Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без шлема на мотоцикле в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.
Может ли сотрудник ГИБДД погнаться за мотоциклистом без шлема
Многие владельцы двухколесной мототехники искренне верят, что представитель закона не имеет никакого права гнаться за «байкером», поэтому останавливаться или нет, решает сам водитель. Данная легенда передается из уст в уста уже долгое время, однако она не имеет никакого реального обоснования.
Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в закон «О полиции» и изучить Административный регламент. Ни в одном из этих нормативных документов нигде не указано, что полицейскому запрещено осуществлять преследование нарушителя. Более того, в случае погони он даже имеет право применить огнестрельное оружие, если сочтет действия водителя транспортного средства опасными для жизни других участников движения. Разумеется, такого обычно не происходит. Как правило, сотрудники ГИБДД просто догоняют нарушителя и взимают с него денежные средства. Однако говорить о том, какой штраф будет в этом случае сложно, так как неподчинение сотрудникам полиции также является нарушением, особенно, если в процессе езды произойдет транспортное происшествие.
К чему может привести езда без шлема?
Относясь безответственно к соблюдению требований безопасности, управляющий мототранспортом ставит под угрозу здоровье и жизнь самого себя, а также своего пассажира. В отличие от автомобильного транспорта людей не сможет защитить ни кузов транспортного средства, ни ремни безопасности.
На практике штраф за езду без шлема является самой малой ценой за данное нарушение. Ведь, ввиду незащищенности самого мотоцикла, мопеда или скутера, а также лиц, передвигающихся на нем, можно поплатиться жизнью из-за:
- Столкновения с выбежавшими на дорогу животными;
- ДТП с другими транспортными средствами;
- Наезда на пешеходов;
- Прилетевшего мусора, а также камня в глаза и голову во время движения;
- Скользкой дороги.
Кроме того, за полученные пассажиром травмы водитель может быть привлечен к ответственности по 1079 –ой статье ГК и принужден к возмещению полученного вреда.
Кому нужен этот вид защиты
Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.
Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.
Каким образом ДПС может доказать вину?
Работники ДПС наделены правом оформлять протоколы и выписывать штрафные взыскания людям, едущим за рулем мопедов, скутеров и мотоциклов, в случае, если они увидят, что на водителе нет шлема.
Если мотошлем надет на голову, но не зафиксирован шлейкой, то это тоже повод для предъявления штрафного взыскания. Инспектор оформит протокол об админ. правонарушении и передаст нарушителю квитанцию.
Чтобы доказать вину водителя используются зафиксированные на месте происшествия фотографии или видео. Однако подобные доказательства обязательно должны быть отличного качества и сделанными именно на месте происшествия так, чтобы были видны и опознавательные знаки двухколесного транспорта. Иногда показания дают очевидцы и ставят на документе подпись.
Спорные ситуации данного нарушения
Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.
На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.
Справка! Иногда водители, не застегнувшие мотошлем, пускаются на хитрость. Они уверяют инспектора, что расстегнули застежку в то время, пока ожидали его приближения. Если сотрудник ДПС не догадался или не успел заснять нарушение на фото или видео, доказать его будет непросто. При видеоматериале плохого качества оно не будет являться доказательством.
Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.
Наказание за езду без номеров на мотоцикле
К разряду двухколесных транспортных средств относятся мотоциклы и мопеды. Если рабочий объем двигателя мопеда не превышает 50 кубических сантиметров, то ставить его на учет в ГИБДД, а значит и получать номерные знаки — не нужно. Соответственно, если транспортное средство не стоит на учете, то его собственник не оплачивает транспортный налог.
Если транспортное средство без номерных знаков превысит допустимый скоростной режим, то даже при фиксации камерой данного нарушения, установить, кто же его совершил, не представляется возможным. Этим пользуются отдельные мотоциклисты, снимая номерные знаки во время скоростного движения.
Однако несмотря на такие ухищрения, нарушение правил дорожного движения фиксируется инспекторами ГИБДД при патрулировании.
В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.
- Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
- Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
- Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.
А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:
- «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
- «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать
Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.
Как ДПС может доказать вашу вину?
У сотрудников ДПС есть право выписывать штрафы водителям мотоциклов, скутеров, мопедов в случаях, когда они заметят водителя без шлема или о нем позабудет пассажир.
Если мотошлем на голове, но шлейка не застегнута, это также послужит поводом для штрафов. Инспектор составит протокол о нарушении и вручит водителю квитанцию.
Для доказательства вины нарушителя применяются отснятые на месте происшествия фото- или видеоматериалы.
Полученные таким образом материалы должны быть четкими, сделанными непосредственно на месте происшествия, с хорошо различимыми опознавательными знаками транспорта. В некоторых случаях снимают показания понятых и заверяют их подписью.
Чем вызвана необходимость надевать шлем?
Большинство установленных правил и требований не являются чьей-то прихотью, а нацелены на сохранение жизни и здоровья граждан. Наличие экипировки у мотоциклистов значительно снижает получение тяжких повреждений и летального исхода при попадании в ДТП. Поблажки в использовании защиты тела и конечностей объясняются тем, что в случае аварии их повреждение с высокой долей вероятности приведет лишь к травмам и увечиям и гораздо реже к смерти.
В свою очередь, защита головы носит обязательный характер, так как смертельный исход без нее возможен даже на малых скоростях. По статистике в ДТП погибает каждый восьмисотый мотоциклист. И половина из этих случаев – это езда без шлема.
Согласно КоАП лица, управляющие мопедом или мотоциклом обязаны обеспечить мотошлемами себя, а также своих пассажиров. При этом:
- Шлем должен находится на голове;
- Должны быть застегнуты, предусмотренные конструкцией ремни на шлеме;
Стоит отметить, что наличие шлема обязательно независимо от места эксплуатации транспортного средства, будь то город, трасса или пересеченная местность.
Должен ли пассажир иметь шлем
В той же статье 12.6 КоАП говорится о том, что езда без шлема на мотоцикле грозит штрафом всем, кто передвигался на транспортном средстве. Независимо от того где находится пассажир, за спиной водителя или в специальной коляске, согласно 12.29 статье КоАП с него будет взыскана сумма в размере 500 рублей.
К слову о мотоциклистах, передвигающихся вместе с пассажирами без средств защиты. Дело в том, что в этом случае водитель «байка» нарушает одну и ту же статью дважды: сам ездит без соответствующего аксессуара и осуществляет транспортировку других граждан, не соблюдая правил безопасности. Этим часто пользуются непорядочные сотрудники ГИБДД. Однако стоит учитывать, что дважды нести ответственность за одно и то же нарушение человек не может. Подтверждением этого является статья 4.1 КоАП.
Что сказано в правилах?
ПДД напрямую сообщает в п.24.8, что наличие застёгнутого шлема на голове водителя мопеда во время езды – обязательно. Следует заметить, что ношение шлема в этом случае обязательно только для водителя – на пассажиров такого транспортного средства это требование не распространяется (хотя явно было бы не лишним).
О необходимости ношения средства защиты во время движения для мотоциклистов сказано в п.2.1.2 ПДД. И на этот раз шлемы должны быть, помимо водителя, на каждом из пассажиров. Какое механическое транспортное средство следует считать мотоциклом, также определено правилами: если объем двигателя превышает 50 см3, а максимальная скорость больше 50 км/ч, то двухколесное ТС (с прицепом или без него) с такими характеристиками является мотоциклом.
Очевидно, что скутер в любом случае попадает под одно из определений – мопед или мотоцикл – и ношение мотошлема при управлении этим ТС также обязательно.
Нужен ли шлем водителям и пассажирам скутера и мопеда
Обязанность передвигаться в шлеме на мотоцикле известна всем владельцам данного вида транспорта. Все водители мотоциклов прекрасно осведомлены, что езда без шлема на мотоцикле запрещена и наказывается штрафом. Но водители и пассажиры скутеров и мопедов ошибочно полагают, что данное требование не имеет к ним никакого отношения.
До конца 2013 года отношение к данному виду транспортных средств было снисходительным, и ими можно было управлять без прав.
Это обстоятельство несколько расхолаживало владельцев данных ТС. Они считали, что допустимо передвижение на скутерах и мопедах без использования мотошлема. Между тем, езда без шлема на мопеде и скутере — нарушение ПДД.
Не совсем понятно с точки зрения здравого смысла, чем руководствуются владельцы мопедов и скутеров, передвигающиеся по трассе без шлема. Возможно, они экономят на его покупке, или надеются на счастливый случай и думают, что ДТП им не грозит.
Важно! По правилам ПДД водители и пассажиры не имеют права передвигаться по дорогам без шлема на скутере и мопеде.
Кому нужен этот вид защиты
Все, безусловно, знают, что мотоциклист обязан передвигаться по дороге исключительно в шлеме. Мотоцикл является особо опасным средством передвижения, потому как его конструкция никаким образом защитить водителя не сможет. Но мотоциклисты — далеко не все, кому в законном порядке было установлено обязательное ношение шлемов. Это правило касается еще и водителей скутеров, мопедов и велосипедов, а также всех пассажиров в обязательном порядке.
Помимо того, что шлем в принципе должен быть надет на голову, он должен быть еще и надежно зафиксирован, то есть застегнут. Если это требование не будет соблюдено, наказание будет точно таким же, как если бы защиты не было совсем. Не стоит забывать о том, что перевозка пассажиров может допускаться только в том случае, если это допускает конструкция транспортного средства, в ином случае, придется оплачивать штраф.
Необходимость надевать шлем
Несение обязательства надевать шлем основывается на действующих правилах дорожного движения, которые предъявляют такие требования к лицам, передвигающихся на таких транспортных средствах. Это связано с возможностью развивать высокую скорость и, наряду с этим, незащищенностью при возможном столкновении или падении.
Независимо от того, где располагается лицо в процессе движения на мопеде или мотоцикле – управляет ли им, является пассажиром, сидящим непосредственно за водителем или в коляске, обязательство надеть шлем сохраняется в любой ситуации.
По причине того, что пострадать от такого несоблюдения правил может не только водитель, но и тот, кто был допущен им к езде без шлема, была введена ответственность за такое нарушение.