Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать жалобу в ФАС с электронной подписью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Как подать жалобу в ФАС на Россети
Обращения в ФАС на электросетевую компанию связаны с неисполнением обязательств по подключению производственных, жилых объектов к электросетям. Основания для подачи жалобы:
- Уклонение или отказ от заключения договора на технологическое присоединение;
- Нарушение правил подключения, некорректное распределение мероприятий по присоединению;
- Нарушение сроков присоединения к электросети;
- Неправильное определение категории потребителей при присоединении;
- Необоснованное увеличение тарифов по электроснабжению.
Процедура оформления и подачи жалобы регулируется Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Хозяйствующий субъект или физлицо имеют право подать заявление в произвольной письменной или электронной форме. Способы передачи обращения о нарушении:
- Лично;
- Курьером под роспись;
- Почтой (заказное отправление с уведомлением о получении);
- Через портал Госуслуг;
- Через МФЦ.
Неправомерное отключение электроэнергии
Еще одним основанием для написания претензии в Энергосбыт может быть незаконное (необоснованное) отключение потребителя от электросети.
В соответствии с уже упомянутым Постановлением Правительства РФ №354, порядок и причины отключения потребителей от электросети строго регламентированы. Так:
- отключение должников не должно наносить ущерб интересам добросовестных плательщиков, то есть отключения могут носить только индивидуальный характер;
- отключение не должно повреждать бытовые приборы потребителей;
- отключение не вправе производить сотрудники УК или ЖЭУ;
- отключение не производится (даже при наличии долгов) в зимний период в домах, отапливаемых с использованием электричества;
- недопустимо отключение электроэнергии в детских домах, больницах, в домах престарелых, в домах, где проживают дети и инвалиды, нуждающиеся в особом режиме питания или жизнеподдержания и т.д.
Сроки рассмотрения и решение
Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.
Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.
Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.
1. Антимонопольная служба запустила новый сервис
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.
До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Порядок рассмотрения спора
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:
- необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
- обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.
Как мы уже выяснили ранее, предметом разбирательства всегда будут являться нарушения антимонопольного законодательства. Отметим, что выступить с жалобой может как заинтересованное лицо, так и рядовой гражданин, даже не являющийся субъектом предпринимательской деятельности.
Как правило, большинство споров касаются размещения противоречащей антимонопольному законодательству рекламы. Конкретные запреты упоминаются в ФЗ «О рекламе». Так, сведения не должны порочить других субъектов рынка, их продукцию, оказываемые ими услуги и выполняемые работы.
Отдельная категория антимонопольных нарушений кроется в системе Госзакупок. В теории аукцион должен проводиться непредвзято, а победить в нём должен тот исполнитель, который предложил наиболее выгодные условия. Представитель государственного учреждения, размещающий заявку на портале, может указать такие условия соответствия, что большинство субъектов рынка под них попросту не попадут. Как правило, такие требования оказываются необоснованными, вследствие чего индивидуальные предприниматели и юрлица жалуются в ФАС.
Порядок и сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений граждан в ФАС регулируется Законом об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня получения. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
В случае необходимости по фактам, указанным в жалобе, ФАС проводит проверку, включающую внеплановые проверки, истребования документов и т.д. Если имело место административное правонарушение, сотрудник ФАС составляет акт об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Также ФАС может выдать предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, изъятии продукции с незаконным товарным знаком и т.д.
Кому подавать претензию
Письменно оформленное выражение недовольства качеством поставляемой электроэнергии или неправомерными действиями по отключению от электросетей можно направлять:
- собственно в энергоснабжающую организацию;
- в местный орган исполнительной власти;
- в Федеральную антимонопольную службу;
- в прокуратуру;
- в Роспотребнадзор.
Помимо этого, можно составить исковое заявление и направить его в суд.
При этом характер претензии будет иметь только жалоба в энергоснабжающую организацию. И только ей можно предъявить требования по:
- перерасчету в связи с низким качеством поставляемой энергии;
- возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного ненадлежащим качеством электроэнергии или отключением от электросетей.
Какими законами регулируется подача электроэнергии
На сегодняшний день существует «ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 № 338). В данном ГОСТе прописаны возможные (допустимые) отклонения напряжения, колебания напряжения.
При наличии каких-либо дополнительных доказательств, их можно присовокупить к письму в виде приложений (это могут быть чеки, квитанции, доп.соглашения, фото, ссылки на видео файлы и т.д.). При этом в самом письме нужно обязательно отразить факт приложений, с указанием их количества и, если они письменные — числа страниц (по каждому из них отдельно). В связи с получением от ответчика отказа, а также в виду того, что я юридически неграмотный человек мне пришлось для защиты своих прав и интересов обратиться за юридической помощью.
В данном разделе следует описательная часть.
Куда жаловаться, если электричество к дому подключают слишком долго?
Настоящие разъяснения подготовлены во исполнение пункта 33 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 г., утвержденного приказом ФАС России от 17.04.2020 № 410/20.
Настоящие рекомендации подготовлены в целях установления единообразия практики применения положений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), основаны на вступивших в законную силу решениях территориальных управлений ФАС России и судебных решений по обозначенному вопросу.
При осуществлении территориальными органами ФАС России соответствующего контроля за соблюдением законодательства об электроэнергетике необходимо руководствоваться, в том числе настоящими разъяснениями.
Безучетное потребление — потребление электрической энергии с нарушением установленного порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившимся:
— во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета);
— в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);
— в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Указанное вытекает из определения «безучетного потребления», указанного в пункте 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения).
В выявлении безучетного потребления, также как и бездоговорного, прежде всего заинтересована сетевая организация, так как это снижает ее коммерческие потери. Однако, в отличие от бездоговорного потребления, при безучетном у потребителя заключен договор, обеспечивающий поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). В связи с чем взысканием стоимости безучетного потребления с потребителя занимается именно поставщик электроэнергии, а не сетевая организация.
Выявление безучетного потребления осуществляется при плановой или внеплановой проверке приборов учета (п. 173 Основных положений). Проверка приборов учета должна производится не реже 1 раза в год (п. 172 Основных положений).
По результатам проверки оформляется Акт проверки приборов учета, в котором должна быть указана, в том числе информация о наличии (об отсутствии) безучетного потребления (п. 176 Основных положений). Кроме того, безучетное потребление может быть выявлено в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (п. 192 Основных положений).
Если выявлено безучетное потребление, сетевая организация составляет Акт о неучтенном потреблении электрической энергии, который сетевая организация должна передать в течение 3 рабочих дней гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации).
В Акте о неучтенном потреблении указываются данные:
— о лице, осуществляющем безучетное потребление;
— о способе и месте осуществления безучетного потребления;
— о приборах учета на момент составления акта;
— о дате предыдущей проверки приборов учета;
— объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление, относительно выявленного факта;
— замечания к составленному акту (при их наличии).
Если при выявлении безучетного потребления было выявлено превышение потребителем величины максимальной мощности, в Акте о неучтенном потреблении указываются следующие данные:
— величина максимальной мощности, указанная в договоре поставки электроэнергии;
— величина мощности, используемая потребителем;
— способ, с применением которого было выявлено превышение величины максимальной мощности;
— действия потребителя, которые повлекли превышение величины максимальной мощности (при наличии таких данных).
Согласно пункту 193 Основных положений при составлении Акта о неучтенном потреблении должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление, обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация).
Акт о неучтенном потреблении может быть составлен в отсутствие вышеуказанных лиц, при этом:
— составляющее Акт лицо прикладывает к Акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта.
— Акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с Актом о неучтенном потреблении.
Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление, от подписания составленного Акта о неучтенном потреблении, а также его отказ присутствовать при составлении Акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в Акте о неучтенном потреблении.
Кроме того, пунктом 177 Основных положений установлено, что в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.
Таким образом, в ситуации составления акта о неучтенном потреблении в отсутствии потребителя, осуществляющего безучетное потребление (обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации)), к акту прикладываются доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта о неучтенном потреблении. Важно отметить, что данное уведомление не является идентичным уведомлению, указанному в пункте 177 Основных положений, поскольку в последнем речь идет об уведомлении потребителя о планируемой дате проведения проверки прибора учета лишь при необходимости допуска сетевой организации к энергопринимающим устройствам потребителя.
Объем безучетного потребления рассчитывается сетевой организацией и направляется гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) вместе с Актом о неучтенном потреблении.
Согласно пунктам 195 — 196 Основных положений и Приложения № 3 к Основным положениям, объем безучетного потребления определяется как произведение максимальной мощности на количество часов.
Как указывалось выше, потребитель должен быть уведомлен о предстоящей проверке расчетного прибора учета надлежащим образом за пять рабочих дней до даты предполагаемой проверки. Отсутствие такого уведомления суды расценивают как нарушение порядка, предусмотренного Основными положениями, и отказывают во взыскании суммы безучетного потребления энергии.
В качестве примера, рассмотрим дело № А43-45829/2017, где суд установил отсутствие факта уведомления о проверке.
Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2019 года по данному делу указано, что для проверки прибора учета потребителя требовался допуск сетевой компании; акт о неучтенном потреблении составлен с нарушением предусмотренного Основными положениями порядка, поскольку о предстоящей проверке потребитель не уведомлялся.
Составление акта без уведомления и в отсутствие потребителя (уполномоченного представителя) лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.
К аналогичным выводам Арбитражный суд Волго-Вятского округа приходит и при рассмотрении дела № А43-53406/2018.
Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ
- Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
- Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
- Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
- Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
- Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
- Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
- Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
- Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.
В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.
Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.
У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.
Составляем жалобу в ФАС
Порядок подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) по вопросу нарушения закона в ходе госзакупок определен в гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и детально прописан в Административном регламенте ФАС, утвержденном приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее — Адм. регламент).
В соответствии со ст. 105 закона № 44-ФЗ жалоба должна содержать информацию:
- о наименовании, адресе, контактных данных юридического лица или ИП, действия (бездействие) которого обжалуются;
- закупке, за исключением случаев обжалования инцидентов, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
- хронологии развития конфликта, включая ссылки на нарушенные нормы и доказательства правоты заявителя;
- перечне прилагаемых документов;
- полномочиях лица, подписавшего жалобу.
Основания для недовольства
Существуют два вида оснований для предъявления претензий Энергосбыту:
- по качеству поставляемой электроэнергии;
- по незаконным действиям в связи с поставкой электроэнергии.
Постановление № 354 Правительства РФ от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает основные параметры и условия поставки электроэнергии конечному потребителю. Так, в соответствии с указанным Постановлением, электроэнергия должна поступать потребителям:
- круглосуточно;
- без перебоев;
- без отклонений в технических параметрах, предусмотренных ГОСТом №13109-97 «О нормах качества электроэнергии в системе общего электроснабжения».
Отключения электроэнергии, падения или повышения напряжения в сети, несинусоидальность и несимметричность снабжения и возникающие в связи с этим нарушения в работе бытовой и офисной техники, будут являться существенным нарушением условий поставки электроэнергии и могут служить основанием:
- для претензий;
- для жалоб;
- для судебных исков;
- для требований о снижении стоимости электроэнергии на 0,15 процентов за каждый час нарушений;
- для требований о возмещении вреда, причиненного нарушениями в поставке электроэнергии.
Как подать жалобу в ФАС на Россети
Обращения в ФАС на электросетевую компанию связаны с неисполнением обязательств по подключению производственных, жилых объектов к электросетям. Основания для подачи жалобы:
- Уклонение или отказ от заключения договора на технологическое присоединение;
- Нарушение правил подключения, некорректное распределение мероприятий по присоединению;
- Нарушение сроков присоединения к электросети;
- Неправильное определение категории потребителей при присоединении;
- Необоснованное увеличение тарифов по электроснабжению.
Процедура оформления и подачи жалобы регулируется Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Хозяйствующий субъект или физлицо имеют право подать заявление в произвольной письменной или электронной форме. Способы передачи обращения о нарушении:
- Лично;
- Курьером под роспись;
- Почтой (заказное отправление с уведомлением о получении);
- Через портал Госуслуг;
- Через МФЦ.
Жалобу подают в орган ФАС по месту совершения нарушения, территории расположения нарушителя, но допустимо обратиться и напрямую в центральный аппарат ФАС России. Регистрацию заявки проводят в течение 3 дней с даты поступления.
При личной (или через курьера) подаче письменного обращения, его составляю в 2-х экземплярах. На одном из них сотрудник ФАС ставит штамп о приемке в правом нижнем углу с указанием регистрационного номера, даты регистрации и количества страниц.
К жалобе обязательно прикладывают документы, обосновывающие позицию заявителя.
Как подключают электричество
Процесс подключения к электросетям выглядит так.
Заявка на технологическое присоединение. Сначала потребитель подает в электросетевую организацию заявку на технологическое присоединение. С 1 июля 2020 года все взаимодействие, включая обмен документами, происходит через портал электронных услуг Россетей.
В заявке должны быть данные заявителя, адрес участка и дома, если он уже построен. Нужно приложить документы на право собственности и простую схему с указанием, где желательна точка подключения.
Еще прописывают ряд технических параметров, самый важный из которых — лимит мощности. Для частных домов это обычно 15 кВт. Такой резерв электрической мощности позволяет использовать, например, электрокотел, который способен отапливать 150 м² площади.
На сайте электронных услуг Россетей есть калькулятор, где можно рассчитать стоимость подключения. Но из-за изменений в законодательстве его периодически обновляют, и он может быть недоступен.
ТУ для подключения. Затем сетевая организация выдает технические условия — ТУ — для подключения. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон.
Договор подключения к электросетям. Потребитель и сетевики заключают договор. В нем прописывают сроки и порядок работ. Так, электросеть выполняет работы до границ земельного участка заявителя: ставит опоры, если их не хватает, монтирует кабели, устанавливает на одну из опор счетчик.
Далее начинается зона ответственности потребителя: он ведет кабель от счетчика к будке строителей или дому, монтирует щитки, прокладывает проводку. Часть этих работ, например организация участка сети от счетчика до ввода в дом, будет описана в ТУ.
Проверка подключения и акт о присоединении. На последнем этапе электрики сетевой компании выезжают и проверяют, как сделано подключение, а затем подают напряжение. Стороны составляют акт о технологическом присоединении.