Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решение об отказе в выдаче лицензии можно обжаловать в судебном порядке. В этом случае оспаривается основание отказа. В судебной практике преобладают отказы при оспаривании решения лицензирующего органа. Это связано с тем, что заявители зачастую обосновывают свою позицию формальными нарушениями лицензирующего органа, например ошибкой в оформлении документов при проведении выездной проверки (постановление АС ПО от 20.01.2017 по делу № А72-5584/2016).
Кому нужна лицензия на отходы?
Лицензию на обращение с отходами необходимо оформить предприятиям, которые планируют осуществлять такие работы:
-
Сбор. Прием мусора для дальнейшего вывоза, переработки, уничтожения.
-
Транспортировка. Перевозка мусора, в том числе трансграничное перемещение. Лицензия на перевозку отходов не нужна, если они перемещаются по территории ИП или юр.лица.
-
Обработка. Осуществление операций, приводящих к изменению состояния мусора: сортировка, очищение, измельчение, дробление, прессование.
-
Обезвреживание. Снижение или полное устранение опасности в мусоре – обработка паром, дезинфекция, ультразвуковая и УФ-обработка, сжигание, трансформация в удобрение. Обязательному обезвреживанию подлежат инфицированные, токсичные, пожароопасные, медицинские (кроме 1 класса), твердые и жидкие бытовые отходы.
-
Утилизация. Проведение любых технологических работ, которые готовят отходы к вторичному использованию или полному уничтожению. Например, лицензия на утилизацию отходов необходима предприятиям, которые занимаются подготовкой стекла, металла, пластмассы к изготовлению новых изделий из этих материалов.
-
Размещение. Накопление, хранение, захоронение мусора на специализированных полигонах. Процесс накопления не требует лицензирования, если отходы хранятся на предприятии не более 11 месяцев.
Лицензия на деятельность по обращению с отходами
Многие соискатели задаются вопросом, для каких видов деятельности с отходами нужна лицензия? Ответим, что специальную лицензию необходимо получить для выполнения следующих видов работ:
- Сбор отходов I–IV класса опасности — деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (лицензия на деятельность по сбору отходов 1–4 класса опасности);
- Транспортирование отходов I–IV класса опасности — перемещение отходов с помощью транспортных средств (лицензия на транспортировку отходов 1–4 класса опасности);
- Обработка отходов I–IV класса опасности — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (лицензия на обработку отходов);
-
Утилизация отходов I–IV класса опасности — использование отходов для производства товаров (лицензия на деятельность по утилизации (использованию) отходов 1–4 класса опасности), включая:
- повторное применение отходов (в том числе повторное применение отходов по прямому назначению — рециклинг),
- их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации),
- а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- Обезвреживание отходов I–IV класса опасности — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание или обеззараживание на специальных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов);
-
Размещение отходов I–IV класса опасности (лицензия на размещение отходов):
- хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение — процесс изоляции отходов, не подлежащих утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, для обращения с опасными отходами, то есть для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения — нужно получить лицензию.
Отличие транспортирования отходов от трансграничного перемещения
Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для транспортирования отходов необходимо:
- наличие паспорта отходов (документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе). Паспортизация отходов необходима!
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I-IV классов опасности предусматривает дифференцированные требования, зависящие от вида и класса опасности отходов.
В свою очередь, трансграничное перемещение отходов – это перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства.
Кому нужна лицензия на вывоз мусора?
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, которые образуются в жилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
- Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Как получить лицензию на вывоз ТБО
Главная цель лицензирования деятельности по обращению с отходами – исключить вероятность появления несанкционированных свалок, минимизировать негативное влияние на экологическую систему и организовать контроль за оборотом ТБО. Компании, которые планируют работать в этой сфере, обязаны пройти строгую экспертизу Росприроднадзоре. Но перед этим руководителю предприятия предстоит выполнить объемную подготовительную работу:
- Изучить несколько десятков нормативных актов, разработать внутреннюю документацию (приказы, руководства, инструкции).
- Подготовить рабочую площадку, оборудование и спецтехнику для вывоза ТБО.
- Подготовить перечень опасных отходов, с которыми компания планирует работать. Классифицировать их по справочнику в зависимости от природы и технологии происхождения, класса опасности и других характеристик.
- Разработать паспорт на каждый вид отходов.
- Пройти экспертизу в Центре гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзоре.
- Сформировать лицензионное дело и зарегистрировать его в Росприроднадзоре.
Специалисты ответственного ведомства рассматривают заявление в течение 45 дней. За это время они внимательно изучают все документы, выясняют их достоверность, выезжают на предприятие с проверкой. Если руководитель компании грамотно подготовил все бумаги, организовал безопасный и грамотный вывоз ТБО, то он получит разрешение на осуществление деятельности. Лицензия на вывоз ТБО бессрочна, но может быть аннулирована или приостановлена в следующих случаях:
- организация официально прекратила свое существование;
- по решению судебных органов, если компания нарушила требования закона в области обращения с отходами;
- фирма не платила за лицензионный сбор более трех месяцев.
Рассмотрение заявления и реестр лицензий
Согласно п. 7 ст. 13 закона № 99-ФЗ в день обращения (отправки через интернет) заявитель получает на руки копию описи (электронное уведомление) с датой принятия (получения) его заявительных документов.
В течение 3 дней со дня принятия документов должностное лицо Росприроднадзора:
- решает, оставить ли их для дальнейшего рассмотрения;
- при выявлении нарушения требований положения № 1062 к оформлению документов вручает заявителю уведомление о необходимости их устранения;
- возвращает документы с мотивированным отказом.
Если должностное лицо убедилось, что представленные документы оформлены надлежащим образом и информация, содержащаяся в них, полная, то в течение 45 дней оно проверяет соблюдение лицензионных требований, достоверность сведений и т. д.
В течение 2 дней по окончании проверки готовится проект приказа о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
- недостоверная или искаженная информация в документах;
- несоответствие заявителя лицензионным требованиям.
Порядок ценообразования
Тарифы на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Либо эту функцию может выполнять орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов, если полномочия были переданы законом субъекта РФ. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть выше, чем стоимость услуг по организации данной деятельности, которая была определена по результатам конкурсного отбора региональных операторов.
ФАС РФ составила методические рекомендации, согласно которым при расчете тарифов учитывается необходимая валовая выручка для конкретного регулируемого вида деятельности, а также объем, масса ТКО. Во всех расчетных формулах, имеющих отношение к массе отходов, принято проводить исчисление в тоннах или кубах, то есть в метрах кубических. А значит, в едином тарифе регионального оператора в данной сфере также должны использоваться такие параметры.
При подписании договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и обращению с ТБО по 44-ФЗ в тексте документа обязательно ссылаются на нормативный акт, устанавливающий тарифы для данной сферы. Например, это можно сделать в разделе «Цена договора и порядок расчета».
Условия и требования для получения лицензии
Для успешного прохождения лицензирования необходимо соответствовать всем предъявляемым требованиям. Для этого на предприятии должна быть организована система работы с отходами: проведение инструктажей, обеспечение инвентарем и техникой. Ужесточение требований к предприятию связано с классом опасности, по которому проводится лицензирование. Первый класс отходов– наиболее опасный для человека и окружающей среды. Поэтому чем выше класс, тем выше требования к организации.
Необходимо обеспечить условия работы, соответствующие лицензируемому направлению:
- территория: изолированные площадки, закрытые камеры, могильники;
- оборудование: прессы, дозиметры, лопаты, кирки;
- транспорт: разделенные отсеки, требуемая вместимость, изоляция корпуса;
- инвентарь: тара для сбора, хранения, перевозки.
Кроме создания условий труда, необходимо провести документальную подготовку.
Лицензионный контроль
Даже успешное прохождение процедуры лицензирования по вывозу отходов не освобождает организацию от соблюдения всех установленных требований. РОСПРИРОДНАДЗОР оставляет за собой право осуществлять плановые или внеплановые проверки, в ходе которых организация должна подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям.
Плановые инспекции осуществляются по определенному графику, информацию о которых можно узнать на официальном сайте данной государственной инстанции. Причинами внеплановых проверок могут стать заявления о каких-либо правонарушениях или претензиях к организации со стороны третьих сторон. Если в ходе проверки, будут найдены какие-либо правонарушения или несоответствия, организация может быть оштрафована, а действие лицензии на вывоз отходов приостановлено.
Общая характеристика твердого бытового мусора
ТБО – категория мусора, которая формируется в жилых и общественных зданиях, как результат деятельности человека.
Основными компонентами подобного утильсырья являются:
- Картон.
- Древесина.
- Отходы пищевого типа.
- Стекло и пластмасса.
По данным государственной статистики, на одного человека в год приходится около 360 килограммов утильсырья. Такие показатели делают сферу, связанную с вывозом ТБО, одной из самых перспективных на сегодняшний день, что заставляет многих предпринимателей обратить на нее внимание и искать потенциальных клиентов для заключения договоров по транспортировке утильсырья.
Все твердые бытовые отходы можно разделить на две основные группы:
- Органические. Этот класс считается наиболее безопасным, так как подобное утильсырье разлагается быстро, не оставляя негативных отпечатков на окружающей среде.
- Неорганические. Эта категория опасна преимущественно из — за срока разложения. Некоторые представители неорганической группы могут пролежать в земле несколько столетий. Так, обыкновенное стекло разлагается более 1 000 лет.
Для изучения более подробных классификаций твердых бытовых отходов нужно обратиться в ФККО, где представлено разделение утильсырья в зависимости от размеров, потенциальной опасности для окружающей среды.
Получение лицензии на вывоз ТБО
Лицензионный документ выдается юридическому или физическому лицу, которое имеет:
- Документы, подтверждающие материальную базу предприятия: строения и площадки, где перерабатывают и утилизируют отбросы. К ним относят договор по аренде помещения или договор покупки.
- Транспортное средство для вывоза, специальное оборудование для утилизации мусорных отходов. Они подтверждаются транспортными накладными и договорами по аренде и покупке.
- Профессиональную команду с трудовыми соглашениями, подтвержденными сертификатами на работу с ТБО классов 1-4.
- Заключение санэпидемстанции, разрешающее этот вид производства. Оно подтверждает, что здание и сооружение пригодны для использования, отвечают санитарным нормативам; транспорт регулярно проходит санобработку, имеет постоянное место стоянки.
- Свидетельство, содержащее сведения о работе предприятия, с какими видами отходов оно работает, класс угрозы.
- Договор с площадкой ТБО.
Как получить лицензию на отходы?
Точный расчет цены на ТБО
Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов
и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов
появляется необходимость расчитать стоимость лицензии!
Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);
в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.
Условия размещения отходов 1-4 классов опасности
Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
- захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Памятка для экспортёра
- Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
- Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
- Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
- Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
- Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.
Платная юридическая помощь в выполнении всех разрешительных мероприятий ускоряет процесс, позволяет заказчику избежать дополнительных хлопот и ошибок. Обязательный пакет документов подробно прописан в законе № 128-ФЗ. Помимо учредительных бумаг, понадобится письменное заявление в местное отделение Росприроднадзора, которое инициирует привлечение профильных учреждений по оценке соответствия предприятия нормативным актам.
Окончательная стоимость лицензии на транспортировку отходов рассчитывается индивидуально. Результатом обращения за выдачей письменного разрешения является подтверждение статуса либо отказ в его проведении. По истечении срока действия, потребуется продление.
Во многих регионах отсутствует централизованное водоотведение, также крайне мало очистных сооружений ЖБО в сельских районах. Государственная политика в сфере ЖКХ, осуществляемая Минстроем России, направлена на урегулирование этого вопроса с помощью негосударственных исполнительных организаций. Такими могут стать любые группы предпринимателей, обладающие для этого всем необходимым. Условия вывоза ЖБО устанавливаются соглашением между исполнителем и потребителем. В 2021 году в каждом регионе будет установлен единый тариф вывоза жидких отходов. На данный момент вывоз налажен не полностью, а главная причина этого — действующие организации не могут найти с заказчиками обоюдовыгодные условия для сотрудничества. Жители, настороженные изменением принципов тарификации таких услуг, неохотно заказывают эти услуги и часто имеют для этого основания.