- Медицинское право

На Украине тоже повышали пенсионный возраст. Но проблему это не решило

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На Украине тоже повышали пенсионный возраст. Но проблему это не решило». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, — поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная

Как на этот шаг отреагировало украинское общество?

Соцопросы, которые проводились летом 2011 года, показывали, что порядка 85% украинцев негативно относятся к повышению пенсионного возраста.

Противостояла этой реформе и парламентская оппозиция. Обсуждение окончательного решения по этому поводу в парламенте продолжалось более восьми часов и закончилось глубокой ночью.

Тем не менее массовых пенсионных протестов на Украине не было: на митинги против реформы возле Верховной рады и здания администрации президента собирались несколько сотен участников.

Эксперты объясняли это несколькими причинами. Украинские профсоюзы традиционно являются слишком зависимыми от работодателей, чтобы инициировать массовые акции протеста. Сыграло роль и то, что итоговое решение было принято в начале июля 2011 года, когда начался сезон отпусков.

Кроме того, реформа затрагивала лишь часть будущих пенсионеров, о повышении пенсионного возраста для мужчин речи не шло.

Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?

В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.

Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении — снизились.

На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в «домайданные» 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).

Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.

Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году — 15%).

Эксперты упоминают и о «скрытом» дефиците Пенсионного фонда — средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не «террористов», как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.

Поэтому и возник вопрос накопительной пенсии. Сейчас как раз на Украине обсуждается соответствующая реформа. «Мы предлагаем следующую модель: во-первых, обязательно один процент платит работодатель в пределах ЕСВ, который у нас есть. Во-вторых, человек добровольно к своему одному проценту, который за него перечислил работодатель, тоже откладывает один процент от своей заработной платы. Но если человек это сделает, государство… ему в таком же размере на счет перечислит такую же сумму», – кратко поясняет суть изменений министр социальной политики Марина Лазебная. Запустить такой механизм хотят уже в 2023 году.

Читайте также:  Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году

Введение накопительного уровня пенсионной системы предусматривалось еще пенсионной реформой Леонида Кучмы (1998). Ожидалось, что копить на старость украинцы станут с 2003 года – еще один тихий юбилей. Но тогда реформу торпедировали в парламенте. С большим опозданием их приняли в 2003-м, а накопление отодвинулось на конец 2000-х. Но в конце 2008-го грянул мировой кризис и всем стало не до накоплений. Тому же Януковичу (2011) пришлось в срочном порядке «резать косты»: на момент его избрания расходы на пенсионное обеспечение достигли 18% ВВП Украины. Накопительный уровень тогда тоже обсуждали – от 2% до 7%, в зависимости от возраста. Планировали вводить в конце 2014 года, очевидно, под выборы. Но до выборов не дотянул уже сам Янукович. Зато в 2015-м грянул технический дефолт…

Более того, даже для команды Зеленского это уже второй подход к снаряду. Не исключено, что не последний: в 2024-м выборы. И уж так повелось, что любая власть перед ними устраивает аттракцион повышения пенсий. Выдаивая для этого бизнес насухо. На накопительный уровень может снова не хватить: избирателю понятнее 1000 грн сегодня, чем неизвестно сколько когда-нибудь потом.

Еще одна проблема – инфраструктура. Накопления – это частные пенсионные фонды. Между тем на Украине и банкам-то не особо доверяют: только во время банкопада 2014-2016 годов лопнуло около ста штук. Не говоря уж о том, что вкладывать средства таких фондов некуда. Проще обязать украинцев завести безотзывные депозиты в госбанках. Хотя решение тоже так себе: украинскую гривну ввели 25 лет назад, за это время она обесценилась к доллару в 15 раз.

…Впрочем, это не означает, что украинцы совсем не заботятся о своем будущем. Многие организовали себе собственную накопительную систему и зарабатывают пенсию за пределами Украины – там, где до их накоплений не доберется очередной майдан или очередной реформатор. Например, в России.

Кому положены надбавки и когда ждать перерасчет

Однако не только непопулярные решения ждут пенсионеров. В январе запланировано повышение пенсий с 2100 до 2400 грн для пенсионеров в возрасте от 65 лет и при наличии у них страхового стажа 30/35 лет и больше (40% от увеличенной минималки с 5000 до 6000 грн).

