Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «IV. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые положения политики просвещенного абсолютизма
Главными идеологами Эпохи просвещения являлись европейские философы, которые в своих трудах отобразили векторы развития общества (таблица).
Просветители | Основные идеи |
Дж. Локк | Идеи равенства всех людей перед законом и введение в политическую практику принципа разделения властей. |
Ш. Л. Монтескье | Развивал идею Д. Локка о разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. |
Ж. Ж. Руссо | Идеи социального равенства и введение всеобщего избирательного права. |
А. Смит | Идеи свободы экономики от давления государства (свобода предпринимательства, частной собственности), а также принятие того факта, что источником богатства являются не деньги как таковые, а человеческий труд. |
Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.
В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд. Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).
Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.
Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.
Петр I все реже созывает Боярскую думу. В 1711 г. она прекращает свою деятельность. На смену Боярской думе приходит Сенат. Изначально он создавался как орган, временно замещавший царя, когда тот отправился в Прутский поход против Турции. После возвращения царя
Сенат превращается в высший судебный орган, а также занимается финансовым контролем и обсуждением законопроектов.
Реформируется отраслевое управление. С 1718 г. приказы заменяются коллегиями.
Коллегии – центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформгосударственного управления в 1717–1722 гг. и существовавшие до начала XIX в. В основу деятельности коллегий был положен коллегиальный принцип принятия решений.
Основное отличие коллегий от приказов состояло в том, что приказом его глава руководил единолично, а в коллегии решения принимались коллективно. Во главе коллегии стоял президент. Помимо него в коллегию входили вице-президент, 4 советника и 4 асессора.
Каждая коллегия разрабатывала для себя регламент с определением своей компетенции. В 1718 г. было образовано 9 коллегий. К началу 1720-х годов их число возросло до 12 (рис. 6.3).
Развитие права в начале XVIII в.
Уголовное право. В 1699 г. появляется новый вид наказания – каторга. Каторгами назывались галеры (крупные весельные суда).
В качестве гребцов использовали преступников. Затем каторжный труд стал использоваться и на иных тяжелых работах – в строительстве и промышленности. Каторжные работы назначались за тяжкие преступления. Каторга могла быть пожизненной, срочной и бессрочной.
Срочная назначалась на 10–20 лет. Пожизненных каторжных клеймили. На каторгу, кроме пожизненной, ссылали не только осужденного, но и его семью.
В 1715 г. Петр утверждает Артикул воинский – военно-уголовный кодекс. С точки зрения юридической техники новшеством является то, что к статьям дается толкование. Стадиями преступления считались умысел (в первую очередь это касалось преступлений против царя), покушение на преступление и оконченное преступление.
По субъективной стороне деяния делились на умышленные, неосторожные и случайные.
В качестве смягчающих обстоятельств выступали состояние аффекта, малолетство, служебное рвение, крайняя необходимость, необходимая оборона.
Отягчающими обстоятельствами являлись совершение преступления в соучастии, рецидив.
К отягчающим обстоятельствам впервые в истории российского права было отнесено состояние опьянения.
Целями наказания являлись устрашение и изоляция преступника.
Устрашение достигалось путем применения широкого перечня жестоких и увечащих наказаний. Смертная казнь применялась в 120 случаях (в Соборном уложении 1649 г. – в 60). Существовали и так называемые позорящие наказания. Так, если кто-то нанес другому человеку удар по щеке, то за данное деяние следовал публичный удар со стороны профоса – низшего воинского чина, наблюдавшего за чистотой отхожих мест.
Как и в Соборном уложении, на первом месте стояли преступления против религии. Также Артикул воинский рассматривал государственные, должностные преступления, преступления против порядка несения военной службы, общественного порядка, личности, имущественные и некоторые другие.
К числу преступлений против религии относились чародейство, идолопоклонство, богохульство, недонесение о факте богохульства и т.д.
Преступлениями против государства считались покушение на жизнь, здоровье и свободу государя и членов его семьи, измена, бунт и др.
Преступлениями против личности были убийство, причинение телесных повреждений, изнасилование, кража, грабеж, разбой.
