Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой режим земель водного фонда: понятие и общая характеристика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений.
Правовая охрана водных объектов
Глава 6 Водного кодекса РФ, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.
Как установлено в ст. 55 ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.
Перевод в другую категорию
Таким землям с целью их эффективной защиты дается особый правовой статус. В соответствии с таким статусом, большая часть территорий фонда находится в собственности муниципалитета либо государства. И лишь небольшое количество из них является собственностью частных лиц.
Закон предусматривает возможность отчуждения тех или иных площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается как он сам, так и земля, которая к нему прилегает.
Причиной подобного отчуждения и перевода могут стать государственные интересы. Владельца предупреждают о том, что его собственность станет объектом такого фонда. Допускается аренда территорий данной категории, если она не наносит вред ресурсам и экологическому состоянию земельного участка. Для этого потребуются договоры аренды земельных участков водного фонда.
Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:
- земельные участки, которые покрыты водой;
- земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.
На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают
жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.
Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.
Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.
Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.
Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.
Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.
Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:
- относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
- сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
- охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
- устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.
Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.
Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:
-
Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
- плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
- речное и морское судоходство;
- разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
- забор воды судами для технических нужд.
-
Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
- охота, рыболовство;
- рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
-
Научно-исследовательские и учебные цели:
- геологическое изучение;
- гидрографическая и топографическая деятельность;
- геофизические, геодезические и водолазные работы.
-
Иные, предусмотренные законом, случаи:
- полив садовых, дачных или огородных участков;
- водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
- купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).
На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.
ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.
Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?
- Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
- Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
- Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
- Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.
Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.
Если реки имеют границы, установленные по уровню воды (замеры берутся на протяжении многих лет), то площадь болот ограничивается торфяными залежами на максимальной глубине. Рубежи морской водной территории также определяются по стабильному уровню жидкости. Значительная часть водного фонда – объекты, располагающиеся под поверхностью земли.
- Это водоемы подземного типа.
- Подземные водостоки, течения.
- Подземные ключи.
- Водные карманы, находящиеся под землей.
Для установления их рубежей используются положения законодательства по использованию природных недр. Происхождение водных объектов может иметь как природное, так и искусственное происхождение. Ценными являются все ресурсы, поэтому они должны охраняться законодательно.
Какие территории относятся к этой категории?
Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:
- Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
- Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.
Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
- для морей — по линии максимального отлива;
- для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
- для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
- для болот — по границам залежей торфа.
Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Состав земель водного фонда
В структуру земель водного фонда внесены объекты, призванные применять и использовать наземные водные ресурсы и подземные резервы воды.
Знайте, что законодательно к водным элементам, расположенным над уровнем земли, относят:
- Морскую гладь и сооружения, созданные для эксплуатации морской воды;
- Реки, ручьи, иные образования с проточной водой;
- Водоемы природного происхождения или созданные человеком;
- Болотистая местность;
- Места выхода на поверхность подводных вод в виде гейзеров или родниковых ключей;
- Скопления льда.
Знайте, что к территории водного наземного формирования относятся поверхностные массы воды и все земли, на которых эти массы существуют.
Ограничения водного образования по береговой линии нужно высчитывать для следующих элементов водного фонда:
- Для морских участков определите уровень постоянного объема воды в пределах объекта, если уровень воды изменчивый, то границы морской зоны ограничиваются максимальной линией прилива;
- Границы рек, ручьев, озер, карьеров, каналов и иных аналогичных формирований рассчитываются по среднему уровню воды в период отсутствия льда на водоеме. При этом средний уровень воды высчитывается за несколько лет;
- Водохранилища. В отношении таких объектов вычисляется нормальный подпорный уровень воды;
- Чтобы определить территорию болота, выясните пределы границ торфяных образований на нулевой глубине.
Учтите, что существуют водные скопления под землей, к ним причисляются:
- Подземная водная масса, сосредоточенная в определенном бассейне или котловане ниже уровня земли;
- Водоносные горизонты, применение которых допускается в перспективе.
Для расчета границ территории подземных водных образований обратитесь к нормам законодательства о недрах и их освоении.
Понятие земель лесного фонда.
Перевод в другую категорию
Большинство земель фонда является государственной или федеральною собственностью, но часть его имеет таких собственников, как муниципалитет, юридические или физические лица. Муниципалитету или частному лицу может принадлежать участок с небольшим прудом, например, который включен в границы надела.
Часто производится процедура отчуждения земли и водного объекта на ней в пользу государства. Такое действие разрешено статье 6 ФЗ РФ под номером 172, регулируется нормами данного законодательства. При переводе обязательно осуществляется перевод земли из одной категории в другую, собственник уведомляется о переходе участка.
ВНИМАНИЕ! Но получить участок государство или субъект федерации по данному закону может тогда, когда объект на участке официально зарегистрирован как водный в водном госкадастре.
Если необходимо на участке земли создать искусственный водоем (это может быть водохранилище), не обязательно забирать участок у собственника – можно взять его во временное пользование.
По окончанию строительства водоема местные власти проводят отчуждение участка, если в этом возникает необходимость, ведь резервирование его может действовать на протяжении даже двадцати лет. Возможно, потом необходимость в водохранилище пропадет, оно останется владельцу участка.
Что можно делать и что нельзя на водных территориях, находящихся под охраной?
ВК РФ определяет основные моменты охраняемых гидроучастков с установкой специального правового режима. На каждой такой зоне воды производятся работы, которые связаны с сохранением ресурсов и проведением их очистки. По этой причине на строго охраняемых гидроучастках водного фонда запрещены:
- Эксплуатация слива для водоснабжения земель.
- Созданиехозбытпромстоков, отстойников, мест захоронений, отходников и т. д.
- Осуществление опыления вредными веществами и составами.
- Организация нерегулируемого движения автомобилей, парковок без специального созданного места.
- Размещение ГСМ, осуществление помывки и ремонтных работ ТС.
- Противозаконные добыча, хранение и эксплуатация полезных ископаемых.
- Противозаконное создание и эксплуатация сооружений, относящихся к водному пути, судостроительных учреждений.
- Организация пищеотходников и свалок.
- Ведение некоторых разновидностей хоздеятельности.
Однако, участки земель, относящиеся к водному фонду, разрешено по закону эксплуатировать для проектирования с последующей постройкой и использованием под разрешенный вид хоздеятельности. Это возможно только в случае, если строящееся здание будет снабжено специальным оборудованием:
- Централизованнымиканализационными ответвлениями.
- Системами водоотводов.
- Техническими возможностями для полноценной уборки отходов и фильтрации воды из стока.
Земли водного фонда: состав
Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:
- Занимаемые любыми водными объектами;
- Отнесенные к водоохранным зонам;
- Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.
Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.
Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:
- угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
- также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
- земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
- земли, размещаемые под дорожными полотнами;
- нарушенные и другие.
Правовая охрана водных объектов
Настоящая глава 6 ВК РФ, посредством которой реализуется правовое регулирование зон природоохранного значения, в первую очередь посвящена охране отдельных разновидностей водных объектов. В статье 55 Водного кодекса установлены специальные мероприятия, связанные с охраной водных объектов, предотвращением их засорения, загрязнения и истощения вод, а также меры, относящиеся к ликвидации последствий названных явлений, которые должны выполнять владельцы водных объектов, находящихся в частной собственности, государственные структуры исполнительной власти федерального уровня (в отношении лишь тех объектов, которые находятся в федеральном владении), структуры исполнительной власти субъектов страны, а также органы местного управления относительно тех объектов, которые находятся в муниципальном владении.
Важно отметить, что в порядке реализации охранных функций от негативного влияния хозяйственной или иной деятельности общества или отдельных его представителей Водный кодекс определяет специальные зоны охранного значения:
- Прибрежная полоса.
- Береговая полоса, относящаяся к объектам общего пользования.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.
Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:
- при формировании участка с особо охраняемой зоной;
- при расширении площади городов и поселков;
- при переносе федеральных или муниципальных объектов;
- при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.
Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:
- изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
- земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
- земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
- территории, перемещенные в резерв.
Охрана территорий водного фонда
Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.
Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам. Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники. При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.