- Финансовые споры

Маркировка товаров: проверки и штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка товаров: проверки и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Требование о необходимости использования маркирования ФЗ-487 от 31.12.17 вступил в силу с 01.01.2019. Документ описывает категории, подлежащие обязательному процессу, а также определяет ответственность предпринимателей в случае совершения правонарушения при реализации торговой деятельности.

Памятка для участников оборота

Административная ответственность
Штраф для ИП (руб.) Штраф для компаний (руб.)
min max min max
Отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК» 1 000 10 000 50 000 100 000
Передача неполных или ложных данных в систему «Честный ЗНАК» 1 000 10 000 50 000 100 000
Продажа, покупка, хранение, транспортировка изделий без маркировки 10 000 15 000 200 000 300 000
Аналогичные нарушения для категории «сигареты» 10 000 25 000 200 000 300 000

— Можно ли продавать маркированные товары без перепрошивки кассы?

Если актуальная прошивка поддерживает работу с кодами маркировки, то ее можно не обновлять до последней версии. Если прошивка не позволяет фиксировать продажу маркированных товаров, нужно ее обновить. Иначе информация о выбытии не будет передаваться в систему мониторинга, что является причиной для штрафа.

— Как правильно поставить на учет немаркированные остатки?

Для каждой категории товаров, подлежащих маркировке (лекарства, одежда, обувь и т.д.) ранее были установлены сроки постановки на учет. Если сроки регистрации истекли, немаркированные изделия списываются с баланса. Если сроки регистрации еще действуют, то получить коды можно на сайте «Честного ЗНАКа». Для этого опишите товар по предложенному шаблону, распечатайте этикетки, введите коды в оборот.

выбытии не будет передаваться в систему мониторинга, что является причиной для штрафа.

— Что делать, если не получается отсканировать этикетку?

Возможно, поставщик указал не полный код в электронной накладной или указал вместе с крипто хвостом. В этом случае отклоните накладную на поступление и запросите у поставщика новый документ.

Код может быть поврежден или утрачен во время транспортировки. Можно запросить новый код у поставщика или принять оптовую партию и самостоятельно восстановить код в личном кабинете.

Проблемы с распознаванием кодов возникают при работе с устаревшей техникой. Если вы часто сталкиваетесь с проблемами при сканировании, замените сканеры штрих-кодов на современные модели.

Для начала, необходимо сказать пару слов о том, что же такое маркировка и с чем её «едят». Маркировка – это нанесение определённых информационных знаков, предназначенных для упрощения и автоматизации дальнейшей идентификации. Это могут быть: бирки, этикетки, наклейки, вкладыши, ярлыки, штампы. Конечно же, из-за важности рассматриваемой процедуры законом строго регулируются их внешний вид, структура информационного текста, наименование и дизайн.

То есть, каждая этикетка на товаре должна соответствовать определённому ГОСТу, установленному для категории, к которой относится продукция.

Например, ГОСТ Р 51074-2003 устанавливает формат и структуру маркировки для пищевых продуктов. Сразу следует отметить, что список ограничений, правил и условий просто огромен, и разобрать все положения невозможно в рамках отдельно взятой статьи. Поэтому остановимся на одном примере – это «Кондитерские изделия и жевательная резинка». В соответствии с ГОСТом Р 51074-2003 на этикетке должна быть следующая информация:

  • наименование продукта;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • масса нетто;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • состав продукта;
  • пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
  • пищевая ценность;
  • условия хранения;
  • срок годности или срок хранения (для карамели и драже);
  • дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания;
  • рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков);
  • информация о подтверждении соответствия.

Какие товары подлежат маркировке

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, установлен распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Так, в указанную категорию попадают:

  • сигареты и прочая табачная продукция;
  • парфюмерия;
  • шины и покрышки;
  • велосипеды;
  • одежда из натуральной кожи;
  • вязаная одежда;
  • верхняя одежда;
  • постельное бельё и полотенца;
  • обувь;
  • фотокамеры и вспышки;
  • молочная продукция;
  • алкоголь (за исключением товаров, рассмотренных ниже);
  • бутилированная вода;

Указанное распоряжение периодически обновляется и дополняется новыми категориями. Так, с 01.03.2023 г. в перечень добавятся медицинские коляски.

Также в перечне присутствуют пиво, пивные напитки, сидр, игристые и неигристые алкогольные напитки с крепостью не более 7 об. %, но срок их введения в систему обязательной маркировки будет установлен после окончания экспериментального периода.

Все символы маркировки устанавливаются на законодательном уровне и выдаются участникам товарооборота «Честным знаком».

Закон о маркировке товаров

Условия маркировки товаров и ответственности, которая ждет нарушителей, регулируют несколько нормативных документов. Основополагающий закон № 487-ФЗ изменил прежние акты о торговле и кассах, запретил продавать товары без кодов и ввел наказание за нарушения.

Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Там же указано, что у тех, кто пытается обойти требования, могут забрать товар. При этом предприятие сможет продолжить работу.

Нарушители также могут получить уголовное наказание, которое будет соответствовать статье 171.1 УК РФ.

У нарушителей изымают всю продукцию. Конфискация предусмотрена вне зависимости от группы товаров и тяжести нарушения. Вернуть то, что было изъято, не получится.

Наибольшие сложности возникают в сохранении логической цепочки сведений о движении маркированных товаров. Сроки маркировки периодически переносились, в отношении отдельных групп продукции для производителей и розницы они различались. В результате одни компании передавали информацию в систему о товарах, другие этого не делали. Это привело к разрыву логических цепочек. Допустим, марку заказали и ввели в оборот, а при продаже контрагенту последний не подтвердил приемку. При последующей продаже товара маркированного этим кодом, через кассу конечному потребителю регистрируется нарушение. Ведь сама продукция так и осталась на балансе поставщика. То есть, контрагент продает его незаконно.

Если это произошло в период добровольной маркировки, контрагент ничего не нарушил. По закону, участие в эксперименте не является обязательным, а осуществляется по желанию. Поэтому ЦРПТ принял решение контролировать логическую цепочку только после даты введения обязательной маркировки товара.

Кроме того, в отношении отдельных товарных групп продлена маркировка остатков. То есть, какое-то время немаркированная продукция может находиться в обороте. После даты обязательной маркировки запрещено даже ее хранение. Поэтому Россельхознадзор может составить протокол о нарушении, если обнаружит нераспроданные остатки. После этого документ передается в суд, который назначает наказание (как правило, в виде штрафа).

Читайте также:  Пенсия после 80 лет в 2023 году

Подготовка бизнеса к работе по новым правилам

Чтобы избежать штрафов, необходимо заблаговременно подготовить бизнес к работе с маркировкой товаров. Производители обязательно должны оснастить рабочие места принтерами для печати маркировочных кодов. Розница также заинтересована в покупке данного оборудования. Они тоже иногда заказывают и распечатывают коды при перемаркировке, маркировке остатков или приеме продукции на комиссию от физических лиц. Рознице обязательно понадобятся сканеры двумерных штрихкодов для сканирования марок с упаковок товаров.

В связи с распространением коронавирусной инфекции, были временно запрещены выездные проверки, что сделано ради сохранения здоровья граждан и обеспечения их безопасности. Однако все нарушения, допущенные в период пандемии, не проходят мимо контролирующих органов. В реестре накапливается информация, а затем она будет передана в Россельхознадзор.

Срок давности правонарушений в сфере маркировки составляет три месяца. Однако в отдельных случаях он может увеличиваться до года. Помимо этого, информация в реестрах нарушений может рассматриваться в качестве признака «длящегося правонарушения». В таких случаях отсчет срока давности начинается от последнего обнаруженного случая.

Стоит еще отметить, что работа системы маркировки сейчас осуществляется в режиме регулярных сбоев. Они являются причиной задержек при передаче данных о маркированных продуктах. Подобные сбои также могут указывать на то, то компания нарушает правила работы, и система пытается предотвратить нарушения.

Чтобы зафиксировать сбой в работе с «Честным Знаком», необходимо его задокументировать: сделать скриншот экрана (важно, чтобы на нем отображались дата и время), фото диалога со службой поддержки, письма о проблемах с доступом и прочее.

Что такое маркировка и зачем она нужна

Это программа по борьбе с подделкой и некачественной продукцией. В планах государства перевести все товары в обороте на маркировку до 2024 года и создать единый каталог. Прослеживаемость обеспечит повышение качества и снизит количество подделки.

Программа затрагивает всех участников рынка, а контролирует процесс государственная система «Честный ЗНАК» (ГИС МТ). Производитель или импортер создает карточки товара, заполняет информацию и заказывает маркировку. Это штрихкоды DataMatrix с высокой степенью защиты, которые выпускаются уникальными для каждого товара. Затем их печатают прямо на упаковку или наносят другими способами (этикетки, штампы и тд.).

Движение товара с маркировкой от одного владельца к другому отслеживается с помощью электронного документооборота. Все коды добавляют в электронный универсальный передаточный документ, а при его подписании передают данные в Честный ЗНАК автоматически. Так все этапы сохраняются в ГИС МТ, а конечный потребитель может отсканировать маркер и проверить их.

Согласно новому закону, штрафы для производителей, установленные частью 1 статьи 15.12 КоАП, также будут применяться в случае ввода в оборот товаров без маркировки или с нарушением правил маркировки.

Также с 1 декабря в Кодексе появится новая статья — 15.12.1. В ней будут прописаны штрафы за нарушения, допущенные при передаче сведений в систему маркировки.

Штрафами накажут за следующие нарушения: за непредставление сведений, представление неполных и недостоверных сведений, нарушение порядка и сроков представления сведений. В таких случаях участникам оборота маркированных товаров грозит предупреждение или штраф:

  • для организаций — от 50 000 до 100 000 руб.;

  • для ИП и должностных лиц — от 1 000 до 10 000 руб.

Кроме того, в федеральном законе изложена новая редакция статьи 6.34 КоАП. В ней прописаны меры ответственности за нарушения при производстве и обороте лекарственных препаратов. Согласно новой редакции, за производство или продажу лекарств без нанесения средств идентификации могут конфисковать продукцию и наложить штраф:

  • для организаций — от 50 000 до 100 000 руб.;

  • для ИП и должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Как подготовить бизнес к проверкам по работе с маркированной продукцией

В связи с пандемией коронавируса в 2020 году запрещены все выездные проверки, не связанные с безопасностью и здоровьем граждан. Это означает, что все контрольные мероприятия по проверке маркировки будут перенесены на период после снятия ограничений. Но это не означает, что все нарушения, допущенные в период пандемии, будут забыты. Реестр выявленных нарушений в «Честном Знаке» накапливает информацию, которая потом будет передана в Роспотребнадзор. Срок давности по административным правонарушениям, рассматриваемых судом, составляет 3 месяца, но в некоторых случаях он может доходить до 1 года, например в случаях, связанных с нарушением прав потребителя. Кроме того, данные по реестру выявленных нарушений могут рассматриваться как признак «длящегося правонарушения», в этом случае срок давности может отсчитываться от последнего выявленного случая.

При этом сама работа с ГИС МТ сейчас проходит в режиме постоянных сбоев, которые не позволяют своевременно передавать данные о маркированной продукции в систему. Такие сбои, зарегистрированные должным образом, могут являться признаком того, что ваша компания нарушила правила работы с маркировкой вынужденно и приняла все меры, для предотвращения нарушения. Это позволит в случае проверки и возбуждения административного расследования по допущенным вами нарушениям, ожидать от суда замены штрафа предупреждением.

Для фиксации фактов сбоев работы с «Честным Знаком» подойдут любые документальные способы – фотографии экранов с фиксацией времени и даты, ваши запросу и ответы службы технической поддержки, письма от оператора о задержках с обработкой документов или о проблемах доступа в Личный Кабинет и т.д. Мы рекомендуем уже сейчас собирать такое «досье» на «Честный Знак», чтобы в случае необходимости им можно было воспользоваться.

Маркировка товаров с лета 2020 года стала нашей обыденной реальностью. Система работает, хоть и со сбоями. Никто маркировку уже не отменит. Это значит, что бизнесу нужно привыкать к работе с еще одной системой контроля со стороны государства. А мы со своей стороны постараемся и дальше информировать вас обо всех новостях по этой теме. Оставайтесь на связи!

Нарушение маркировки: ответственность по статье 171.1 УК РФ. Спорные моменты

Относительно применения этой статьи однозначного мнения у экспертов нет. Рассмотрим, в чем заключаются спорные моменты.

Формально ст. 171.1 УК была вступила в силу в 2014 году и предусматривает именно уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законом РФ в тех случаях, когда это является обязательным. Требования правил по обязательной маркировке появились значительно позже.

Из буквального толкования ст. 171.1 УК РФ следует, что ее применение возможно и к обязательной маркировке товаров, которая введена уже сейчас, в том числе и в отношении тех товаров, которые в данные момент обязательной маркировке пока не подлежат, но принимают участие в эксперименте, и в дальнейшем это станет обязательным требованием.

Читайте также:  Родители могут потребовать алименты с детей. Что нужно знать

Чтобы понять практику применения этой статьи, эксперты изучили судебные акты судов общей юрисдикции различных регионов — Самарская область, Московская, Ленинградская и другие. В основном, статья 171.1 УК РФ работает в случаях, когда производится либо запускается в оборот табачная или алкогольная продукция без нанесения в установленном порядке акцизных марок. Это является существенным нарушением, потому что акцизная марка — условие допуска на рынок такой специфической продукции.

Такие же решения выносились и относительно предметов повседневного спроса: это товары легкой промышленности — одежда, обувь, которые также находились в обороте без маркировки. Но в данном случае речь идет не об обязательной маркировке кодами Data Matrix, а о маркировке специальным знаком евразийского экономического союза ЕАС [Eurasian Conformity].

К сведению
Апелляционное определение Московского городского суда от 25.09.2019 г. по делу № 10-18078/2019)

Апелляционное постановление Волгоградского областного суда от 06.02.2019 г. по делу № 22-329/2019

Маркировка товаров задумана для борьбы с подделками или «серым» ввозом. Например, бытовая техника — ее ввозят незаконно. Так в торговые сети попадает очень много контрафакта. Те, кто ввозит незаконно, не платят налоги, не отвечают по гарантии, не контролируются в производстве и в качестве. Покупатель тратит деньги на товар, по которому нет гарантии качества и сервиса, а «белый» товар не ввозится, не выдерживая конкуренции в цене.

Первый шаг в борьбе с «серым» товаром и контрафактом государство сделало, запустив в 2005 году ЕГАИС, для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство начало контроль над производимой спиртной продукцией. Позднее в 2015 году через запуск 182-ФЗ государство начало контролировать продажу алкогольной продукции. Все эти нововведения по статистике помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.

Но если производство и торговлю алкоголя можно контролировать через лицензию, то для продавцов обуви, одежды или фототехники придумали обязательную маркировку. Так она и появилась.

К слову, проблема контрафакта — общемировая проблема. Перед запуском законодательных мер в России был проведен анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.

Так, помимо прочего отметим интересные меры в Малайзии:

  • создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
    усиление мер пограничного контроля;
  • создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
  • упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
  • предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.

Как результат — число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 — 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции — с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов. В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности — с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.

В Нигерии для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в 2001 году была принята новая стратегия:

  • обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта «Надлежащая производственная практика»;
  • обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
  • тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
  • внедрение системы мобильной авторизации — обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.

В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.

В законе об интеллектуальной собственности Италии отражены следующие положения:

  • принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
  • проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 — 2009 годах);
  • проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
  • ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию.

В 2008 — 2012 годах в Италии было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.

В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия. На I этапе реализации указанной стратегии (2008 — 2010 годы) предусматривались следующие меры:

  • сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
  • проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
  • создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.

На II этапе реализации указанной стратегии (2011 — 2015 годы) предусматривались следующие меры:

  • противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
  • противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
  • противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.

Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году. Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.

В 2008 году в Великобритании принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:

  • компонент информирования — обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
  • создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
  • распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
  • мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.

Что такое маркировка и чем грозит ее отсутствие

Юридически правильное наименование маркировки – нанесение средства идентификации, то есть специального уникального кода Data Matrix. Он генерируется единой информационной системой «Честный знак», содержит полный перечень базовых сведений о происхождении, свойствах и правилах эксплуатации товара. Обязанность нанесения кода лежит на производителе/импортере, а удалена маркировка может быть только после покупки конечным потребителем. Товар с идентификатором оплачивается на онлайн-кассе, код считывается и изымается из дальнейшего оборота.

Читайте также:  Подробно о педагогическом стаже для льготного выхода на пенсию

Важно! Наличие идентификационного кода, полученного от системы «Честный знак», обязательно для подлежащих маркировке товаров на всей территории Российской Федерации и стран ЕАЭС. Отсутствие маркера, нарушение процедуры, продажа немаркированной продукции влечет:

  • Штрафные санкции в размере, установленном КоАП РФ.
  • Конфискацию товара, на котором нет маркировки или она неправильная.
  • Уголовную ответственность вплоть до лишения свободы в особо тяжелых случаях.

Требования к маркировке

Маркировка – это первый блок информации, которую видит покупатель. По этой причине она должна отображать те сведения, которые будут полезны потребителю. К маркировке предъявляются требования:

  • Четкость и разборчивость.
  • Контраст по отношению к основному цвету упаковки, нужный для того, чтобы покупателю было проще различить текст.
  • Стойкость к влиянию климата (влажность, перепады температур и прочее).
  • Сохранность первоначального вида на протяжении всего срока годности продукта.
  • Изложение всех сведений, нужных для безопасной эксплуатации (к примеру, пометка о том, что изделие можно использовать только с трех лет).

Рассмотрим общие требования к обозначениям:

  1. Лицо, которое занимается нанесением, несет ответственность за достоверность обозначений.
  2. Состав маркировки может быть разным. Но в любом случае данных должно быть достаточно для гарантии безопасной эксплуатации.
  3. Ярлыки и прочие носители должны быть изготовлены в соответствии с характеристиками продукции.
  4. Если нанести маркировку на сам товар невозможно, всю необходимую информацию нужно поместить в сопроводительную документацию.
  5. Локальные нормы маркирования нужно указать в нормативно-технических бумагах. В них указывается характер обозначения, место нанесения.

Текст маркировки должен быть однозначным. Потребитель не может интерпретировать текст двояко. Если имеет место двоякое толкование, это может привести к угрозе безопасности.

Кингисеппская таможня потребовала с прибалтов пошлину спустя 11 лет

2758

Павел Горошков

Начиная с февраля 2020 года почти каждый десятый груз с товарами без знака ЕАС задерживается на российской таможне и может простаивать до 2 месяцев. В «ОПОРУ РОССИИ» поступают жалобы от малого и среднего бизнеса в связи с препятствиями по маркировке товаров знаком ЕАС на границе.

Напомним, что решением комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года №711 утверждено «Положение о едином знаке обращения (ЕАС) продукции на рынке государств-членов Таможенного союза», таким образом, единый знак обращения подтверждает, что ввозимая продукция, отмеченная знаком ЕАС, соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Проблемы, как зачастую на территории постсоветского пространства, начинаются при трактовке положений пунктов 2 и 5 решения комиссии Таможенного союза №711. Так, в первом из них говорится о том, что «Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза», а в соответствии с пунктом 5.1 «Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию».

Вся маркировка, соответствующая требованиям ЕАЭС, должна наноситься до выпуска продукции в обращение, что для импортируемых товаров означает «до ввоза», но, во-первых, одновременное предъявление в таможенный орган декларации о соответствии, на которой присутствует знак EAC, в котором указаны идентификационные признаки товара (марка, артикул, модель, изготовитель), полностью идентичные сведениям о товаре, указанным на самом товаре и/или в документах на товар, означает выполнение требований таможенного законодательства о документальном подтверждении соответствия товаров требованиям техрегламентов.

Во-вторых, у таможенных органов отсутствуют полномочия проверять обоснованность выдачи документа о соответствии и/или осуществлять какие-либо действия по проверке фактического соответствия товара требованиям техрегламентов, таможенные органы обладают полномочиями только сопоставить идентификационные признаки товара, а также проверить подлинность документа о соответствии по официальному реестру Росакредитации. При этом отсутствие маркировки, в том числе знака обращения на сертифицированном товаре, если и образует состав административного правонарушения, то по части 1 статьи 14.43 (нарушение требований технических регламентов) или по одной из частей статьи 15.12 КоАП России (производство, продажа, хранение, перевозка или приобретение товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки), а не по части 3 статьи 16.2, как это трактуется ФТС, ведущей к административным штрафам от 50 тыс. до 300 тыс. рублей с возможной конфискацией товаров, которые явились предметами административного правонарушения.

Не совсем понятно, как таможня, основываясь исключительно на факте отсутствия надлежащей маркировки, делает вывод о несоответствии ввозимых товаров требованиям безопасности, притом что наличие выданного в установленном законом порядке сертификата о соответствии свидетельствует ровно об обратном.

Согласно КоАП РФ, административная ответственность за отсутствие маркировки ЕАС накладывается только при наличии дотации на товар. Однако, как показывает практика, даже при отсутствии дела об АП товар без маркировки приносит значительные потери.

Ответственность за неправильную маркировку

Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом об административных правонарушениях. В частности, это:

  • Штраф в размере 20 000 – 30 000 рублей для ИП.
  • Штраф в размере 100 000 – 300 000 рублей для ЮЛ.

Если отсутствие маркировки стало причиной нанесения вреда потребителю, штраф увеличивается в три раза. Также предусмотрен штраф за отсутствие маркировки. Регулируется он статьей 171.1 УК РФ. Размер штрафа колеблется от 2 до 300 000 рублей. Точный размер штрафа зависит от статуса виновного лица: ЮЛ или ИП, а также от объема продукции без условных обозначений. Товар, на котором нет маркировки, конфискуется. Отсутствие обозначений на продукте – это уголовное преступление. Тяжесть проступка связана с угрозой безопасности потребителя.

Рассмотрим противоправные действия, связанные с операциями с товарами без маркировки:

  1. Изготовление такой продукции.
  2. Закупка товара, на котором нет никаких обозначений.
  3. Хранение.
  4. Транспортировка.

Тяжесть наказания зависит также от масштабов противоправных операций: крупный и особо крупный. Еще один нормативный акт, устанавливающий наказание за отсутствие маркировки, – пункт 53 Положения о поставках. Согласно ему при отсутствии маркировки или при ее ненадлежащем нанесении поставщик должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости товара. Штраф уплачивается в пользу покупателя. Допустимо отсутствие обозначений на товарах, которые не подлежат маркировке. Если продавец получил от поставщика немаркированные товары, он имеет право нанести обозначения. Допустимо также изменение маркировки. Покупатель имеет право настоять на том, чтобы продавец нанес обозначения. Если он не сделает этого, лицо может отказаться от покупки.

ВАЖНО! Продавцу следует настоять на том, чтобы в договоре поставки содержались требования к маркировке. В обратном случае поставщика будет сложно привлечь к ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *