- Гражданское право

Выход на пенсию по выслуге лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию по выслуге лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Кто получает государственную пенсию


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

45

15,5

16

16,5

17

17,5

18

18,5

19

19,5

20

48

16,5

17

17,5

18

18,5

19

19,5

20

20,5

21

51

17,5

18

18,5

19

19,5

20

20,5

21

21,5

22

54

18,5

19

19,5

20

20,5

21

21,5

22

22,5

23

57

19,5

20

20,5

21

21,5

22

22,5

23

23,5

24

60

20,5

21

21,5

22

22,5

23

23,5

24

24,5

25

63

21,5

22

22,5

23

23,5

24

24,5

25

25,5

26

66

22,5

23

23,5

24

24,5

25

25,5

26

26,5

27

69

23,5

24

24,5

25

25,5

26

26,5

27

27,5

28

72

24,5

25

25,5

26

26,5

27

27,5

28

28,5

29

75

25,5

26

26,5

27

27,5

28

28,5

29

29,5

30«.

Выход на пенсию по выслуге лет

Уход на заслуженный отдых на основании пенсии по выслуге лет доступен далеко не всем категориям современных служащих. Прежде всего, данное право имеется лишь у тех служащих, которые внесли большой вклад в развитие нашего государство, либо тех, чья работа связана с постоянным наличием вредных либо опасных условий труда. Например, такая возможность имеется у работников сферы искусства. Безусловно, правом на ранний отдых будут обладать работники различных спасательных служб, а также правоохранительных органов.

Оформление пенсии по выслуге лет происходит в стандартном порядке. Единственным отличием, в данном случае, будет являться тот факт, что данная процедура не будет инициирована автоматически. Для того чтобы она началась, заинтересованному лицу необходимо будет обратиться в уполномоченную инстанцию. Если говорить о том, сколько времени может занять процедура оформления, можно отметить, что оно осуществляется достаточно быстро. Проверка документов, как правило, занимает несколько дней. Задержки могут происходить только в том случае, если в представленных заявителем бумагах будет обнаружена какая-либо неточная информация или недостоверные сведения. В подобной ситуации у специалиста будет иметься законное право на вынесение отрицательного решения поводу исполнения созданной заявки.

Право на пенсию за выслугу лет

Возникновение законного права на оформление пенсии по выслуге лет всегда бывает связано с главным критерием, а именно – с наличием определенного стажа работы у конкретного лица. Сразу следует отметить, что продолжительность такого стажа может варьироваться. Точный период, в данном случае, будет зависеть от конкретного вида профессиональной деятельности, которой занимается гражданин.

Самый минимальный стаж устанавливается в отношении наиболее опасных должностей. Сюда можно отнести, например, службу в правоохранительных органах. Как известно, подобная деятельность всегда бывает связана с постоянным наличием опасности для здоровья и даже жизни сотрудника. Именно поэтому право оформления пенсии может возникнуть у таких служащих при достижении 15 лет службы.

Следует отметить, что иногда право на оформление пенсии по выслуге лет может быть неразрывно связано и с определенной территорией, на которой физическое лицо исполняет свои профессиональные обязанности. Сюда, прежде всего, можно отнести районы Крайнего Севера. Здесь необходимый стаж для ухода на пенсию также существенно снижается.

Положена досрочная пенсия только если соблюдаются основные требования закона. К условиям назначения относится:

  • наличие стажа по профессии, относящуюся к льготным;
  • достижение определенного возраста;
  • за гражданина уплачиваются руководством повышенные взносы в государственные фонды;
  • предварительно проводится оценка труда, позволяющая определить, какой класс опасности присвоен конкретному рабочему месту, чтобы установить принадлежность к льготному списку.

Размер взносов, которые уплачиваются работодателем, зависит от класса опасности, для чего учитываются процентные ставки, установленные на законодательном уровне. К ним относится:

  1. при ведении трудовой деятельности в условиях, которые относятся к 4 классу опасности, работодателю придется дополнительно уплачивать за сотрудника 8% страховых взносов, которые зависят от заработка специалиста;
  2. если по результатам оценки установлен 3 класс подкласс 3,4, то вносится 7%;
  3. при 3 классе – 6%;
  4. если утвержден 2 класс опасности, то дополнительный платеж составляет 4%;
  5. за 1 класс страховые взносы увеличиваются на 2%.

Справка! Если не была произведена спецоценка труда, то страховые взносы все равно увеличиваются, но при этом учитываются отдельные тарифы. По специальностям, которые входят в первый список, вносится дополнительные 9%, а по профессиям из второго списка страховые взносы увеличиваются на 6%.

Как определяется размер выплаты

Размер пенсии по выслуге значительно отличается у разных получателей, поскольку на него влияют разные факторы. При этом учитывается, какую именно должность занимал специалист, а также какую зарплату он получал. Для расчета применяются формула, в которую вводятся следующие значения:

  1. стаж работы;
  2. средний размер заработка;
  3. коэффициенты, которые могут быть как повышающими, так и понижающими;
  4. надбавки;
  5. индексация;
  6. удержания с пенсий.

У каждого специалиста будет применяться собственный порядок расчета:

  1. Если на пенсию по выслуге претендует военнослужащий, то размер его выплаты будет составлять: ((ставка по должности + ставка по званию) * 50% + (ставка по должности + ставка по званию) * 3% * 7)) * понижающий коэффициент.
  2. Для госслужащих применяется другая формула: (45% от среднего дохода – размер пенсии по старости) + средний доход * 3% * срок стажа.
  3. Если расчет ведется для медработника, то используется формула: пенсионные баллы * цена балла + фиксированная выплата.
  4. Для педагогов используются показатели: фиксированная выплата + количество баллов * цена балла.

Если человек выходит на пенсию позже положенного срока, то он может воспользоваться повышающим коэффициентом. Размер выплаты регулярно увеличивается за счет индексации.

Уменьшение или отказ в выплате процентной надбавки

Военнослужащему гражданину РФ могут уменьшить законодательно установленную выплату и возможно даже приостановить ее перечисление, это обуславливается несколькими факторами:

  • снятие с лица воинского звания и должностных обязательств в связи с грубыми нарушениями дисциплинарных нормативов или иной деятельностью, дискредитирующей занимаемое положение в иерархии ВС РФ;
  • взятие военнослужащего под стражу с последующим вынесением обвинительного приговора судебными органами РФ;
  • отчисление из учебных учреждений военной направленности, связанной с неуспеваемостью или по причине дисциплинарных взысканий;
  • возникновение фактов, свидетельствующих о ложности представленной военнослужащим информации о выслуге лет (например, если появились сведения, указывающие на то, что стаж лица меньше указанного);
  • некорректность в заполнении одного или нескольких документов служащих документальной основой для перечисления надбавки либо установление их поддельности;
  • утеря одного или нескольких документов подтверждающих военный стаж гражданина РФ.

При возникновении подобных ситуаций, все спорные и неоднозначные моменты можно урегулировать, как в судебном порядке, так и обратившись в вышестоящие инстанции.

Как считать выслугу лет для пенсии

В выслугу лет военнослужащих для права получения военной пенсии в соответствии со статье 18 закона № 4468-1 подлежат включению такие периоды, как:

  • прохождение службы в Вооруженных силах РФ, в том числе по призыву.
  • прохождение службы в МВД, государственной противопожарной службе, МЧС;
  • служба в учреждениях уголовно-исправительной системы;
  • служба в органах контроля за оборотом наркотических веществ;
  • период обучения в военных вузах;
  • период обучения в гражданских вузах учитывается как год за 0,5 (в целом засчитывается не более 5 лет);
  • период нахождения в плену;
  • период участия в боевых действиях;
  • время необоснованного заключения под стражу с лишением статуса военнослужащего, при условии последующей судебной реабилитации.

В некоторых случаях и на некоторых территориях выслуга лет считается с повышающим коэффициентом. Например, один календарный год за полтора или даже за два года выслуги.

Военнослужащие имеют право на льготную пенсию при достижении возраста выслуги, но существуют также приравненные к ним категории служащих, которые также имеют право на льготное пенсионное обеспечение по выслуге лет. Это, в частности:

  • сотрудники поисково-спасательных и парашютных служб авиации;
  • сотрудники военно-воздушных войск, войск гражданской обороны, десантно-штурмовых соединений;
  • граждане, служившие по контракту за границей;
  • лица, исполнение должностных обязанностей которых связано с повышенной опасностью для жизни.
Читайте также:  Кража из автомобиля – понятие преступления, как обезопасить свое имущество?

Две пенсии вместо одной: во сколько уходят на пенсию военные

Военный пенсионер может отказаться от получения военной пенсии, сделав выбор в пользу обычной, назначаемой по возрасту и трудовому стажу. Государство предусмотрело возможность оформления и военной пенсии, и выплат по старости, и трудовому стажу, совмещая их.

Чтобы иметь возможность однажды получить две пенсии вместо одной, то есть выплаты по старости и военную пенсию, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Трудовая пенсия к военной будет оформляться тем категориям граждан, что по завершении своей военной службы продолжали трудовую деятельность в гражданском порядке, по контракту и так далее.
  2. Возраст выхода на пенсию в случае, если человек продолжает трудиться, составит шестьдесят лет для мужчин и пятидесяти пяти для женщин.
  3. После завершения военной службы трудовая пенсия может быть назначена дополнительно тем, кто проработал не менее пяти лет на гражданке.

Работая после завершения собственной военной службы, человек имеет право в любой момент оставить свой нынешний труд. Однако, если он проработал менее пяти лет, то придется довольствоваться исключительно военной пенсией, даже когда реальный возраст уже соответствует пенсионному. При подсчете пенсионных выплат годы, что были учтены при начислении военной пенсии, считаться не будут.

