Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Принцип работы с регистром
Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.
Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.
Все счета классифицируются на:
- Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
- Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
- Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 209)
Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:
1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).
2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).
3. Введены новые счета:
Счет | Наименование |
0 209 34 000 | Расчеты по компенсации затрат |
0 209 41 000 | Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) |
0 209 43 000 | Расчеты по доходам от страховых возмещений |
0 209 44 000 | Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов) |
0 209 45 000 | Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия |
Учет операций по централизованному снабжению учреждением-заказчиком
В соответствии с п. 156 Инструкции N 162н в бюджетном учете учреждения-заказчика производятся следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения.
- Перечислен аванс поставщику на условиях государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (1 206 31 560, 1 206 32 560, 1 206 34 560)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» (1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340).
- Поставка материальных ценностей по государственному (муниципальному) контракту, предусматривающему исполнение поставки:
- поставщиком учреждению-грузополучателю (то есть сразу учреждению-получателю, минуя склад учреждения-заказчика):
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».
Основание: полученные от поставщика оправдательные документы (счета, накладные и др.), подтверждающие исполнение им обязанностей по поставке учреждению-грузополучателю, и (или) Извещения (ф. 0504805) от учреждения-получателя с приложением документов, подтверждающих поставку;
- с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для учреждения-грузополучателя (то есть со склада учреждения-заказчика учреждению-грузополучателю):
Активные и пассивные счета в плане
Активный | Начальное и конечное сальдо записывается по дебету счета / увеличение по дебету, уменьшение по кредиту. |
---|---|
Пассивный | Начальное и конечное сальдо записывается по кредиту счета / увеличение по кредиту, уменьшение по дебету. |
Активно-пассивный | Бывают: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) / с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). |
Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора
- основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование);
- нематериальные активы (разработки, результаты НИОКР);
- амортизационные отчисления (используется для отражения износа ОС и НМА);
- непроизводственные активы (недра, земельные участки, иное);
- материальные запасы (продукты питания, ГСМ, сырье, запасы);
- вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС, НМА, МЗ);
- имущество казны (специальный счет для отражения активов, составляющих государственную казну);
- затраты экономического субъекта на основной вид деятельности (изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, согласно государственному и(или) муниципальному заданию);
- нефинансовые активы в пути (ОС, МЗ, находящиеся в пути).
- на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
- обеспечение вариативности записей однотипных операций;
- усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
- обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
- упорядочение составления бухгалтерской документации, а также промежуточной и итоговой отчетности;
- уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.
С 2015 года были произведены коррективы в правила формирования экономически важных показателей (Приказ 124н). Существенные изменения вступили в силу с 2016 года.
- Изменения формирования учетной политики и учета объектов. С 2016 года определен перевод стоимости объектов, выраженный в иностранной валюте, в рублевый эквивалент (официальный курс ЦБ РФ или котировки на валютных рынках).
- Внесение корректировок с 2016 года в коды аналитического учета для отражения получаемой информации о деятельности. В бухгалтерском учете бюджетных предприятий используются 26 разрядные счета, разряды которого можно представить в виде следующей таблицы. Общую структуру счетов бюджетных учреждений можно скачать в конце статьи.
Разряд счета |
Код |
1-17 |
Аналитический код по поступлениям и выбытиям (классификация доходов и расходов) |
18 |
Вид финансового обеспечения деятельности |
19-21 |
Синтетический счет |
22-23 |
Аналитический счет |
24-26 |
Аналитика по виду поступлений и выбытий учетных объектов |
Структура плана счетов
План счетов — это схема, согласно которой производится группировка и регистрация фактов деятельности субъекта.
В нем имеются счета первого порядка — они называются синтетическими. Каждый такой счет имеет свой номер и название. Все счета первого порядка делятся на 3 типа:
- активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
- пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
- активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.
Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности
22.04.2016Автор: Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).
Одно из значимых изменений – из Инструкции № 174н удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.
План счетов бухгалтерского учета 2021 в бюджетных организациях
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Планы счетов бухгалтерского учета: изменения с 2021 года
Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей подстатей классификации операций сектора государстве Таблица соответствия разделов подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении федерального бюджета на год и на плановый период и годов. Таблица соответствия разделов подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. Сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и кодов подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Сопоставительная таблица изменений направлений расходов, применяемых в годах.
Для сотрудников казенных учреждений важно, что согласно действующей с 1 января г. Минфин России уже подготовил приказы о внесении изменений в Инструкции н и 33н, а также поправки в Инструкции н, н, н и н. Скорректированные нормы надо учесть при составлении отчетности за год. Напомним, в году ожидается существенное изменение КоАП РФ в части ответственности за представление недостоверной отчетности казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации.
Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:
1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета: |
0 104 00 000 «Амортизация» |
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» |
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» |
Единый налоговый платеж
С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.
Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.
За счет ЕНП нужно уплачивать:
- налоги, в том числе НДФЛ за работников;
- авансовые платежи по налогам;
- страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
- сборы;
- пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.
Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.
Назначение | КБК | ||
Текущий платеж и задолженность | Пени | Штраф | |
Единый налоговый платеж | 182 0 10 61201 01 0000 510 | – | – |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
Таблица 1. Структура синтетического счета «Материальные запасы»
Действующий План счетов |
Извлечение из нового ЕПС |
||
Наименование группы объектов аналитического учета | Аналитический код счета (субсчет) | Наименование группы объектов аналитического учета | Аналитический код счета |
Синтетический код счета 06 «Материалы и продукты питания» | Синтетический код счета 201 «Материальные запасы» | ||
— |
Строительные материалы | 10 | |
Материалы для учебных, научных и других целей | 060 | Материалы для учебных, научно-исследовательских и других целей | 20 |
— |
Материалы для учебных, научных и других целей | 21 | |
Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ | 044 | Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ | 22 |
Медикаменты и перевязочные средства | 062 | Медикаменты и перевязочные средства | 30 |
Продукты питания | 061 | Продукты питания | 40 |
Топливо, горючее и смазочные материалы | 064 | Топливо, горючее и смазочные материалы | 50 |
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности | 063 | Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности | 60 |
Запасные части | 069 | Запасные части | 70 |
Прочие материалы | 067 | Прочие материальные запасы | 90 |
Материалы в пути | 068 | Материалы в пути | 91 |
Корма и фураж | 065 | Корма и фураж | 92 |
Тара | 066 | Тара | 93 |
— |
Прочие материальные запасы | 99 |
Обязанности бухгалтерии в бюджетной организации
Как правило, в любом крупном бюджетном учреждении бухгалтерия состоит из нескольких отделов. Обычно их минимум три — финансовая, расчетная, материальная. В отделах, в свою очередь, могут быть выделены группы, сотрудники в которых заняты осуществлением узконаправленной деятельностью. Например, оперативно-финансовая группа, по реализации расчетных операций, по учету основных средств и прочие.
Можно выделить главные обязанности бухгалтерии в организации, чья деятельность финансируется из бюджета:
- контроль за правильным оформлением учетных документов, за законностью и необходимостью осуществления тех или иных операций;
- исполнение учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному бухучету;
- контроль за сохранностью материальных активов;
- начисление и своевременная выплата окладов, премий, надбавок, денежного довольствия сотрудникам;
- проведение при необходимости инвентаризации финансовых активов, с последующим истинным отображением и предоставлением информации в нужные сроки;
- составление достоверной отчетности в предусмотренные сроки и в установленном порядке на основании Инструкции по бюджетному учету;
- составление смет доходов и расходов по итогу расчетов, предоставление смет для утверждения руководителем;
- хранение документации, отвечающее современным стандартам.