Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё будет хорошо: как помочь ребёнку справиться с тревогой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Критикуйте ребёнка постоянно, каждый день указывайте ему на его несовершенство, не замечая хороших качеств и поступков, за которые можно похвалить. Акцент родителей на том, что ребёнок все делает не так — плохо убрался в комнате, не принес «пятерку», повздорил с друзьями, проспал, не занял первое место на соревнованиях — обязательно приведут к тому, что он начнет чувствовать эмоциональное напряжение, заставляющее его искать способы, как он может оказаться хорошим в глазах родителей. А так как таких ситуаций вы ему создавать не будете вообще, то очень скоро он убедится в том, что очень плох, безнадежен и родился «каким-то не таким».
Обесценивайте личность, чувства и способности
Воспитать невротика поможет игнорирование и обесценивание чувств детей. Когда родители говорят: «Нечего обижаться — сам виноват», в ответ на жалобы ребёнка на то, что он поссорился с друзьями, это точно вызовет в нем формирование гипертрофированного чувства вины, которое он, когда вырастет, будет прикрывать фальшивым образом «идеального человека», который никогда не должен ошибаться, но подсознательно обвиняет себя во всех своих и чужих неудачах.
Стоит показывать ребёнку, что его чувства и сам он как личность ничего не стоят — все его идеи глупые, достижения пустяковые, увлечения неинтересные, и когда он хвастается тем, что получил «пятерку» по математике, скажите с насмешкой, что это ерунда — ведь красиво и грамотно писать он так и не научился.
Причины возникновения тревожности у ребенка
На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание.
Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее.
При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности.
Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью.
Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.
Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.
Как справиться с сепарационной тревогой?
Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления. Важно помочь ребенку справиться с ними.
Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.
Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие. Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие. Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь.
Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом. Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок.
Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее.
Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).
Причины тревожности у ребенка
Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.
Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:
- Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
- Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
- Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65
Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:
- Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
- Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
- Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.
Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.
Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.
Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.
Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.
Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».
Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.
Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».
Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Что может помочь:
- доверительные отношения с родителями;
- гибкость родителей (готовность меняться самим и менять отношения с подростком, восприятие его);
- принятие взросления ребенка;
- благополучное прохождение подростком предыдущих возрастных этапов (своевременное решение вопросов и конфликтов определенного возраста);
- отсутствие конфликтов между родителями в семье.
Что помешает:
- чрезмерный контролироль,
- физические наказания в семье,
- противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает),
- несамостоятельность подростка (вместе спал с родителями или одним из них, делал уроки вместе с родителями, несамостоятелен в быту),
- травматические ситуации (развод родителей, смерть родственника, друга и т.п. ).
У любого поведения есть функция
«Плохое» поведение часто связано с получением внимания, ведь когда дети ведут себя плохо, они тут же привлекают внимание взрослых. «Негативное внимание гораздо проще получить, и его точно проще понять, — говорит Манихан. — С этой точки зрения оно более эффективно». Если ученик делает то, чего от него ждут, то внимание взрослых непредсказуемо, а если он, например, устраивает бурный скандал, то он получает однозначное и немедленное внимание учителя. Негативное внимание — очень сильное поощрение, ради него один ученик может мешать работе всего класса.
Очень часто считается, что в таких ситуациях нужно сводить к минимуму негативное внимание и по возможности игнорировать ученика. Ведь учитель не хочет награждать его за плохое поведение. «Мне хотелось бы предупредить об игнорировании детей с повышенной тревожностью, потому что в их случае игнорирование усиливает тревожность», — говорит Минахан.
Если игнорировать тревожного ученика, то можно невольно сообщить ему, что учителю он не нравится, и это даже может привести к эскалации ситуации. Кроме того, учитель вполне может проигнорировать безобидное поведение, но потенциально опасное поведение в классе игнорировать нельзя в принципе. И получится, что вы научите ребенка, что для получения внимания нужно прибегать к опасному поведению.
Совет 1: Вместо игнорирования сделайте свое позитивное внимание лучше и эффективнее. Минахан часто предлагает учителям начинать общаться с самыми «проблемными» учениками в начале урока. Например, можно сказать: «Я очень жду твоего мнения об этом задании. Я подойду проверю, как у тебя дела через пять минут». Когда учитель действительно подходит через пять минут и подтверждает прогресс ученика, а потом говорит, что еще раз подойдет к нему через десять минут, это делает позитивное внимание предсказуемым. И хотя может показаться, что несправедливо выделять дополнительное время на внимание к одному ученику, в конечном итоге это экономит учителям время, ведь им не приходится иметь дело со скандалами и выводить ребенка из класса.
Совет 2: Публичная похвала может быть не лучшим способом позитивного внимания. Чаще всего для поощрения ученика педагоги начинают его публично хвалить. Но похвала может иметь негативные последствия для некоторых учеников, особенно для детей с повышенной тревожностью, которые не хотят, чтобы к ним привлекалось внимание окружающих. Похвала один на один или похвала, выраженная невербально, может быть гораздо эффективнее. Минахан рекомендует побеседовать с учеником в начале года и спросить, как учителя могут сообщить ему, что они им гордятся. «Сделайте себе подарок ко второму полугодию: выработайте систему позитивного внимания с самого начала, а то застрянете на негативном внимании», — говорит Минахан.
Совет 2.1: Хвалите ученика за конкретные действия, избегайте общей похвалы. Общую похвалу легко игнорировать.
По словам Минахан, тревожность очень часто приводит к тому, что ученикам сложно инициировать выполнение работы, тяжело продолжать работу или попросить о помощи. Тем не менее, есть стратегии, которые помогают детям улучшить навыки в этих областях.
«У вас могут быть очень умные и способные дети, чья тревожность делает их неуспевающими», — говорит Минахан. Тревожность не появляется из ниоткуда. Она связана с предыдущим негативным опытом, когда ученик чувствовал себя глупым и неуспешным. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с рабочей памятью и другими познавательными функциями, так что учителям нужно найти подходы, которые помогут преодолевать ступор до тех пор, пока тревожность не уменьшится.
Совет 9: Позволяйте ученикам заранее ознакомиться с работой на урок/день. В младших классах учитель может в начале дня сделать с учеником пару «пробных» заданий, чтобы тревожный ученик понял, что он может с этим справиться. Например, ученик начинает работу в рабочей тетради, а потом, на уроке, он увидит, что ему нужно лишь продолжить то, что он уже начал.
Совет 9.1: В старших классах учителя могут делать такой же «обзор» домашних заданий для учеников, у которых есть проблемы с инициацией домашней работы. Ученики также могут начинать выполнение заданий дома, без давления, а затем продолжать работу в школе. «Самые сильные стрессовые реакции происходят в тот момент, когда они впервые видят предстоящую работу», — говорит Минахан. Так что можно попробовать отдельно преодолеть этот барьер и предотвратить нервный срыв ученика.
Совет 10: Когда учитель дает название и проговаривает с учеником возможные стратегии, он помогает ему собрать набор «инструментов» для самостоятельной работы. Например, это может быть стратегия: «Попросить учителя о помощи, если я чувствую ступор». Или: «Попросить учителя просмотреть со мной задания на дом». Ученики-перфекционисты часто не могут приступить к работе, потому что они слишком боятся сделать ошибку. Таким ученикам можно выдать для работы небольшую маркерную доску, на которой легко можно будет стереть и исправить ошибку.
Бывает полезно, когда учителя говорят о трудностях с началом работы как об обычной и небольшой проблеме. Например, можно сказать: «Похоже, тебе сложно начать. Какую стратегию ты собираешься использовать?»
Совет 11: Некоторые стратегии для продолжения работы над заданиями включают: пропустить сложные задания и сделать сначала легкие, работать вместе с приятелем, повторно проверить те задания, которые уже выполнены.
Помощь ученикам в классе — это непростая задача, в которой важно соблюдать баланс. Особенно если ученику сложно попросить о помощи устно. Можно договориться с учеником, что вместо проблемного поведения, он может использовать специальный сигнал о том, что ему нужна помощь учителя — поднять руку, передать записку учителю или встретиться с ним глазами. Учителю нужно следить за тем, чтобы не помогать слишком много. «Излишняя помощь может привести к зависимости», — говорит Минахан.
Это относится не только к учебным задачам, но и к поведению. Бывает так, что учитель замечает повышенное нервное возбуждение и сильные эмоции ученика и говорит ему уйти на короткий перерыв. Но в долгосрочной перспективе лучше, если ученик научится сам отслеживать свое состояние и использовать свои стратегии при первых признаках повышенного нервного возбуждения. «Дети должны научиться тому, как спохватиться и успокоить себя», — говорит Минахан. Только тогда эти стратегии будут эффективны. Но для этого детей нужно целенаправленно учить распознавать признаки того, что эти стратегии нужны.
Совет 12: Учите детей делать проверку своего состояния. С детьми более младшего возраста учитель может описывать им признаки нервного возбуждения тогда, когда он их замечает, чтобы ученики начали обращать на них внимание. С детьми более старшего возраста можно спросить их, где они чувствуют свою тревожность, например: «В животе?»
«Занимайтесь с ними таким сбором данных каждый день», — говорит Минахан. «Проходите» с ними по всему телу, чтобы помочь осознать свои ощущения. После этой предварительной подготовки учитель может просто сказать ученику «пожалуйста, проверь свои ощущения», чтобы ученик понял, что сейчас надо проверить свое состояние и использовать стратегии по необходимости.
Но что делать, если ребенок уже «взорвался»? По словам Минахан, в этой ситуации уже мало что можно сделать, потому что в состоянии нервного срыва ребенку крайне сложно реагировать разумно, пока он не успокоится.
Совет 13: Педагоги могут лишь готовиться к возможным нервным срывам и репетировать с учеником стратегии самоуспокоения, когда ребенок спокоен.
В одном случае, о котором рассказывает Минахан, младшеклассница, с которой она работала, переживала травматические события в жизни. Ее мама отказывалась от опеки, и ее должны были отправить в приемную семью. Для того, чтобы подготовить ее к ситуациям, когда она не сможет контролировать себя, Минахен обучала ее техникам самоуспокоения в кабинете социальной работницы, куда ей предстояло пойти перед переездом в другую семью. Два раза в день она в течение пяти минут следовала расписанию по самоуспокоению. При этом она тренировалась использовать эти техники, когда была спокойна, так что ее рабочая память была доступна, и она была способна учиться новым навыкам.
Когда наступил тот самый день, и девочка действительно начала выходить из себя, Минахан быстро отвела ее в кабинет. Она практически не прикасалась к ней и почти не говорила, так как это могло ухудшить состояние девочки. В кабинете девочка начала повторять уже хорошо знакомую последовательность, например она начала петь, чтобы на что-то переключиться.
«Ежедневные репетиции довели эти действия до автоматизма, поэтому даже в таком состоянии, когда у нее была снижена рабочая память и познавательные способности, она могла их повторить», — объясняет Минахан.
Совет 14: Репетируйте ответы в случае конфликтов. Минахан работала с одним старшеклассником, который часто дрался с другими учениками. Если он считал, что его не уважают, он переходил к физическим угрозам. Вместе они снова и снова репетировали с ним, как он говорит: «У меня нет на это времени», — а потом уходит. Во время этих репетиций он всегда держал что-то в руках, когда говорил это. Очень скоро он полностью прекратил драки. Он смог делать необходимую паузу, чтобы не возвращаться к привычному поведению, а принимать решение уходить от конфликта.
Совет 15: Используйте объективные данные, чтобы опровергнуть негативные мысли. Например, выполнение письменных заданий — это типичная проблема детей с повышенной тревожностью, говорит Минахан. Один из способов помочь ребенку справиться с такой ситуацией: спрашивать, насколько сложным он считает задание до начала работы, а потом спрашивать, насколько сложным оно оказалось на самом деле. Почти всегда восприятие задания оказывается хуже, чем на самом деле. Если собирать такие данные несколько недель, то вы сможете показывать ученикам закономерности в их ответах.
Минахан работала с девочкой, которая так сильно ненавидела письменные работы, что два раза в неделю прогуливала школу. Она часто называла письмо от руки «пыткой». Минахан разделила письменные работы на небольшие компоненты и предложила девочке список разных стратегий, чтобы облегчить начало работы над каждым из них. Когда ученица работала над письменными заданиями, Минахан спрашивала ее, сколько стратегий она использовала. Оказалось, что очень часто девочке не были нужны никакие стратегии, что расходилось с ее представлениями о себе. «Мы переформулировали ход ее мыслей, и она начала чувствовать, что может справиться со своими проблемами», — рассказывает Минахан.
Страх является естественным, но…
Страх – абсолютно нормальное чувство. Он является естественным защитным механизмом организма на появление потенциально опасных ситуаций, которые могут нанести определенный ущерб здоровью и жизни человека. На улице темно – а вдруг там притаились хищники? Рядом ползет паук – он может укусить? Эти ситуации объединяет то, что страх мотивирует искать выход, решение подобного кризисного состояния. Темный переулок можно обойти по освещенной дороге, паука смахнуть в сторону. В этом заключается огромное значение страха. Но реакция у людей бывает разная: боязнь опасности заставляет нас изменить поведение, чтобы избежать возможного риска. И совсем другое: если страх парализует человека, лишает воли, переходит в трусость. И именно эти проявления в характере ребенка нужно искоренять, прививать смелость, силу воли и уверенность в себе, чтобы малыш мог вырасти здоровым, крепким с психологической точки зрения человеком. Тогда он будет спокойно воспринимать вызовы окружающего мира – и вместо паники искать выход из сложной ситуации.
Не стоит давить на ребенка, если вы видите, что он чего-то искренне боится. Это вы, взрослый, знаете, что собака не укусит, потому что гуляет на поводке и в наморднике. Это вы в курсе, что монстры под кроватью живут только в фильмах ужасов. И это вы понимаете, что знакомство с новыми детьми в детском саду может принести море положительных эмоций. А малыш еще боится, всё это для него новое, непознанное, необычное – а значит, такое, что может таить определенную опасность. И если вы решите посмеяться над ним, вы никак не подтолкнете его к решению внутреннего конфликта. Не стоит думать, будто услышав «трусишка, чего ты боишься», ребенок скажет «нет, я не такой, я не боюсь, я справлюсь!». Конечно, сказать-то он как раз может, чтобы оправдать себя, но его ощущения от этого не изменятся. И вместо того, чтобы реально бороться со страхом, он просто сделает вывод: бояться – стыдно. А раз так, буду бояться дальше, но тайком (особенно характерно для интровертов). Аналогичная реакция и на сравнение малыша с другими детьми. «Посмотри, твой товарищ не боится прививки, а ты чего?», «Какая умница девочка на площадке: не побоялась залезть на качели без помощи мамы – не то что ты…» – эти фразы лишь усугубляют проблему. Ведь они заставляют малыша почувствовать себя плохим, что может привести к развитию комплексов и даже неврозов.
Признаки детской депрессии:
В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:
- снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
- нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
- изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
- состояние повышенной усталости
- перебои в аппетите, длительный отказ от еды
- чувство вины или стыда
- рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
- нежелание общаться с кем-либо
- мысли о суициде
В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.
В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.
Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.
Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.
Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.
Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).
Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.
Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.
Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:
- Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
- Романтизирует смерть и самого умирающего.
- Шутит о смерти
- Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
- Частые травмирования и порезы
- Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»
В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.