Выход госслужащего на пенсию: выходное пособие, компенсации, выплаты

Увольнение госслужащего в связи с выходом на пенсию возможно на основании достижения работником общеустановленного пенсионного возраста, либо в связи с приобретением госслужащим права на пенсию по выслуге.

В каждом из вышеперечисленных случаев основанием для увольнения является заявление работника, оформленное на имя представителя нанимателя в установленном порядке.

Если на момент оформления заявления сотрудник приобрел право на пенсию, то наниматель обязан уволить его по дате, указанной в заявлении. Требовать от госслужащего-пенсионера 2-недельной отработки перед увольнением наниматель не вправе.

При увольнении в связи с выходом на пенсию госслужащему выплачивается зарплата и компенсация неиспользованного отпуска. Выплата выходного пособия госслужащему при выходе на пенсию возможна при условии, что данный вид выплат утвержден локальными нормативными актами, регулирующими порядок оплаты труда в госоргане.

Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)

с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%

с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%

с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.

с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.

Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).

Заключение

В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.

Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».

Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.

На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.

Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).

Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.

Читайте также:  Как платить налоги за работника, если он работает из-за границы

Какие документы потребуются?

Как упоминалось выше по тексту, пакет документов в конкретном случае может отличаться.

Остановимся на документации, которая обязательно потребуется заявителю при обращении за пенсионной выплатой:

  1. Документ, удостоверяющий личность (россиянам – паспорт, иностранцам – вид на жительство).
  2. Страховой № индивидуального счёта в ПФ РФ.
  3. Документ, подтверждающий стаж (обычно – трудовая книжка, но может быть и свидетельствование не менее двух человек, работавших ранее с заявителем).
  4. Заявление с просьбой назначить пенсионную выплату.
  5. Сведения о заработной плате в течение 5 подряд лет до 2002 года (сведения за последние 2 года есть в ПФ).
  6. Документы по отдельному требованию для конкретной ситуации.
  7. Военный билет.
  8. Сведения о детях до 18 лет либо детях – инвалидах с детства.

Как определяется специальный стаж работы?

Необходимо знать карьерные вехи. Для вычисления необходимой даты учитывается:

  • стаж по заданной специальности;
  • пребывание на листах временной нетрудоспособности;
  • ежегодно предоставляемый отпуск;
  • пребывание в качестве стажера, для медиков – интернатура;
  • для женщин – до июня 1992 года входит отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.

Не включается в профессиональный стаж:

  • учеба для повышения профессиональной квалификации (оспаривается в судебном порядке, периоды добавляются к стажу);
  • простои, прогулы вне зависимости от того, по чьей вине – работника или работодателя;
  • отпуск по уходу за ребенком после 1,5 лет, с 06.1992;
  • отстранение от работы, вне зависимости от причины;
  • осуществление трудовой деятельности на другой должности сроком более в один месяц.

Согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В то же время на федеральном уровне был принят специализированный Федеральный закон от 27 ноября 2001 г.№ 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд РФ от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты. Таким образом, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее – доплату к пенсии) за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин (ст. 1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы. Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утвержденыпостановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155. Названным постановлением Правительства РФ установлены также Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В данных Правилах установлено разграничение периодов выполнения работ в должностях, предусмотренных вышеназванным списком. Так, периоды выполнявшейся до 1 декабря 1991 г. работы в должностях, предусмотренных списком, на воздушных судах гражданской авиации СССР засчитываются в выслугу:

1) лицам из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии;

2) иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением доплаты к пенсии, если при определении права на доплату к пенсии в выслугу включены периоды работы, выполнявшейся на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации с 1 января 1999 г.

Периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:

1) каждые 20 ч налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подп. «б» п. 5 Правил) – за 1 месяц выслуги;

2) каждые 12 ч налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, – за 1 месяц выслуги.

Исчисление выслуги в соответствии с положениями вышеназванных Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации соответственно на 20 и 12 ч. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

При выполнении в течение года работ, указанных как в подп. «а», так и в подп. «б» п. 5 Правил, исчисление выслуги производится пропорционально налету часов (периоду занятости) на каждой работе.

Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений – справками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Размер доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством РФ по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в период, установленный законодательством РФ для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем квартале по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода (Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

При определении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в период, установленный законодательством РФ для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше пяти.

Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по таким основаниям, как:

1) ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Граждане, уволенные с федеральной государственной службы, кроме первой группы, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное местожительство размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.

Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсии в Российской Федерации начисляются в соответствии с трудовым стажем гражданина. Трудовой стаж определяется в соответствии с нормами Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой (БЧ), страховой (СЧ), накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств:

1) возраста пенсионера (до 80 лет или старше);

2) состояния здоровья (наличия или отсутствия инвалидности соответствующей группы);

3) наличия или отсутствия иждивенцев.

Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:

1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;

2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.

Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.

Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где:

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.

Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *