Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели, задачи и этапы восстановительного процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новой концепцией, утвержденной Правительством, будет создан перечень услуг по основным направлениям комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, расширена сеть организаций, оказывающих такие Услуги. Помимо врачей помощь инвалидам будут оказывать педагоги, психологи и соцработники.
Поддержка людей не должна быть формальной
«Поддержка людей с ограничениями по здоровью не может быть формальной, следует относиться с максимальным вниманием к их потребностям», — подчеркнул премьер.
Что такое реабилитация и какие у нее цели?
Цель – сделать человека вновь полноценным членом общества – также важна, как и излечение от самой болезни.
В медицине на этот счет есть два термина: абилитация и реабилитация. Абилитация – это процесс развития функций организма, которые до этого вовсе отсутствовали или были недостаточными с рождения. То есть человек был в том или ином аспекте неполноценным изначально.
Реабилитация, исходя из основного описания этого термина, опубликованного Генеральной Ассамблеей ООН (1993 год), является работой по возвращению или замещению физических, когнитивных или психических функций пациента, которые были нарушены из-за болезни или механического повреждения. Сама по себе реабилитация направлена на повышение качества жизни пострадавшего не только в физическом плане. В процессе восстановления учитываются такие потребности пациента, как возвращение на работу, контакты с социумом, оформление всех необходимых документов на лечение, получение пособия и прочее.
Социально-психологическая реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление и обретение новых способностей, позволяющих человеку успешно существовать в социуме. Данный процесс достаточно длительный, и если специалисты клиники обещают пациенту успешное выздоровление за пару недель и полное купирование тяги — не верьте им!
Из истории положения психических больных в общественно-социальном строе известно, что отрасль развивалась поэтапно. Можно отследить важнейшие вехи ее развития:
- Эра моральной терапии. Подход получил развитие на рубеже 18-19 веков, в его основе лежала цель обеспечения людей с психическими расстройствами более гуманной помощью. Большинство принципов стали частью современных психосоциальных реабилитационных программ.
- Введение трудовой реабилитации. Трудотерапии психически больных уделяли внимание еще в 19 веке, а широко принципы профессиональной реабилитации внедряются последние 50-70 лет.
- Развитие внебольничной психиатрии. По мере развития общества оказание психиатрической помощи переместилось на специальные службы, что позволило получать терапию без отрыва от семьи и места работы. Полустационарные форматы, а затем психиатрические кабинеты в учреждениях сыграли большую роль в социально-психологической адаптации и реабилитации больных.
- Появление центров реабилитации. Первые клубы-центры появились 40 лет назад. В фокусе внимания были мероприятия, направленные на борьбу с жизненными трудностями и укреплением здоровья больных. Как правило, это частные учреждения, специализирующиеся на коррекции социального поведения, психотерапии, арт-терапии, спортивной терапии.
- Направление выработки специальных навыков. Людям с ослабленным здоровьем и получившим инвалидность в результате психических заболеваний необходимы знания, навыки, инструменты для эффективной борьбы с житейскими трудностями. Выработка специальных навыков позволяет пациентам с психиатрическими диагнозами формировать и укреплять способности к независимой жизни.
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Принцип составления индивидуальных программ
Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.
Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.
В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:
- Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
- Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;
Медицинские мероприятия по абилитации:
- Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
- Протезирование больных;
- Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.
Методы психологической реабилитации
При психических расстройствах реабилитация имеет ряд особенностей. Подобные заболевания разрушают личность больного, его социальные связи и отношения с родными. Поэтому основным направлением работы с такими пациентами считается их ресоциализация, осознание своей общественной ценности.
Лучшим методом лечения считается психотерапия, которая проводится после стабилизации состояния больного. Существует 2 типа психотерапевтического воздействия: индивидуальные и групповые занятия. При индивидуальной работе главная задача специалиста – обнаружить характер внутренних и межличностных проблем. Не менее важно, чтобы врач подготовил и мотивировал пациента на групповые занятия.
На таком этапе лечения как реабилитация больных с психическими расстройствами, разнообразные методики групповой психотерапии считаются лучшим вариантом терапии. Они благотворно воздействуют на поведенческие, эмоциональные и познавательные факторы. В лучшую сторону меняются такие черты личности, как самостоятельность и социальность. Групповая психотерапия восстанавливает потерянные полностью или частично отношения пациента с группой людей (например, членами семьи). Также приходят в норму ценностные ориентиры, что впоследствии способствует решению задач по социальному функционированию.
Групповые методы реабилитации психически больных имеют 2 направления:
- Группы, призванные воздействовать на социальное поведение больного, его способность к самореализации, умение разрешать конфликты и взаимодействовать с другими участниками. К ним относятся: арт-терапия, музыкотерапия, коммуникативные группы. Сюда же входит семейная терапия.
- «Средовые». Совместные экскурсии участников группы, организация клубов по интересам, функциональные объединения.
Также для восстановления здоровья психически больных применяют:
- Образовательные программы для пациента и членов его семьи. Они необходимы при лечении разных видов зависимости.
- Тренинги, направленные на выработку повседневных навыков. Такие занятия требуются лицам с дезадаптивными видами невроза и пограничными состояниями.
- Развитие социальных моделей поведения в социуме при неуверенности и фобиях.
- Когнитивно-поведенческая терапия требуется пациентам, имеющим проблемы с памятью и речи.
- Эстетотерапия. Данный тип реабилитация психических расстройств необходим лицам с умственными ограничениями.
- Кинезотерапия. Помогает восстановить потерянные двигательные функции пациентам, перенесшим инсульт.
Государственная поддержка абилитологии
В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.
Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.
Существует разница в разработках данных методик восстановления.
Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.
Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2020 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.
Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.
Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.
В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Вся сложность и многоаспектность проблем лиц с инвалидностью и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Проблемы реабилитации/абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья решаются на федеральном, региональном уровнях, в организациях по месту жительства, в учреждениях разных ведомств и форм собственности.
Пока больному ребенку не установлен статус инвалида, он, как правило, получает медицинскую помощь в медицинских организациях и пользуется льготами, определенными в случае различных заболеваний. После установления статуса инвалидности ребенок попадает в число «официальных» потребителей услуг реабилитационной помощи. Конечно, провести четкую грань между детьми, страдающими тяжелыми заболеваниями, принявшими хроническое течение, и инвалидами трудно, да и, очевидно, этого делать не следует, так как потребности и тех, и других идентичны. Разница в том, что больные дети получают эту помощь в основном в системе здравоохранения, а инвалиды — еще и в системе реабилитации разных ведомств и организаций.
Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:
1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.
Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.
Когда требуется реабилитация
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 200 млн. детей в мире нуждаются в восстановительной терапии. Индивидуальная программа должна подбираться для каждого отдельного ребенка, учитывая личные особенности организма и характер травмы. В зависимости от этого назначаются и средства реабилитации детей.
Ограничение движения может быть врожденное и приобретенное. Если малыш с рождения имеет некую патологию, то реабилитация – это основа лечения. Иногда ограничение движения возникает из-за полученной травмы. Дети очень подвижные и активные, а поэтому риск возникновения травматизма высок.
Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты.
Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.
Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.
Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.
Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:
- Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
- Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
- Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
- Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
- Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
- За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.
Описание технических средств и правила использования
Трости, опоры, поручни идут различных модификаций. Предназначены для тренировки инвалидов, а также в период реабилитации. Направлены на улучшение способности к самостоятельному передвижению. Есть детские, взрослые, а также с фиксацией на руке.
Костыли направлены на облегчение передвижения. Высота регулируется в зависимости от роста. В некоторых моделях есть комплектация для зимы, резиновая насадка.
Трость для передвижения слепых. Помогает детям ориентироваться как в домашних условиях, так и на улице. Специальная насадка издает характерный звук при дотрагивании до объекта.
Средства реабилитации для детей инвалидов включают ходунки. Они помогают самостоятельно передвигаться детям с ограниченными способностями. Трубчатая рама оснащена двумя парами колес на передних стойках, двумя резиновыми наконечниками на задних. Для передвижения достаточно приподнять задние стойки, перекатить ходунки, сделав шаг.
Инвалидная коляска комплектуется рамой, колесами, подлокотниками, опорой для ног, сидением со спинкой и специальными ручками для передвижения. Детям коляски подбирают в зависимости от роста.
Современные модели оснащены электроприводом.
Протезы делятся на:
- Эндопротез – орган (или его отдельные элементы), который расположен в глубине организма.
- Ортез – предназначен для частичной или полной фиксации суставов либо костей после оперативного вмешательства, патологии.
Методики реабилитации
Существуют следующие методики реабилитации:
- Лечение водными процедурами: плавание в бассейне, применение гидротерапии.
- ПЭТ терапия или лечение животными: лечение лошадьми, дельфинами, кошками.
- Использование гимнастических тренажеров, мячей, лесенок включая средства реабилитации для детей инвалидов ДЦП.
- Грязевые и парафиновые аппликации, после которых повышается активность мышц.
- Массаж.
- Физиотерапевтические методы лечения с применением ультразвукового излучения, магнитного тока.
- Занятия с психологом и логопедом.
- Терапия Монтессори, которая помогает концентрировать внимание.
- Методика Бобат. Суть ее заключается в придании конечности противоположного положения тому, которое она принимает сама.
- При необходимости – хирургическое вмешательство.
- Санаторно-курортное лечение.
Трудовая и профессиональная реабилитация
Согласно экспериментально подтвержденным научным исследованиям, профилактике разных видов возрастной деменции способствуют тренировки памяти и интеллекта. Поэтому лицам преклонного возраста будут полезны головоломки, кроссворды, интеллектуальные игры и прочие средства тренировки ума. Хорошо помогает заучивание стихов или изучение иностранных языков. В своем профессиональном аспекте социальная реабилитация предполагает несколько режимов:
- лечебно-активный — поддержание имеющегося опыта и навыков коммуникации;
- общественно-трудовой — приобретение новых и восполнение прежних навыков;
- лечебно-охранный — контроль соматического состояния организма пациента.
Трудовая реабилитация непосредственным образом связана с занятостью. В спецучреждениях применяются следующие ее разновидности:
- различные варианты рукоделия — поддерживают и улучшают мелкую моторику, успокаивают нервную систему;
- садовые работы — мотивируют к поиску новой информации, подходят для совместной деятельности, сочетаются с естественной фитотерапией;
- кулинария — тренирует самостоятельность, укрепляет позитивное отношение к жизни;
- работы с деревом — развивают усидчивость, моторику, внимание к деталям;
- спортивные занятия — оказывают позитивное комплексное воздействие на организм в его физическом и психическом аспектах;
- культурные мероприятия и занятия искусством — широкий спектр видов деятельности, помогающий проявиться творчески.