Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01 01 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункт 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) устанавливает, что для бюджетных учреждений крупной признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. В уставе учреждения размер крупной сделки может быть уменьшен.
Унитарные предприятия
Как установлено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ), для унитарного предприятия крупной признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
О том, что такое взаимосвязанные сделки, мы уже говорили выше.
В данном определении пояснения, на наш взгляд, требует формулировка «прямо или косвенно». Совершение сделки с имуществом напрямую означает, что целью сделки является именно приобретение или отчуждение имущества. Косвенное приобретение или отчуждение имущества может иметь место в случаях, когда сама по себе сделка не имеет непосредственной целью возникновение соответствующих правовых последствий, но при определенных, установленных законом или соглашением сторон условиях приобретение или отчуждение имущества может состояться (например, при залоге имущества целью сделки является обеспечение исполнения обязательства, но в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства требования кредитора-залогодержателя могут быть удовлетворены, в том числе путем передачи предмета залога в его собственность (п. 2 ст. 28.1 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге»)).
Поскольку для унитарного предприятия критериями крупности сделки являются процентное отношение стоимости имущества, являющегося объектом сделки, к уставному фонду предприятия, либо кратное превышение такой стоимости минимального размера оплаты труда (МРОТ), следует обратить внимание на нижеследующее.
В каких случаях сделка ООО не будет являться крупной
В пунктах 7-8 статьи 46 ФЗ №14 прописаны критерии сделок, которые не будут признаваться крупными. Если операция соответствует этим критериям, ее не нужно соотносить с правилами крупной сделки, не требуется получать решение собрания. Рассмотрим эти критерии:
- Операции в границах стандартной хозяйственной деятельности. К примеру, ООО приобрела технику, которая нужна для работы с последующим извлечением прибыли. Это также займы на текущие потребности. Стандартность операции не определяется лицензиями общества на какое-либо направление деятельности. Обычность ее нужно устанавливать в каждом конкретном случае.
- Часть уставного капитала перешла к ООО.
- Произошел переход прав на собственность в рамках реорганизации.
- Публичные соглашения на типовых условиях.
- Операции, обязательность совершения которых оговорена в законах. В рамках этих операций фигурируют установленные тарифы и стоимость.
- Были куплены акции на основании обязательного предложения.
- Операции, оформленные на основании предварительного соглашения.
Операции, выполняемые единственным учредителем, не будут считаться крупными на основании пункта 7 статьи 46 ФЗ №14. Факт наличия единственного участника в ООО должен быть подтвержден выпиской ЕГРЮЛ.
Документы На Одобрение Крупной Сделки Автономного Учреждения
- 1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;
- 2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
- 3) мотивированное обоснование выбора контрагента;
- 4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
- 5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
- 6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).
Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2014 N 04-910 «О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2022 году», в составе квартальной отчетности за I полугодие 2022 г.
- сделки, совершаемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов):
- сделки по приобретению движимого имущества, необходимого для обеспечения обычной уставной деятельности бюджетного учреждения;
- сделки по выполнению работ по ремонту принадлежащего бюджетным учреждениям имущества;
- сделки, совершаемые в соответствии с п. п. 2, 2.1, 30 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов;
- сделки по реализации произведенных бюджетными учреждениями товаров, выполнению ими работ, оказанию ими услуг.
Об определении балансовой стоимости активов при расчете размера крупной сделки бюджетного учреждения
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и правомерности выводов, сделанных на основании анализа действующего законодательства.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
Для чего применяется в госзакупках
Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания.
Уточнены понятия выгодоприобретателя и финансовых активов. Установлено, что если ОФР не выявила клиентов, выгодоприобретателей и (или) контролирующих их лиц, являющихся зарубежными налоговыми резидентами, надо проинформировать ФНС о подобном необнаружении.
Формат и название одобрение крупных сделок поставщика по 44-ФЗ напрямую зависят от числа учредителей компании, участвующей в закупках. В ПАО и ООО с несколькими учредителями результат по этому вопросу определяется на общем собрании, после чего оформляется протокол одобрения.
Возврат деньгами невозможен, если имеется недоимка по любым налогам – федеральным, региональным или местным.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленного в Обращении вопроса.
Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока.
