Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор новостей по охране труда с 01 по 16 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Кто обязан пройти тестирование по охране труда
Тестирование будет обязательным для:
- руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
- руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
- руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций.
Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ
Ответственность по ст. 143 УК РФ касается трёх разных ситуаций.
- Когда нарушение в рамках действующего законодательства и других правил совершило лицо, обязанное, согласно кадровой инструкции, следить за их соблюдением. Важно, что уголовная ответственность наступает тогда, когда по неосторожности был причинён тяжкий вред здоровью работника.
Штрафы или иные наказания, предусмотренные в этом случае, составят:
- 400 000 рублей. Другой вариант — эквивалент зарплаты (могут вычесть и из других доходов) на период до 18 месяцев.
- От 180 до 240 часов обязательных работ. Наказание может быть заменено на 24 месяца исправительных работ или же до 12 месяцев принудительных — по решению суда.
- Тюремное заключение на сроки, аналогичные тем, что указаны в предыдущих пунктах. При этом наказание сопровождается запретом занимать ту или иную должность, а иногда и заниматься определённым видом деятельности на неопределённый срок или же до 12 месяцев.
- Когда грубое нарушение правил охраны труда стало причиной смерти человека (работника). В таком случае наказание может представлять собой принудительные работы (срок — до четырёх лет) или тюремный срок на тот же период. При этом параллельно для усиления наказания могут быть применены запреты на занятие должности или определённую деятельность.
- Когда имели место действия, описанные в первой части вышеназванной статьи УК РФ, которые привели к гибели двух и более человек. Главная особенность — действия по неосторожности. При этом наказание может быть таким:
- Срок до пяти лет (лишение свободы) с одновременным запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Усиливающую меру применяют не всегда.
- Назначение принудительных работ на срок до пяти лет.
Виды проверок трудовой инспекцией
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. О плановой проверке работодатель может узнать заранее либо на сайте Генпрокуратуры, либо на сайте Федеральной службы по труду и занятости. Не позднее, чем за три дня до начала проверки, инспекция труда уведомляет об этом работодателя (п. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).
Как плановые, так и внеплановые проверки могут быть выездными или документарными. Выездной вид проверки предполагает личное присутствие инспектора. При такой проверке сотрудники Федеральной службы по труду и занятости вправе запросить по теме проверки документы за любой период
При документарной проверке инспекция запрашивает заверенные копии документов для исключения возможных нарушений. В случае возникновения у инспекции подозрений в правомерности действий со стороны работодателя, последнему нужно будет отправить заверенные копии необходимых подтверждающих документов.
При этом если к плановой проверке можно подготовиться заранее, то от внеплановых не застрахован ни один работодатель. Одна из наиболее частых причин такой проверки – жалобы самих же сотрудников на нарушение их трудовых прав.
Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.
Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.
Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:
— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.
Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.
Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.
Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.
Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.
Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.
В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:
— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.
В зависимости от характера, выделяют:
— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.
Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.
Что считается нарушением
Любое пренебрежение правилами ТК РФ станет нарушением. Выделяют такие группы неправомерных действий, которые совершают работодатели:
- На этапе приема на работу сотрудников: неправомерный отказ от заключения договора, отказ от оформления договора при фактическом допуске к работе, оформление договора ГПХ вместо соглашения по ТК РФ.
- Допускаемые в ходе работы, в том числе: отказ в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска более двух лет подряд, пренебрежение порядком выплаты зарплаты, отказ от оплаты сверхурочной работы, занижение выплат, отказ в предоставлении расчетных листков, предоставление специальных гарантий, предусмотренных для отдельных групп сотрудников, например, предпенсионеров, молодых родителей или инвалидов.
- На этапе расторжения договора, в числе которых: безосновательное наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения, непредоставление вовремя документов, невыплата или опоздание с выплатой окончательного расчета, неправильное оформление записи в трудовую книжку.
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 50000-70000 рублей.
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет наложение административного штрафа 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
Ответственность «рублем»
Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.
Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:
- Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
- Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
- По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
- Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года
Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.
Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.
- Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.
Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.
Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.
Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.
Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.
Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.
Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).
По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.
Размер штрафа за конкретное нарушение установлен законодательно. Если в статье не указана конкретная сумма санкции, а указаны верхний и нижний предел возможного наказания, например, от 3 до 5 тысяч рублей, конкретный размер взыскания определяет инспектор. Последний при принятии окончательного решения обязан учесть тяжесть административного проступка.
ГИТ вправе штрафовать за каждое выявленное нарушение по каждому отдельному работнику. Такой подход еще в 2014 году одобрил Верховный суд РФ. Поэтому работодателю, который систематически игнорирует действующие трудовые нормы, по итогам проверки придется заплатить многомиллионные санкции.
Представителям малого и среднего бизнеса сделали поблажку – за первое нарушение они могут отделаться лишь предупреждением. Но только при условии, что совершенный проступок не повлек серьезных последствий, например, ЧС либо материального ущерба.
Штраф нужно заплатить не позже шестидесяти дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу.
Бухучет по штрафным санкциям будет отображаться следующим образом:
- начисленный административный штраф – дебет счета 91-кредит счета 76;
- оплата штрафа – дебет счета 76-кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».
В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.
За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.
Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.
За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:
- рабочие места,
- средний заработок.
По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.
Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.
Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.
Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.
Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.
Директор компании обязан отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им СИЗ.
С 2022 года в ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ, в которой приведен список изделий, относящихся к СИЗ. В него организации вправе добавить свои СИЗ, необходимые для безопасности работников в определенных условиях.
По статье 221 ТК РФ в перечень СИЗ теперь входит:
- специальная одежда и специальная обувь,
- дерматологические средства защиты,
- средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
- средства защиты от падения с высоты,
- и другие средства индивидуальной защиты.
Кодекс об административных правонарушениях:
ДО 31.12.2013 г. |
С 01.01.2015 г. |
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда |
|
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. |
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. |
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. |
2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. |
Статья 5.27 (1) Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации |
|
1. нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. |
|
2. нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. |
|
3. допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей. |
|
4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. |
|
5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. |
|
6. несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. |
|
7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц — в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. |
Таблица штрафов по ОТ
Основание | Ответственный | Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей |
---|---|---|
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ |
||
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 2000 до 5000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 2000 до 5000 |
|
На юрлиц |
От 50 000 до 80 000 |
|
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 5000 до 10 000 |
|
На юрлиц |
От 60 000 до 80 000 |
|
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 15 000 до 25 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 15 000 до 25 000 |
|
На юрлиц |
От 110 000 до 130 000 |
|
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 130 000 до 150 000 |
|
Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. |
||
Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 70 000 до 100 000 |
|
Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность) |
От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Сокрытие страхового случая |
||
Статья 15.34 КоАП РФ |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа. |
|
На граждан |
От 300 до 500 |
|
На должностных лиц |
От 500 до 1000 |
|
На юридических лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. |
||
Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 50 000 |
|
На юридических лиц |
От 100 000 до 200 000 |