Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «65. Теория целостности государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.
Целостность государства, государственный и национальный суверенитет
Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая одинаково верна для любого исторического типа государства.
Если целостность государства предполагает прежде всего наличие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, проистекающей из одного источника, опирающейся на общие и обязательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.
Целостность не может существовать в государстве, где отсутствуют социальное равновесие, стабильность общественных отношений, единство экономического, политического, правового, территориального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устройство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедерация — это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политическая власть, один государственный суверенитет — таковы объективные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества и политической власти обеспечивает как целостности, так и суверенитету государства всеобщий, императивный характер, превращает их в реальность.
Целостность государства и его суверенитет — это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не переставали быть определяющими условиями жизнеспособности государства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства — это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализованная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирования общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.
Располагая собственными политико-управляющими структурами, иерархизированной, субординированной и относительно замкнутой организацией, политическая власть имеет совершенно особое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.
Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного пространства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэтому они сопутствуют государству как единой политической организации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.
Целостность государства: понятие, ее обеспечение.
Как и любой социальный институт, государство обладает рядом признаков:
- наличие особой системы органов и учреждений, составляющий государственный аппарат управления, то есть наличие публичной власти;
- наличие территории, на которую распространяется юрисдикция этого государства;
- правовая система, существования норм, соблюдение которых обязательно для всех граждан страны;
- суверенитет, то есть полная независимость и самостоятельность государства по отношению к другим государствам;
- налоговая система;
- наличие суда, армии, органов защиты правопорядка.
Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные основными задачами, стоящими перед обществом.
Конституционно-правовое обеспечение государственной целостности в зарубежных федерациях
Происходящее в условиях глобализующегося мира усложнение внутренних процессов функционирования федеративных государств, изменение в целом их роли на международной арене, распад одних федераций (Чехословацкой федерации в 1993 г., Югославии (СФРЮ) в 1992 г., СССР в 1991 г.), проявление кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративных государственных образований (Канада,
Австралия, Бразилия, Бельгия, Швейцария и др.) требуют поиска наиболее оптимальных форм и методов обеспечения государственной целостности. В связи с этим необходимо изучение различного опыта, в том числе и зарубежного, так или иначе связанного с обеспечением государственной целостности федераций. Именно государственная целостность является естественной чертой независимых государств.
Как сказал СМ. Липсет, «если вы знаете одну страну, Вы не знаете ни одной». «Сегодня как никогда ранее возросла необходимость более широкого использования сравнительного метода в правовых исследованиях» . По мнению А.В. Саленко: «Бесспорным плюсом сравнительного метода является то, что с его помощью гораздо проще выявить сильные и слабые стороны изучаемого явления»2. Немецкие юристы К. Цвайгерт и X. Кетц отмечают, что «правовые исследования приобретают по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимаются выше исследований любой национальной системы» .
Поэтому, как видится, федералистский компаративизм позволит исследовать и сравнить конституционно-правовое обеспечение государственной целостности в зарубежных странах в современной мировой практике. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность конституционно-правового механизма, направленного на укрепление целостности государства и федерализма в России.
Современное государство является одним из сложнейших политико-правовых институтов. И для любого государства, в том числе федеративного государства, проблема обеспечения целостности относится к жизненно важным вопросам.
В настоящее время вопросы сохранения государственной целостности страны актуальны и для конституционной практики Германии, США и Канады. Здесь важным является то, что они входят в шестерку государств с исторически сложившейся системой федеративных отношений. На земном шаре «отдельные федеративные государства, обладая военной мощью, экономическим потенциалом и природным ресурсами, определяют политику мирового сообщества в своих интересах и навязывают иным участникам международных отношений определенную линию поведения (США, Россия, Германия). Нередко противостояние происходит непосредственно между ними. Поэтому имеются все основания утверждать, что некоторые федерации являются государствами, определяющими политическую ситуацию в мире (Германия, Канада, Россия, США)»1.
Но подходы к решению этого вопроса различны. Во многом это можно связать с теми историческими условиями, в которых формировалась та или иная федерация. Если для федераций североамериканского континента Канады и США, сравнительно «недавно» возникших как государственные образования и расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитых пространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличие положений о возможности, в частности, «формирования» центральными властями новых субъектов в рамках федераций, то в Европе ситуация выглядит уже несколько иначе. Федеральные органы «обязаны» гарантировать неприкосновенность территориальных границ субъектов от внешних и внутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственны за обеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальных границ субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, с законодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласии общефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации .
Прежде всего, стоит отметить, что фундаментальные положения международного права, закрепленные в Уставе ООН2 и Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и других международных документах базируются на необходимости соблюдения стабильности в существующей системе международных отношений и относят вопрос о целостности современного государства к его внутреннему законодательству, а опыт современных развитых федераций показывает, что основной упор делается на профилактические, предупредительные меры по сохранению целостности государства.
Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что некоторый «эгоизм» земель и определенные внутрипартийные интересы таят в себе опасность размывания федеративного принципа, подчеркнем, что современная дискуссия о федерализме в Германии показывает, что федеративный принцип является надежным механизмом обеспечения политической, социальной и экономической стабильности общества и как следствие целостности всего федеративного государства.
Роль нормотворческой деятельности органов внутренних дел в конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности России
В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.
Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.
Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .
Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.
Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.
Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.
Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.
Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.
Основные понятия: политика, власть. Власть и легитимность (9, 11 класс)
Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.
Общество не может существовать без власти. Власть необходима, для того чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.
Власть – это:
- способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;
- функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;
- сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;
- реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное усилие политического развития.
1.Целостность территории России является сложным и многогранным геополитическим явлением. Оно отражает многочисленные аспекты этого понятия: наземное пространство, воздушное пространство, подземное пространство, недра земли, внутренние воды, территориальное море, государственная граница, территория федерации, территория субъекта федерации, неделимость территории, целостность государства, суверенитет над территорией, территориальные споры и др.
Обеспечивают целостность территории многие механизмы, среди которых на первый план выходят нация с ее культурной самоидентификацией политическая система общества. Основная же роль в сохранении целостности территории принадлежит государству. Помимо государства активными субъектами в обеспечении целостности территории являются политические партии, церковь, средства массовой информации и коммуникации, профсоюзы и т.д. Особое место занимают угрозы, порожденные глобализационными процессами.
Отдельные стороны современной глобализации в политической и экономической сферах, особенностями которых являются: однополюсная модель мира, стратификация сообщества на богатые и бедные страны, обострение борьбы за ограниченные природные ресурсы планеты, борьба за распределение, перераспределение мирового дохода, несправедливое международное распределение труда, неэквивалентый обмен финансами, товарами и услугами — формируют потенциальную опасность территориальной целостности России. Кроме того, глобализация в информационной сфере характеризуется становлением глобального информационного пространства. Это явление, помимо положительных моментов, несет в себе и деструктивный потенциал целостности российской территории, что проявляется в широких возможностях негативного влияния: на умы российского населения, на моральное разложение нации, на политическую элиту и лидеров государства, на проведение информационных интервенций и т.д. Чрезвычайно важным аспектом является глобализация в культурной сфере. Этот аспект глобализации кроме положительных моментов (формирует глобальное поликультурное пространство, усиливает взаимосвязь между странами и народами) имеет и негативные стороны: стремление западных культур и мировоззрений к глобальному и региональному господству над другими культурами путем осуществления культурной экспансии. Культурная экспансия в последние годы все чаще используется развитыми странами в качестве инструмента реализации политических и экономических устремлений.
Удар по культуре как механизму, формирующему целостность территории, несет мощный потенциал разрушения наций, опасный возможностью территориального расчленения страны. В современном мире глобальное противоборство в культурной сфере только начинается, в перспективе же оно, возможно, будет обостряться, и оказывать сильнейшее влияние на геополитическую ситуацию в целом. России необходимо быть готовой к такому сценарию развития событий. Особую опасность целостности России представляют развитие глобальных демографических и миграционных процессов. В последние годы сложилось глобальное демографическое напряжение между «Севером» и «Югом», которое характеризуется сокращением населения северных стран и ростом населения южных и восточных государств. Это обстоятельство во многом определяет характер мировых миграционных процессов.
Под их влиянием из России на Запад устремляются лучшие представители нации, а в страну широким потоком хлынули иммигранты с южных границ государства, а также со стороны Китая, Северной Кореи и Вьетнама с низким уровнем образования и чуждой культурой. В результате неэквивалентного миграционного обмена в России нарастают процессы деградации нации, межэтнической и религиозной распри. Особенно неблагополучная ситуация в этой связи возникла в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Там катастрофическими темпами убывает коренное население и на этом фоне быстро растет количество иммигрантов из азиатских стран.
Территориальная целостность России,
2. Осуществление мер территориальной целостности России.
3. Территория РФ и ее конституционно-правовой статус.
Обеспечение территориальной целостности России
Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.
Согласно сложившемуся в науке пониманию целостность – это обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.
Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, – в этом случае это понятие употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне.
Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.
Осуществление мер территориальной целостности
России
Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти».
Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.
Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:
1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.
2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.
3. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории допускается в пограничной зоне и только в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.
К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:
1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);
2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);
3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);
4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).
Существенным фактором обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории федеративного государства являются правовые механизмы вмешательства федерации в компетенцию ее субъектов, в том числе осуществление федеральными органами отдельных полномочий органов субъектов федерации. Соответствующие механизмы можно рассматривать как институт федерального вмешательства или «федеральной интервенции». Нарушение, а иногда и сама угроза нарушения территориальной целостности могут и должны вызывать ответную реакцию Российского государства.
Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.
Согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране для обеспечения государственного единства и территориальной целостности России могут быть реализованы нормы о согласительных процедурах (ст. 85), а также о чрезвычайном (ст. 88) и военном положении (ст. 87). Постоянно действующими структурами, обеспечивающими государственное единство и территориальную целостность Российской Федерации, являются уполномоченные представители Президента (п. «к» ст. 83), прежде всего, в федеральных округах
Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Неотъемлемой частью сохранения и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:
1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе Организации Объединенных Наций.
После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.
Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной действительности. Ранее сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность.
С принятием Устава ООН принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает и из других положений Устава ООН – статья 55 Устава закрепляет положение о двух видах обязанностей членов организации Объединенных Наций: 1) обязанности государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом; 2)обязанности государств сотрудничать с Организацией Объединенных Наций для достижения тех же целей.
Конкретные формы сотрудничества и его объемы зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (Декларация 1970 г. и Декларация принципов Заключительного акта Совещания безопасности и сотрудничества в Европе), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер.
Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций со всей очевидностью вызывает необходимость сотрудничать в решении различных международных проблем, «поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».
Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то своими действиями это государство подрывает основу сотрудничества.
Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
Согласно Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право, на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.
Если народы (нации) обладают правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация).
Неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности.
Исторически данная правосубъектность народа (нации) проявлялась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. В современный период, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добились независимости, значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права.
Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Необходимо отличать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности.
В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, а во втором – народ уже реализовал свое право на самоопределение и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства – самостоятельного субъекта международного права.
Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства.
Такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.
Вопрос Целостность государства: понятие и ее обеспечение
Политическая власть затрагивает интересы огромных масс людей и выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете как обязательное и осуществляется как при непосредственном участии социальных сил, так и через соответствующие институты, группы и их политических лидеров.
Через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества. Механизмом, отражающим многообразные интересы социальных групп и трансформирующим их в политические решения, является политическая система общества.
Со времени возникновения классов развитие общества приобрело политический характер, а управление им стало осуществляться с помощью соответствующей политической системы.
Процесс управления опирается на взаимодействие между членами больших социальных групп и правящей группой (центром принятия политических решений). Для обеспечения непрерывности, связанности и иерархической координации этих воздействий возникают организации, рассматриваемые их создателями в качестве средства эффективного осуществления поставленных целей.
Организации (формальные и неформальные) создаются как господствующим классом (группой), так и группами, ему противостоящими.
Организации различным образом взаимосвязаны, между ними устанавливаются взаимоотношения. В результате возникает сложный социальный механизм — политическая система общества.
Существуют две основные концепции политической системы.
- Правовая — исходит из понимания политической системы как совокупности действующих социальных институтов и организаций, которые обретают политический характер, если в своей деятельности затрагивают проблему власти и в государстве.
- Социологическая — ее сторонники переносят «центр тяжести» на групповые формы политической жизни, рассматривая политическую систему как динамический механизм, преобразующий импульсы, подаваемые социальной средой и самой политической системой, в политические решения, формирующие политическое поведение и другие социальные действия.
Общим для них является то, что политическая система рассматривается как определенная структура, элементы которой взаимосвязаны.
В отечественной и зарубежной литературе как правило указывается на четыре главные группы элементов.
- Политические отношения — это отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти либо по поводу нее.
В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы:
- между классами, нациями и государствами;
- вертикальные отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Они складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы;
- между политическими организациями и учреждениями.
Особенно велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии.
Состояние политического сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении.
Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет характер доминирующей в обществе политической культуры, которая является качественной характеристикой всей политической жизни, политических отношений.
Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.
Рассмотрим подсистему политических институтов, т. е. политическую организацию общества, связанную с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические; несобственно политические; неполитические.
Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.
Несобственно политическими являются организации, деятельность которых связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером этого являются профессиональные союзы. В нашем обществе к несобственно политическим организациям относятся также молодежные организации, кооперация, народные и национальные движения, фронты и т. д.
Отдельную группу составляют организации неполитические. В силу специфики своих функций они, по сути не участвуют в осуществлении политической власти. Примером таких организаций в наших условиях являются добровольные спортивные общества, различные творческие союзы и т. д. Следует заметить, что существует другой подход, когда политические организации общества разделяют на собственно политические и несобственно политические организации. Последние относятся к политической организации теми аспектами своей деятельности, которые прямо связаны с участием в осуществлении политической власти.
Таким образом, политическая организация включает в себя:
а) государство (основной институт политической системы);
б) политические партии;
в) массовые общественные движения, организации и инициативы граждан.
Важнейшим элементом политической организации общества является государство. Оно, будучи опорой существующей общественной системы, концентрирует в себе основную полноту власти, оказывает значительное воздействие на деятельность других элементов политической организации, выражает политическую природу строя. Роль государства проявляется в следующем:
а) государство обладает монопольным правом в рамках определенной территории на осуществление от имени всего общества или какой-то его части внутренней или внешней политики, издание законов, нормативных актов, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов;
б) государство характеризуется как всеобъемлющая, универсальная политическая организация классового общества, как политическая оболочка последнего, как устройство общества;
в) государство обусловлено также характером производственных отношений и способом производства в целом. Оно является надстройкой над экономическим базисом, поэтому в своем функционировании выполняет волю тех классов, которые доминируют в материальном производстве.
Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление сплотить различные слои вокруг своих идеалов и программ, оказать влияние на население, на формирование его политического сознания.
Без сомнения, одним из главных назначений политической партии является достижение политической власти (и прежде всего государственной), овладение аппаратом власти с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. Политическая партия, особенно если она становится правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основными поставщиками кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.
Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе. Особенно злободневным в настоящее время является вопрос о соотношении одно- и многопартийности.
Следует отметить, что вопрос этот должен разрешаться не на основе абстрактных принципов. И тем не менее, формирование одно- или многопартийной системы зависит от целого ряда факторов конкретно-исторического характера: расстановки и соотношения социальных сил, удовлетворенности или неудовлетворенности общественности деятельностью уже имеющихся партий, степени готовности общественных групп создавать свои политические партии, достигнутого обществом уровеня политической свободы, доминирующей в обществе политической культуры, наличия или отсутствия демократических традиций и т. д.
В настоящее время в нашем обществе проявляется тенденция к многопартийности. Сама реализация этой тенденции стала возможной в результате демократизации общества, перехода от командно-административной системы к плюралистической политической системе.
Существенным элементом политической организации общества являются общественные организации и объединения. К ним можно отнести добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного волеизъявления граждан, решивших объединиться на основе общности интересов. Это — профессиональные союзы; народные и национальные фронты и объединения; женские, ветеранские и молодежные организации; различные творческие союзы, ассоциации и целый ряд других объединений.
Современные политические системы различаются по устройству основных институтов политической власти и политическому режиму.
- По устройству основных институтов политической власти различают:
- президентские политические системы.
Президентская форма правления, когда правительство возглавляет непосредственно президент республики (при этом в большинстве случаев пост премьер-министра отсутствует), существует в США, во многих странах Латинской Америки, Африки, в ряде государств Азии.
Из президентов европейских стран обязанности главы правительства по конституции исполняет только президент Швейцарской Конфедерации:
- парламентскую политическую систему (классический пример — английская политическая система). Правительство возглавляет премьер-министр;
- президентско-парламентскую политическую систему. Она сложилась в большинстве европейских стран, ряде стран Азии. В структуре органов власти имеются президент и премьер-министр. Особенность состоит в своеобразном разделении их полномочий.
Политическая система современной России также принадлежит к данному типу. Главой государства и исполнительной власти является Президент, который избирается всенародным голосованием и обладает обширными полномочиями, закрепленными Конституцией. Вместе с тем Президент может назначить Председателя Правительства только после утверждения кандидатуры Государственной думой. Назначение Генерального прокурора происходит также только после утверждения кандидатуры, предложенной Президентом, Советом Федерации. Есть и другие особенности разграничения полномочий.
Под политическим режимом понимают систему методов осуществления политической власти.
Политический режим — это совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности.
При определении политического режима принимают во внимание следующее:
- какие политические группировки господствующего клана находятся у власти;
- каким методам господства и управления отдается предпочтение;
- какие партии выступают в качестве руководящей силы;
- допускается ли и в какой степени деятельность оппозиционных партий, профсоюзов и других политических организаций;
- каково положение личности в государстве.
Ряд данных определяют политический режим как органическое единство:
- политической организации общества,
- системы методов осуществления власти,
- системы прав и свобод личности.
Режим при этом определяется тремя основами:
- экономической,
- политической,
- идеологической.
В современных условиях можно выделить основные политические режимы:
- тоталитарный,
- авторитарный,
- либеральный,
- демократический.
Сущность политической системы проявляется и в ее функциях.
В общественных отношениях философские категории «свобода» и «необходимость» неразрывно связаны. При этом следует отметить, что при изменении точки зрения на то или иное явление или событие, «необходимость» может превратиться в «принуждение».
Вопросы теории и применения государственного принуждения в настоящее время приобрели особую значимость. Проводимая в Российской Федерации политика демократизации и частичной либерализации всех сфер общественной жизни не должна исключать применения такого эффективного метода управления государством, каким является государственное принуждение. Вместе с тем, этот метод должен развиваться и совершенствоваться вместе с обществом и государством, нести в себе новую социальную нагрузку, соответствующую новым историческим условиям. Это требует разработки общей теории государственного принуждения, находящейся на стыке ряда социально-гуманитарных наук и исследующей проблемы теории государственного принуждения на основе системного, комплексного подхода, который позволяет определить ее закономерности и детерминированность социальными и другими факторами.
При этом необходимо отметить, что теория государственного принуждения и ее практическое применение находятся в диалектической взаимосвязи. Применяемые меры государственного принуждения не могут существовать отдельно от теории, они должны являться реализацией накопленных теоретических знаний о формах принуждения. При этом нельзя забывать, что государственное принуждение безусловно должно основываться на праве, иначе оно превратится в произвол.
Сущность государственного принуждения в том, что это легальное государственное насилие, которое также должно быть и легитимным. Только в этом случае данный метод государственной власти, осуществляемый специальным государственным механизмом, будет иметь высокую эффективность.
Механизм государственного принуждения представляет собой социально-правовую систему, включающую подсистему субъектов, применяющих меры государственного принуждения в процессе своей деятельности, подсистему организационно-правовых мер государственного принуждения, а также инфраструктуру, обеспечивающую процесс принудительного воздействия.
Таким образом, государственное принуждение можно определить как осуществляемое специальным государственным механизмом в отношении физических и юридических лиц в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством, психическое, физическое, имущественное и организационное воздействие, влекущее для объекта принуждения определенные негативные последствия с целью сохранности существующего строя общественных отношений.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что принуждение является неотъемлемым признаком государства и одним из эффективных методов регуляции общественных отношений.