- Социальное обеспечение

Статья 5 Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 5 Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья охватывает источники трудового права, к которым отнесены трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Они различаются по юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, установленной законом, и представлены в ТК на основе принципа юридической иерархии («сверху вниз») как определенная система, включающая законы (трудовое законодательство) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (также именуемые видами источников трудового права).

Комментарии к статье 5 ТК РФ, судебная практика применения

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

Применение судами законодательства и разъяснений Пленума ВС РФ при рассмотрении трудовых споров

При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, часть вторая статьи 10 ТК РФ, часть 4 статьи 11 ГПК РФ).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы

В предыдущей теме уже шла речь о том, что одной из особенностей метода трудового права является сочетание единства и дифференциации правового регулирования. В связи с этим нормы трудового права подразделяются на общие и специальные, что образует горизонтальную структуру трудового законодательства. Общие нормы устанавливают правила, которые распространяются на всех работников безотносительно к трудовой функции, условиям труда, половозрастным признакам и т.п.

Специальные нормы устанавливают особенности регулирования труда отдельных категорий работников в зависимости от различных факторов и обстоятельств. Например, общей является норма, закрепляющая максимальную продолжительность рабочего времени — не более сорока часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). С другой стороны, ст. 92 ТК РФ устанавливает по отношению к ней специальную норму, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени сокращается до 24 часов в неделю для работников, не достигших шестнадцати лет.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц

Трудовое законодательство распространяется на всех работодателей независимо от:

  • – их организационно-правовой формы (формы собственности):
  • – особенностей – физические это лица либо юридические;
  • – наличия иностранного компонента (организации, созданные или учрежденные иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международные организации и иностранные юридические лица).

По общему правилу, трудовое законодательство распространяется на всех работников. При применении трудового законодательства по отношению к некоторым категориям работников учитывается их специфика, например, распространяющаяся:

  • – на иностранных граждан и лиц без гражданства (как правило, иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, за исключением тех особенностей, которые установлены федеральным законодательством);
  • – на отдельные группы работников, труд которых отличается определенными особенностями (руководители организаций, лица, работающие по совместительству, женщины, лица с семейными обязанностями, молодежь и др.);
  • – на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих и др.

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Другой комментарий к статье 5 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья охватывает источники трудового права, к которым отнесены трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Они различаются по юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, установленной законом, и представлены в ТК на основе принципа юридической иерархии («сверху вниз») как определенная система, включающая законы (трудовое законодательство) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (также именуемые видами источников трудового права).

Читайте также:  Чтобы не снесли и не обманули: как купить гараж без проблем

В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений согласно Конституции РФ, федеральным конституционным законам осуществляется различными видами источников трудового права, начиная с трудового законодательства (включая законодательство об охране труда).

Ранее не определялся «состав трудового законодательства», т.е. не указывалось, что входит в понятие (термин) «трудовое законодательство», в нынешней редакции ч. 1 комментируемой статьи уточняется, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из законов РФ и законов субъектов РФ. Таким образом, понятие трудового законодательства определено более узко, в него входят только ТК, иные законы федерального уровня и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Следует обратить внимание на то, что изменение понятия «трудовое законодательство» носит общий (сквозной) характер и ныне используется во всем ТК, иных актах.

В ч. 1 комментируемой статьи главное место среди источников трудового права, как и всего российского права, занимает Конституция РФ, федеральные конституционные законы. На основе и в соответствии с Конституцией РФ издаются все другие законы и иные нормативные правовые акты. В ней закрепляются, в частности, основные права и свободы человека и гражданина, включая основные трудовые права и свободы (ст. 37). Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены права, которые относятся не только к трудовым правам граждан, но и самым непосредственным образом связаны с их реализацией и защитой. Так, ст. 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и др. Из ст. 46 Конституции РФ следует, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. После Конституции РФ, федеральных конституционных законов свое место занимают законы, они, составляя «трудовое законодательство», упоминаются в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

Затем следуют иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые располагаются строго по иерархии (абз. 3 — 7 ч. 1 ст. 5). Прежде всего выделяются указы Президента РФ, потом идут постановления Правительства РФ, за ними нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и, наконец, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые завершают ч. 1 данной статьи ТК.

Часть 2 комментируемой статьи включает ныне коллективные договоры и соглашения в источники трудового права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, таким образом, легализовано трудовым законодательством. В связи с указанными изменениями коллективные договоры и соглашения ныне закреплены в ч. 2, занимая нижнюю ступень в иерархии источников трудового права и предваряя локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом в ТК установлено, что коллективный договор, соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При включении подобных условий они не подлежат применению (см. ст. 9 ТК).

