Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы в размере выручки и проверки любых жалоб при контроле за применением ККТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под фиксацией расчетов будет подразумеваться по сути, использование ККТ или формирование расчетных чеков. Последнее – это будет первичный учетный документ, формируемый через сайт ФНС. И, казалось бы, это понятие вводится с прицелом на самозанятых – но не только: расчетные чеки смогут формировать юрлица и ИП на УСН при расчетах с другими юрлицами и ИП по безналу. Это освободит от применения ККТ.
Чек за расчет с контрагентом по безналу
Отсюда возникает вопрос: а не обяжут ли вообще всех остальных юрлиц и ИП формировать чеки ККТ при расчетах по безналу? Условия о том, что такой расчет – не расчет (как сейчас в 54-ФЗ), в проекте не найдено. В перечне случаев освобождения от фиксации такого безнала тоже не обнаружено.
Также в НК появятся определения «кассового чека», «чека коррекции» и другие. По всей видимости, канет в лету такое понятие, как блан строгой отчетности (БСО). Кроме правок, вносимых во многие существующие статьи НК, в нем появится новый раздел V.3. Туда перекочует почти весь понятийный аппарат из закона 54-ФЗ, да и вообще многие его нормы.
Поправки, касающиеся ККТ
Поправки Минфина ужесточают контроль за применением ККТ и совершенствуют проверки в этой сфере.
Практически все действующие нормы закона 54-ФЗ переносятся в НК РФ.
Кодекс дополняется разделом “Оперативный контроль”, а закон о применении ККТ с 1 января 2021 перестает действовать. Будут ужесточаться санкции за нарушения при использовании ККТ, в НК РФ появятся новые составы налоговых правонарушений.
Контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в виде оперативных проверок и мониторинга. Такие проверки необходимы для того, чтобы компании и ИП фиксировали все расчеты с применением ККТ.
Фиксация расчетов – это формирование информации о расчетах в фискальных накопителях и формирование чеков на сайте ФНС России.
Правовые положения применения чеков онлайн-касс
Согласно п. 2 ст. 2.1 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ предприятия и ИП, работающие с ККМ, обязаны пробивать чеки при расчетах с использованием наличности и платежных карт. Под расчетами понимается прием и выдача денежных средств.
Налоговые органы, в соответствии со ст. 7 закона № 54-ФЗ, имеют право на осуществление контроля правильности применения ККМ и полноты учета выручки у организаций и ИП. В рамках осуществления своих полномочий налоговики могут получать полный доступ к ККМ, проводить проверки правильности ее работы, выносить предписания о наложении взысканий и устранении нарушений. Штраф за не пробитый по кассе чек также может быть наложен в случае жалобы покупателей в отдел защиты прав потребителей.
Дело 1. Букмекер выплатил выигрыш без чека — штраф 632 577 рублей
Налоговая провела плановую выездную проверку в букмекерской конторе и выяснила, что контора выплачивает игрокам выигрыши, но не пробивает кассовые чеки.
У букмекера была кассовая книга и расходно-кассовые ордеры, в которых была записана 361 выплата выигрышей на сумму 832 000 рублей. Все выигрыши выплачивались без чеков: букмекер был уверен, что ему не нужно пробивать кассовые чеки, потому что выплата выигрыша — это не расчет за услугу.
Букмекерской конторе назначили штраф 632 577 рублей за невыдачу 361 кассового чека.
Как должно быть. В законе о кассах сказано, что кассовый чек нужно выдавать при расчете с покупателем или клиентом. Расчетом считаются две операции: когда клиент платит продавцу и когда продавец платит клиенту, например выдает выигрыш. При этом неважно, как платят: наличными, картой, онлайн.
— статья 1.1, 54 ФЗ
Букмекер из судебного дела выдавал кассовые чеки, когда принимал ставки, но не делал этого, когда отдавал выигрыш. А должен был выдавать два чека: при приеме ставки — чек прихода, а при выплате выигрыша — чек расхода.
Штраф за неприменение онлайн‑кассы
За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:
- ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
- Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.
ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.
Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
- деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.
Отсутствие ККТ (контрольно- кассовой техники): как защитить свои права и избежать штрафа?
В июле 2021 года Президент РФ подписал закон № 192ФЗ, который внес существенные изменения в Закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Был урегулирован вопрос о необходимости использовать кассу, если деньги от покупателя (физического лица) поступают на банковский счет продавца; появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. Значительная часть предпринимателей на патентной системе получили полное освобождение от ККТ, некоторым была предоставлена отсрочка.
ККТ: нормативная база и ответственность
Основные требования, предъявляемые к ККТ, закреплены в п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ в настоящее время не разработаны и законодательно не установлены. Однако есть разъяснение Минфина РФ в Письме от 02.06.2011 № 03-01-15/4-71 «О применении ККТ», в котором указано, что согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Следовательно, после исключения кассового аппарата из Госреестра ККТ применима максимум до 7 (семи) лет с момента введения в эксплуатацию, включая модернизацию.
На первый взгляд все понятно. Законодатель предусмотрел, что за несоблюдение положений Закона № 54-ФЗ в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ предприниматель должен быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Однако если налоговый орган допустит процессуальные нарушения, это позволит оспорить штраф за неприменение ККТ.
Фабула дела
Индивидуальный предприниматель владеет пилорамой в Омской области, отпускает пиломатериал за наличный расчет и по банковским картам. Онлайн — кассу должен был установить с 1 июля 2021 года, но своевременно этого не сделал.
Через год, 2 июля 2021 года, на пилораму приехал налоговый инспектор, составил административный протокол, а начальник ФНС утвердил постановление, в котором назначил штраф за год работы индивидуального предпринимателя в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ (ст.14.5 КоАП РФ).
Факт продажи товара за наличный расчет предприниматель не отрицал. Отсутствие ККТ объяснил незнанием законодательства. Цифра штрафа составила несколько сотен тысяч рублей. Проблема состояла в том, что оспорить постановление ФНС возможно обжаловать только в суде при наличии веских оснований, так как ККТ фактически отсутствовала. Предприниматель не согласился с наказанием и попросил меня понизить штраф до разумной цифры в суде
Обжалование постановления ФНС в суде
Как избежать штрафа? Конечно, лучше не нарушать закон. Но в ситуации, когда протокол составлен, найти решение тоже возможно. Я изучил документы, законодательство, судебную практику, переговорил с налоговым инспектором.
Решение было следующим: обжаловать постановление путем подачи иска в суд, но к судебному заседанию ККТ в виде онлайн — кассы уже должна быть установлена в административном помещении на пилораме, зарегистрирована в ФНС, а чеки отправлены клиентам на мобильный телефон. Рассуждал так: установка и регистрация онлайн — кассы усилит позицию доверителя и позволит понизить сумму штрафа в суде. Мы согласовали позицию, и я обжаловал постановление ФНС путем подачи иска в суд.
На первом судебном заседании сторона истца ходатайствовала о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Свои требования истец аргументировал тем, что: ИП относится к субъектам малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые, вред здоровью и жизни людей, окружающей среде не причинен, материальный ущерб отсутствует, онлайн — касса зарегистрирована в ФНС, персонал обучен, работает, чеки направлены покупателям, что подтвердил документами и свидетельскими показаниями.
Если вы не выдадите чек или заменяющий его документ покупателю при оплате товара или услуги, то на вас будет наложен штраф до 2 000 рублей (для должностных лиц и ИП) или 10 000 рублей (для юридических лиц). Интернет-магазины также обязаны выдавать покупателям чеки — электронные при безналичной оплате или бумажные при наличной. Чек необходимо оформить непосредственно в момент оплаты товара или услуги.
Также предусмотрен штраф за нарушение порядка передачи данных об операциях по кассе в налоговую службу. Он составляет до 3 000 рублей для ИП или должностного лица, и до 10 000 рублей для организации. Штраф взимается при отсутствии фискального накопителя, неподключении к оператору фискальных данных, а также непередаче информации в течение 30 дней с момента формирования. При повторных нарушениях штраф увеличивается до 20 000-200 000 рублей.
Какие могут быть последствия?
Думаю, что честный предприниматель с небольшим оборотом даже не заметит этих изменений. Если ты не провоцируешь жалобы клиентов и честно фиксируешь расчеты, то у регулятора нет повода устраивать проверки. Срок давности три года? Но ведь сейчас основной инструмент контроля — фискальный накопитель — должен храниться пользователем ККТ в течение 5 лет после снятия его с регистрации. То есть дополнительных расходов добросовестный бизнесмен не понесет. Если сохранится возможность исправлять ошибки или нарушения пробитием чека коррекции без наступления ответственности (сейчас она зафиксирована только в разъяснениях ФНС, но не в законе), то положение предпринимателя не ухудшится.
Перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс является нерациональным, ведь реальной практической пользы ни для регулятора, ни для пользователей ККТ нет. Предлагаемые изменения органично смотрелись бы в самом 54-ФЗ.
Что касается самих предложенных изменений. Введение и вывод из оборота терминов — это естественный процесс развития нормативной базы. Термин «Бланк строгой отчетности», учитывая его идентичное «чеку» значение, был лишним. А фиксация расчетов — это термин, который логически следовал из положений закона, но не был там приведен. Конечно, угрожающе звучат изменения в процедуру контроля (законодательное закрепление «контрольной закупки», привлечение ФСБ), увеличение штрафов и блокировки, но все это — неизбежное следствие реформы. Помимо удобства для бизнесменов и прозрачности для потребителей, реформа должна обеспечить усиление контроля для налоговой.
Предпринимателям следует «обдумать ситуацию». Велик риск, что тайное станет явным. Что выгоднее: приобрести кассу и ПО к ней за 20 тысяч рублей или же быть оштрафованным, а в случае серьезных нарушений — оказаться на проверке с привлечением ФСБ или даже лишиться бизнеса? Чем больше функций и полномочий у регулятора и чем жестче наказания, тем выше риски для недобросовестных предпринимателей. А чтобы их уменьшить, нужно работать в правовом поле и автоматизировать фиксацию расчетов.
Когда могут выписать штраф ООО
Пробить и выдать покупателю чек продавец обязан при реализации товаров, исполнении работ и услуг. При этом потребитель может расплачиваться:
- наличными денежными средствами;
- посредством электронных платежей;
- с помощью банковской карты.
Проверки полноты учета выручки
Инспекторы будут (Пункты 35 — 40 Регламента 133н):
— сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
— сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
— изучать правильность оформления кассовых документов.
Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручки (Пункт 1 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1). Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за них (Пункт 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.
По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.
Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?
Штраф — от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателей (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — возможен (Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ):
— за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
— несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
— накопление в кассе наличных сверх лимита;
— расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договору (Пункт 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).
А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. — директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — организацию инспекторы могут (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
— за неприменение ККТ или БСО;
— применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
— применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
— применение БСО с нарушением требований к ним;
— невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).
* * *
Минфин предлагает пострадавшим от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно — в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши права (Пункты 61, 68, 69, 72 Регламента 132н; п. п. 62, 68, 69, 79 Регламента 133н).
Март 2012 г.
Обязанности пользователей ККТ
Пользователи ККТ в силу ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ наделены, в свою очередь, рядом обязанностей, в частности:
– представлять в инспекцию по запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;
– обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.
Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.
Административная ответственность пользователя ККТ
Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по‑прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15.07.2016 скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:
Основание для наказания |
Пункт |
Размер штрафа |
|
Первичное нарушение |
Повторное нарушение (если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более) |
||
Неприменение ККТ |
2, 3 |
1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб. 2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. |
1. Должностные лица – дисквалификация на срок от от одного года до двух лет. 2. Юридические лица – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП) |
Применение ККТ, не соответствующей требованиям (применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации, условий ее применения), юридическими лицами |
4* |
1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб. 2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
– |
Непредставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков |
5 |
||
Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию |
6 |
1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб. 2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб. |
Усиление контроля за применением ККТ позволит защитить права потребителей
Минфин России совместно с ФНС России подготовили предложения для устранения нарушения правил использования ККТ недобросовестными предпринимателями на розничных рынках.
Задачу усилить контроль за соблюдением кассовой дисциплины на розничных рынках поставил Президент России, так как в их деятельности были выявлены существенные нарушения.
Из-за уклонения от применения ККТ в этом сегменте наблюдается теневой оборот наличных денег, что приводит к вовлеченности его участников в незаконную банковскую деятельность и неуплате налогов.
Также отсутствует «прослеживаемость» товаров, из-за этого невозможно идентифицировать их историю, качество, гарантию и цену на каждом этапе в цепочке перепродаж.
В результате осуществляется продажа нелегальной/санкционной, а также контрафактной продукции, что может нести риски, в том числе с точки зрения безопасности здоровья потребителей.
В действующем законодательстве перечень случаев, когда ККТ может не применяться, установлен недостаточно четко. Как следствие, недобросовестные арендаторы, используя «размытую» формулировку закона, мимикрируют под «льготные» категории, хотя фактически не имеют такого права.
Вопрос нарушения правил участниками розничных рынков также поднимался и предпринимательским сообществом, так как продавцы, уклоняющиеся от использования ККТ, получают конкурентные преимущества перед теми, кто ведет бизнес легально. При этом практика госконтроля за деятельностью розничных рынков показывает незаинтересованность, а зачастую, сопротивление управляющих компаний процессу легализации торговли на своих объектах.
Чтобы решить существующие проблемы Минфин совместно с ФНС разработали поправки в закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП. Предлагаемые изменения направлены исключительно на фактическую реализацию существующих обязанностей применения ККТ продавцами и осуществления контроля за этим управляющими компаниями. Поправки включают:
- сокращение перечня случаев, при которых ККТ на розничном рынке может не применяться;
- уточнение существующей обязанности потенциальных арендаторов при заключении договора об аренде торгового места представлять документальное подтверждение наличия ККТ (ч. 5 ст. 15 Закона о рынках);
- предоставление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС для реализации управляющей компанией существующей обязанности на постоянной основе проводить контроль за наличием у арендатора зарегистрированной ККТ (п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о рынках);
- конкретизацию существующей законодательной нормы о принятии управляющей компанией мер, направленных на устранение выявленных ею нарушений при контроле арендаторов (п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о рынках);
- введение ответственности управляющих компаний за допуск на рынок лиц, не имеющими ККТ;
- введение «упрощенного» порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.
- Важно подчеркнуть, что для ИП, которые продают на рынке товары собственного производства, и граждан ничего не поменяется – для них предлагается сохранить право неприменения ККТ.
- Реализация предлагаемых изменений позволит сократить теневой оборот товаров на розничных рынках, исключить случаи недобросовестного поведения их участников.
- Также это будет способствовать реализации задачи руководства страны по формированию эффективного мониторинга цен на продовольственные товары благодаря автоматизированной системе учета выручки.
Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке в 2021 году
Номенклатура (название изделия) — обязательный реквизит чека для компаний, торгующих подакцизной продукцией, а также для организаций и ИП на ОСНО. С февраля 2021 года это требование коснулось и предпринимателей на специальных режимах: УСН, ПСН, ЕСХН. Если раньше в парикмахерской могли предоставить чек только с ценой услуги, то теперь они должны указать и название («стрижка 400 руб.»).
Торговые точки с небольшим количеством позиций могут вводить номенклатуру вручную и использовать бюджетные кнопочные кассы. Если в ассортименте более 100–200 позиций, применение «автономок» становится проблематичным. В этой ситуации есть два решения: полностью загрузить справочник до 01.02.2021 или приобрести смарт-терминал. Во втором случае названия товаров удобно загружать через облачный сервис, при этом количество позиций может достигать нескольких тысяч. С указанной даты за отсутствие номенклатуры взыскивают сумму:
- 1 500–3 000 руб. — должностных лиц (ДЛ);
- 5 000–10 000 руб. — ИП и организации.
Распечатанный документ без номенклатуры признается недействительным.
Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ
Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.