В качестве преступлений против порядка несения военной службы рассматривались дезертирство, уклонение от военной службы путем симулирования болезни, нарушение правил несения караульной службы и т. п.
Должностными преступлениями считались взяточничество, казнокрадство, попустительство преступникам.
К числу преступлений против общественного порядка можно отнести присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и др.
Уголовный процесс. Уголовно-процессуальные нормы нашли отражение в «Кратком изображении процессов и судебных тяжеб» 1716 г. Как и Артикул воинский, оно было адресовано военным. Окончательно торжествует розыскной процесс. В качестве доказательств рассматриваются собственное признание, пытка, свидетельские показания и письменные доказательства (рис. 6.5). «Краткое изображение…» определяло, какие доказательства имели большую юридическую силу. Так, показания мужчины ценились выше, чем показания женщины; знатного человека – выше, чем незнатного; ученого – выше, чем неученого.
Основные черты политики «просвещенного абсолютизма» в России
— Попытка создать принципиально новую систему права;
— конфликт между целями («общее благо») и средствами достижения («принуждение»);
— опора на дворянство за счет наступления на интересы других сословий;
— отрыв от реальных условий общественного развития.
Павел I (1796-1801) — идея удержать и усилить самодержавную власть связывалась в сознании Павла I уже не с «просвещенным абсолютизмом», а с опорой на авторитарную силу. Крестьянская политика при Павле I была продолжением тенденций, существовавших во времена Екатерины. В руки помещиков было передано около 600 тыс. государственных крестьян, жестоко подавлялось малейшее проявление недовольства в крестьянской среде. Вместе с тем, желая ослабить социальную напряженность в деревне, Указ 1797 г. о трехдневной барщине рекомендовал помещикам ограничить эксплуатацию крестьян на барской запашке тремя днями в неделю; было запрещено продавать «с молотка» дворовых и крестьян без земли. Была предпринята попытка предельно централизовать государственное управление. Значительно выросла роль генерал‑прокурора Сената, повсеместно ограничивалась коллегиальность в управлении.
Таким образом, на протяжении XVIII в. законодательно оформился сословный строй в России.
Особенности экономики России во 2-й половине XVIII в
Позитивные сдвиги в экономике страны стали происходить под воздействием петровских реформ. Увеличение роли государства в управлении хозяйственной жизнью стимулировало рост мануфактурного производства, возникновение промышленных районов (Урал). Государственное регулирование, протекционистские меры помогали развитию торговли.
Однако во 2-й половине XVIII в. в хозяйственной жизни России стали проявляться кризисные явления. Многочисленные пережитки феодализма, господство крепостного права тормозили развитие более прогрессивных капиталистических отношений.
Для экономических отношений этого периода было характерно:
- постепенное разрушение натуральной ориентированности помещичьих и крестьянских хозяйств. Производимая ими продукция всё чаще вывозилась на рынок. Решение об отмене в 1754 г. внутренних таможенных пошлин благоприятствовало формированию единого всероссийского рынка;
- появление элементов новой экономической системы, основанной на использовании наёмного труда. Количество мануфактур с использованием труда наёмных рабочих неизменно возрастало (к концу XVIII в. их насчитывалось уже свыше 2 тыс.). Даже крестьяне, имеющие необходимые финансовые средства, с 1775 г., после выхода манифеста о свободе предпринимательства, получили право открывать собственные предприятия;
- сохранение крепостничества ограничивало возможности развития рынка свободной рабочей силы. Помещик всегда мог отозвать из города крестьян-отходников, нанимавшихся на работу на мануфактурные предприятия. Технические новинки (к примеру, паровая машина русского изобретателя И. Ползунова) и новые формы труда в сельском хозяйстве не находили применения, поскольку не выдерживали конкуренции с дешёвым или даже бесплатным трудом крепостных. Крестьянское хозяйство, являвшееся основной единицей хозяйственной системы страны, находилось в состоянии разорения и упадка. С 1783 р. крепостничество получило распространение на Левобережной Украине.
Тесты на тему «Абсолютизм в России и его кризисное состояние 1762-1801 гг.»
- Укрепление и модернизация самодержавия. Власть императоров окончательно стала абсолютной, никогда до Екатерины II в Российской империи самодержцы не были НАСТОЛЬКО влиятельны. Фактически императрица сосредоточила в своих руках все сто процентов власти.
- Усилилось крепостничество. В эпоху правления Екатерины II крестьянство было угнетено так, как никогда до и никогда после. Как ни парадоксально, именно в эти годы впервые был поднят вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.
- Положение городского населения улучшилось. Его хозяйственная деятельность активизировалась, а уровень жизни в целом вырос.
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.
В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.
Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
- Вконтакте
- Сайт
Стоит отметить, что Екатерина II окончательно отказалась от политики «просвещённого абсолютизма» после начала Великой Французской революции (1789-1799 гг.). Это произошло, однако, в самом конце её правления. Поэтому весь период её царствования можно условно разделить на «просвещённый абсолютизм» и реакционную политику.
Революция во Франция показала Екатерине II опасность идей просвещения для внутреннего состояния страны.
Была ужесточена цензура, закрылись вольные типографии. Издатель Н.И. Новиков, выступавший в журнале «Трутень» против крепостного права и обличавший всевластие помещиков, был заточён в Шлиссельбургскую крепость. Писатель А.Н. Радищев за своё сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь. Эти меры свидетельствовали об отказе Екатерины II под конец своего правления от политики «просвещённого абсолютизма».
В целом следует сказать, что политика «просвещённого абсолютизма» привела к усилению абсолютизма в центре и на местах, к окончательному оформлению сословного строя и к новым раннекапиталистическим элементам в экономике.
1775 г. |
Упразднение Запорожской Сечи |
Сечь была причислена к Новороссийской губернии, а казачье войско входило в единую систему. |
1775 г. |
Губернская реформа |
Проводилась в несколько этапов, закрепив новую систему административно-территориального деления. Генерал-губернаторы на местах получили неограниченную власть. Выделена в самостоятельную судебную власть. Выборные должности – дворянству. |
1775 г. |
Свобода предпринимательской деятельности |
Освобождение купечества от податного налога, возможность заниматься кустарным промыслом без специальных разрешений и т. д. |
1782 г. |
Полицейская реформа |
Определение функций полиции в учреждениях и городах. Выстраивание вертикали власти. |
1783 г. |
Указ о вольных типографиях |
Формальная отмена цензуры. |
1785 г. |
Жалованная грамота дворянскому сословию |
Отмена обязательной военной службы, налогов и т. д. Признание дворянства высшим сословием. |
1785 г. |
Грамота на права и выгоды городам |
Введение основ самоуправления и выборных органов. Разделение горожан на 6 разрядов в соответствии с имущественным и социальным статусом. |
1786 г. |
Организация Главных и Малых народных училищ |
В дальнейшем они будут преобразованы в гимназии и уездные училища. |
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Однако сам созыв 45Уложенной комиссии как сословно-представительного совещания ока- зался ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Выборы депутатов в Уложенную комиссию проходили весной 1767 г.
Более 45% депутатов были потомственные и личные дворяне. Осталь- ную массу депутатов составляли выборные представители от городских жителей, государственных крестьян, мелких служащих, казаков, инород- цев. Всего в Комиссии было 565 депутатов.
Они должны были привезти с собой наказы от своих избирателей с изложением их нужд и пожеланий.
От обширной массы крепостных крестьян не было представителей, и го- лос ее не был слышен в комиссиях. Законодательная Комиссия была торжественно открыта в Москве в Грановитой палате 30 июня 1767 г.
На общем собрании Комиссии был заслушан «Большой наказ» (Наказ императрицы), а потом читались и обсуждались частные наказы.
Работа Комиссии закончилась в дек.
Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.
Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.[7, стр.98] Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;
Она приняла православие (в крещении получила имя Екатерины Алексеевны), а также безупречно выучила русский язык.
Формально жена наследника не имела никаких прав на власть. Но это не мешало Екатерине быть амбициозной и обладать государственным складом ума.
Ее идеология просвещенного абсолютизма сформировалась именно в молодости, когда она еще не занимала престол.
Роль карателей, поставленных во главе воинских команд, вооруженных, помимо огнестрельного оружия, еще и артиллерией, была поручена сначала А. А. Вяземскому, а затем А. И. Бибикову.
Одновременно с решением судьбы наследия императрица начала с того, с чего начинали ее предшественницы, — с приведения органов власти в соответствие со своими вкусами и потребностями.
Ей нетрудно было это сделать, ибо воспитатель наследника Н. И. Панин предложил проект реформы Сената и создания нового учреждения — Императорского совета. Смысл его предложения состоял в разделении Сената на шесть департаментов, каждый из которых должен ведать определенными сферами управления: юстицией, военно-морскими делами, промышленностью и т.
д. С реализацией проекта исчезнет возможность уклоняться от обсуждения дел, прятаться за спину более активных сенаторов, ибо в каждом департаменте будет присутствовать 5—6 человек; реформа должна была повысить производительность труда и ускорить решение дел. Императрица утвердила этот проект Н.
Методы исследования, используемые в курсовой работе: изучение специальной литературы по выбранной теме; анализ периода просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф.
Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж.
Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.
Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте
законодательство Петровской эпохиг) Соборное уложение 1649 г.д) труды Д.
Дидрое) материалы Уложенной комиссии Елизаветы Петровныж) «О преступлениях и наказаниях» Ч.
Беккариаз) труды Ж. МельеОтметьте государственных деятелей, занимавшихся реформами образования в правление Екатерины II:а) И.И. Бецкойб) Г.А. Потемкинв) Г.Г.
Орловг) Ф.И. Янкович де Мириевод) А.А. Безбородькое) К.Г. Разумовскийж) П.И. Шуваловз) П.В. Завадовскийи) С.И.
ШешковскийОтметьте цифрой 1 события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., 2 – войны 1787-1791 гг.:а) Чесменское сражениеб) битва при Фокшанахв) взятие Измаилаг) захват Крыма русскими войскамид) битва у р.Рымнике) битва при Калугеж) вступление Швеции в войну с Россиейз) битва у м.
Калиакрияи) Ясский мирк) Кучук-Кайнарджийский мир5. Отметьте черты народного восстания под предводительством Е.И.
Пугачева:а) участие в движении нерусских народовб) исключительно
Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи Основные положения: Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.
Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще до воцарения. — .Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов.
”. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения.
В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права
В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Идеология «просвещенного абсолютизма» впитала много идей западноевропейских мыслителей, касающихся вопросов естественного права, представительного правления, принципа разделения властей, «правового государства» и т. п.
Необходимость менять (или реформировать) систему правления проистекала из конкретного и вполне реального российского опыта. Процессы социального и экономического развития страны требовали иного государственного и правового оформления, появлялись первые симптомы кризиса (дворцовые перевороты, крестьянские войны, экономический спад и т. д.).
В идеологии «просвещенного абсолютизма» важное место занимал вопрос о крепостном праве. Историческое происхождение этого института связывалось с событиями Смутного времени (В. Н. Татищев), однако отмена данной системы могла угрожать самому существованию государства, поэтому речь шла только о смягчении условий закрепощения. Сложилась тенденция рассматривать крепостное право как договорное отношение, которое не может быть расторгнуто в одностороннем порядке.
Одним из ярких проявлений политики просвещенного абсолютизма была деятельность Уложенной комиссии. Открытая 30 июля 1767 г. с большой торжественностью в Успенском соборе в Москве, она должна была дать стране новые законы. В порыве всеобщего энтузиазма депутаты просили Екатерину II принять титул “премудрой и великой матери Отечества”, который она отвергла, заявив: “О моих делах оставляю времени и потомкам беспристрастно судить”.
Работа Уложенной комиссии интересна с точки зрения истории русского парламентаризма: создателями новых законов должны были стать не государственная комиссия, не Сенат, а депутаты, созванные со всех концов страны. Депутаты избирались по сословному принципу: своих представителей послали не только дворянство, но и горожане (купцы, ремесленники) и даже государственные крестьяне, казачество, инородцы; составлялись наказы избирателей. Не позвали в Комиссию самую многочисленную часть подданных — крепостных крестьян, наказов у которых не спрашивали: их голос в Комиссии не был услышан. Среди депутатов было немало известных людей и тех, кто прославился позже: четверо братьев Орловых, Г.А. Потемкин, князь А.М. Голицын, граф Я. Брюс, князь М.Н. Волконский, знаменитые историки — академик Г.Ф. Миллер и князь М.М. Щербатов и др. Путем “социального эксперимента” из лучших представителей страны Екатерина хотела создать людей нового типа, наделенных всеми правами в том государстве, которое отвечает идеям Просвещения. Выборы “депутатского маршала” (председателя Комиссии) проводились тайным голосованием на альтернативной основе (было 9 кандидатов). Повестка каждого пленарного заседания объявлялась заранее: каждый из депутатов мог записаться на выступление (регламент — 30 мин.) или подать “мнение” в письменном виде. Для разработки законопроектов по отдельным вопросам создавались специальные депутатские комиссии (их было 19).
Большое внимание уделялось статусу депутатов и депутатской этике. Категорически запрещалось перебивать оратора. Нарушившие это правило более 2 раз подвергались штрафу в пользу Воспитательного дома для сирот и незаконнорожденных, утвержденного Екатериной в 1765 г. Аналогичное наказание было и за отсутствие на заседаниях без уважительной причины более двух недель. Екатерина поставила депутата под особую юрисдикцию, наделив его достоинством и независимостью. Даже регистрация депутатов шла не по сословной значимости, а по мере прибытия депутатов и Москву, тем самым демонстрировалось равенство в правах и могущественного вельможи, и простого мужика. Как пожизненный знак отличия и как память об этом великом предприятии Екатерины депутаты получали жетон и ряд привилегий: депутат был лично неприкосновенен, сам он навсегда освобождался от смертной казни, пытки и телесных наказаний, а его имущество — от конфискаций. О недопустимости оскорбления депутатом депутата свидетельствует эпизод с дворянским депутатом М. Глазовым, который оскорбил депутатов каргапольских крестьян. Решением Комиссии дело обошлось штрафом. Мало того, его заставили публично извиниться перед обиженными. В данном случае Екатерина демонстративно встала на сторону крестьянства, сознательно унизила дворянина, последовательно проводя свою политику равенства людей перед законом. В наказание за деятельность, несовместимую со званием депутата, участники Комиссии лишались депутатского мандата. Так случилось с депутатом от приписных крестьян Ф. Ермаковым, превысившим свои депутатские полномочия.
Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
В смысле просвещенного тоталитаризма основная идея заключается в том, что монарх (царь, император) несет свою ответственность за всех подданных, без исключения в каком-либо имуществе или сословии. Подчиненный должен оценить такое поведение правителя и всячески способствовать его усилиям.
Ключевые элементы просвещенной тоталитарной политики:.
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
ДОЛНЕНИЕ К ВЫСТУПЛЕНИЮ О ПРОСВЕШЕННОМ АБСОЛЮТИЗМЕ
(из книги П.К. Борзаковского «Императрица Екатерина Вторая Великая», опубликованной в 1896 г.)
1. Вскоре после коронации Екатерина основала Воспитательный дом, где получали воспитание и образование дети, почему-либо оставленные родителями.
Помимо питания и ночлега дети получали и профессию.
2. Екатерина заботилась и о «народном здравии». Она повелела устраивать больше аптек и приглашала из-за границы лекарей, чтобы каждый заболевший мог получить помощь возможно скорее. Но обеспечить такой медицинской помощью все государство было невозможно. Аптеки появлялись в столице и губернских городах.
В основном же здравохранение продолжало оставаться на низком уровне.
Особенно много бед приносили эпидемические (повальные) болезни, против которых не знали никаких средств. «Какое бы было цветущее состояние сей державы, — писала Екатерина, — если бы могли благоразумными учреждениями отвратить или предупредить сию пагубу!» Узнав, что в Англии есть лекарь, который прививает людям оспу, и тем предохраняет их от заболевания оспой натуральной, имперетрациа приглашает этого лекаря в Россию, платя ему огромные деньги за проезд и проживание. Но в России никто не знает о прививках и отказываются их делать. Пошли слухи, что прививки хотят делать для умерщвления людей. Екатерина понимала этот страх и решила подействовать на подданых своим примером: она сделала прививку себе и наследнику престола Павлу Петровичу. После этого случая прививки начали делать многие. Сенат от имени народа благодарил императрицу за смелый поступок («Своей опасностью других спасает») и постановил ежегодно праздновать это событие. С того времени оспопрививание было принято в России и закреплено специальным императорским указом.
3. Много времени Екатерина уделяла работе по собранию и пересмотру российских законов. Историки считают, что уже одно это дело превосходило по значимости «все прочия дела ея славного царствования»). Русские законы были собраны еще царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра 1. С тех пор произошло много перемен: к старым законам добавлялись новые. Одни законы изменялись или отменялись вовсе. Для наведения порядка в законодательстве Екатерина учредила комиссию, которой было вменено составить новое уложение (новое собрание законов). Интересно отметить, что составление уложения было поручено не только Сенату. 14 декабря 1766 г. издается манифест, которым приглашали дворян, купцов, государственных крестьян, казачьи войска и инородцев прислать в москву своих выборных, которые должны сказать, какие нужды испытывает тот или иной край России. Выборные должны будут указать, какие законы не подходят для той или иной местности обширного государства. Затем, действуя по указанию самой государыни, выборные составят новое уложение. Эти указания Екатерина изложила в особом труде: «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения». Над этим Наказом государыня трудилась больше двух лет. В наказе подробно говорится о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и т.д.
Иностранцы поражались обширным познаниям русской императрицы.
Многие разделы Наказа не потеряли актуальности и в наше время.
Например, говоря о преступлениях и наказаниях, Екатерина отмечает, что наказания надо смягчать, что нельзя допускать наказаний, уродующих человеческое тело. Что при дознаниях недопустимо применение пыток: «слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавиться от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания.» Особой осторожности требовала Екатерина от судей: «Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невиннаго».
Когда екатерининский Наказ был зачитан выборным, они были тронуты попечечнием государыни о благе подданных и решили преподнести ей титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества». На что Екатерина ответила: «Великая ли я — решит потомство; един Бог премудр; любить мой народ и быть матерью его — обязанность моя.» И не приняла ни одного титула. Начавшаяся война с Турцией и другие дела не позволили комиссии довести начатую работу до появления соответствующего закона. Но работа в этом направлении была начата.
Если сравнить Наказ Екатерины с указами Петра 1, подробно и со вкусом разъясняющего, каким образом и сколько раз пытать, добиваясь признания, следя, чтобы пытаемый не умер раньше времени, то, безусловно, законотворческая деятельность императрицы выглядит человеколюбивой и просвещенной. Но есть тут одна деталь: даже после того, что общество было ознакомлено с Наказом и, следовательно с пожеланиями императрицы,, захваченных в плен руководителей пугачевского бунта пытали и прилюдно били батогами на площадях. А тем, чья вина была доказана, рвали ноздри, ставили на лоб клеймо каленным железом и отправляли в каторгу. Так что не все распоряжения доброй и просвещенной государыни были приняты к исполнению.
В других разделах Наказа говорилось о желательности освобождения крестьян от крепостной зависимости, о воспитании и просещении юношества. В частности ее стараниями было открыто женское училище в С- Петербурге, и велено было открывать училища во всех городах.
Как образованный человек, Екатерина покровительствовала писателям и ученым. Пиезжала в дом престарелого Ломоносова, с интересом следила за творчеством Державина и Фон-Визина.
И хотя Екатерина Вторая, как и ее предшественники, оставалась самодержавным монархом, ее правление отмечено расцветом науки и культуры. В ее время подданные получили больше гражданских свобод, чем при Петре 1, государственные границы были расширены и государство значительно окрепло.