Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на капитальный ремонт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Характеристики объекта капитального строительства могут ухудшаться в результате естественного износа, нарушения правил эксплуатации, воздействия природного характера или при чрезвычайных обстоятельствах. Чтобы устранить угрозу разрушения объекта, восстановить или улучшить характеристики конструкций, проводится капитальный ремонт. Решение о проведении капремонта может приниматься собственник или застройщик, обслуживающая организация, арендатор.
Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств.
Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий.
В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
В ходе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Например, частичный ремонт кровли с учетом незначительности материальных и трудовых затрат будет являться текущим ремонтом, а сплошная смена или замена всех видов кровли – капитальным.
Согласно п. 3.4 МДС 81-35.2004 при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:
- расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
- строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
- строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.
Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.
Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.
В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:
- здания и сооружения для объектов, обслуживающих население;
- здания объектов по обслуживанию общества и государства (в частности, здания судов и прокуратуры, а также правоохранительных организаций (полиция, таможня)).
Отличия капитального ремонта зданий от реконструкции
Вопреки распространенному мнению, что капитальный ремонт и реконструкция это одно и то же, между этими двумя видами строительных работ есть заметная разница.
Различия между капремонтом и реконструкцией:
- Капремонт направлен на замену и восстановление строительных конструкций и элементов, а реконструкция – на изменение технических и экономических параметров объектов. Реконструкция дома – это работа с целью придания строительному объекту новых свойств.
- Реконструкция считается более глобальным строительством, поэтому сроки проведения капремонта и реконструкции разные. И капитальные ремонты жилых зданий производят чаще, чем реконструкции.
- Капремонт и реконструкция различаются по условиям проведения. Капремонт будет проведен даже в ситуации, когда жильцы против этих работ. А реконструкция будет проведена только при наличии запроса от органов местного самоуправления или запроса от жильцов дома.
- Капремонт производится на средства собственников жилья. При проведении реконструкции средств владельцев может не хватить и в этом случае привлекается помощь местных властей.
- Во время капремонта жильцы дома остаются в своих квартирах, а в период реконструкции их переселяют в другие дома.
Капитальный ремонт простым языком
Даже при использовании качественных материалов и современных технологий строительства, конструкции и оборудование здания не могут сохранять первоначальные характеристики вечно. Ухудшение характеристик, износ и повреждения стен, перекрытий, иных элементов здания может привести к полному или частичному обрушению, создает угрозу безопасности граждан и имущества. Чтобы устранить такие проблемы, собственник должен своевременно провести капитальный ремонт.
Проведение капремонта может быть связано со следующими обстоятельствами:
- нормативный или естественный износ, когда продление срока эксплуатации объекта зависит проведения планового ремонта;
- необходимость заменить или восстановить поврежденные конструкции и элементы объекта капстроительства;
- принятие решения об улучшении характеристик зданий и отдельных элементов, в том числе при применении более долговечных или современных материалов;
- устранение замечаний надзорных органов, если в ходе проверки выявлено ненадлежащее состояние конструкций.
В зависимости от оснований, проведение капремонта может носить плановый или внеочередной характер. Например, внеочередные или срочные работы могут потребоваться при повреждениях от стихийных бедствий.
Комментарий эксперта. Капремонт может проводиться в производственных, административных, общественных, жилых и иных зданиях. Соответственно, решение о заказе проекта и проведении ремонта будет принимать собственник, уполномоченный государственный орган, эксплуатирующая организация. Также закон возлагает обязанность проведения капремонта на арендатора, если иное не указано в договоре аренды.
Как правильно проводить организацию капитального ремонта
Порядок организации капитального ремонта будет указан в проекте. Для этого проектировщик учитывает положения нормативных актов и справочников, ГОСТ. Например, для определения перечня работ и порядка их выполнения на нежилых объектах применяется Постановление Госстроя СССР № 279 (Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений). К организации капремонта относится:
- обеспечение мер пожарной и строительной безопасности на всех этапах ремонта;
- использование стройматериалов для проведения работ и отделки, указанных в проекте и сметной документации;
- обеспечение мест для складирования стройматериалов и мусора, порядок его вывоза и утилизации;
- условия подключения к инженерным сетям на период проведения работ;
- иные требования, указанные в проекте или нормативных актах.
Организация капремонта возлагается на подрядчика по договору. При отступлении от проекта, нарушения порядка проведения работ, подрядчик будет нести ответственность в рамках договора (в том числе, безвозмездное устранение недоделок, выплата неустойки и т.д.).
Комментарий специалиста. Заказчик вправе предусмотреть в договоре нормы по текущему контролю за выполнением работ. Например, представитель заказчика может присутствовать на объекте, участвовать в подписании актов по отдельным этапам капремонта. Если возникает необходимость в проведении дополнительных работ, необходимо заказать изменения в проектную документацию.
Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте по 44-ФЗ
Когда проводится аукцион на ЭТП, в заявке поставщик соглашается с условиями покупателя, если проектная документация приложена к документации об аукционе. Но обычно заказчики предоставляют смету, избегая использования других документов, которые являются обязательными при заключении договора на строительство нового объекта, реконструкцию.
Как тогда провести капитальный ремонт по 44-ФЗ? Можно потребовать от поставщика указать в первой части заявки характеристики товаров, которые он собирается использовать, либо необходимо просто получить согласие с условиями? Кроме согласия ничего не требуется, так как смета относится к составляющим проектной документации – именно так считает ряд региональных управлений антимонопольной службы. Официальная позиция ФАС РФ на данный момент неизвестна.
По ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ, смета – единственный обязательный раздел проектной документации по капремонту, в основе которого лежит задание заказчика на проектирование. Организатор торгов сам решает, нужны ли ему другие разделы документации. Если ему удобнее отказаться от использования остальных частей, смета будет приравнена к полноценной проектной документации. Вне зависимости от объема проекта, процедура проходит по общим правилам, установленным для закупки услуг по проведению капитального ремонта по 44-ФЗ в формате аукциона.
Оформление разрешения на осуществление градостроительной деятельности — капитальный ремонт зданий, ремонт и покраску фасадов
Разрешением на осуществление градостроительной деятельности по проведению капитального ремонта зданий (без изменения функционального назначения и технико — экономических показателей) является решение окружной межведомственной комиссии, утвержденное распоряжением префекта административного округа.
Оформление решения комиссий проводится на основании следующих документов:
— письма Заказчика в Межведомственную комиссию;
— материалов БТИ по объекту;
— копий документов по оформлению имущественных отношений;
— паспорта «Колористическое решение, материалы и технология проведения работ»;
— согласованной и утвержденной проектной документации по предполагаемым работам;
— согласования эксплуатационных организаций по объектам государственной и муниципальной собственности;
— согласования собственников объектов для арендуемых помещений.
Даже если не требуется получать отдельное разрешение на проведение капитального ремонта здания, местные органы самоуправления должны быть извещены о планируемых работах до их начала. Перечень документов для утверждения на собрании или в администрации содержит:
- Дефектный акт, составленный экспертной комиссией с указанием метода проведения ремонта (полное восстановление, замена, частичное исправление технических недостатков и пр.);
- Полное описание ремонтных работ и услуг, необходимых для капремонта;
- Срок выполнения, календарный план;
- План расходов на закупку материалов и оплату услуг подрядчиков.
Список проводимых работ составляется исходя из конкретных параметров восстановления. Здесь же определяют источник оплаты и назначают лицо, ответственное за проведение капремонта.
Проектная документация для проведения капитального ремонта зданий
Исходные материалы с заданием на проектирование и техническим заключением о состоянии здания.
Общая пояснительная записка.
Архитектурно — строительные чертежи.
Технологические чертежи (при необходимости).
Документация по инженерному оборудованию.
Стройгенплан (при устройстве стройплощадки).
Организация проведения работ (при необходимости).
Сводный сметный расчет стоимости проведения работ (при необходимости).
По проектной документации для проведения капитального ремонта проводится оформление заключений:
— окружного ЦГСЭН;
— АПУ округа;
— ГУОП г. Москвы (для объектов на исторических территориях города);
— Мосгосэкспертизы;
— УГПС ГУВД по г. Москве.
Состав заключения АПУ округа:
— заключение АПУ округа для представления на Межведомственную комиссию (по установленной форме);
— ситуационный план М 1:2000.
Оформление разрешения на осуществление градостроительной деятельности — капитальный ремонт зданий, ремонт и покраску фасадов
Разрешением на осуществление градостроительной деятельности по проведению капитального ремонта зданий (без изменения функционального назначения и технико — экономических показателей) является решение окружной межведомственной комиссии, утвержденное распоряжением префекта административного округа.
Оформление решения комиссий проводится на основании следующих документов:
— письма Заказчика в Межведомственную комиссию;
— материалов БТИ по объекту;
— копий документов по оформлению имущественных отношений;
— паспорта «Колористическое решение, материалы и технология проведения работ»;
— согласованной и утвержденной проектной документации по предполагаемым работам;
— согласования эксплуатационных организаций по объектам государственной и муниципальной собственности;
— согласования собственников объектов для арендуемых помещений.
Оформление разрешения (ордера) на производство работ
Для производства строительных работ по капитальному ремонту зданий оформляются разрешение Инспекции государственного архитектурно — строительного надзора (ИГАСН) и ордер Объединения административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) на основании решения Окружной межведомственной комиссии, утвержденного распоряжением префекта административного округа, и согласованной, утвержденной проектной документации.
Для производства строительных работ по ремонту и покраске фасадов оформляется ордер Объединения административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) на основании согласованной и утвержденной проектной документации.
По объектам государственной собственности города Москвы разрешение (ордер) на производство работ оформляется Инспекцией государственного архитектурно — строительного надзора (ИГАСН) и Объединением административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) на основании постановления Правительства Москвы или распоряжения первого заместителя Премьера Правительства Москвы об утверждении проектной документации.
При ремонте каких видов объектов нужно вступление в СРО
Обязательно потребуют допуска СРО капитальный ремонт и строительство объектов, требующих повышенного внимания к безопасности и качеству проводимых работ. Это касается сооружений и помещений, нестабильность которых приведет к тяжелым экологическим, социальным, экономическим последствиям. К ним относятся:
- объекты атомной энергии;
- объекты нефтегазовой промышленности;
- магистральные трубопроводы;
- жилые, общественные, производственные и сельскохозяйственные здания;
- автомобильные дороги, трамвайные, железнодорожные пути, метро;
- аэродромы и вокзалы;
- шахтное строительство и ремонт.
Инструкция по госзакупке капремонта
- Проект на выполнение работ (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), который входит в полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, если законодательством не предусмотрено иное.
- Требование к первой части заявки участников тендера — только наличие согласия на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ), о котором компания информирует заказчика с помощью технических средств торговой площадки.
- О том, какие дополнительные требования необходимы по капремонту по 44-ФЗ:
- наличие свидетельства о членстве в СРО, если это требование необходимо для данного вида работ;
- наличие лицензии на выполнение работ по сохранению культурного наследия (реставрация, ремонт и проч.) в соответствии с постановлением № 349 от 19.04.2012;
- аналогичный опыт — при размещении заказа на работы, которые требуют особой квалификации на основании положений постановления № 99 от 04.02.2015.
- Определяет, что закупать и на основании чего (текущий ремонт, реконструкцию или капремонт).
- Определяет способ размещения заказа.
- Готовит тендерную документацию.
- Составляет техзадание.
- Проводит расчет НМЦК.
- Формирует проект контракта.
- Определяет победителя.
- Оформляет исполнение контракта.
- Текущий ремонт проводится для устранения незначительных неполадок, которые проявляются в ходе повседневной эксплуатации, предупреждения износа зданий, проведения профилактических мероприятий. Например: косметический ремонт.
- Капитальный ремонт нужен для восстановления характеристик здания или их изменения. Пример: реконструкция объекта или надстройка еще одного этажа.
Критерии определения подрядчика зависят от способа размещения заказа: электронный аукцион на капитальный ремонт по 44-ФЗ предполагает выбор победителя по критерию цена, а при проведении конкурсов важны и нестоимостные критерии (квалификация и проч.), которые прописаны в документации заказчика.
- Электронным аукционом закупают работы, когда главный критерий — цена.
- Конкурсом в электронной форме проводят работы, если важна квалификация и опыт подрядчика.
- Конкурсом с ограниченным участием в электронной форме — если проведение работ требует особой квалификации (реконструкция памятников архитектуры и проч.) на основании п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ.
- Запрос котировок в электронной форме и закупку у единственного источника используют при соблюдении лимита заказа и объема закупок, которые уже проведены этими способами (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- Запрос предложений проводят, если предыдущий тендер не состоялся или реализуют часть расторгнутого контракта (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83, п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
Определение понятия «капитальный ремонт» в НПА
Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей (Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения»).
Капитальный ремонт — проведение комплекса строительных работ и организационно — технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико — экономических показателей здания и функционального назначения, предусматривающих восстановление его ресурса с частичной заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшению эксплуатационных показателей (Постановление Правительства Москвы от 30.07.2002 N 586-ПП (в редакции от 23.12.2015) «Об утверждении Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства инженерных коммуникаций, сооружений и объектов дорожно-транспортного обеспечения в городе Москве»).
Срок проведения капитального ремонта. Разумный срок
Сроки проведения капитального ремонта либо устанавливаются сторонами, либо установлены нормативными правовыми актами (НПА). При отсутствии указания на сроки проведения ремонта в договоре или нормативном акте, то он проводится в разумный срок.
Понятие «разумного срока» является традиционным для гражданского права и упоминается неоднократно в нормах Гражданского кодекса РФ (см. ст. 314 ГК РФ, применительно к отношениям залога — п. 4 ст. 345, п. 1 ст. 358 ГК РФ).
Разумный срок для проведения капитального ремонта зависит от состояния имущества, его свойств, особенностей климата, особенностей капитального ремонта, технических возможностей и других причин.
Кроме того, в НПА могут быть предусмотрены как конкретные сроки проведения ремонта, так и может закрепляться порядок их определения, устанавливаться периодичность выполнения отдельных видов ремонтных работ.