Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда для водителя автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.
3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки (остановки) на территории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно для работников и других посторонних лиц.
3.2. Скорость движения транспортного средства по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях — 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов — 40 км/ч.
3.3 Во время работы на линии водитель должен:
— быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей, запрещено самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;
— перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя на эксплуатируемое транспортное средство;
— во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;
— скорость движения автомобиля выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этом требования дорожных знаков к скорости ТС;
— выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить;
— при маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.
3.4. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— транспортное средство заторможено стояночным тормозом.
3.5. При выходе из кабины транспортного средства на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.7. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.8. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.9. При заправке транспортных средств топливом заправочные пистолеты следует брать с применением средств индивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.10. В зимнее время запрещается:
— выпускать в рейс транспортные средства, имеющие неисправные устройства для обогрева салона;
— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;
— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты автомобиля, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.
3.11. Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть транспортное средство.
3.12. При ремонте автомобиля пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом:
— гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; запрещается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками;
— не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы;
— поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; запрещается пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной (пластиковой, прорезиненной и т. п.) ручкой, а также с неисправной ручкой.
3.13. Перед подъемом части автомобиля домкратом выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить из салона находящихся в нем людей и закрыть двери салона.
3.14. При вывешивании автомобиля на мягкой грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.
3.15. На автозаправочной станции (АЗС) запрещается:
— курить и пользоваться открытым огнем;
— производить ремонтные и регулировочные работы;
— заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
— допускать перелив и разлив топлива;
— работать без средств индивидуальной защиты рук.
Кто отвечает за составление инструкции по охране труда для водителя?
Это не самый простой вопрос. Статья 212 Трудового кодекса РФ и «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59 возлагают эту ответственность на работодателя, без уточнения должностного лица, которое должно этим заниматься.
Возникает вопрос на кого возложить данный вид обязанности: на лицо ответственное по ОТ в организации или на сотрудников ответственных по ОТ на рабочих местах? Дело в том, что во многих других отраслевых актах (например, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства) ответственность за разработку инструкций несут именно руководители структурных подразделений, то есть ответственные по ОТ на рабочих местах.
В «Рекомендациях по организации работы службы по охране труда в организациях», утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на специалистов по ОТ (ответственные по ОТ в организации) возложена обязанность методической помощи при разработке инструкций и контроля сроков пересмотра.
На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.
Как внести изменения в инструкцию по охране труда для водителей
Актуализация инструкций по охране труда обычно происходит по следующему алгоритму:
1. В новых нормативных актах выявляются изменения (путем их сравнения с ранее действующими документами).
2. Руководитель организации либо утверждает План мероприятий по обновлению локальных нормативных актов в связи с вступлением в силу новых ПОТ, либо издает приказ о приведении локальных актов в соответствие ныне действующему законодательству (меняются не только инструкции, но и различные положения, нормативы, иные производственные документы). Назначаются ответственные сотрудники, определяется срок для завершения данной работы.
3. Утверждается новая инструкция (в данном случае по охране труда для водителей автомобилей), а также новая программа инструктажа.
4. Водителей под роспись знакомят с положениями новой инструкции, обращая внимание на нововведения.
5. Через некоторое время после инструктажа проводится проверка знаний водителей по ОТ.
Обновленные инструкции можно выдать водителям в распечатанном варианте, либо разместить их местах, доступных для сотрудников (например, на стенде).
1.1. К выполнению работ по управлению легковым автомобилем допускаются лица, не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, проверку знаний и допущенные к самостоятельной работе.
1.2. Работнику проводятся:
— повторный инструктаж по охране труда проводятся — 1 раз в 6 месяцев;
— проверка знаний требований охраны труда – 1 раз в год;
— проверка знаний по электробезопасности для неэлектротехнического персонала в объеме 1 группы по электробезопасности – ежегодно.
1.3. Водитель обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать технические требования к эксплуатации автомобиля;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный легковой автомобиль приказом по предприятию.
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.
1.6. Водитель должен:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
— остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
— приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни — покинуть помещение.
1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.12. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)
1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
— движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
— горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
— отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
— столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.
1.14. Работники обеспечиваются необходимой спецодеждой и защитными приспособлениями согласно действующих нормам. Хранить спецодежду следует в специальных шкафчиках отдельно от личной одежды.
1.15. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г.
1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (далее – АТС).
1.3. Настоящая инструкция не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
1.4. К самостоятельной работе в качестве водителя АТС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого АТС, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую группу по электробезопасности. а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях.
1.5. Водитель АТС должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.6. Водитель АТС обязан:
— соблюдать Правила трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
— соблюдать Правила дорожного движения;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.7. Водитель АТС должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— иметь в машине медицинскую аптечку оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
-содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.8. Водитель АТС должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.9. При обнаружении неисправностей АТС, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на АТС.
1.10. При эксплуатации АТС на работников возможно воздействие следующих вредных и /или опасных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемые изделия, заготовки, материалы;
— падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенный уровень вибрации;
— повышенная или пониженная влажность воздуха;
— повышенная подвижность воздуха;
— отсутствие или недостаточное естественное освещение;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— физические перегрузки;
— нервно-психические перегрузки.
1.11. Водитель АТС должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.13. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.14. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.15. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий.
1.16. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории автотранспортной организации должны постоянно находиться в закрытом положении.
1.17. Для движения транспортных средств по территории автотранспортной организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот автотранспортной организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.
1.18. Для прохода работников на территорию автотранспортной организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию автотранспортной организации через въездные ворота.
1.19. При эксплуатации транспортных средств работодатель обязан обеспечить оптимальный режим труда и отдыха водителей АТС в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования тахографов в установленном действующим законодательством РФ порядке.
1.20. Водитель АТС должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.21. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе и управление АТС в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.22. Водитель АТС обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях.
1.23. При обнаружении возгорания или в случае пожара:
— остановить АТС, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
— приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.24. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.25. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.
3.1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) непосредственного руководителя.
3.2. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.
3.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.4. Скорость движения АТС по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях – 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов – 40 км/ч.
3.5. При направлении в рейс водителей двух и более АТС для совместной работы на срок более двух суток должен быть назначен старший группы, ответственный за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
3.6. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться только в кабине грузового АТС.
3.7. При остановке АТС должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— АТС заторможено стояночным тормозом.
3.8. При выходе из кабины АТС на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.9. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.
3.10. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
— затормозить прицеп стояночным тормозом;
— проверить состояние буксирного устройства;
— положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
— произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
3.11. Перед началом движения АТС задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
3.12. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
3.13. Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
3.14. Сцепка и расцепка АТС должны производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
3.15. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
— полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
3.16. При вывешивании АТС на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
3.17. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
3.18. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.
3.19. Перед подъемом части АТС домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить АТС стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
3.20. При вывешивании АТС с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.21. Запрещается:
— подавать АТС на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
— движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
— привлекать к ремонту АТС на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
— устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
— выполнять какие-либо работы, находясь под АТС, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
— выполнение работ по обслуживанию и ремонту АТС на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
— при подаче АТС к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
— производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.
3.22. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с АТС колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.23. Пробку радиатора на горячем двигателе АТС необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.24. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на АТС должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.25. Водителю АТС запрещается:
— управлять АТС в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— при стоянке АТС спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины;
— передавать управление АТС посторонним лицам;
— производить техническое обслуживание и ремонт АТС во время погрузки и разгрузки;
— перевозить пассажиров на АТС, не оборудованном для перевозки людей, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа АТС;
— выполнять буксировку АТС с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.26. Требования охраны труда при эксплуатации АТС, работающих на газовом топливе.
3.26.1. В процессе эксплуатации АТС, работающие на газовом топливе, должны ежедневно при выпуске на линию и возвращении подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой системы питания. Неисправности газовой системы питания (негерметичность) устраняются на постах по ремонту и регулировке газовой системы питания или в специализированной мастерской.
3.26.2. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск компримированного природного газа (далее – КПГ) или слив газа сжиженного нефтяного (далее – ГСН) должен производиться на специально оборудованных постах.
3.26.3. При обнаружении утечки газа в пути необходимо немедленно остановить АТС, выключить двигатель, закрыть все вентили, принять меры к устранению неисправности или сообщить о неисправности руководству.
3.26.4. При остановке двигателя АТС, работающего на газовом топливе, на короткое (не более 10 минут) время магистральный вентиль может оставаться открытым.
3.26.5. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2021 г. 1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (далее – АТС). 1.3. Настоящая инструкция не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий. 1.4. К самостоятельной работе в качестве водителя АТС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого АТС, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую группу по электробезопасности. а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях. 1.5. Водитель АТС должен проходить: — повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца; — внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней); — периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ; — очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год. 1.6. Водитель АТС обязан: — соблюдать Правила трудового распорядка; — соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; — соблюдать требования к эксплуатации автомобиля; — соблюдать Правила дорожного движения; — использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты. 1.7. Водитель АТС должен: — уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае; — иметь в машине медицинскую аптечку оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения; — выполнять только порученную работу и не передавать ее другим; — во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе; — содержать рабочее место в чистоте и порядке. 1.8. Водитель АТС должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок. 1.9. При обнаружении неисправностей АТС, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на АТС. 1.10. При эксплуатации АТС на работников возможно воздействие следующих вредных и /или опасных производственных факторов: — движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемые изделия, заготовки, материалы; — падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента); — острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента; — повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; — повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов; — повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны; — повышенный уровень шума на рабочем месте; — повышенный уровень вибрации; — повышенная или пониженная влажность воздуха; — повышенная подвижность воздуха; — отсутствие или недостаточное естественное освещение; — недостаточная освещенность рабочей зоны; — физические перегрузки; — нервно-психические перегрузки. 1.11. Водитель АТС должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. 1.12. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию. 1.13. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются. 1.14. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается. 1.15. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий. 1.16. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории автотранспортной организации должны постоянно находиться в закрытом положении. 1.17. Для движения транспортных средств по территории автотранспортной организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот автотранспортной организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток. 1.18. Для прохода работников на территорию автотранспортной организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию автотранспортной организации через въездные ворота. 1.19. При эксплуатации транспортных средств работодатель обязан обеспечить оптимальный режим труда и отдыха водителей АТС в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования тахографов в установленном действующим законодательством РФ порядке. 1.20. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе и управление АТС в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения. 1.21. Водитель АТС обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях. 1.22. При обнаружении возгорания или в случае пожара: — остановить АТС, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов; — приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. 1.23. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих. 1.24. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
9. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
10. Произвести внешний осмотр автобуса, выполнение его технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации). Осмотреть салон, подножки, площадки, очистить их от грязи, снега, льда.
11. Осмотр автобуса в темное время суток необходимо производить с использованием переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не свыше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием.
12. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей автобуса, влияющих на безопасность движения, в том числе:
- двигателя, рулевого управления, тормозной системы;
- подвески, колес и шин;
- зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;
- приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
- спидометра, тахографа, противоугонных устройств;
- пробок топливных баков;
- механизма регулировки положения сиденья водителя.
13. Проверку производить при заторможенных колесах.
14. К кабине автобуса предъявляются следующие требования:
- лобовое и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость, боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- отопительные устройства кабины и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправными.
15. Не допускается эксплуатация автобуса с неисправными и не отрегулированными приборами.
16. Замки всех дверей, а также привод управления дверьми автобуса должны быть исправными, исключающими возможность самопроизвольного открывания дверей во время движения.
17. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание или обмерзание стекол кабины.
18. Органы управления автобусов должны быть с исправными уплотнителями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автобуса.
19. Системы питания, смазки, отопления и охлаждения не должны иметь течи.
20. Сигнализация, извещающая водителя о положении дверей салона (открыты, закрыты), должна быть исправной.
21. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.
22. Не допускается установка на колеса одного моста (оси) автобуса шин с различными типами рисунков протектора.
23. Все провода электрооборудования автобуса должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течь электролита из аккумуляторной батареи.
24. Испытание и опробование тормозов на ходу проводить на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автобуса на людей, строения и тому подобное в случае отказа тормозов.
25. Перед регулировкой тормозов после их проверки полностью остановить автобус, поставить противооткатные упоры и выключить двигатель, убедиться в том, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
26. Проверить комплектность автобуса, автобус, должен быть укомплектован:
- набором исправных инструментов и приспособлений;
- домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата размером, равным двух-трехкратной площади пяты домкрата;
- не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками) для подкладывания под колеса;
- медицинской аптечкой;
- знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
- огнетушителем.
27. Автобусы должны укомплектовываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй — в пассажирском салоне автобуса.
28. При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью более 12 часов) автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспособлением, в зимнее время — дополнительно цепями противоскольжения.
29. Перед началом работы водителю необходимо:
- получить у лица, ответственного за выпуск автобусов на линию, путевой лист с указанием маршрута следования и режима работы водителя;
- пройти предрейсовый медицинский осмотр;
- получить в путевом листе отметку о технической исправности автобуса.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
104. После прибытия с линии произвести осмотр автобуса согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации данного автобуса.
105. Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
106. Поставить автобус в отведенное для стоянки место.
107. После постановки автобуса на место стоянки выключить зажигание (подачу топлива) и отключить массу (если имеется выключатель), затормозить автобус стояночным тормозом.
108. В холодное время года при постановке автобуса на открытую стоянку слить воду из системы охлаждения.
109. Привести в порядок рабочее место.
110. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
Какой режим работы установить водителям
Для водителей действуют специальные правила режима работы, которые определены положением, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Чтобы организовать режим работы водителей, определите продолжительность рабочего времени водителя и режим отдыха.
Режимы труда и отдыха водителей включите в Правила внутреннего трудового распорядка с учетом особенностей режима работы отдельных сотрудников. Чтобы не нарушить режим работы сотрудников, используйте показания тахографа, табелей, путевых листов (п. 2, 6 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Режим работы
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Водителям, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели, установите продолжительность ежедневной работы не более восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шестидневной рабочей недели, – не более семи часов (абз. 2 п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Если нужно, чтобы водители в течение дня или недели работали больше нормальной продолжительности работы, нужно ввести суммированный учет рабочего времени (абз. 1 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:
- Продолжительность ежедневной работы. Рабочий день водителей не должен превышать 10 часов. Исключение – водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 10, 11, 12 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
- Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 12 часов между сменами (абз. 2 п. 25 положения).
- Учетный период составляет один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом (п. 8, 9 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Во время сезона отпусков в курортной местности и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период можно увеличить до шести месяцев (абз. 2 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
- Выходные дни. Дни отдыха при суммированном учете устанавливайте в разные дни недели согласно графикам работы. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. То есть сотруднику нужно предоставить хотя бы один выходной в каждую из недель (п. 27 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Ситуация: каким категориям водителей можно увеличить время ежедневной работы до 12 часов
Увеличить до 12 часов продолжительность рабочего дня водителя можно в трех случаях.
1. Если водителю необходимо доехать до места отдыха при междугородной перевозке. В таком случае работник в течение рабочего дня не должен управлять автомобилем больше (п. 12, 16, 17 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15):
- 9 часов в общем случае;
- 8 часов в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов;
- 10 часов при суммированном рабочем времени, но не более двух раз в неделю.
2. Для водителей, которые работают на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, по согласованию с профсоюзом.
3. Водителям, которые занимаются:
- перевозками для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб;
- технологическими (внутриобъектными, внутризаводскими и внутрикарьерными) перевозками без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
- перевозками на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления, руководителей организаций;
- перевозками на инкассаторских автомобилях.
Для таких водителей общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не должна превышать 9 часов.
Водителям легковых автомобилей и автомобилей экспедиции и изыскательских партий, занятых в полевых условиях, можно установить ненормированный рабочий день (абз. 1, 2 п. 14 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Режим отдыха
Отдых водителя – это перерыв на отдых и питание в течение смены и междусменный перерыв – выходной. Чтобы определить режим отдыха водителя, учитывайте следующее:
- междусменный отдых. Длительность ежедневного междусменного отдыха должна быть в два раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включают также и время обеда (абз. 1 п. 25 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
- выходные дни. Продолжительность выходных дней должна быть минимум 42 часа. При этом такие дни должны предшествовать или следовать за междусменным отдыхом (ст. 107, 110 ТК, п. 26 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
- перерыв для отдыха и питания. Продолжительность перерыва для отдыха и питания должна быть от 30 минут до 2 часов. Если по графику водитель работает больше восьми часов, предоставьте ему два таких перерыва. Время и конкретную продолжительность перерыва установите с учетом мнения профсоюза или по соглашению с водителем (п. 24 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
- специальный перерыв для отдыха. После четырех часов работы каждый водитель обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. Если дорога длится более четырех часов, то после этого 15-минутные перерывы необходимо делать каждые два часа пути (п. 19 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170). Водители автобусов и грузовиков массой свыше 3,5 тонн должны отдыхать не менее 45 минут через каждые 4,5 часа работы (п. 26.1 постановления Правительства от 20.12.2019 № 1733).
Условия труда водителей автомобилей в 2021 году!
Водитель несет ответственность за свою жизнь, жизнь пассажиров и пешеходов. Поэтому каждый сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией по БДД для водителей, в которой помимо основных правил безопасности дорожного движения обозначаются правила поведения при определенных условиях — например, в осенне-зимний и весенне-летний период.
Найти сборник инструкций для водителей по обеспечению БДД можно здесь: https://yadi.sk/i/o7eIeFCQ3THZYj
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии — с иным представительным органом работников.
Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателя возложена обязанность разработать для работников документацию по охране труда. Первичный инструктаж по охране труда проводится при устройстве на работу и предполагает, в том числе, ознакомление с инструкцией по охране труда. Ознакомление проводится с проставлением подписи работника:
- в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда;
- либо в приложении к трудовому контракту;
- либо на листе ознакомления с инструкциями по охране труда.
При замене инструкции ознакомление производят снова.
Для многих профессий на уровне ведомств разработаны типовые инструкции, которые можно использовать при составлении ИОТ для конкретной должности на конкретном предприятии. Для водителей разработаны следующие типовые инструкции:
- ТИ Р М-008-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта;
- ТОИ Р-200-01-95 Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей и другие.
Приказ Минтруда РФ от 09.12.2020 N 871Н
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:
- автобусы;
- грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.
За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:
- для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.
Как проводят повышение квалификации водителей
Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).
Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.
С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.
Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда
Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.
По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:
- к производственным территориям и организации рабочих мест;
- площадкам для хранения транспортных средств;
- размещению технологического оборудования;
- технологии производственных процессов;
- эксплуатации транспортных средств;
- размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.
В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.
В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.