- Новости

Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2023

Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 минут
Вождение 4 часа
Обед не засчитывается
Вождение 2 часа
Специальный перерыв 15 минут
Вождение 90 минут
Итог 8 часов

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Сколько длится рабочая смена

По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.

Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.

При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.

Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.

Важно! Когда смена у водителя длится больше восьми часов, и ее нужно делить на части, то водитель обязан до перерыва отработать пять часов. Все оставшееся время допускается делить на части. Стоит помнить, что перерыв в течение одной смены не может быть больше трех часов для водителей городского и пригородного транспорта, и пяти часов – для всех остальных водителей.

Каким образом ведется учет рабочего времени тахографом?

Главным контролирующим устройством, выполняющим мониторинг и фиксацию данных об РТО является тахограф. Это цифровой прибор, подключаемый к электропитанию авто для автофиксации:

  • запуска мотора;
  • движения;
  • местонахождения транспорта и т.д.
Читайте также:  Как обновить полис? Как обновить страховку

Для грузовых и пассажирских перевозок по территории России используются бортовые самописцы с СКЗИ (система криптографической защиты информации), а для коммерческих поездок за рубеж – оборудование, работающее в соответствии со стандартами европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).

Учет режима работы и труда по тахографу устройство выполняет в автоматическом режиме:

  1. Перед тем, как отправиться в рейс, шофер вставляет в слот контрольного прибора личную карточку, содержащую оригинальный цифровой ключ.
  2. Карта активируется автоматически (в случае с тахографами ЕСТР) или по PIN-коду (для самописцев с блоком СКЗИ) и вместе с этим происходит идентификация шофера в системе мониторинга.
  3. При наличии сменного водителя, напарник тоже должен пройти идентификацию, вставив свою карточку в слот № 2.
  4. После того, как прибор примет тахокарту, необходимо определить род деятельности до момента включения контрольного устройства. Если водитель только начинает смену, то нужно нажать «Отдых», если до того, как сесть за руль, он уже выполнял какую-то работу, то выбирается, соответственно, «Работа».
  5. Последующие действия определяются моделью самописца, однако большинство устройств выполняют автоматическую фиксацию смены режимов: при включенном двигателе активируется «Работа», при движении ТС – «вождение». Режим «Отдыха» зачастую необходимо активировать вручную, так как далеко не каждый тахограф автоматически включают его при отключении мотора.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха по тахографу

За несоблюдение РТО на водителя, а также на других личностей налагаются штрафы, суммы которых приведены в таблице:

Ответственное лицо Сумма штрафа в руб.
Водитель 1.500-2.000
Должностное лицо 7.000-10.000
ИП 15.000-25.000
Юр. лицо 20.000-50.000

Основные документы, регулирующие режим работы водителя:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации;

  2. Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.

Нормативные акты определяют порядок работы:

  • автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
  • водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.

Также необходимо составление ряда регулирующих документов:

  • график работы водителя;
  • правила внутреннего распорядка на предприятии;
  • трудовой договор.

Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:

  • ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
  • Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  • Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
  • Требования ЕСТР.

Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

Читайте также:  Как переписать квартиру на родственника без затрат на налоги

Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

  • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
  • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
  • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
  • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
  • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
  • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.

Перерывы для отдыха или обеда питания

Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

  • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
  • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
  • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.

Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.

Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.

Примечание. До 31 декабря 2021 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.

Как разрешат делить смены водителей

С 01.01.2021 при разрешении водителя его рабочий день допускается делить на смены:

Условия Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Начало первого междусменного перерыва Не позднее, чем через 5 часов с момента начала работы
Время междусменных перерывов за день
  • 3 часа — при регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — в остальных случаях
  • 5 часов;
  • один из перерывов — не менее 2 часов
Разделение смен на части разрешалось только при перевозках автобусами на регулярных рейсах и при передвижении госслужащих на служебных машинах
Где предоставляется междусменный перерыв В местах, дающих водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению
Место должно было соответствовать расписанию движения
Читайте также:  Рейтинг лучших НПФ на 2023 год

Новое время отдыха водителей

Разберемся, как с 01.01.2021 водители будут отдыхать:

Условия Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Еженедельный непрерывный отдых
  • Минимум 45 часов;
  • разрешается уменьшить до 24 часов 1 раз в 2 недели. Сэкономленное время используется в ближайшие 3 недели и присоединяется к еженедельному или ежедневному отдыху;
  • предоставляется не реже, чем через каждые 6 рабочих смен
Минимум 42 часа
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем
  • После 4 часов 30 минут нахождения в дороге водитель должен прерваться минимум на 45 минут, если не наступило время обеда, междусменного перерыва или еженедельного отдыха;
  • если водитель не успевает за 4,5 часа добраться до места стоянки или назначения, ему дается дополнительный час;
  • 45 минут можно разделить на части: первая должна составлять минимум 15 минут, последняя — 30 минут, а при регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут
  • Через 4 часа от начала нахождения в дороге — 15 минут, если не наступало время иного перерыва;
  • в дальнейшем — не реже, чем через каждые 2 часа
Ежедневный отдых при суммированном учете
  • Минимум 11 часов;
  • это время можно сократить до 9 часов, но не более 3 раз в период от одного еженедельного отдыха до другого;
  • отдых разрешено делить на части: первая — минимум 3 часа, последняя — минимум 9 часов
  • Минимум 12 часов;
  • это время можно было сократить до 9 часов на регулярных городских и пригородныхрейсах, если сразу после работы водителю предоставлялись 48 часов непрерывного междусменного (ежедневного) отдыха
Перерыв для отдыха и питания
  • От 30 минут до 2 часов;
  • предоставляется в середине рабочего дня (смены);
  • если рабочий день (смена) превышает 8 часов, обеденных перерывов может быть два, но общая их продолжительность сохраняется — от 30 минут до 2 часов

На кого не распространяются новые нормы:

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Время работы и отдыха водителя по закону

Законодательство требует выполнение следующих правил:

  • Трудовой день должен быть не более 9 часов. Дважды в неделю можно переработать еще на один час, но не больше.
  • Непрерывно за рулем можно находиться по 4,5 часа, далее необходим отдых на 45 минут. Дальше время безостановочного движения сокращается до двух часов.
  • Предусмотрен полноценный обеденный перерыв – от получаса до двух.
  • За рабочую неделю можно находиться в дороге не более 56 часов.

Но есть и исключения, когда в день можно находиться за рулем половину суток:

  • Если междугородная или международная транспортировка требует срочной доставки пассажиров или груза, при этом нет возможности на полноценную остановку и отдых.
  • Если это человек, управляющий маршрутным автобусом.
  • Если шофер – работник гос.структур: больницы, МЧС, почты, образовательного учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *