Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВНИМАНИЕ страховые мошенники !». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кредит не передают в коллекторское агентство без причины. Как правило, речь идет о ситуациях, где заемщик на длительное время лишается возможности выплачивать банку средства, а кредитор отказывается идти ему навстречу и оптимизировать условия выплат. После нескольких месяцев неуплаты, назначения штрафов и пеней банковская организация передает кредит коллекторам, чтобы те в свою очередь связались с заемщиком и попытались взыскать средства. Агенты заинтересованы в том, чтобы клиент успешно разрешил финансовые сложности. Поэтому чаще всего звонки содержат не угрозы (такие методы запрещены законодательством, и добропорядочная организация не будет ими пользоваться), а конкретные предложения, как можно выйти из сложившейся ситуации оптимальным способом.
Оценка удовлетворенности
Этот повод для звонка застрахованному появился у страховых компаний совсем недавно. Новым обязательством страховой компании стало изучение удовлетворенности населения медицинской помощью. В рамках опроса вам зададут, например, такие вопросы:
- Насколько Вы согласны с утверждением, что сейчас Вы можете записаться к врачу в удобное для Вас время?
- Насколько комфортным было Ваше пребывание в медицинской организации?
- Удовлетворены ли Вы тем, как врач объяснял Вам, зачем назначено то или иное лечение, лекарственный препарат, диагностическая процедура?
- Что Вы можете назвать наибольшей проблемой в процессе получения медицинской помощи в регионе, в котором Вы проживаете?
Причины звонков от коллекторов
Как часто российские должники жалуются на коллекторов
За период с января по август 2021 года наши граждане подали в ФССП 26,2 тыс. жалоб на нарушения, допущенные коллекторскими агентствами при взыскании ими просроченных долгов. Об этом говорит статистика надзорного органа рынка сбора просрочки — ФССП. За 8 месяцев служба рассмотрела по существу 19,6 тыс. обращений, признав обоснованными 15,4%.
Это чуть больше 3 тыс. жалоб. ФССП раскрывает ежемесячную статистику по работе с жалобами только с начала 2021 года, поэтому данных об обращениях физ. лиц за аналогичный период 2020 года в открытом доступе нет. За весь 2020 год граждане подали на коллекторов чуть больше 37 тыс. негативных отзывов, а из числа рассмотренных заявлений приставы посчитали обоснованными 11,6%.
Президент профсоюза коллекторов — СРО НАПКА Эльман Мехтиев приводит несколько иную статистику. По его словам, в 2020 году только 9% жалоб, поступивших в адрес НАПКА на действия коллекторов, оказались подтвержденными практикой в ходе их расследования.
За восемь месяцев этого года ФССП возбудила 2,7 тыс. административных дел по ст. 14.57 КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушения при взыскании долгов с физических лиц. 77% из них уже закончились штрафами на сумму 67,2 млн руб. В 2020 году штрафы были вынесены по 82,7% подобных административных дел против взыскателей, а сумма уплаченных штрафов приблизилась к 90 млн руб.
Именно на коллекторские агентства, состоящие в реестре ФССП, потребители стали жаловаться реже. По данным приставов, в январе-августе количество негативных отзывов на работу таких компаний снизилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но при этом ФССП составила на 28% больше протоколов об административных нарушениях, а сумма наложенных на профессиональных взыскателей штрафов приблизилась к 50 млн руб. (рост на 23%). «Одному юридическому лицу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности», — уточнил представитель ФССП.
Ответственность за мошенничество по страхованию Каско и ОСАГО
Основной законодательной нормой при разбирательстве по факту мошенничества в области страхования является ст. 159.1 УК РФ. Кроме нее, могут вменяться дополнительные статьи. Все зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.
Если преступление не содержит отягчающих признаков, оно квалифицируется по ч. 1 ст. 159.1 УК РФ. За подобное деяние грозит:
- штраф до 120 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 1 года;
- обязательные, исправительные или принудительные работы разной длительности;
- тюремное заключение до 2 лет;
- арест до 4 месяцев.
Мошенничество со страховкой грозит получением судимости.
Афера совершена группой лиц по предварительному сговору — деяние подпадает под ч. 2 ст. 159.1 УК РФ. За него предусмотрено наказание в виде:
- штрафа до 300 тыс. руб.;
- обязательных или исправительных работ;
- принудительных работ сроком до 5 лет;
- лишения свободы на период до 5 лет.
Дополнительная санкция — ограничение свободы до 1 года.
Если человек воспользовался своим служебным положением, либо мошенничество совершено в крупном размере, наказание наступит по ч. 3 ст.159.1 УК РФ. Аферисту грозит:
- штраф от 100 до 500 тыс. руб.;
- принудительные работы до 5 лет. Дополнительно суд вправе назначить ограничение свободы на 2 года;
- тюремное заключение до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. руб.
Если преступление совершено организованной группой мошенников, либо размер причиненного вреда квалифицируется как особо крупный, содеянное подпадает под ч. 4 ст. 159.1 УК РФ. Аферистов ждет до 10 лет тюрьмы с возможным штрафом до 1 млн. руб.
Учтите, что ст. 1064 ГК РФ также подразумевает возмещение нанесенного ущерба пострадавшему в полной его стоимости.
Установите, кому вы должны и убедитесь в легальности работы взыскателя
Самое главное правило при предъявлении любых требований со стороны коллекторов – убедиться в наличии у них полномочий на взаимодействие с вами.
Для этого требуется:
- Закрепленное в кредитном договоре право банка передать работу по взысканию долга или уступить право требования третьим лицам.
- Оформленная соответствующим образом уступка прав требования (договор цессии).
- Наличие самого долга, поскольку иногда на момент обращения коллекторов долг уже может быть погашен.
- Уведомление должника о привлечении коллекторов, если только в договоре не прописано право банка на привлечение третьих лиц без уведомления должника.
Взаимодействие банков и должников регламентируется:
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ «О микрофинансовой деятельности» (статьи 6–8). Нормативным актом руководствуются, если вы официально указаны контактным лицом. В других случаях применяются лишь отдельные положения этого закона.
- ГК Российской Федерации (ст. 10).
- Кодекс об административных правонарушениях (статьи 5.53, 5.61, 15.26.1).
- УК РФ (статья 183). Применяется в крайне редких случаях.
Правовые документы предусматривают ответственность за:
- Нарушение положений ФЗ от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц … Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности».
- Угрозы и иные методы психического воздействия во время беседы.
- Незаконные действия, связанные с нарушением ФЗ «О персональных данных».
Особенности борьбы с телефонными звонками
То, что делать, если звонят из банка по чужому кредиту, зависит от каждой конкретной ситуации. Они были рассмотрены в рамках прошлого пункта.
- Если заемщик – ваш родственник или знакомый человек, просто сообщите, что вы не общаетесь, а потому не может сообщать должнику о его проблеме. Как правило, банки с пониманием относятся к подобной ситуации и сразу же прекращают совершать звонки.
- Если человек на другом конце провода представляется сотрудником банка, и при этом ваш знакомый не давал вашего номера финансовому учреждению, стоит сказать, что либо вы не общаетесь, либо сообщить, что звонить вам они не имеют права.
- Если вы вообще не понимаете, о каком кредитном обязательстве идет речь и не являетесь ни поручителем, ни уж тем более заемщиком, то дело обстоит сложнее, ведь объяснения того факта, что банк обратился не по адресу, редко помогает.
- Если вы – участник поручительства, то банк действует на законных основаниях и ничего не нарушает, обращаясь к вам. Поэтому необходимо выяснить особенности ситуации и продумать пошаговую инструкцию по дальнейшим действиям и мероприятиям совместно с заемщиком.
Как быть и что предпринять в данных ситуациях, стоит рассмотреть в рамках данного материала. Ниже будут представлены распространенные способы предотвратить вымогательства и прочие неправомерные действия со стороны посторонних людей.