Ранее для участия в государственных закупках любой участник должен был аккредитоваться на каждой федеральной площадке. Подаваемая документация подвергалась тщательному анализу, всесторонней и скрупулезной проверке на ЭТП. При обнаружении ошибок в оформлении Решения – заявка отклонялась, документация возвращалась с указаниями допущенных ошибок либо неточностей.
Изменения учетной политики — 2022
Для бюджетных (автономных) учреждений законодательством введено понятие крупных сделок*(1).
По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.
При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.
Бюджетное учреждение может совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.
Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.
В качестве крупной сделки может рассматриваться такая сделка, которая по своей итоговой стоимости (по стоимости заключенного
контракта
) может быть выше двадцати пяти процентов балансовой стоимости юридического лица за предыдущий финансовый год (определяется на основании составленного бухгалтерского баланса для унитарных предприятий и бюджетных организаций, принимающих участие в закупочных мероприятиях) либо более тридцати процентов от стоимости уставного капитала (в случае, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью).
В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.
Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 “Права пользования активами”.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
- обращение руководства предприятия, чтобы было осуществлено предварительное согласование (указывая стоимость, сроки, предмет соглашения, стороны, аргументы для одобрения) с описью вложений;
- копию отчетов по бюджету за год, что заверена главбухом;
- проект договора с обозначением условий сделки;
- отчет с оценкой рыночной стоимости объекта (за 3 месяца до того, как сделка будет совершена);
- указания каждой задолженности, должника и кредитора.
Энциклопедия решений. Крупные сделки (для бюджетной сферы)
Крупные сделки госучреждений
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
В зависимости от типа учреждения (бюджетное, автономное) в законах, регулирующих их правовое положение, определение крупной сделки несколько отличается.
Законодательство не содержит понятие «взаимосвязанные сделки». В судебной практике*(1) отмечается, что для квалификации сделок как взаимосвязанных необходимо наличие совокупности ряда признаков, в том числе, но не исключительно:
— предметом всех сделок является имущество одного рода;
— сделки совершены с одним и тем же лицом или с взаимозависимыми лицами;
— единая хозяйственная цель, на достижение которой направлены сделки;
— совершение сделок в ограниченный промежуток времени;
— направленность сделок на исполнение ранее заключенных договоров.
Сделка признается крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения.
Письмо Минфина России от 6 августа 2020 г. N 02-06-10/69236 О расчете контрольного показателя при определении цены крупной сделки бюджетного учреждения
Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).
Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.05.2014 № 02-07-07/27504
Ратовская консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера» Бюджетные и автономные учреждения в силу требований законодательства обязаны согласовывать крупные сделки. Такая норма содержится в законодательстве в том числе с целью предотвратить заключение учреждениями сделок, не обеспеченных активами, уменьшить риски отчуждения значительной части имущества, которым учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Порог отнесения сделок к крупным «привязан» к активам бухгалтерского баланса. В связи с изменениями в бухгалтерском учете, вступившими в силу в году, в расчет величины крупной сделки должны войти новые строки актива. Крупные сделки обязаны согласовывать: — бюджетные учреждения — с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя п. Однако уставом учреждения может быть предусмотрен и меньший процент балансовой стоимости для определения величины крупной сделки. Напомним, что бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. В свою очередь автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. Таким образом, автономное учреждение в отличие от бюджетного может без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет иных источников. При этом правило о согласовании крупных сделок, установленное обоими вышеназванными законами, распространяется на все сделки учреждений в отношении имущества, которым они вправе распоряжаться самостоятельно, не исключая самых обычных, повседневных операций.
Рекомендуем прочесть: Доверенность в суд для представления интересов
Зачем и когда необходим документ
Бюджетной организации, которая выступает заказчиком закупки, важно знать, что предложения, поступающие в ходе процедуры, согласованы с исполнительными органами поставщика (собрание учредителей, совет директоров и т. д.). Такое требование обусловлено тем, что заказчику важно понимать, что крупная сделка, которая оказывается за рамками обычной хозяйственной деятельности, не приведет исполнителя к банкротству и срыву государственного контракта. Говоря по-простому, бюджетной организации нужно подтверждение, что участник может исполнить дорогой контракт.
Для договоров, совершаемых в рамках принятой уставом хозяйственной деятельности, тоже необходимо одобрение. Как правило, оно содержит ограничение по сумме. Максимальная сумма такой операции не ограничивается законом, но у собственника должно быть понимание ее предела.
Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.
Крупная сделка для бюджетного учреждения
В случаях изменения в течение года валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — сведения (ф. 0503773)) (Письма Минфина России от 14.05.2022 N 02-07-07/27504, от 25.03.2022 N 02-07-10/17076). В соответствии с нормами п. 72 Инструкции N 33н информация в сведениях (ф. 0503773) содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения. Сведения (ф. 0503773) формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, приносящей доход деятельности. Периодичность представления — годовая. Однако в случае реорганизации учреждения эта форма составляется на дату проведения реорганизации в составе пояснительной записки (ф. 0503760) и представляется органу исполнительной власти, выполняющему функции и полномочия учредителя.
Напомним, что особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации учреждения установлены п.
Решение о крупной сделке и его срок действия
Решение о крупной сделке обязательно обладает сроком действия.
В настоящее время таким сроком следует считать один год с момента его вынесения и фиксации такого факта в тексте специально составленного протокола собрания учредителей или участников юридического лица.
Образец решения об одобрении крупной сделки можно посмотреть
здесь
.
В некоторых случаях в тексте решения может быть обозначен иной срок, а не год. Это обусловлено тем, что одобрение крупной сделки возможно для того, чтобы совершить какой-то определенный этап функционирования юридического лица либо продлить срок действия такого решения в случае участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд на протяжении длительного периода.
На что стоит обратить внимание?
- В настоящее время Решение об одобрении или о совершении крупной сделки требуется в составе заявок на участие в конкурсах, закрытом аукционе и электронном аукционе.
- Одобрение крупных сделок происходит согласно законодательству РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.), а также по правилам, указанным в Уставе участника. В иных случаях этим занимается лицо, уполномоченное на получение аккредитации в ЕИС. В ООО одобрением занимается общее собрание, либо совет директоров.
- В Постановлении Пленума Верховного суда №27 от 26.06.2018 г. рассматриваются ключевые споры по факту одобрения крупных сделок и соглашений, в соглашении которых стороны проявили заинтересованность.
- В одобрении нужно указывать срок действия. Если он отсутствует, то Решение действует один год с момента принятия. За просроченное решение заказчик вправе отклонить исполнителя (согласно определению Верховного Суда № 310-ЭС19-1603 от 25.03.2019 г.).
Какие сделки относятся к крупным
Согласно п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение может совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.
Например, функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (п. 2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537).
В том числе в соответствии с пп. «ж» п. 3 упомянутого Положения уполномоченный орган предварительно согласовывает совершение федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным Законом. При этом обязанность по разработке и утверждению порядка реализации рассматриваемой функции возложена на сами органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 2 Постановления N 537).
Отметим сразу, что на сегодняшний день соответствующие положения разработаны не только в федеральных органах исполнительной власти (например, Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1123н, Приказ Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188), но и в органах исполнительной власти субъектов Федерации (например, Приказ Департамента образования г. Москвы от 21.02.2011 N 146), а также в местных органах власти (например, Постановление администрации г. Назрань от 12.10.2010 N 257), осуществляющих функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения соответствующего уровня.
Рассмотрим процедуру получения согласия на совершение крупной сделки на примере Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок, утвержденного Приказом Минфина России от 29.09.2010 N 111н (далее — Порядок).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона N 174-ФЗ и ч. 3 п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ крупная сделка бюджетного или автономного учреждения, совершенная с нарушением рассмотренных нами ранее требований, может быть признана недействительной по иску как самого учреждения, так и его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом или учредителем в зависимости от типа учреждения.
Вопросы недействительности сделок урегулированы в § 2 гл. 9 части первой ГК РФ. В частности, согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В том числе ст. 168 ГК РФ предусмотрено такое основание недействительности сделки, как ее несоответствие нормативным правовым актам (например, несоответствие крупных сделок требованиям, установленным законодательством для государственных учреждений). Данная статья гласит, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку для признания недействительными крупных сделок, совершаемых бюджетными и автономными учреждениями, требуется наличие соответствующего судебного акта, принятого, как установлено ч. 1 п. 2 ст. 166 ГК РФ, по требованию указанных в законе лиц (в нашем случае — это учреждение или его учредитель), такие сделки являются оспоримыми.