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, установленном ТК (ст. 8), и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (см. ч. 4 ст. 13 ТК). Занимая низшее место в иерархии источников трудового права, локальные нормативные акты принимаются работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК). Положения локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, или принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В этих случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, коллективный договор, соглашения (см. ст. 8 ТК).

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено особое место ТК в системе источников трудового права. Эта часть устанавливает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК. Данное положение развивается в ч. 4 комментируемой статьи, которая содержит правило о том, что, в случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК. Практическое значение отмеченных положений состоит в том, что хотя ТК и является федеральным законом, при коллизии норм трудового права, содержащихся в любом другом федеральном законе, тем более любом нормативном правовом акте более низкого иерархического уровня по сравнению с нормами ТК, следует руководствоваться нормами ТК. Указанное правило действует по отношению ко всем нормативным правовым актам, принятым как до вступления в силу ТК (см. ст. 423 ТК), так и после вступления его в силу, если только иное прямо не предусмотрено в самом ТК. Речь идет об имеющейся во многих статьях ТК оговорке: «в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Кроме того, ч. 5 комментируемой статьи выделяет положение ТК среди иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права. Установленное в ч. 5 правило о том, что федеральный закон, противоречащий ТК, применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК, направлено на создание непротиворечивого трудового законодательства, единообразного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данное положение связано с тем, что ТК является кодификационным федеральным законом и регулирует общественные отношения, которые определены в ст. 1 ТК. Он закрепляет состав трудового законодательства, уточняя нормативные правовые акты, которые необходимо принять в его развитие, а также устанавливает соотношение между нормативными правовыми актами в сфере трудовых отношений и др.

Части 6 — 10 комментируемой статьи предусматривают правила о соотношении ТК, иных федеральных законов и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанные акты, будучи источниками трудового права, находятся как между собой, так и относительно ТК, иных федеральных законов в строгом соответствии (расположены, как и в перечне источников ч. 1 комментируемой статьи, по иерархии «сверху вниз»). Соответственно, они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам и нормативным актам, стоящим выше, чем они в иерархии источников. Данное соотношение установлено с учетом рассмотренных положений ч. ч. 3, 4 и 5 комментируемой статьи, определяющих приоритет ТК, его особое место в иерархии источников трудового права (см. ч. 3 коммент. статьи и коммент. к ней). Прежде всего в ч. 6 комментируемой статьи устанавливается соотношение ТК, иных федеральных законов и указов Президента РФ, содержащих нормы трудового права. Границами этого соотношения являются ТК, иные федеральные законы. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам.

Читайте также:  Льготы и выплаты пенсионерам в 2023 году: какие полагаются и куда обращаться

Постановления Правительства РФ стоят после ТК, иных федеральных законов и указов Президента РФ и не могут им противоречить. Постановления Правительства РФ принимаются во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ в сфере регулирования труда в целях их конкретизации, уточнения и реализации. В ТК ряд статей указывает на необходимость принятия соответствующих постановлений Правительства РФ.

Область применения и сфера действия

В статье 11 российского Трудового кодекса (ТК) определено, что трудовым законодательством и прочими документами нормативно-правового характера, включающими нормы трудового права (ТП), регулируются трудовые и прочие отношения, которые имеют непосредственную связь с ними. Кроме этого они могут касаться тех отношений, при которых используется личный труд в ситуациях, предусмотренных кодексом или прочими законодательными актами федерального значения.

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Сфера действия трудового законодательства достаточно обширна.

Так пункт 1 статьи 11 устанавливает, что нормы данной отрасли права относятся ко всем работникам, которые заключили с работодателями трудовые контракты. Такого рода контракт может быть заключен любым лицом, которое обладает правосубъектностью, то есть как юридическим, так и физическим лицом, которое предоставляет работу.

Не все отношения трудового характера между работодателями и работниками оформляются надлежащим образом. Отсутствие контракта расценивается как несоблюдение трудового законодательства, делающее применение его требований достаточно сложным. Однако лицо, не имеющее трудового контракта, заключенного в письменном виде, не лишается права привести доказательства наличия трудовых взаимоотношений.

Нужна помощь юриста по трудовым спорам?

Понятие трудового законодательства Система трудового законодательства Приоритет нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения Случаи нарушения приоритета, установленного для трудового законодательства 1. Трудовое законодательство представляет собой систему норма­тивных правовых актов, посредством которых регламентируют­ся трудовые отношения. Основным актом трудового законода­тельства является Трудовой кодекс РФ — сводный федеральный закон, действующий на всей территории РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норма­тивные правовые акты субъектов РФ. 2. Регулирование трудовых и иных1 непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими норма­тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: Трудовым кодексом РФ; иными федеральными законами; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными право­выми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; актами органов местного самоуправления и локальными нор­мативными актами, содержащими нормы трудового права, ко­торые составляют систему трудового законодательства.

3. Трудовой кодекс — основной акт трудового законодательства, и нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, долж­ны соответствовать ТК РФ. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудо­ вого права, не должны противоречить ТК РФ, иным федераль­ным законам и указам Президента РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие нормы трудового права, не долж­ны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, со­держащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Акты органов местного самоуправления и локальные норма­тивные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, норма­тивным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъек­тов РФ. 4. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Òðóäîâîé êîäåêñ ÐÔ. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то данный федеральный закон применя­ется при условии внесения соответствующих изменений.

Срок уведомления по электронным трудовым книжкам

Срок уведомления работников об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ осуществляется по 31 октября 2020 года включительно (вместо 30 июня 2020 года).

При этом способы уведомления устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Поделиться

Постановление Правительства РФ

Изначально в проекте Постановления «Особенности правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» от 27.05.2020 г. № 14-5/10/П-4922 существовало 12 пунктов, и сам документ был на нескольких листах.

На момент публикации статьи утверждено Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 г. № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году», в котором осталось совсем немного от первоначальной задумки. Срок действия Постановления, кстати, до конца этого года.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Остались положения о возмещении расходов на проезд, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и продлился срок уведомления работников по электронным трудовым книжкам (до 31 октября 2020 года).

Я хотела бы рассказать, что вообще предусматривалось изначально, а также пробежимся по некоторым законопроектам в трудовых отношениях.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА.

Задачами трудового законодательства являются: содействие росту производительности труда, снижение себестоимости продукции, услуг, работ; охрана и защита прав работодателей и наемных работников.

Задачей в виде обязанности работодателя является повышение качества рабочей силы. Задачей в виде обязанности государства является обеспечение рынка рабочей силой, необходимой для работодателей – собственников рабочей силы.

Задачей ТК РФ является формирование социально ответственной политики организации, складывающейся из:

– постоянного повышения качества рабочей силы;

– обеспечения стабильности трудовых отношений;

– установления минимальной оплаты труда;

– обеспечения безопасных условий труда;

– мотивации труда наемных работников, прежде всего за счет отмены максимального размера оплаты труда;

– увеличения инвестиций в рабочую силу в размере, достаточном для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность организации;

– эффективной организации труда;

– максимального соответствия работника требованиям рабочего места;

– преодоления узкого профессионализма работников.

Функции трудового права.

– основные направления правового воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли права: регулятивная, социальная, согласование интересов, воспитательная, защитная.

Главная функция трудового права – регулятивная, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.

Социальная функция – подчеркивает приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе трудовой деятельности. Согласование интересов работников и работодателей, государства при соблюдении существующего уровня трудовых прав работников.

Воспитательная функция – проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение работодателями нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Воспитательная функция реализуется и в деятельности представителей работодателя по предотвращению и устранению правонарушений, допущенных при исполнении трудовых обязанностей работниками.

Защитная функция – обязанность государственных органов обеспечить соблюдение всеми работодателями прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

С целью защиты прав и интересов работников и работодателей могут быть созданы соответствующие представительные органы и организации. Данный перечень функций трудового права нельзя признать исчерпывающим. В ходе применения нормы трудового права могут выполнять и другие функции.

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА.

Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.

Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.

Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

Как регулируются трудовые отношения

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, являются незаменимыми для постоянного регулирования трудовых отношений. Именно они содержат общие основы, которые используются для заключения трудовых соглашений. Эти соглашения несут основную нагрузку и необходимы для выполнения двух функций – социальной и экономической.

Актами, содержащими нормы трудового права, являются коллективный и индивидуальный договор, которые могут заключать стороны.

Коллективный договор – это правовой акт, который регламентирует все отношения между сотрудником и работодателем. При этом соглашение может иметь различные формы и содержать информацию с учетом условий и специфики работы. Но права и гарантии, которые содержит коллективный договор, должны соответствовать трудовому законодательству.

Коллективно-договорной способ регулирования этих отношений имеет и свои преимущества. В первую очередь это возможность улучшения условий труда сотрудника, введения дополнительных льгот и т. д. Трудовой кодекс рф позволяет определять в соглашениях следующую информацию:

  • размер оплаты за дополнительную работу;
  • размер выплат за работу в не денежной форме;
  • повышение заработной платы за работу ночью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *