Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 359 УК РФ. Наемничество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Суть понятия «наёмник»
Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:
- специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
- фактически сражается в боевых операциях;
- получает материальное вознаграждение;
- не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
- не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.
В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.
За какие преступления в России отменена уголовная ответственность? / Площадка Михаила Мороза
В последнее время в России происходят непонятные разуму законопослушного россиянина вещи…. Людей, совершенно непричастных ни к каким терактам, запугивают уголовной ответственностью по законам Яровой, угрожают уголовной ответственностью за недоносительство, при этом почему то некоторые статьи уголовного кодекса РФ совершенно не работают!
Например существует статья 359 УК РФ «Наёмничество»
Наемничество заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.
Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения .
Объект преступления– международный мир.
С объективной стороны наемничество может выражаться в одном из следующих действий, указанных в ч. 1 ст.
359 УК: в вербовке наемника; его обучении; финансировании или ином материальном обеспечении; использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Запрет на использование наемников в вооруженных конфликтах содержится в Конвенции 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.
Вербовка, использование, финансирование и обучение наемников названы преступлениями также и в ст. 23 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества .
В этой статье дается определение субъекта вербовки: лицо, «которое как агент или представитель государства совершает или отдает приказ о совершении вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников для деятельности, направленной против другого государства или для цели противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом» .
Уголовная ответственность за наемничество
3.2. Отграничение наемничества
от смежных составов
преступления.
Отграничение наемничества от терроризма (ст. 205 УК РФ) происходит по субъекту, объективной стороне, квалифицирующему признаку субъективной стороны и объекту.
Терроризм происходит путем8: а) совершения взрыва (действия, приводящие к молниеносному разрушению сооружений вследствие мгновенного химического разложения вещества, которое сопровождается образованием сильно нагретых газов, а также мощным звуком), поджога (действия, вызывающие пожар, т.е.
неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, общественным и государственным интересам) или иных действий, способных причинить массовый вред неограниченному кругу лиц и интересам общества и государства; б) создания опасности гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; в) возникновения причинной связи между указанными действиями и созданием опасности; г) угрозы совершения перечисленных действий. Цель терроризма – воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Основным объектом являются общественная безопасность и общественный порядок, дополнительным – жизнь и здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность организаций, предприятий и др. Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Отграничение наемничества от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) происходит по объективной стороне и объекту.
Под формированием в рамках данной статьи следует понимать воинскую часть или близкую к ней по основным данным (количеству, вооруженности, структуре, организации обучения, дисциплине и т.п.
) вооруженную организацию. Примеры – объединение, отряд, дружина или иная группа.
Обязательными признаками являются: 1) наличие двух или более
лиц; 2) незаконность и 3) вооруженность. Под вооруженностью признается наличие
у участников формирования любого огнестрельного, холодного, метательного, газового, пневматического оружия либо боеприпасов, взрывчатых устройств и взрывчатых веществ.
Под созданием понимаются любые действия (подбор участников, изыскание оружия, решение вопросов материально-техническкого обеспечения и т.п.), результатом которых стало образование указанного формирования.
Часть 2 ст. 208 УК РФ установлена
ответственность за участие в
незаконном вооруженном формировании. К участию относится вступление в него и выполнение любых действий в соответствии с планами и задачами данного формирования.
Согласно примечанию к ст. 208 УК, возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
Основное отличие
наемничества – наличие хотя бы одного признака, описанного в ст. 359 УК, необязательность создания вооруженного формирования, а также вооруженный конфликт, с которым связана объективная сторона данной статьи.
Отграничение наемничества от бандитизма (ст. 209 УК РФ) происходит по объективной стороне, квалифицирующему признаку субъективной стороны (цели) и объекту. Объективная сторона бандитизма заключается в создании устойчивой вооруженной группы (банды), руководство такой группой и участие в ней. Признаки банды: 1) наличие двух и более лиц; 2) устойчивость; 3) вооруженность.
Цель создания банды – нападения на граждан и организации.
Как и в случае с предыдущим примером, для наемничества необходим вооруженный конфликт, с которым связаны действия, описанные
в диспозиции ст. 359 УК, и необязательность создания преступной группы.
Отграничение наемничества от организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) происходит по критериям отграничения от бандитизма. Объективная сторона заключается в организации преступного сообщества, руководства им и участии в нем. Понятие преступного сообщества дано в ч. 4 ст. 35 УК.
Результатом организаторской деятельности является появление формирований в виде: 1) преступного сообщества (преступной организации); 2) структурного подразделения преступного сообщества (преступной организации); 3) объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Цель – совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Согласно примечанию к ст. 210 УК, возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
Как и в случае с предыдущим примером, для наемничества необходим вооруженный конфликт, с которым связаны действия, описанные в диспозиции ст. 359 УК, и необязательность создания преступного сообщества.
Отграничение наемничества от незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) происходит по квалифицирующему признаку субъективной стороны.
Если субъект преступления не мог знать о том, что своими действиями он участвует в снабжении наемника, то ответственность наступает по соответствующей части настоящей статьи. Кроме того, возможно освобождение от уголовной ответственности при сдаче предметов, указанных в настоящей статье.
4. Заключение.
Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.
Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно — хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения.
Глава 34 УК «Преступления
против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России.
Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые — например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д.
— ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Данная тема остается актуальной, и останется такой ещё долгое время. Ее жизнестойкость обеспечивается многими причинами, такими как9:
1. Развал двуполярного
мира, наличие так называемых
«зон разлома».
2. Активизация исламского
фундаментализма.
3. Положение на
стыке международного и национальных законодательств.
Также существуют военные
подразделения (Французский Иностранный
Легион, Испанский Иностранный Легион, Швейцарская гвардия), основанные как
наемные армии, и чей статус до сих пор ясно не определен.
Наиболее отличным мне видится следующее решение проблемы: отмена уголовной ответственности за наемничество в государственных кодексах и передача всех полномочий Международному уголовному трибуналу, т.к.
сроки наказаний разнятся, а в некоторых странах ответственность за данное преступление не предусмотрена. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: отменен срок давности, введено определение наемника, отмена статуса военнопленного.
Только объединенными усилиями можно побороть наемничество как явление.
5. Список литературы.
Законодательство:
1. Уголовный кодекс Российской
Федерации 1996г.
2. Модельный закон СНГ “О противодействии наемничеству” 2006г.
Другой комментарий к статье 359 УК РФ
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.
В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.
Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.
Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.
Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.
Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).
Иные преступления против мира и безопасности человечества
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлениюНаемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».
Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.
1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.
2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 — 635.
3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие «наемник».
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.
Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица — уголовную. Лицо, совершившее преступление во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности. Следует, однако, иметь в виду, что многие преступления против мира и безопасности человечества не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид, экоцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-либо группа лиц, организация, партия или общественное движение.
Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.
Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК). Непосредственным объектом преступления является добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий, имеющее целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.
Статус «войны» с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, и в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Поэтому, несмотря на то что в названии ст. 356 УК используется термин «средства и методы ведения войны», в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам. Следует также иметь в виду, что согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. и Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением одного из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Действующие в международном праве правила обращения с военнопленными и гражданским населением во время войны и вооруженных конфликтов определены в Женевских конвенциях 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).
Под военнопленными в соответствии с нормами международного права понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:
- личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, — врачи, юристы, священники, корреспонденты, обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации);
- стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны.
К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственно участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающих личного участия в этих действиях).
В условиях морской войны к гражданскому населению приравниваются команды и пассажиры торговых и пассажирских судов воюющих и нейтральных стран.
Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимаются деяния, приводящие к гибели военнопленных или гражданских лиц либо ставящие в опасность их жизнь и здоровье (преднамеренное убийство, пытки, биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья). Конвенции 1949 г. относят к жестокому обращению принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны, а также действия, лишающие таких лиц права на беспристрастное судопроизводство, взятие гражданских лиц в заложники, унижение их чести и достоинства.
Депортация гражданского населения, запрещенная Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, означает насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.
Под разграблением национального имущества следует понимать осуществляемые в больших масштабах действия по произвольному разрушению, присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью, расхищение его различными способами, обращение в собственность оккупирующей стороны.
Наиболее опасной формой совершения анализируемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Геноцид (ст. 357 УК). В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 96 (I) объявила геноцид преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН. В 1948 г. была принята, а в 1951 г. вступила в силу Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Дополнительными объектами следует считать жизнь и здоровье людей. Национальной группой считается связанная с принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания. Нация представляет собой исторически сложившуюся группу людей, характеризующуюся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Под этнической группой понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Расовой группой называется общность людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз и т. д.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа — общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.
Объективная сторона геноцида характеризуется действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной этнической, расовой или религиозной группы в одной из предусмотренных диспозицией ст. 357 УК форм:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение тяжкого вреда их здоровью;
в) насильственное воспрепятствование деторождению, т. е. принятие мер, способных ограничить или полностью прекратить процесс рождения детей среди членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы (принудительные стерилизация, кастрация, принуждение к аборту, к использованию противозачаточных средств и т.д.);
г) принудительная передача детей, т.е. их насильственное изъятие у родителей и передача членам другой национальной, этнической, расовой или религиозной группы;
д) насильственное переселение, т. е. насильственное перемещение всей или части группы за пределы территории их проживания;
е) иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов группы.
Состав анализируемого преступления является формально-материальным. Некоторые формы его совершения предполагают наступление соответствующих последствий (смерть, тяжкий вред их здоровью). Геноцид, совершаемый в других формах, признается оконченным в момент совершения действий, направленных на достижение указанных в законе целей, даже если эти цели не были достигнуты и последствия (в виде уничтожения данной группы людей, прекращения деторождения в их среде и т.п.) не наступили.
Субъективная сторона геноцида характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершает действия, направленные на уничтожение в одной из перечисленных в ст. 357 УК форм этнической, национальной, расовой или религиозной группы людей, и желает совершить такие действия. Одним из обязательных субъективных признаков геноцида является цель — полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Наличие такой цели отличает геноцид от некоторых преступлений против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и некоторых форм преступления, предусмотренного ст. 356 УК. От применения запрещенных средств и методов ведения войны геноцид отличается еще и тем, что его совершение не связано с наличием военного конфликта.
Субъектом геноцида может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Экоцид (ст. 358 УК). Опасность экоцида заключается в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо регионе способно вызвать негативные изменения в других, иногда далеко расположенных местностях.
Конвенцией против экоцида считается Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В дальнейшем были заключены и другие многосторонние и двусторонние договоры о взаимодействии в области экологии (Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха, Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция 1991 г. об оценке воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте и др.). В соответствии с этими международно-правовыми документами в УК включена ст. 358, предусматривающая ответственность за экоцид.
Непосредственным объектом экоцида является экологическая безопасность человечества.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями, совершенными в одной из альтернативно указанных в ст. 358 УК форм:
- массовое уничтожение растительного и животного мира, т. е. разрушение экологической системы определенного региона вследствие полного или частичного истребления его флоры и фауны;
- отравление атмосферы или водных ресурсов, т.е. насыщение атмосферного воздуха, водоемов и водных источников отравляющими веществами (в том числе радиоактивными отходами, боевыми отравляющими веществами, ядохимикатами промышленного или бытового назначения и т.д.);
- совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК). Эта норма создана во исполнение Конвенции 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану лиц и учреждений, пользующихся международной защитой. К ним относятся работники дипломатической, консульской или внешнеторговой служб, сами эти службы, а также некоторые общественные организации и их представители, которые в соответствии с международными соглашениями пользуются международной защитой (например, представители международных организаций и международных благотворительных обществ).
Дополнительным объектом преступления могут быть личная неприкосновенность, здоровье, честь и достоинство указанных лиц.
Объективная сторона преступления в данном случае характеризуется активными действиями, состоящими в нападении, т.е. в открытом или скрытом неожиданном агрессивно-насильственном воздействии на определенные законом объекты или лицо.
Объектами нападения, наказуемого по ст. 360 УК, могут быть:
- представители иностранного государства или сотрудники международных организаций, пользующихся международной защитой (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел; сопровождающие их лица, имеющие право на специальную защиту, агенты межправительственных международных организаций и др.);
- служебные или жилые помещения, транспортные средства учреждений и лиц, пользующихся международной защитой.
Нападение может быть сопряжено и с угрозой немедленного применения насилия.
Нападение на служебные и жилые помещения выражается в незаконном вторжении, погромах, поджогах этих помещений, уничтожении или повреждении находящегося в них имущества.
Нападение на транспортные средства может состоять в их уничтожении, повреждении или угоне.
Комментарии к статье 359 УК РФ
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. признает преступными действия не только самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .
——
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 2 — 8.
В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:
«a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».
Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
«а) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия».
В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.), включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, использования его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.
Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.
Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучении обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и для участия в карательных, диверсионных и иных акциях.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий.
Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.
Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).
Ответственность за наемничество
Указанная выше статья Уголовного Кодекса приравнивает к наемничеству такие действия, как:
- Обеспечение наемника всем необходимым для того, чтобы использовать его на войне. Выплата ему денег, доставка снаряжения и оружия, тренировки и прочее. Также к наемничеству приравнивается и вербовка — убеждение человека вступить в войну исключительно за деньги или обещание материальной выгоду военному специалисту, который уже состоялся как наемный элемент. За такие преступления Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказание, выражающееся в заключении в тюремное учреждение, которое продлится от 4 и до 8 лет.
- Прямое участие наемника в войне, боевых действиях и конфликтах на территории какого-либо государства. За такое преступление Уголовный Кодекс предусматривает наказание, которое выражается в заключении в тюремном учреждении сроком от 3 лет и до 7 лет.
Все перечисленные преступления относятся Российской Федерацией и его законодательством к тяжким. Но также они могут быть причислены и к особо тяжким преступлениям, если все это совершается человеком, который использует своё положение на службе, возможности, открывающиеся высоким званием. Либо если все эти действия и преступления совершаются по отношению к детям и несовершеннолетним.
В таком случае Уголовный Кодекс Российской Федерации увеличивает срок заключения. Если наемничество будет расценено, как особо тяжкое, то обвиняемому придется провести в местах лишения свободы минимум 7 лет, а максимум — 15.
Статья 359. Наемничество
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а
равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы
на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в
отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере
до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо
без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок
до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального
вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном
конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не
являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Статья 359 УК РФ. Наемничество
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Наемничество: что это, виды уголовной ответветственности
Далеко не все физические лица правильно трактуют такое понятие, как наемничество, а также не подозревают о том, что за него грозит уголовная ответственность. Я по причине своей неосведомленности был задействован в процедуре с наемничеством и, соответственно, понес наказание за данное Правонарушение.
Для того чтобы другие физические лица хорошенько подумали, прежде чем нарушать Закон, я расскажу о том, какие предусмотрены виды наказаний за наем, о периоде их действия, а также в каких ситуациях какой вид ответственности вступает в силу. Кроме того, с юридической точки зрения будет идентифицирован такой термин, как наемничество. Сведения будут приведены согласно 359 статье, расположенной в Уголовном кодексе.
Статья 359. Наемничество
Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:
- вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
- любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
- обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
- привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
- непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.
Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.
Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлениюНаемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».
Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ключевые положения, касающиеся этого вопроса, определены Декларацией о международно-правовых принципах, связанных с дружественными отношениями и сотрудничеством между государствами. Согласно документу, каждая держава обязана воздерживаться от создания либо поощрения организации вооруженных банд или иррегулярных сил для вторжения на другие территории. Таким образом, иностранный легион, состоящий из завербованных граждан, будет считаться нарушением Декларации, принятой в соответствии с Уставом ООН. Стоит отметить, что Россия не участвует в Конвенции от 1989 г. Примечание к ст. 359 УК РФ сформулировано на основании положений Дополнительного протокола от 1977 г.
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлению
Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.
Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).
По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.
Наёмничество осуждается не только как обычное преступление, но как идеологическое. Это явление порождает в обществе таких личностей, которые способны к массовым убийствам, терроризму, другим преступлениям, если предполагают получение за указанные деяния крупной прибыли. При этом их вовсе не интересует моральная сторона вопроса.
Основной пункт, который важен при характеристике деятельности как наёмнической – это присутствие существенной материальной награды для поощрения вступивших в военные действия.
Использование занятия проституцией (в международном законодательстве — эксплуатация проституции) означает извлечение дохода (материального или иного) от проституции третьих лиц, т.е. от систематического вступления лиц женского или мужского пола во внебрачные сексуальные отношения за плату.
Сексуальная эксплуатация включает в себя эксплуатацию проституции, но может быть и не связана с ней, например использование потерпевшего для совершения действий сексуального характера, для совершения в отношении его развратных действий, использование его для создания порнографических предметов или материалов и т.д.; в некоторых случаях сексуальная эксплуатация может осуществляться в отношении человека, находящегося в рабстве.
Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности (ст. 1 Конвенции о рабстве от 25 сентября 1926 г.). Следовательно, рабский труд определяется как труд человека, находящегося в рабстве, в случае если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения тех или иных работ или услуг.
Наёмническая деятельность – это не только незаконное участие в военном конфликте, но и организация действий по привлечению лиц к такому участию, вербовка.
Сегодняшнее законодательство относит к вербовке следующие мероприятия:
- Наём на службу для участия в военных действиях.
- Заключение в устной или письменной форме некоего договора об участии субъекта вербовки в вооружённых нападениях.
- Агитация людей на подписание подобного договора.
- Направление желающих преступить закон на специальные базы.
Статья практически никогда не оправдывает преступников, так как их деяния особой тяжести. В 2021 по ней проходило 3 дела, все по 3-й части. В итоге все преступники получили несколько лет колонии.
Усилить уголовную ответственность по статье могут преступления, совершенные с использованием служебного положения. Возможно смягчение обстоятельств, если наемник сам добровольно сдастся властям и продолжит с ними сотрудничать.
1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.
Состав наемничества, меры наказания и судебная практика
Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица — уголовную. Лицо, совершившее преступление во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности. Следует, однако, иметь в виду, что многие преступления против мира и безопасности человечества не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид, экоцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-либо группа лиц, организация, партия или общественное движение.
Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.
Комментарий к статье 359 УК РФ
1. Понятие наемника дано в примечании к комментируемой статье. Кроме того, о его характеристике см. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) .
———————————
См.: Действующее международное право. М., 1997. С. 812 — 819.
2. Вербовка может выражаться в возбуждении у лица решимости стать наемником (специальный случай подстрекательства к участию в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях) или являться самостоятельной формой преступной деятельности: человеку, уже выбравшему ремесло «солдата удачи», делают соответствующие предложения, помогают реализовать принятое решение. Рассматриваемое преступление считается оконченным, когда лицо согласилось вступить в ряды наемников и предприняло действия для осуществления этого намерения.