Обратите внимание на то, что одним из условий признания крупной сделки учреждения недействительной является доказанность факта, что контрагент в сделке знал или должен был знать об отсутствии одобрения сделки уполномоченным органом. Пленум ВАС РФ, разъясняя порядок применения сходных установлений гражданского законодательства, указал на то, что по правилам арбитражного процессуального производства бремя доказывания упомянутого выше обстоятельства возлагается на истца, заявившего иск о признании оспоримой сделки недействительной (Постановление от 14.05.1998 N 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок»).
С другой стороны, Пленум ВАС РФ постановил, что при решении вопроса о том, должны ли были ответчики знать о несоблюдении установленного порядка совершения сделки, во внимание принимается то, насколько данные лица могли, действуя разумно и проявляя требующуюся от них по условиям оборота осмотрительность, установить несоблюдение порядка совершения сделки (ч. 5 п. 2 Постановления от 20.06.2007 N 40 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью»). Например, контрагент в оспариваемой сделке для того, чтобы доказать, что он действовал добросовестно, может озаботиться получением у органов управления учреждения письменного подтверждения того, что сделка не является крупной.
Как следует из п. 2 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по данному требованию начинается со дня, когда истец (учреждение или учредитель) узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Что касается крупных сделок, совершаемых унитарными предприятиями, то существует точка зрения, согласно которой, поскольку ст. 23 Закона N 161-ФЗ не предусмотрено иное, такие сделки ничтожны, то есть не требуют признания их недействительными судом, и, соответственно, могут просто не исполняться сторонами без каких-либо последствий. Часть 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ устанавливает, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (не только собственником имущества предприятия, но и контрагентом, контролирующими и надзорными органами, любыми иными лицами, чьи интересы могли быть затронуты в результате совершения сделки). Суд вправе применить такие последствия также и по собственной инициативе.
Критерии для признания сделки крупной указаны в статье 46 ФЗ №14 «Об ООО» от 8 февраля 1998 года. Для определения крупной сделки нужно проделать эти действия:
- Стоимость объекта соотносится с балансовой стоимостью активов ООО.
- Установление выхода за границы стандартных хозяйственных операций.
Объектом крупной сделки может быть различное имущество: техника, недвижимость, движимые объекты. Но это также и нематериальные ценности: акции, интеллектуальная собственность.
Крупной сделкой могут признаваться взаимосвязанные сделки с небольшой стоимостью, которые в совокупности образуют КС с достаточной стоимостью. Рассмотрим признаки взаимосвязанности:
- Однородность.
- Операции совершены в один и тот же период.
- Сторонами операций являются одни и те же лица.
- Единая хозяйственная цель.
К примеру, учреждение может совершить ряд операций, направленных на вывод имущества в период объявления несостоятельности. В этом случае можно объединить все операции в одну и признать ее крупной сделкой.
В пунктах 7-8 статьи 46 ФЗ №14 прописаны критерии сделок, которые не будут признаваться крупными. Если операция соответствует этим критериям, ее не нужно соотносить с правилами крупной сделки, не требуется получать решение собрания. Рассмотрим эти критерии:
- Операции в границах стандартной хозяйственной деятельности. К примеру, ООО приобрела технику, которая нужна для работы с последующим извлечением прибыли. Это также займы на текущие потребности. Стандартность операции не определяется лицензиями общества на какое-либо направление деятельности. Обычность ее нужно устанавливать в каждом конкретном случае.
- Часть уставного капитала перешла к ООО.
- Произошел переход прав на собственность в рамках реорганизации.
- Публичные соглашения на типовых условиях.
- Операции, обязательность совершения которых оговорена в законах. В рамках этих операций фигурируют установленные тарифы и стоимость.
- Были куплены акции на основании обязательного предложения.
- Операции, оформленные на основании предварительного соглашения.
Операции, выполняемые единственным учредителем, не будут считаться крупными на основании пункта 7 статьи 46 ФЗ №14. Факт наличия единственного участника в ООО должен быть подтвержден выпиской ЕГРЮЛ.