Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проводка проценты по капремонту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведен капитальный ремонт трансформаторной подстанции, затраты составили более 10 млн руб. Раньше подобные затраты фирма относила на расходы периода. С началом применения ФСБУ 6/2020 специалисты советуют сформировать отдельный инвентарный объект ОС, капитализировать затраты и учитывать данные затраты на счете 01 «Основные средства».
Взносы на капитальный ремонт: проводки, бухучет в управляющей компании
В учете компании, принимающей средства в качестве взносов на ремонт, поступление денег отражается в зависимости от источника финансирования. Если одним из источников денежных вливаний является бюджет, то корреспонденции будут следующими:
- Д86 – К96 – показана величина начисленной задолженности за бюджетом (сумма начислений должна совпадать с выделяемым объемом ресурсов);
- Д55 – К86 – получение денег на ремонтные мероприятия из бюджета.
Финансирование в виде взносов собственников должно быть отображено проводками:
Д76 – К96 – начисление взносов в фонд капремонта,
Д51(55) – К76 – поступление взносов от собственников.
Способ осуществления капремонта влияет на порядок отражения расходных операций в учете.
Например, в Вологодской области от собственников квартир ежемесячно управляющая компания получала минимальный размер взноса на капитальный ремонт 6,60 руб./кв. м (постановление Правительства Вологодской области от 31.10.2013 № 1119). Величина сформированного фонда на дату начала ремонта составила 555,6 млн руб. Ремонт был осуществлен подрядной организацией, счет выставлен на сумму 55 млн руб. Бухгалтер составляет записи:
- Д76 – К96 – ежемесячное начисление собственникам сумм взносов в фонд капремонта;
- Д55 – К76 – ежемесячные поступления взносов на капремонт от собственников;
- Д96 – К60 – 55 млн руб., стоимость расходов на ремонт, который будет выполняться силами подрядной структуры;
- Д60 – К51 (55) – произведена оплата услуг подрядчика (55 млн. руб.);
- остаток средств в фонде (сч. 96) составил 500,6 млн. руб. (555,6 – 55).
Если руководство управляющей компании осуществляет весь спектр работ самостоятельно за счет бюджета, то в учете будет составлены другие корреспонденции:
- Д86 – К96 – создание резерва за счет бюджетных средств;
- Д55 – К86 – целевое поступление денег на ремонтные мероприятия из бюджета.
- Д60 – К55 – закупка материалов для капремонта;
- Д10 – К60 – оприходование материалов необходимых для ремонта;
- Д19 – К60 – выделен НДС;
- Д68/НДС – К19 – НДС принят к вычету;
- Д96 – К10, 70 и т.д. – объем фактических расходов на ремонт за счет резерва.
Обоснованием служит п. 10 ФСБУ 6/2020, и факт, что затраты на проведение ремонта большие. Отразить в БУ такой объект предлагается по первоначальной стоимости, которая в приведенном случае будет общей суммой связанных с объектом капвложений, которые имели место до принятия объекта ОС в бухгалтерском учете.
В пользу вывода говорит и п. 16 ФСБУ 26/2020, где указаны расходы, которые в капвложения не включаются. Только текущие и внеплановые ремонты ОС исключаются из капвложений. Капремонт в списке отсутствует. Вывод: затраты по капитальному ремонту должны отражаться в проводках как капитальные вложения. В случае сомнений, как верно учесть затраты по ОС в том или ином случае, правильным будет обращение в компетентные органы – в Минфин, ФНС с просьбой разъяснить ситуацию. В ст. 111 НК РФ говорится, что выполнение налогоплательщиком письменных указаний компетентных органов исключает его вину.
Офис в МКД. Учет взносов в фонд капремонта
ООО (УСН и ЕНВД) имеет в собственности офис, расположенный в МКД. Стали приходить счета-квитанции на оплату от Регионального фонда капитального ремонта, акты выполненных работ они не предоставляют.
Как и на основании чего эти расходы отражать в бухгалтерском учете и примет ли эти суммы налоговая инспекция?
Ст. 169 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом (п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ), или если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 12 Закона Свердловской области от 19.12.2013 г.
№ 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в рублях на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
- Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается на трехлетний период.
- Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается на каждый год такого периода.
- Минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный на второй и третий годы трехлетнего периода, подлежит индексации исходя из прогнозного уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
- Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 6 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 г. № 833-ПП утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015–2017 годы в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц в размере:
- – 2015 год – 8 рублей 20 копеек;
- – 2016 год – 8 рублей 20 копеек;
- – 2017 год – 8 рублей 20 копеек.
С 29 апреля 2014 года вступило в силу постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 г. № 306-ПП, которым утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015–2044 годы.
Следовательно, обязанность по уплате взносов возникла с ноября 2014 года.
Повторим, что уплата взносов является обязанностью, а не правом собственника помещения в МКД.
Согласно ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
То есть некоммерческой организацией.
Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г.
№ 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29.12.1997 г.
, активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
- Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
- а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
- б) обменен на другой актив;
- в) использован для погашения обязательства;
- г) распределен между собственниками организации.
- Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников.
- Все, что не удовлетворяет понятию актива, признается расходами.
Чем ремонт отличается от реконструкции и модернизации
Поскольку ремонт, реконструкцию и модернизацию в бухучете и при налогообложении отражают по-разному, важно правильно их классифицировать. Стоимость восстановительных работ для разграничения таких понятий значения не имеет. Тут имеет значение цель, с которой такие работы проводят (см. таблицу):
Вид работы | Цель |
Ремонт | Устранить неисправность, которая мешает эксплуатировать объект, восстановить работоспособность. При этом свойства объекта не меняются (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29) |
Модернизация | Изменить технологическое и служебное назначение объекта, улучшить часть свойств основного средства. Например, чтобы работать с ним можно было с повышенными нагрузками (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Реконструкция | Переустроить объект так, чтобы увеличилась его мощность, улучшилось качество продукции или стала шире ее номенклатура (абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Взносы в фонд капитального ремонта в учете собственников
Юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками взносов на капремонт, если они владеют на праве собственности помещением в МКД (многоквартирном доме). Предназначение этой недвижимости может быть любым – офис, торговая площадь, склад. Не подлежат обложению взносами формы недвижимости, которые признаны аварийными. Исключением является и ситуация, когда все квартиры в домовладении принадлежат одному собственнику.
Размер взноса на капремонт устанавливается региональными властями в соответствующих нормативных актах. При просрочке очередного платежа на сумму долга начинает начисляться пеня. Ее величина равна 1/300 от размера ключевой ставки ЦБ, пеня рассчитывается за каждый день задержки оплаты. Сроки перечисления взносов совпадают с предельными датами погашения счетов по коммунальным услугам. Взносы могут перечисляться на специально созданный счет, либо на счет регионального оператора, организующего проведение капремонтов.
Бухучет взносов на капитальный ремонт производится на основании полученных платежных документов (счета-квитанции). Эта позиция подтверждается письмом Минфина от 16.02.2015 г. № 03-03-06/4/6840. Такие затраты являются экономически обоснованными и имеют документальное подтверждение, за их счет можно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При общей системе налогообложения взносы могут быть учтены как:
Последний вариант подходит для случаев, когда компания владеет квартирой и предоставляет ее сотрудникам для временного проживания.
Взносы отражаются через дебет счетов 20, 44, 26 и кредит счета 76:
- Д20, 26, 44 – К76 – начислен ежемесячный взнос на капремонт согласно счета-квитанции;
- Д76 – К51 – взнос на капремонт перечислен.
Если земля, находящаяся под домом, за помещение в котором платились взносы на ремонт, изъята для госнужд, то все перечисленные в фонд капремонта средства возвращаются собственникам. Такие суммы должны быть отражены в учете в качестве внереализационных доходов:
- Д51 – К76 – возврат ранее перечисленных взносов собственнику;
- Д76 – К91.1 – сумма возвращенных взносов учтена собственником в составе внереализационных доходов.
Взносы на капитальный ремонт: проводки, бухучет в управляющей компании
В учете компании, принимающей средства в качестве взносов на ремонт, поступление денег отражается в зависимости от источника финансирования. Если одним из источников денежных вливаний является бюджет, то корреспонденции будут следующими:
- Д86 – К96 – показана величина начисленной задолженности за бюджетом (сумма начислений должна совпадать с выделяемым объемом ресурсов);
- Д55 – К86 – получение денег на ремонтные мероприятия из бюджета.
Финансирование в виде взносов собственников должно быть отображено проводками:
Д76 – К96 – начисление взносов в фонд капремонта,
Д51(55) – К76 – поступление взносов от собственников.
Способ осуществления капремонта влияет на порядок отражения расходных операций в учете.
Например, в Вологодской области от собственников квартир ежемесячно управляющая компания получала минимальный размер взноса на капитальный ремонт 6,60 руб./кв. м (постановление Правительства Вологодской области от 31.10.2013 № 1119). Величина сформированного фонда на дату начала ремонта составила 555,6 млн руб. Ремонт был осуществлен подрядной организацией, счет выставлен на сумму 55 млн руб. Бухгалтер составляет записи:
- Д76 – К96 – ежемесячное начисление собственникам сумм взносов в фонд капремонта;
- Д55 – К76 – ежемесячные поступления взносов на капремонт от собственников;
- Д96 – К60 – 55 млн руб., стоимость расходов на ремонт, который будет выполняться силами подрядной структуры;
- Д60 – К51 (55) – произведена оплата услуг подрядчика (55 млн. руб.);
- остаток средств в фонде (сч. 96) составил 500,6 млн. руб. (555,6 – 55).
Затраты на ремонт ОС включаются в расходы по обычным видам деятельности того периода, в котором они понесены6/0110/99. При этом ни ПБУ 6/01, ни Методические указания по учету ОС не конкретизируют, о каком ремонте идет речь: о текущем или капитальном. На первый взгляд может показаться, что затраты на капитальный ремонт нужно автоматически включать в расходы наряду с мелким косметическим ремонтом. Но это не так.
Капитальный ремонт — это регулярные и дорогостоящие мероприятия по поддержке работоспособности ОС, в том числе замена элементов ОС, без которых оно не может нормально эксплуатироваться. Например, плановая замена системы отопления в здании.
Отметим, что в МСФО при решении вопроса о том, какой ремонт проводился — текущий или капитальный, принимается во внимание стоимость выполненных работ. Если стоимость работ составляет существенную величину от стоимости самого актива, то это капитальный ремонт.
Именно о таких ремонтах и говорит Минфин, предлагая учитывать затраты на них не единовременно, а постепенно.
Если ОС принято на учет как единый объект, а так чаще всего и бывает, затраты на его капитальный ремонт многие бухгалтеры признают расходами текущего периода. И можно сказать, что это допустимый способ учета. Потому что на сегодняшний день ПБУ 6/01 не содержит прямой нормы об обязательной капитализации затрат на капремонт. А то, что в налоговом учете затраты на капремонт списываются в расходы, еще одна причина, чтобы делать в бухучете так же. Поэтому, если в прошлом году у вас была такая ситуация, можно ничего не исправлять.
Срочно бежать в инспекцию с уточненками по налогу на имущество вовсе не обязательно
Однако, строго говоря, единовременный учет в расходах затрат на капремонт ОС снижает достоверность отчетности. Вернемся к примеру с системой отопления. На момент проведения капитального ремонта стоимость старой системы «сидит» в стоимости здания и продолжает медленно амортизироваться. В то же время стоимость новой системы отопления, вместо того чтобы амортизироваться, попадает в расходы единовременно. Это приводит к занижению расходов в одних отчетных периодах и к завышению в других. То есть теряется связь между доходами и расходами, а Минфин призывает эту связь продемонстрировать.
Если вы оказались в такой ситуации и хотите исправить положение, есть возможность это сделать. Поскольку российские стандарты бухучета не регулируют порядок учета затрат на капитальный ремонт, обратимся к МСФО, как и советует Минфин1/2008. Как определено в МСФО (IAS) 16 «Основные средства», затраты на капитальный ремонт увеличивают стоимость ремонтируемого ОС либо учитываются как самостоятельный инвентарный объект. При этом балансовую стоимость заменяемых частей нужно списать независимо от того, амортизировались они отдельно или нет. Кстати, аналогичные нормы есть и в проекте нового ПБУ «Учет основных средств». Да и ПБУ 6/01 не исключает возможности частичного списания стоимости ОС, правда, напрямую это предусмотрено только для реконструкции6/01.
Детальных инструкций насчет того, как именно определить стоимость заменяемого элемента, IAS 16 не содержит. Сказано лишь, что за отправную точку можно принять стоимость нового элемента и скорректировать ее на величину накопленной амортизации. Значит, в каждом конкретном случае придется применять профессиональное суждение и самостоятельно разрабатывать метод оценки заменяемой части. Например, организация провела дорогостоящий капитальный ремонт здания — заменила лифты, системы отопления, водоснабжения и вентиляции. Как найти стоимость заменяемых частей, если самому зданию лет 20? Можно поступить так. Определить, сколько стоит аналогичное новое здание (как для целей переоценки), и посчитать, какую долю составляют ваши затраты на капитальный ремонт в стоимости нового объекта. Можно считать, что такую же долю составляет стоимость заменяемых частей в балансовой стоимости старого здания. Если полученная величина несущественна, то стоимость старых лифтов и отопления не надо ни вычленять из стоимости здания, ни списывать. А если балансовая стоимость самого здания стремится к нулю, то и расчетов никаких делать не нужно. Ведь в этом случае очевидно, что стоимость заменяемых частей несущественна. Тогда затраты на капитальный ремонт нужно принять к учету как отдельный инвентарный объект.
Стоит ли так делать — решать вам.
С одной стороны, этот подход более правильный с точки зрения бухгалтерского учета. Кроме того, если затраты на капитальный ремонт будут учтены в бухгалтерском учете не как расходы, а как новое ОС, то единовременно увеличится чистая прибыль компании, а затем за счет равномерного списания расходов финансовый результат не будет колебаться.
С другой стороны, это может привести к необходимости применять ПБУ 18/02. Поэтому имеют право на жизнь два варианта.
ВАРИАНТ 1. Можно прописать этот способ в учетной политике и применять его начиная с 2013 г.1/2008
ВАРИАНТ 2. Если вы хотите увеличить чистую прибыль 2012 г., можно внести дополнения в учетную политику 2012 г. и исправления в прошлогодний учет записями декабря, если отчетность еще не утверждена22/2010.
Бухгалтерский учет капитального ремонта в ТСЖ
Затраты на капитальный ремонт не могут быть признаны для целей исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенки, поскольку понесены за счет средств целевого финансирования. При этом организация обязана вести раздельный учет таких доходов и расходов (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
- счет 86-2 «Целевые поступления на текущий ремонт общего имущества»;
- счет 86-3 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества»;
- счет 86-3-1 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества от собственников»;
- счет 86-3-1 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества из бюджета».
Бухучет взносов на капитальный ремонт
Фонд капитального ремонта создается за счет взносов собственников недвижимого имущества. Его предназначение – резервирование средств на дорогостоящие ремонтные мероприятия в будущем. Взносы перечисляются собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, ежемесячно (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ).
- Д76 – К96 – ежемесячное начисление собственникам сумм взносов в фонд капремонта;
- Д55 – К76 – ежемесячные поступления взносов на капремонт от собственников;
- Д96 – К60 – 55 млн руб., стоимость расходов на ремонт, который будет выполняться силами подрядной структуры;
- Д60 – К51 (55) – произведена оплата услуг подрядчика (55 млн. руб.);
- остаток средств в фонде (сч. 96) составил 500,6 млн. руб. (555,6 – 55).
Ответ на вопрос – платить или нет за капитальный ремонт многоквартирных домов – содержится в ст.158 ЖК РФ. Исходя из нее, платить нужно обязательно, так как коридоры, лестницы, лифты и пр. принадлежит собственникам квартир. Это имущество является их общей долевой собственностью. А значит поддержание ее в нормальном состоянии – обязанность того, кто владеет этой собственностью, то есть жильцов.
Окончательную точку над «i» в вопросе – надо ли платить – поставил Конституционный суд 3 марта 2016 года, признав, что сбор средств за капремонт осуществляется законно.
Интересно, что платить должны не только собственники – фактические жильцы, но и те, кто в ней даже не живут. Более того – квитанции за капремонт приходят не только за жилые помещения, но и за коммерческие объекты (магазины, салоны красоты, фитнес-залы и пр.), которые размещаются в МКД. При этом тариф для всех собственников в одном доме (что частное лицо, что юридическое, что владелец жилой площади, что коммерческой) един.
Зато платить не обязаны те, кто снимает квартиру по договору аренды, так как они не являются собственниками. А обязанность по поддержанию имущества в надлежащем состоянии возложена именно на владельца, а не тех, кто ею временно пользуется. Другое дело, что хозяин может включить эту сумму в общую стоимость аренды, но подобные моменты уже регулируются договорным правом и прописываются в договоре. Соглашаться на подобное или нет – право арендатора.
Для кого предусмотрены льготы
Льготы в виде субсидий предусмотрены для малообеспеченных лиц. Они применяются согласно ст.159 ЖК, если размер комуслуг превышает стандарт максимально допустимой доли расходов населения.
С 01.01.2016 года решением местных органов власти некоторые категории населения могут полностью или в какой-то части быть освобождены от уплаты взноса за капитальный ремонт.
Введение подобных системы скидок отводится на усмотрение муниципалитета, то есть это право местных властей, а не их обязанность.
Эти скидки не действуют автоматически для каждого гражданина, представляющего одну из перечисленных категорий. Чтобы ее получить – нужно обращаться с письменным заявлением в региональный фонд капремонта и подтверждать свой статус соответствующими документами.
Бухгалтерский учет капитального ремонта в ТСЖ
Затраты на капитальный ремонт не могут быть признаны для целей исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенки, поскольку понесены за счет средств целевого финансирования. При этом организация обязана вести раздельный учет таких доходов и расходов (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
- счет 86-2 «Целевые поступления на текущий ремонт общего имущества»;
- счет 86-3 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества»;
- счет 86-3-1 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества от собственников»;
- счет 86-3-1 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества из бюджета».
Ремонт за счет средств фонда (резерва).
Если на общем собрании собственников помещений в МКД принято решение о формировании фонда (резерва) на проведение отдельных видов текущего ремонта общего имущества дома, при начислении платы за текущий ремонт, зачисляемой в фонд, используется счет 86 «Целевое финансирование». К этому счету следует открыть специальный субсчет, например, субсчет «Фонд на проведение текущего ремонта общего имущества МКД».
В этом случае в бухгалтерском учете УК делаются такие записи по формированию фонда (резерва):
Дебет 76 Кредит 86, субсчет «Фонд на проведение текущего ремонта общего имущества» – начисленная плата за текущий ремонт отражена в составе фонда (резерва);
Дебет 50 (51) Кредит 76 – поступили денежные средства от собственников помещений в МКД в счет накопления фонда на проведение текущего ремонта общего имущества.
При проведении ремонта общего имущества в МКД за счет средств созданного фонда (резерва) в бухгалтерском учете делаются такие записи:
Дебет 20 Кредит 10, 60, 70 и т. д. – отражены расходы, возникшие в связи с проведением текущего ремонта общего имущества дома;
Дебет 62 Кредит 90-1 – отражена выручка от выполнения работ по проведению текущего ремонта общего имущества (на момент подписания заказчиком акта выполненных работ);
Дебет 90-2 Кредит 20 – отражена себестоимость выполненных работ;
Дебет 86, субсчет «Фонд на проведение текущего ремонта общего имущества» Кредит 62 – показан источник финансирования выполненных работ по текущему ремонту общего имущества.
Взносы на капитальный ремонт вносятся собственниками помещений в зависимости от выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта : ■ на специальный счет; ■ на счет регионального оператора. … начисления и расчета взносов на капитальный ремонт ; расчета и предоставления льгот и субсидий
Источники средств товарищества
Средства товарищества могут формироваться за счет:
- членских, вступительных взносов, прочих аналогичных поступлений;
- субсидий;
- доходов от коммерческой деятельности организации.
Денежные средства, полученные в качестве членских или прочих взносов, не образуют дохода товарищества и направляются на оплату коммунальных услуг, поддержание жилья в надлежащем состоянии. При осуществлении деятельности, при заключении договоров, ТСЖ должно действовать только в интересах собственников жилья.
Товарищество не является хозяйствующим субъектом, созданным для ведения коммерческой деятельности. Перечень видов деятельности, разрешенных таким организациям, закрытый и имеет строгие ограничения.
ТСЖ может осуществлять:
- обслуживание и ремонт недвижимости в товариществе;
- строительство дополнительной недвижимости;
- предоставление помещений в наем.
Денежные средства на специальном счете (счет 55).
В пункте 11 Информации № ПЗ-1/2015 даны рекомендации по поводу отражения показателей по группе статей «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса. В частности, некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства на специальном счете (счет 55), предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ, остаток указанных денежных средств отражает по отдельной статье группы статей «Денежные средства и денежные эквиваленты». Представляется, что данная рекомендация полностью распространяется на всех владельцев специальных счетов, которыми могут быть региональный оператор, ТСЖ, ЖК. В силу того, что информационные материалы адресованы именно НКО, УК здесь не названы, однако по правовому статусу в данном случае они ничем не отличаются от ТСЖ и регионального оператора.
Обратим внимание, что Информация № ПЗ-1/2015 не содержит никаких рекомендаций по учету денежных средств, поступающих на счет регионального оператора (когда фонд капитального ремонта формируется «котловым» методом). Это вполне справедливо, поскольку платежи собственников помещений в данной ситуации являются имуществом регионального оператора (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ), поэтому нет никаких сомнений в необходимости учета денежных средств на балансе регионального оператора.
А вот в отношении денежных средств на специальном счете, права на которые принадлежат собственникам помещений в МКД, рекомендации Минфина однозначны: они должны учитываться на балансе организации – владельца спецсчета, причем в отчетности их отражают обособленно от других денежных средств.