Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить
Без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи.
Сроки внесения авансовых платежей до конца года:
- За первое полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.
Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):
- Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
- Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
- Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
Круг плательщиков сбора
Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:
- выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
- сброс загрязнителей в водные объекты;
- размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.
Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):
- ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
- Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
- Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.
Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.
Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.
Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:
- ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
- ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.
Срок подачи Декларации о плате за НВОС
Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.
Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.
Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.
Как работать с календарем
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Изменения с 2020 года:
Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Контроль за правильностью исчисления платы, проверку деклараций о ней осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – организации, ведущие деятельность только на объектах, оказывающих негативное воздействие IV категории.
Категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждает свидетельство о его постановке на государственный учет.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:
- юрлица и ИП, от хозяйственной и/или иной деятельности которых образовались отходы (кроме твердых коммунальных отходов);
- региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Порядок внесения платы за загрязнение окружающей среды и КБК в 2022 году
Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды в 2022 году следует составлять так же, как и поручения на уплату налогов (страховых взносов) — то есть, по общим правилам. Учтите, что сумму оплаты необходимо перечислять в банк одним платежным поручением на счета территориальных управлений Федерального казначейства. Об этом говорится в письме Минфина России от
Заполняя платежные поручения, укажите КБК Росприроднадзора, который является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ перечисляют по месту нахождения стационарного источника негативного воздействия, а плату за размещение отходов – по месту нахождения объекта, где размещают отходы.
В поле 101 укажите статус плательщика 08 для организаций и ИП. Остальные реквизиты для платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора.
Таким образом, в 2022 году КБК для уплаты следующий: 048 1 12 010X0 01 6000 120, где X — вид загрязнения окружающей среды.
Как заполнить декларацию НВОС и рассчитать сумму платежа
Форма декларации по плате за НВОС 2021 года по структуре повторяет ранее использовавшуюся. Выделяется 3 раздела по каждому из видов загрязнения:
- Выбросы. Указывается объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую атмосферу, которые производят стационарные источники. Например, трубы котельной, различные вытяжки, ГОУ.
- Сбросы. Определяет объем вреда, наносимого предприятием и его производством водным объектам.
- Размещение отходов. Учитываются отходы, отправленные на полигон для хранения и утилизации.
Данные собираются по поставленным на учет опасным объектам. Производственные площадки IV категории опасности не включаются. Количество указывается в единицах веса (тонны) или объема (кубометры), в зависимости от вида отходов. Если за отчетный период происходили аварии, вызвавшие повышенный вред экологии, зафиксированные во вовремя их устранения внеплановые объемы вредных выбросов также суммируются.
Для расчета суммы платежа в декларации негативного воздействия на окружающую среду используется единая ставка. Но объем выбросов, сбросов и отходов указывается по трем графам. Это связано с использованием повышающего коэффициента, принимающего следующие значения: 1, 25, 100. Предусмотрены отдельные граф для учета негативных воздействий:
- В пределах допустимых значений. Этот объём учитывается для расчета экологического платежа с коэффициентом 1, т.е. по основной ставке.
- В пределах установленного лимита. Используется повышающий коэффициент 25 к основной ставке платежа за негативное воздействие.
- С превышением нормативов и лимитов. Для этой графы установлен максимальный повышающий коэффициент 100. Применяется он только к объектам I и, c оговорками, II категорий опасности.
Используя такую прогрессивную шкалу коэффициентов, государство стимулирует снижение сверхнормативных выбросов, сбросов и отходов, угрожающих экологии. Федеральный закон 7-ФЗ также допускает применение коэффициента 0 на этот объем отходов, который предприятие собственными силами собрало и утилизировало наиболее эффективными технологиями, допустимым к применению. Норма закреплена в статье 16.3 этого документа. Это должно мотивировать предприятия к совершенствованию экологической составляющей своей деятельности, внедрению передовых природосберегающих технологий.
Так, организация может быть полностью освобождена от платы за воздействие на среду, если все вредные отходы утилизированы собственными силами или это сделала по договору сторонняя организация, имеющая аккредитацию по этому виду деятельности.
Форму декларации о плате за НВОС 2021 и образец её заполнения можно найти в открытых источниках. В большинстве сервисов сдачи регламентированной отчетности предусмотрена возможность электронно отправить этот документ в контролирующие органы. Но вот подготовить цифры для заполнения предприятию придется самостоятельно или обратиться к помощи сторонней организации.
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Порядок определения величины авансов по НВОС
Основным документом, определяющим ключевые моменты расчета и порядка внесения платежей за загрязнение, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Именно в нем предусмотрена обязанность для юрлиц, не относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, оплачивать в течение текущего года авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По завершении года сумма этих платежей уменьшит общую величину платы, начисленной за год в декларации по НВОС.
Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду в 2020-2021 годах, а кто нет, см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Начислять и уплачивать авансовые платежи предписывается 3 раза за год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).
Как определить сумму вносимого аванса? С 2021 года таких способов три. Аванс можно определять, как:
- ¼ платы за НВОС, подлежащих к уплате за предшествующий год;
- ¼ платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- произведение платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, и соответствующих ставок платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.
Уменьшение размера платежа
Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.
Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.
Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:
Значение | Условие применения |
0,3 | При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов |
0,33 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
0,49 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса |
0,5 | Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности |
0,67 | Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
Кто отчитывается и платит за НВОС
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Исключений два:
- От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
- От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
Особенности расчета сбора за НВСО
Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.
Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.
Базой выступает одна из следующих величин:
- Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
- Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.
Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.
Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.
Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.