Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС рассчитала налоговую нагрузку по отраслям в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Что думают представители ювелирного бизнеса
Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:
«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.
Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.
Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.
В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.
И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.
Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.
Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:
- Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
- Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
- Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
- Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
- осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
- много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
- началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
- снижение объемов продаж продукции;
- сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
- рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.
В среднем по России налоговая нагрузка за 2021 год незначительно выросла, в сравнении с прошлым годом — 10,4% (10,0% в прошлом году).
Налоговая нагрузка по страховым взносам снизилась и составила 3,0% (3,5% в прошлом году).
Налоговая нагрузка, к примеру, снизилась:
✔ Обрабатывающие производства — 7,4% (было 8,1%) и 1,1% по страховым взносам (было 2,1%)
✔ Торговля оптовая и розничная — 2,8% (было 3,0%) и по страховым взносам 0,9% (было 1,0%).
✔ Строительство — 10,1% (было 10,7%) и 3,6% по страховым взносам (было 3,9%).
✔ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом — 21,8% (было 22,5%) и 4,2% по страховым взносам (было 5,4%).
При этом в некоторых отраслях налоговая нагрузка возрасла, например:
✔ Добыча полезных ископаемых — всего — 40,4% (было 35,2%) и 1,5% по страховым взносам (было 2,2%).
✔ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — 4,7% (было 3,8%) и 4,4% по страховым взносам (было 4,7%).
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Кто и зачем следит за налоговой нагрузкой
Налоговая нагрузка — это сумма налогов и сборов, которые организация или ИП выплатили за определённый период. Показатель отслеживают налоговая служба и Банк России с помощью кредитных организаций. Банки проверяют не только факт уплаты налогов, а также полноту и достаточность перечисляемых сумм в бюджет.
Любой банк следует нормам 115-ФЗ : анализирует операции компании и выявляет сомнительные, предполагаемая цель которых — обналичивание или вывод капитала за рубеж. Один из критериев оценки деятельности организации — как раз налоговая нагрузка, а именно доля уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет РФ от общей суммы расходных операций по расчётному счёту.
Если ваши платежи в казну несоизмеримы с вашим оборотом, это вызовет вопросы.
Что такое налоговая нагрузка (как определить налоговую нагрузку)
Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как:
- относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
- абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги).
Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта.
Проще говоря, налоговая нагрузка — соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.
Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета):
- планируемая прибыль или ожидаемый доход;
- вновь созданная стоимость;
- источник уплаты налога (расходы или прибыль);
- доходы;
- выручка (с НДС и без него).
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
Нефтяной вопрос и состав ВВП России
Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.
Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2021 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.
Добыча полезных ископаемых к маю 2021 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2021 году, то объемы упали на 16,4%.
Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.
После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.
Формулы расчета прибыли предприятия
Ввиду многочисленности формул, применяемых на практике для расчета тех или иных разновидностей прибыли, мы предлагаем придать соответствующим эмпирическим данным табличным вид, исключительно удобства восприятия ради…
Таблица 1. Формулы расчета прибыли предприятия
НАИМЕНОВАНИЕ | ФОРМУЛА |
Формула расчета чистой прибыли | Пчист. = Поперац. – Нприб. |
Формула расчета выручки | В = Сед. * Кпрод. |
Формула расчета маржинальной прибыли | Пмарж. = В — Зперем. |
Формула расчета валовой прибыли | Пвалов. = В – Спроизв. |
Формула расчета прибыли от реализации | Преализ. = В – Сполн. |
Формула расчета балансовой прибыли | Пбаланс. = Ппродаж – Рпроч. + Дпроч. |
Формула расчета операционной прибыли | Поперац. = Пбаланс. + ПРвыпл. |
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Причины низкой налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.
Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.
Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.
Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:
- Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
- Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
- Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Налоговая нагрузка для ИП на ОСНО
В пункте 4 Приказа ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» перечислены критерии, по которым налогоплательщики могут оценить, насколько они рискуют привлечь внимание проверяющих.
- Среди критериев для отбора объектов проверок – налоговая нагрузка конкретного предпринимателя или компании ниже, чем в среднем по отрасли (виду экономической деятельности).
- Среднеотраслевые показатели прошлых лет можно посмотреть в приложении 3 Приказа и на официальном сайте ФНС.
- Их рассчитывают так: сумму уплаченных налогов и сборов за год (по данным прошлогодней налоговой отчетности) делят на годовой оборот (выручку) организаций по данным Росстата и умножают на 100, чтобы получить результат в процентах.
- При этом, как пояснила ФНС в Письме № БА-4-1/12589@ от 29 июня 2018 г.:
- страховые взносы в расчете не учитывают;
- в оборот организаций включают выручку по данным бухучета без НДС и акцизов;
- в сумму уплаченных налогов входит НДФЛ.
Если у конкретного налогоплательщика рассчитанная нагрузка значительно ниже среднеотраслевой, есть большая вероятность, что его заподозрят в применении каких-то схем для ухода от налогов.
Бухгалтерское обслуживание ИП от 1 667 руб./мес
Сама по себе небольшая налоговая нагрузка – не нарушение и не гарантия попадания в кандидаты для выездной проверки. Налоговики рассматривают организации и ИП комплексно, оценивают их деятельность по десяткам критериев.
Однако это важный показатель, и при низких значениях инспекторы сначала могут запросить причины отклонений, а после – назначить проверку, по результатам которой возможны доначисления налогов и санкции.
Самостоятельно сделав расчет налоговой нагрузки при ОСНО, организация или ИП определят, насколько они рискуют навлечь на себя проверку. Если результат значительно ниже нормы, будет шанс пересмотреть и скорректировать деятельность, и заранее подготовить аргументы для объяснений с инспекторами.
ИП на ОСНО анализирует свою деятельность так:
- Сумму уплаченных налогов с учетом НДФЛ делит на общую выручку от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов) и прочих доходов, и умножает на 100 %.
- Полученный результат сопоставляет с его «безопасным» значением.
Также можно воспользоваться сервисом, разработанным ФНС. На сайте налоговой службы в разделе «Прозрачный бизнес» размещен калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Он подходит для ОСНО. Сервис сравнивает фактические показатели со среднеотраслевыми по субъектам РФ и сразу показывает, на сколько процентов отклонение. Калькулятор не учитывает уплаченные суммы:
- налога на прибыль организаций с дивидендов;
- НДФЛ;
- страховых взносов.
Допустим, ИП на ОСНО занимается производством кожаной обуви, и за 2018 год оплатил по декларациям 660 тыс. руб. налогов. Выручка без учета НДС – 8,6 млн. руб.
Налоговая нагрузка = 0,66 млн./8,6 млн х 100%
Получаем 7,6%
Сравниваем с таблицей контрольных значений за 2018 год, рассчитанных ФНС. Нам нужна строка «Производство кожи и изделий из кожи» – 8,2%.
Таким образом, налоговая нагрузка предпринимателя на ОСНО почти соответствует норме и, скорее всего, не привлечет внимание проверяющих.
ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ от 25 июля 2017 г. привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии для беседы.
- Например, претендентами на приглашение в ИФНС могут стать ИП с низкой налоговой нагрузкой по НДФЛ.
- Она определяется так: исчисленный налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности нужно разделить на общую сумму доходов от этой деятельности и умножить на 100.
- При этом в письме никаких конкретных показателей, с чем сравнить результат, не приводится.
- Но упоминается другой критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: если в декларации 3-НДФЛ он заявит профессиональный налоговый вычет более 95 процентов от доходов.
Какие налоги повысятся с 2020 года?
На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:
- ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
- ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
- Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.
Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.
- Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
- НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
- Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
- Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
- Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.