Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 ноября! Рассказываем, за что же сейчас будут штрафовать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Штрафы для физических лиц
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение норм времени управления и отдыха | 1 500 — 2 000 рублей |
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Где и как получить карту водителя для тахографа
Оформить карту водителя можно разными способами:
- Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
- Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
- Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.
Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:
- Паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Фото черно-белое 3,5х4,5 см;
- СНИЛС;
- ИНН (для СКЗИ);
- Справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ).
Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.
Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.
Ключевые моменты приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.
Был определен порядок оснащения тахографами транспорта физических лиц, так же теперь физическое лицо может оформить карту предприятия.
Категории ТС | M3 | M2 | N3 | N2 |
Экологический класс не установлен | 1 ноября 2019 | 1 августа 2020 | 1 марта 2020 | 1 декабря 2020 |
Экологический класс 0…3 | 1 февраля 2020 | 1 ноября 2020 | 1 июня 2020 | 1 марта 2021 |
Экологический класс > 4 | 1 мая 2020 | 1 февраля 2021 | 1 сентября 2020 | 1 июня 2021 |
ТС, принадлежащие многодетным | 1 января 2022 |
Логика такого порядка оснащения понятна. Самую большую опасность на дорогах представляют старые автомобили, чем они новее, тем выше экологический класс.
Определение тахографу дано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это устройство, которое регистрирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей. Оно обязательно только в отдельных случаях, поэтому автолюбителям, которые занимаются частным извозом, не надо задумываться на тему, какой штраф за отсутствие тахографа в 2021 г.
Штрафы за тахограф на физическое лицо зависят от тяжести нарушения. Если тахографа вообще нет, или же нарушены требования по его использованию, размер штрафов составит от 3 до 5 тысяч рублей.
Если же были не соблюдены меры по управлению и отдыху, тогда размер штрафа от 1,5 до 2 тысяч рублей. Размер штрафов устанавливается статьями КоАП. Это, в частности, статья 11.23 часть 1 и 11.23 часть 3.
Примеры:
- Водитель не нарушает правила дорожного движения, имеются документы на груз, транспортное средство исправно, но он по той или иной причине не включил тахограф.
- Водитель не вставил в тахограф карту водителя.
Размер штрафа зависит от тяжести нарушения, связанного с отсутствием или некорректным использование тахографа. Всего существует две группы:
- Первая группа — назначается штраф за неисправный тахограф, то есть, когда он фактически имеется, но не может эксплуатироваться согласно инструкции и требований. Например, на момент проверки выключен или применяется без карты водителя. В этом случае вступают в силу положения первой части статьи 11.23, которые касаются водителя, а также второй части этой же статьи, которые касаются самой организации или должностного лица организации.
- Вторая группа — тахограф присутствует и используется по назначению, но при этом водитель нарушает режим труда и/или режим отдыха. Речь идет об отклонении от рабочего времени водителя, нарушения времени управления транспортным средством, игнорировании определенным графиком перерыва для отдыха и питания, межсменным отдыхом. В этом случае в силу вступает третья часть статьи 11.23
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
Первоначальные данные
По принципу работы тахографы можно сравнить с черным ящиком, устанавливаемым в самолетах, ведь он тоже хранит информацию о движении транспорта и особенностях этого процесса.
Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.
Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.
Кроме того, водитель должен знать о том, что если у него в кабине не будет такого прибора, он будет неисправен или использоваться не так, как требуется законом, то ему назначат наказание.
Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.
Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.
Верховный суд подтвердил законность требований, предъявляемых к тахографам – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Верховный Суд разбирался в требованиях к тахографу и поставил точку в споре о «рекомендательном характере» приказа Минтранса.
О судебной практике, связанной со штрафами за использование тахографов, не соответствующих требованиям законодательства, рассказывает вице-президент Ассоциации «ТахоЦентр» — Г. С. Мирошин.
Упорство правовых нигилистов граничит с догматизмом! Отсутствие понимания правовых норм ведет к потере времени и восприятия действительности!
Во множестве статей на своём сайте Ассоциация «ТахоЦентр» давала объяснения, каким образом формируются требования в отношении тахографов, но в обществе есть граждане, которые считают себя выше норм и законов! Или даже не так – они живут в выдуманном ими правовом поле!
- Судебное разбирательство, которое будет рассматриваться в настоящей статье, посвящено попытке опротестовать действия инспектора, который оштрафовал водителя за то, что установленный в его транспортном средстве прибор не является тахографом в рамках требований закона, в частности этот прибор не учтен в перечне ФБУ «Росавтотранс» и не имеет в своем составе блока системы криптографической защиты информации (блок СКЗИ тахографа).
- Верховный суд поставил точку в бесчисленных кассациях, которые подавал Истец пытаясь отменить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
- Водитель подал жалобу на действия инспектора с обоснованием своей позиции тем, что Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографу, носит рекомендательный характер, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза является единственным обязательным требованием, которое установлено законом в отношении тахографа.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 августа 2021 г. № 2-АД21-3-К3 дал надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонил доводы водителя как несостоятельные.
Вопреки доводам жалобы водителя при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль, требованиям нормативных правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
Внимание
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
ВАЖНО
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
С 1 ноября 2022 года в силу вступают изменения в законодательстве: новые правила призваны ужесточить контроль над деятельностью перевозчиков, и позволят штрафовать их за отсутствие и некорректное использование тахографов.
Тахографы – это современные приборы, позволяющие отслеживать маршрут транспортных средств: повсеместное внедрение этих телематических устройств активно стимулирует правительство и профильные ведомства, ссылаясь на то, что тотальный контроль за транспортом гарантирует безопасность дорожного движения. В ближайшем будущем тахографами планируется оборудовать весь городской наземный транспорт, грузовые автомобили, а также автобусы междугороднего и пригородного сообщения.
С 1 ноября в силу вступают новые правила, и теперь владельцам транспортных средств без телематических устройств на борту грозят серьезные штрафы.
О чем говорит закон?
П.1 ст.20 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 говорит о том, что приборами контроля должен быть оборудован весь транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки. С 1 ноября текущего года владельцев транспорта без тахографов ждет серьезное наказание – вступает в силу закон № 216-ФЗ от 26.07.2019.
Согласно новому закону, штрафовать будут как водителей, управляющих ТС без тахографа, так и юридических лиц – владельцев транспорта. За отсутствие тахографа и нарушение правил его эксплуатации водителя ждет штраф в размере 3-5 тыс рублей. Если прибор стал неисправным уже при выезде на линию – водитель сможет избежать наказания.
Также водитель обязан заполнять ежедневные листки регистрации режима – правило распространяется и на водителей, управляющих ТС, принадлежащих иностранному перевозчику.
В случаях, когда работодатель допустил выпуск в рейс или на маршрут ТС без тахографа, его также ожидают штрафные санкции: владельцы ИП должны будут заплатить 15-25 тыс рублей, должностные лица – 7-10 тыс рублей, а юридические лица – 20-50 тыс в российской валюте. Штрафные санкции последуют и при некорректном использовании телематических приборов.
Напоминаем также, что недавно вступили в силу новые нормативы времени труда и отдыха профессиональных водителей, и теперь за нарушение водительского режима отвечать придется не только самому водителю, но и его работодателю. Водителя в этом случае оштрафуют на 1, 5-2 тыс рублей, а владелец транспортного средства вынужден будет оплатить от 7 до 50 тыс рублей штрафа.
Так же Вам могут быть интересны следующие новости:
Какой штраф за отсутствие тахографа?
На сегодняшний день существует статья 11.23 КоАП, в котором сказано, что отсутствие тахографа влечет за собой ответственность и штраф в азмере 1000-3000 рублей. Также за отсутствие тахографа будет оштрафовано должностное лицо на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. В случае, когда водитель нарушит режим отдыха и работы, то ему грозит штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.
Остальные случаи, когда отсутствие карточка или тахограф отключен, расцениваются как отсутствие оборудования.
Для водителей автобусов и грузовиков дальнего следования стоит помнить, что они обязаны полноценно отдыхать, если находятся в дороге более 9 часов в сутки.
Спасибо за внимание! Не забывайтесь ставить лайки и подписываться! Впереди много интересного!
Какие законы регулируют использование тахографов
Все автовладельцы, входящие в «группу риска» (т.е. владельцы индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью и физические лица, владеющие грузовиком и/или автобусом), должны непосредственно ознакомиться с законами, регулирующими использование тахографа. В 2021 году список этих законов выглядит следующим образом:
- ФЗ 386 от 30.10.2018 г. Этот закон предусматривает обязательную установку тахографа в транспортном средстве. Закон определяет, какие транспортные средства должны быть оборудованы тахографами, что считается тахографом и каким требованиям должны соответствовать эти устройства.
- ФЗ 216 от 26.07.2019. Данный закон устанавливает административную ответственность за отсутствие тахографа.
ФЗ 216 фиксирует изменения с 2020 года. Государство не издало никаких новых правил, а лишь внесло поправки в старые.
Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
Обязанность оснащения тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска транспортного средства к международным автомобильным перевозкам, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам
Обязанность по оснащению тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
транспортных средств, сведения о которых внесены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, эксплуатирующих эти транспортные средства, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 года»;
Основное отличие заключается в том, что с 1 сентября 2022 года транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, не будет обязано иметь карточку разрешения на перевозку. Вместо этого транспортное средство должно быть внесено в специальный реестр перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Напомним, что с 1 сентября 2021 года аналогичное изменение введено для автобусов, осуществляющих международные перевозки.
Новые условия использования тахографов с 1 сентября 2021 года.
Вкратце:
Транспортные средства, допущенные к международным перевозкам с 1 января 2021 года, уже включены в реестр транспортных операторов, и для них больше ничего не нужно делать.
Если транспортное средство было допущено к международным перевозкам до 1 января 2021 года, рекомендую проверить, внесено ли оно в реестр Ространснадзора.
Внимание. Текущую версию реестра можно найти с помощью поиска на официальном сайте Ространснадзора.
На момент написания этой статьи (10 мая 2022 года) в реестре числится 187 150 автомобилей. И многие из них получили разрешения задолго до 1 января 2021 года (самая ранняя запись содержит дату 19 февраля 2001 года).
Поэтому в любом случае я рекомендую проверить автомобиль на регистре. Если номер автомобиля присутствует в реестре, то все в порядке, с 1 сентября 2022 года тахограф по-прежнему будет не обязателен.
Если транспортного средства нет в реестре, имеет смысл обратиться в Ространснадзор и объяснить, почему это так.