Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический мониторинг (понятие, основные задачи, основные процедуры)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие экологического мониторинга означает систему наблюдений за природой и антропогенными объектами, предназначенную для получения достоверной и своевременной информации о загрязнениях на контролируемой территории. На основании полученных данных возможно составление прогнозов о дальнейшем развитии экологической ситуации в регионе наблюдения.
Методы экологического мониторинга окружающей среды
Существует множество различных методов исследования, применимых для экомониторинга. Среди них выделяют группы дистанционных (аэрокосмических) и наземных методов.
Одним из дистанционных методов является зондирование с искусственных спутников и космических кораблей. На земле исследования часто проводят посредством биологических (биоиндикационных) и физико-химических методов.
Биологический мониторинг – система длительного наблюдения, оценки и прогнозирования происходящих в биоте изменений. Иными словами, ведется слежение за наличием или исчезновением различных видов, их состоянием и численностью, изменением ареала обитания, появлением случайных интродуцентов в результате воздействия антропогенных факторов. Это один из ключевых методов организации экологического мониторинга окружающей среды.
Биологический мониторинг отличается сложной структурой. На разных уровнях организации биологических систем действуют различные подпрограммы. К примеру, субклеточный уровень требует проведения генетического мониторинга, популяционный и биоценотический – экологического.
Объекты экологического мониторинга
Объекты локального и глобального экологического мониторинга различают по происхождению:
- Природные ресурсы (почва, вода, воздух, озоновый слой, недра).
Исследуют совокупность условий, необходимую для поддержания жизни на планете. - Природные территории.
Естественные природные комплексы, ландшафты. - Объекты, имеющие природно-антропогенное происхождение.
Местность, обрабатываемая человеком. - Промышленные и хозяйственные объекты.
Воздействуют на окружающую среду и загрязняют её. - Группы населения.
Люди, находящиеся в зоне загрязнения.
Государственный экологический мониторинг
Являя собой огромную и разветвлённую систему, государственный экологический мониторинг решает множество задач, в частности проверку планов и реализованных мероприятий, направленных на природоохранную деятельность, контроль над соблюдением рационального и правильного применения земельных и водных природных ресурсов, применения средств для оздоровления экологии, осведомление людей о состоянии среды и возникновении опасности для населения. Мониторинг экологической среды должен выявить источники загрязнений, спрогнозировать и оценить опасность от предполагаемых источников и предложить способы устранения следствий негативного воздействия. Решает эти задачи непосредственно служба государственного экологического контроля, являющаяся частью глобальной системы контроля над экологией. Под юрисдикцию службы попадает то, что мы называем, окружающей природной средой (землю, воздух, воду, животные и растений), сегмент производства, хозяйственный сегмент и непосредственно общество, в котором мы живём.
Уровни экологического мониторинга
На низшей иерархической ступени находятся органы государственного контроля, которые реализуют свои задачи в рамках небольших площадей, отдельных участков. Это называется детальным уровнем экологического мониторинга.
Далее следует локальный мониторинг, объединяющий в себе определённое количество систем экологического мониторинга. Участки объединяются в районы и передают информацию дальше «наверх».
Локальные системы государственного экологического мониторинга также объединяются и переходят в новые системы, называемые региональными. Они реализуют свои полномочия в рамках края, области. В определённых случаях из-за небольших площадей региональная система может включать несколько областей.
В пределах одной страны региональные системы (как и в Российской Федерации в частности) объединяются в единую национальную или государственную систему. Это можно назвать национальным уровнем мониторинга экологической системы нашей страны.
Если идти дальше, то следует выделить ещё один наиболее крупный уровень экоконтроля – глобальный. Мировое сообщество в рамках экологической программы ООН попыталось придти к согласию между странами в вопросе экологии и разработало свод правил, став системой глобального экологического контроля. В общем понимании такая система должна отслеживать все процессы, которые происходят в конкретных регионах нашей планеты, которые каким-либо образом могут отразиться на окружающей среде и нормальной жизнедеятельности человека. При этом антропогенному фактору уделяется огромное внимание во избежание плачевных последствий, свидетелями ярких примеров которых мы стали, – Чернобыльская АЭС и Фукусима.
Именно для обеспечения достойного и здорового уровня жизни человечества и будущих поколений служат все системы экологического мониторинга. Они обеспечивают процветание и сохранение всех видов живой природы на нашей планете.
Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:
- Выявление источников человеческого воздействия на природу.
- Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
- Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
- Формирование информационных данных о состоянии объекта.
- Подбор методов борьбы с загрязнениями.
- Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
- Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.
Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.
Система мониторинга контроля качества окружающей среды
Обострение экологических условий на земном шаре создает необходимость ежедневного наблюдения за качеством окружающей среды. Требованием сегодняшнего дня является контроль за качеством продуктов и состоянием рабочего места, особенно это актуально в больших городах и населенных пунктах. Для этого необходимо предварительное исследование причин загрязнения. Претворение этих проблем и является системой контроля мониторинга.
Мониторинг (англ. monitor — «наблюдатель») — система контроля качества окружающей среды, оценки, прогнозирования. Этот термин был впервые введен ООН на Стокгольмской конференции в 1972 г. В 1974 г. в Кении в соответствии с программой ООН прошло I Межгосударственное совещание по проблемам окружающей среды.
Основная цель — создание системы мониторинга контроля качества окружающей среды. На совещании были определены цели и задачи системы мониторинга. Система контроля мониторинга в первую очередь ставит перед собой задачу определения степени загрязнения окружающей среды на региональном, местном и мировом уровнях. Ученый-эколог Ю. А. Израэль предложил первую рабочую схему системы контроля мониторинга:
Схема 8
По схеме 8 система контроля мониторинга работает постоянно. Таким образом осуществляется контроль качества окружающей среды.
Служба мониторинга проводит постоянное наблюдение за химическим, физическим, биологическим источниками загрязнения. При этом используются физико-химические, биологические, географические и другие методы. Также часто используются космические методы наблюдения.
По системе академика И. П. Герасимова, мониторинг разделяют на биоэкологический, геоэкологический и биосферный.
- своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
- своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
- постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
- ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
- ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.
Объекты экомониторинга
Предметами наблюдения являются как природные, так и антропогенные объекты.
- Отдельные компоненты естественной среды: тропосфера, грунт, подземные и поверхностные воды, озоновый слой атмосферы.
- Природные объекты: биотопы, естественные ландшафты, экосистемы.
- Население, проживающее на территории, находящейся под воздействием определённых факторов окружающей среды (выбросов вредных веществ, радиации).
- Природно-антропогенные территории, рекреационные объекты.
- Предприятия, загрязняющие окрестности, другие потенциально опасные для природы антропогенные объекты, находящиеся под усиленным контролем производственного экологического мониторинга.
Повышенное внимание уделяется наблюдению за местами нереста ценных рыб, месторождениями полезных ископаемых, реликтовых, уникальных территорий.
Мониторинг антропогенных изменений
В задачи мониторинга антропогенных изменений входит выявление источников и факторов воздействия. Необходима идентификация таких факторов, которые ведут к наиболее серьезным, долговременным изменениям качества окружающей среды, сопровождающимся большим экологическим ущербом. При этом приоритет отдается факторам воздействия на человека, его здоровье и благосостояние. На первом межправительственном совещании по мониторингу в Найроби в 1974 г. приоритетность объектов мониторинга загрязнений определялась с учетом следующих основных критериев:
— размер фактического и потенциального воздействия на здоровье человека, климат и экосистемы;
— склонность к деградации в окружающей среде и накоплению ЗВ в пищевых цепочках;
— возможность химической трансформации веществ в более опасные вторичные вещества;
— мобильность, подвижность;
— фактические или возможные тренды концентраций в окружающей среде и человеке;
— частота и (или) величина воздействия.
Экспертной оценкой по наибольшей сумме баллов определялись вещества для мониторинга. Вещества были разделены на 8 классов приоритетов. Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в глобальной системе мониторинга окружающей среды (ГСМОС), представлена в таблице 2.
Полная схема многоцелевого мониторинга антропогенных изменений — очень сложная задача и до настоящего времени не разработана.
Таблица 2
Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности
(Глазовская, 1989)
Класс | Загрязняющее вещество | Среда | Тип программы (уровень мониторинга) |
Диоксид серы, взвешенные частицы | Воздух | И,Р,Ф | |
Радионуклиды | Пища | И, Р | |
Озон | Воздух | И (тропосфера), Ф (стратосфера) | |
Хлорорганические соединения и диоксины | Биота, человек | И,Р | |
Кадмий | Пища, вода человек | И | |
Нитраты, нитриты | Вода, пища | И | |
Оксиды азота | Воздух | И | |
Ртуть | Пища, вода | И,Р | |
Свинец | Воздух, пища | И | |
Диоксид углерода | Воздух | ф | |
Оксид углерода | Воздух | и | |
Углеводороды нефти | Морская вода | р,ф | |
Фториды | Пресная вода | И | |
Асбест | Воздух | И | |
Мышьяк | Питьевая сода | И | |
Микробиологические загрязнения | Пища | И,Р | |
Реакционноспособные загрязнения | Воздух | И |
По масштабам проведения мониторинг подразделяется на глобальный, региональный, национальный, локальный.
Для чего необходим мониторинг промышленных объектов?
Системы промышленного мониторинга, прежде всего, помогают предотвратить опасные ситуации на объектах производства, особенно, что касается атомной и химической промышленности. Своевременное выявление опасности помогает свести к минимуму вред от ЧС для предприятия, работников компании, экологии, а также населения, проживающего недалеко от предприятия.
Установка систем мониторинга производственных объектов экономически выгодна, поскольку своевременное обнаружение и устранение неполадок позволяет избежать серьезных повреждений оборудования и промышленных помещений. Соответственно, затраты на ремонт и наладку оборудования будут меньше, чем при устранении последствий серьезных аварий. Такой подход также позволяет избежать получения персоналом травм на рабочих местах вследствие аварий.
реализует системы мониторинга промышленных объектов, такие как СМИС и СМИК. Мы предоставляем комплексные услуги по проектированию, поставке оборудования, разработке специального ПО, запуску систем и их настройке, техническому обслуживанию, установке ПТК СМИС и ПТК СМИК в соответствии с нормативно-технической документацией.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как проводится мониторинг редких видов Природоохранным фондом «Верховье»
ПФ «Верховье» выполняет работы по мониторингу редких видов Подмосковья уже много лет. Ежегодно мы получаем данные не менее чем по 200 видам, занесенным в Красную книгу Московской области. Помимо собственных полевых исследований, важное место занимает также сбор и обобщение данных, полученных от других наблюдателей: из литературных источников, специализированных интернет-ресурсов, а также от местных жителей, природопользователей и натуралистов-любителей.
В ходе мониторинга иногда даже выявляются совсем новые для Подмосковья виды. Например, в последние годы впервые для Московской области найдены несколько видов лишайников рода Бриория и Рамалина и некоторые виды мхов. При мониторинге животного мира в части редких видов пролетных птиц иногда поступают любопытные сведения о залетах в Подмосковье весьма экзотических видов – вплоть до пеликанов!
Государственный экологический мониторинг Минприроды России
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:
информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.