Как правильно общаться с коллекторами
Наличие долгов рано или поздно приведет к тому, что к делу подключатся коллекторы. Взаимодействие с ними мало кому доставляет удовольствие, так как представители контор могут настойчиво названивать, заваливать почту письмами и даже поджидать у подъезда. Как общаться с коллекторами по новому закону:
- начинать беседу только после того, как оппонент представился, указал, от какой фирмы работает;
- записывать разговор, предварительно уведомив об этом звонящего, не удалять голосовые и смс-сообщения;
- не разглашать лишнюю информацию во время телефонной беседы;
- помнить, что заниматься взысканиями имеет право компания, входящая в реестр и имеющая лицензию;
- получать актуальные сведения, запросив копии договоров с подробным расчетом задолженности, указанием общей суммы просрочки, процентов, пеней и санкций;
- пресекать попытки грубого обращения и напоминать о своем праве обратиться в полицию.
Куда жаловаться на коллекторов за звонки
Деятельность коллекторов направлена на эффективное, оперативное выбивание долгов. Именно поэтому руководство таких компаний только поощряет сотрудников за неуважительное отношение к должникам. Единственным результативным методом воздействия будет обращение в прокуратуру.
Поводом для подачи заявления может послужить:
- отсутствие письменного уведомления о смене кредитора;
- хамство и угрозы по телефону;
- преследование, организация личной встречи без согласия должника;
- проникновение в жилье, попытки конфисковать имущество.
Помните, если не отвечать на звонки коллекторов, проблема только ухудшится. Лучшим и надежным выходом станет своевременное обращение к букве закона в случае, когда сотрудник превышает свои полномочия.
Важно!
В зависимости от характера неправомерных действий, коллектор может понести наказание по статьям:
- 13.11 КоАП при звонках на номера, не указанные в договоре с банком или на телефоны родственников, друзей и коллег – за разглашение персональных данных;
- 5.61 и 20.1 КоАП при регулярном хамстве и назойливых звонках – за мелкое хулиганство;
- 163 УК при отсутствии письменного уведомления – за вымогательство.
То, что вы взяли кредит самостоятельно, или приняли на себя ответственность поручителя по кредиту, не дает коллекторам права на неуважительное обращение и внедрение в личную жизнь. Случаи хамства и вымогательства должны пресекаться.
Какие действия коллекторов считаются не правомерными
Понятие неправомерности проистекает из правила, которым руководствуются юристы, трактуя законность того или иного проступка: дозволительно делать всё, что не запрещено законом. Следуя этому правилу несложно установить, какие действия коллекторов являются правомерными, а на какие ущемленный в правах заемщик может смело жаловаться в контролирующие органы. Определить это позволяет п. 1 ст. 4 закона №230-ФЗ, в которой перечислены права коллекторов. Их немного:
- совершать звонки;
- лично встречаться с должником;
- направлять СМС или голосовые уведомления;
- направлять почтовую корреспонденцию.
Как я уже писал выше деятельность коллекторов регламентируется законом о коллекторах. Соответственно, после того, как вы ознакомитесь с основными положениями закона, вы сможете определить, нарушают ли коллекторы закон или нет. Если нарушают, вам необходимо собрать доказательства. Такими доказательствами могут быть любые факты и фактические обстоятельства.
Могут ли позвонить родственникам, знакомым должника
Взыскатели с целью напоминания о необходимости погашения долга вправе звонить третьим лицам – родственникам, знакомым или коллегам неплательщика.
При этом существует одно ограничение: звонки допустимы только в отношении тех граждан, которые являются созаемщиками или поручителями по ссуде, а также тем, чьи номера заемщик указал при получении кредита.
Лицам, чьи контактные данные заемщик не предоставлял, специалисты по взысканию позвонить не имеют права.
Также нельзя беспокоить звонками отдельные категории граждан:
- инвалиды 1 группы;
- беременные женщины;
- лица до 18 или старше 70 лет;
- людям, находящимся на лечении в больнице.
Чтобы взыскатели не беспокоили родственников должника, он может написать отказ от взаимодействия с коллекторами. Заявление имеет утвержденную ФССП форму. Укажите в обращении:
- наименование агентства;
- персональные данные заявителя;
- контактную информацию;
- уведомление об отказе во взаимодействии.