С 1 марта планируется индексация пенсий на 11%. А в апреле должен состояться автоматический пересчет работающим пенсионерам с учетом зарплаты в период работы и приобретенного стажа работы с прошлого перерасчета.

Чиновники также обещают ввести с 1 июля 2021 года ежемесячные доплаты в размере до 400 грн для пенсионеров в возрасте от 75 до 80 лет. Для этой категории лиц также будет установлена минимальная пенсия 2500 грн в случае наличия стажа как минимум 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

В июле также планируют повышение пенсий с 2400 до 2600 грн для пенсионеров в возрасте от 65 лет и при наличии у них страхового стажа 30/35 лет и больше (40% от увеличенной минималки с 6500 грн). Кроме того, в июле повысится прожиточный минимума с 1769 до 1854 грн, что также приведет к увеличению надбавок и повышению пенсий для тех, кто получает минималку.

Следующее повышение прожиточного минимума с 1854 до 1934 грн запланировано на декабрь. И это тоже приведет к увеличению надбавок и повышению минимальных пенсий.

Правда, для того чтобы все эти новшества заработали, нужно, чтобы правительство согласовало бюджет с МВФ, а депутаты за него проголосовали.

В каком возрасте женщинам можно выйти на пенсию?

В ходе предыдущей реформы (с 2011 года) женщинам начали постепенно увеличивать пенсионный возраст — с 55 до 60 лет. То есть женщины начнут выходить на пенсию в 60 лет только в 2021 году. А, например, в 2019 году на пенсию могут выйти женщины, которым исполнится 59 лет. Поэтому для женщин корректировка зависимости стажа и возраста до 2021 года будет немного иной, чем для мужчин.

Как будет увеличиваться минимальный страховой стаж, необходимый для выхода на пенсию, смотрите в таблице:

Период в 60 лет в 63 года в 65 лет
в 2019 году 26 лет (женщины — в 59 лет) от 16 до 26 лет от 15 до 16 лет
в 2020 году 27 лет (женщины — в 59 лет и 6 месяцев) от 17 до 27 лет от 15 до 17 лет
в 2021 году 28 лет от 18 до 28 лет от 15 до 18 лет
в 2022 году 29 лет от 19 до 29 лет от 15 до 19 лет
в 2023 году 30 лет от 20 до 30 лет от 15 до 20 лет
в 2024 году 31 год от 21 года до 31 лет от 15 до 21 года
в 2025 году 32 года от 22 до 32 лет от 15 до 22 лет
в 2026 году 33 года от 23 до 33 лет от 15 до 23 лет
в 2027 году 34 года от 24 до 34 лет от 15 до 24 лет
с 2028 года и в дальнейшем 35 лет от 25 до 35 лет от 15 до 25 лет
Читайте также:  ДТП со смертельным исходом, статья УК РФ

Как быть, если недостаточно страхового стажа?

Как отметил министр социальной политики Андрей Рева, если у человека нет 15 лет страхового стажа, это значит, что человек не платил взносы на свое страхование:

— Это его выбор, — отметил министр. – Но он не будет получать пенсию. Ему назначат социальную помощь, которая, скажем честно, ниже пенсионных выплат и будет выплачиваться только с 65 лет.

Кстати, социальная помощь от государства тем, кто не имеет права на пенсии, выплачивается и сейчас тем людям, у которых нет минимального стажа — 15 лет. Вместо пенсии они сегодня получают эту помощь с 63 лет.

Также на переходной период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года предусмотрена выплата временной государственная социальная помощь неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получили права на пенсионную выплату — на период до приобретения права на пенсию по возрасту.

Такая помощь будет выплачиваться в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. То есть, в размере минимальной пенсии.

Впрочем, есть еще один важный нюанс: недостающий стаж можно будет «докупить». Но только два года – не больше. Так, закон предусматривает возможность заключить договор о добровольном участии в пенсионном страховании и уплатить одноразовый взнос.

Однако надо иметь ввиду, что при таком договоре, уплата взносов идёт в двойном размере. То есть, если сейчас минимальная сумма единого социального взноса (ЕСВ) за месяц составляет 704 гривны, то придется доплатить по 1 тысяче 408 гривен за каждый месяц.

Получите совет юриста за 15 минут!

Если страховой стаж украинца окажется ниже требуемой нормы, гражданин будет вправе рассчитывать только на выплаты социальной помощи в размере около 500 грн. ($19) в месяц. На социальную помощь можно приобрести 4,5 кг говядины, 3 кг сливочного масла, чуть более 5 кг сыра или 10 кг сала.

По данным Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины, куриная тушка в магазинах стоит в среднем 51,7 грн. ($2), сало — 48,3 грн. ($1,85), говядина — 106,6 грн. ($4,1), сливочное масло — 142,9 грн. за кг ($5,49).

Стоимость проезда в киевском общественном транспорте с 15 июля выросла в среднем на 20%. Например, поездка на метро обойдётся в 5 грн. ($0,2), а в троллейбусе и автобусе — 4 грн. ($0,17).

Квартплата за стандартную трёхкомнатную квартиру площадью около 70 кв. м составляет не менее 2 тыс. грн. ($77), тогда как за «двушку» в 50 кв. м — 1,5 тыс. грн. ($57). В зимний период отопление для этих квартир дополнительно обойдётся в 2,5 тыс. грн. ($96) и 1,8 тыс. грн. ($69) соответственно.

Напомним, что пенсионная реформа является обязательным условием, выдвигаемым Международным валютным фондом для предоставления Украине очередного кредитного транша. Однако МВФ ранее выражал недовольство тем, что при общем объёме Пенсионного фонда в 284 млрд грн. ($11 млрд) на этот год его дефицит составляет 142 млрд грн. ($5,5 млрд).

Власти Украины планируют компенсировать дефицит за счёт государственного бюджета, однако это, в свою очередь, создаёт предпосылки для роста инфляции.

Старикам за 80 подбросят до минималки

Также в следующем году правительство планирует продолжить работу по индексации пенсий. В Министерстве социальной политики предлагают установить с 1 марта 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 500 грн пенсионерам по достижении 80-летнего возраста, у которых пенсия не достигает размера средней заработной платы 2020 года. А если с учетом выплаты размер пенсии не дотягивает до 2600 грн — гражданам предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Кроме того, планируют также установить с 1 июля 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 400 грн 75-летним пенсионерам до достижения 80-летнего возраста, у которых пенсия меньше размера средней заработной платы 2020 года. Если с учетом этой выплаты размер пенсии не достигает 2500 гривен, им предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Повышение пенсионного возраста в Украине

На сегодня пенсионный возраст пока постепенно повышается. Это связано с тем, что еще в конце 2021 года специалисты Всемирного банка предложили Кабинету Министров Украины план повышения пенсионного возраста с целью решения проблемы растущего дефицита Пенсионного фонда. Они рекомендовали предупредить об этом население за несколько лет до вступления в силу нового закона, чтобы люди могли адаптироваться к новым условиям. Такая практика «отложенного» повышения успешно применялась за рубежом. Это позволило людям лучше приспособиться к новым правилам. Поддерживает также Всемирный банк и украинскую реформу повышения значения роли страхового стажа.

Читайте также:  Расчет алиментов: примеры и калькулятор

Формальным возрастом для выхода на пенсию остался рубеж в 60 лет (причем как для мужчин, так и для женщин). Но теперь возросли требования к величине страхового стажа. Причем с каждым следующим годом стаж должен увеличиваться на год, т. е. каждый год – плюс 12 месяцев.

Начисление пенсии в Украине

Соблюдают два условия при начислении выплат:

  • страховой стаж;
  • пенсионный возраст.

В период с начала 2021 по 2028 год планомерно увеличивают стаж с 25 до 35 лет, ежегодно на 12 месяцев.

Пенсию по возрасту для любого украинца в 2021 году рассчитывают с использованием единой формулы, но итоговая сумма зависит от размера заработка, с которого взимались страховые взносы и продолжительности стажа. Предусмотрен широкий спектр доплат, надбавок, повышений.

На заметку от BBQcash: выплаты начисляют со второго дня от даты достижения указанного возраста, если обращение в Пенсионный фонд произошло не ранее, чем за 1 и не позднее 3 месяцев.

Минимальную сумму пенсии по возрасту на январь 2021 года составляют 1669,20 грн. На сегодня это 40 % от нижней планки оплаты труда. Эта сумма автоматически увеличится при росте минимальной заработной платы.

С января текущего года украинцы, производившие отчисления не менее 15 лет, отправятся на заслуженный отдых в 65 лет. 40 календарных лет страхового стажа обеспечивают получение пенсии независимо от возраста.

С 1 января 2021 года украинцы отправляются на заслуженный отдых безотносительно к половой принадлежности:

Возраст, лет Страховой стаж, лет
60 не менее 26
63 от 16 до 25
65 от 15 до 16

Государство предоставило право выкупа недостающего стажа. Удвоенную минимальную страховую сумму выплачивают за месяц. Около 84000 грн. придется потратить за максимальный срок недостающего стажа 5 лет.

Какой будет пенсия после пенсионной реформы в Украине?

Главных критериев, от которых будет зависеть новый размер пенсии два: страховой стаж и получаемая заработная плата. До пенсионной реформы 2017 года был еще третий учитываемый показатель — средняя зарплата в Украине, но теперь от его использования решили отказаться, и при перерасчете пенсий будет использоваться единый для всех размер средней зарплаты 3674,40 грн (из расчета за последние 3 года: 2014-2016).

Также при перерасчете учтен размер прожиточного минимума, установленного на декабрь 2017 года, равный 1452 грн — именно такой размер минимальной пенсии получат граждане, отработавшие положенный страховой стаж. Ранее минимальная пенсия была ниже уровня прожиточного минимума, что было несправедливо.

Также ранее возникала ситуация, при которой люди, отработавший одинаковый стаж в одной и той же отрасли, но вышедшие на пенсию в разные годы, получали существенно разную пенсию, теперь проведенная пенсионная реформа исключает этот вариант.

Пенсионная реформа отменяет снижение пенсии на 15% для работающих пенсионеров, практиковавшееся до настоящего времени, теперь работающие будут получать такую же пенсию, как и неработающие.

При этом с их заработных плат будут производиться все полагающиеся отчисления в виде налогов и сборов, в том числе и в Пенсионный фонд.

Также отменяется снижение пенсии женщинам, воспользовавшимся правом досрочного выхода на пенсию в 55 лет. Когда их возраст превысит пенсионный на количество месяцев досрочного выхода на пенсию, им будут производиться выплаты в 100% объеме.

А вот пенсии жителям горной местности будут увеличены на 20%.

Пенсионная реформа отменяет спецпенсии

Пенсионная реформа в Украине 2017 года отменяет большую часть специальных (повышенных) пенсий. Теперь их не будут получать судьи, депутаты, государственные служащие, прокуроры, дипломаты, научные работники.

Исключение здесь составляют военнослужащие и работники силовых структур — для них спецпенсии будут сохранены, но тоже произойдет их «осовременивание». Как именно это будет происходить — пока неизвестно, по этому поводу должны быть приняты дополнительные законодательные акты:

  • До 1 ноября 2017 года должен быть подготовлен законопроект об осовременивании пенсий военнослужащим;
  • После принятия этого закона в течение полугода должны быть подготовлены законопроекты о введении профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий профессий и о порядке получения пенсий, которые граждане не смогли получить, находясь на временно неподконтрольных Украине территориях.

Согласно закону о пенсионной реформе, с 2019 года в Украине вводится второй уровень пенсионной системы – накопительный. Он будет работать параллельно с существующей солидарной системой и предусматривает, что каждый украинец со своей зарплаты будет отчислять определенную сумму на государственный счет. С этого счета гражданин потом будет получать «дополнительную» пенсию. За сохранность средств на счету отвечает государство.

Второй уровень заработает, если Верховная Рада, кроме уже одобренной пенсионной реформы, примет законопроект по внедрению обязательной накопительной системы. Сейчас в парламенте есть вариант такого документа – проект закона №6677. Он предлагает сделать накопительные взносы обязательными для украинцев младше 35 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *