например, ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна.
Список документов для временной регистрации:
- документ, подтверждающий личность гражданина;
- документы на право распоряжения жилым помещением. самые распространенные — договор аренды или найма;
- заявление о регистрации по месту пребывания. Оно должно быть подписано заявителем (временно въезжающим в новое жилое помещение) и собственником;
- паспорта и согласие всех зарегистрированных в квартире. Как правило, такое согласие требуется от совершеннолетних членов семьи собственника. Если квартира в субаренде, то согласие потребуется и от арендатора, и от собственника. Если арендованная квартира принадлежит нескольким лицам в долях, то согласие потребуется от всех собственников.
Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ
С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.
Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.
Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.
Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:
- перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
- сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
- к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.
Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.
УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354
Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.
Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.
Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.
Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.
Адрес фактического проживания: что это значит
Институт прописки существовал в Советском Союзе и даже еще до его появления. Она имела разрешительный характер. В 1991 году ее признали неконституционной. Вместо этого, появилась другая процедура – регистрация по месту жительства.
Важно! Несмотря на то, что прописка в России уже давно отменена, граждане страны все же обязаны информировать госорганы о том, где они живут.
После отмены прописки появились временная и постоянная регистрация, а также понятие «адрес фактического проживания». Это жилое помещение, в котором человек проживает фактически большую часть времени. Причем подразумевается именно место, где гражданин живет реально, а не по документам.
Проживать люди могут в различных категориях жилых помещений:
- квартиры;
- жилые дома;
- другие типы жилых помещений.
Кто такие нерезиденты?
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:
-
для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
-
для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
На основании ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», временно пребывающий в России – это иностранец, имеющий визу (или в порядке, не требующем получения визы) и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.
За временно пребывающих иностранных граждан страховые взносы в 2019 году начисляют в следующем порядке (подп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 426 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ):
- на обязательное пенсионное страхование в ПФР и травматизм в ФСС – в обычном порядке;
- на временную нетрудоспособность и материнство – по тарифу 1,8%;
- на обязательный медстрах – не начисляют.
Если иностранец сменил статус
В письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529 ФНС России рассмотрела исчисление страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, у которого в течение расчетного периода изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России.
Налоговый кодекс не содержит специальных норм, регулирующих порядок исчисления страховых взносов в этой ситуации. Поэтому базу по взносам определяют нарастающим итогом с начала расчетного периода в общем порядке.
Таким образом, с момента приобретения иностранцем, работающим по трудовому договору, статуса временно проживающего страховые взносы исчисляют:
- на обязательный соцстрах – по тарифу 2,9%;
- на ОМС – по тарифу 5,1%.
При этом за месяц приобретения нового статуса эти взносы исчисляют только с части выплат, начисленных со дня, в котором статус изменился, до конца месяца.
Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем
Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.
Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.
Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.
В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:
Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.
Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.
Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.
То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.