Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду без техосмотра в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев. При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник.
Штрафы ГИБДД за отсутствие техосмотра в 2023 году
Какой штраф когда нет техосмотра? Ранее сотрудники ГИБДД действительно могли проверить наличие документа и при его отсутствии выписать протокол, размер которого не превышал 1 000 рублей.
Что касается физических граждан, которые использую автомобиль в личных целях, то тут административная ответственность не предусмотрена.
Другая категория граждан от санкций не освобождается. Сотрудники ГИБДД смогут выписать протокол водителю:
- пассажирского автобуса, который вышел на линию, с целью перевозки граждан;
- такси, который имеет официальный договор с транспортной компанией;
- который занимается перевозкой опасного груза.
Можно ли избежать ответственности
Как уже было сказано, штраф без техосмотра выписывается не всем, а только особой категории водителей, которая нарушает условия. Но можно ли избежать ответственности и не платить выписанную квитанцию? Такой вопрос интересует многих.
К сожалению, уйти от ответственности не получится. При этом важно знать, что если наказание не будет оплачено своевременно, то его размер может быть увеличен в несколько раз. Законный метод избежать ответственности – это показать машину на осмотр, получить документ и спокойно передвигаться за рулем своего «железного друга».
Размер штрафа за отсутствие техосмотра может достигать 5 000 рублей, как уже было сказано, в то время как сама процедура осмотра стоит не более 1000 рублей.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
Предусмотрено перечисление денег:
- Через банк. Шофер заполняет квитанцию о штрафе и относит бланк работнику. Образец легко получить на сайте Госуслуг или непосредственно у кассира.
- С помощью терминала. Несложно оплатить переводом с электронной карты либо наличными. Вводят дату наложения, место жительства и Ф.И.О.
- Используя личный кабинет в любом интернет-банке. Для этого нужно указать номер своего СТС, водительского удостоверения либо постановления ГИБДД.
- Прибегая к платежной системе. В помощь электронные кошельки, открытые в WebMoney, Яндекс Деньги, Qiwi и т. д. Указывают персональную информацию или номер взыскания.
- На официальном сайте ГИБДД. Заходят в специальный раздел «Проверка штрафов» и переводят нужную сумму. Здесь же можно просмотреть перечень личных нарушений правил дорожного движения.
- На портале Государственных услуг. Предварительно подтверждают учетную запись. После регистрации проставляют СТС и номер удостоверения водителя. Весь имеющийся список претензий автоматически отображается на экране.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость ТО автомобиля устанавливается каждым оператором технического осмотра самостоятельно, но органы власти ограничивают максимальную цену на услуги. Верхнюю планку рассчитывает каждый регион РФ по методике Федеральной службы по тарифам.
Примерные цены операторов на разные виды транспорта указаны в таблице.
Категория транспорта | Стоимость ТО автомобиля, руб. |
---|---|
Легковые автомобили | |
М1 – с количеством мест для сидения (без водителя) Автобусы, троллейбусы и др. пассажирский транспорт | |
М2 – с количеством мест > 8 и максимальной разрешенной массой не больше 5 тонн | 1250 |
М3 – с количеством мест > 8 и максимальной массой > 5 тонн | 1500 |
Грузовые автомобили | |
N1 – максимальная масса не больше 3,5 тонн | 750 |
N2 – максимальная масса > 3,5 тонн, не больше 12 тонн | 1500 |
N3 – максимальная масса > 12 тонн | 1600 |
Как видно из таблицы, цена ТО на грузовую машину или автобус выше стоимости техосмотра легкового автомобиля.
Нужно ли проходить ТО сейчас?
Да, нужно. То есть, если ваш автомобиль входит в число из списка выше, то у вас обязанность осталась. И делать его нужно со следующей периодичностью, указанной в таблице ниже.
Возраст/тип автомобиля | До 4 лет | До 5 лет | От 4 до 10 лет | Старше 5 лет | Старше 10 лет |
---|---|---|---|---|---|
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Легковые авто, работающие в такси | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Мотоциклы | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автобусы | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Машины для перевозки опасных грузов | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Таким образом, для большинства водителей в России, передвигающихся на легковых автомобилях, техосмотр проходить не нужно. А остальным – только по достижении 4 лет с даты производства автомобиля, указанной в ПТС (учитываются полные годы – то есть год изготовления машины «округляется» до 1 января). С 4 до 10 лет периодичность должна быть каждые 2 года, а после 10 лет – ежегодно.
Начиная с 1 марта 2022 года, за отсутствие техосмотра на автомобиле, который требует прохождения ТО и оформления диагностической карты согласно новым правилам, назначается штраф в размере 2000 рублей.
При этом законодатели предупреждают потенциальных нарушителей о работе дорожных камер, которые могут фиксировать передвижение транспортных средств по дорогам общего пользования и сверять номерные знаки с базой данных номеров тех машин, что подлежат обязательному прохождению технического осмотра.
Если выяснится, что авто эксплуатируется без отметки о получении диагностической карты, собственнику машины будет автоматически выписан штраф. Данное нарушение в отношении конкретного автомобиля станет фиксироваться 1 раз в сутки, поэтому попав в объектив сразу нескольких камер в течение дня, «письмо счастья» будет только одно.
Начиная с 1 марта 2022 года, за отсутствие техосмотра на автомобиле, который требует прохождения ТО и оформления диагностической карты согласно новым правилам, назначается штраф в размере 2000 рублей.
При этом законодатели предупреждают потенциальных нарушителей о работе дорожных камер, которые могут фиксировать передвижение транспортных средств по дорогам общего пользования и сверять номерные знаки с базой данных номеров тех машин, что подлежат обязательному прохождению технического осмотра.
Если выяснится, что авто эксплуатируется без отметки о получении диагностической карты, собственнику машины будет автоматически выписан штраф. Данное нарушение в отношении конкретного автомобиля станет фиксироваться 1 раз в сутки, поэтому попав в объектив сразу нескольких камер в течение дня, «письмо счастья» будет только одно.
Размеры штрафных санкций на 2021 год
С 26.07.2021 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Категория правонарушения | Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. | Ссылка на нормативно-правовой акт |
---|---|---|
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО | 2000 рублей — на водителя. | Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось |
|
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту |
|
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ |
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов |
|
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Новые размеры санкций введены в действие положениями Федерального закона № 219-ФЗ от 26.07.2021.
Особенности проверки Гостехнадзора
К самодвигающимся транспортным средствам относят:
- вилочные и ковшовые погрузчики;
- экскаваторы;
- гусеничные и колесные тракторы;
- прицепы к ним.
Объем ДВС должен составлять более 50 см³, при оснастке электрическим устройством — мощность 4 кВт и выше. В данную категорию не включается колесная внедорожная мототехника — снегоходы и вездеходы.
Трактор обладает низкой скоростью перемещения, но имеет большую тяговую силу. При постоянной эксплуатации технические параметры претерпевают изменения, сборочные узлы и детали изнашиваются, снижается надежность и работоспособность. Для безаварийного использования машина подлежит своевременному обслуживанию и ремонту.
Регистрация и проверка рабочего состояния самоходного транспорта осуществляется органами Гостехнадзора на основании утвержденного регламента. Процедура отличается от той, которая применяется для легковых и грузовых автомобилей.
Основная цель прохождения техосмотра представляет собой:
- оценку трактора на соответствие всем установленным законодательством РФ нормам безопасности;
- предотвращение правонарушений;
- ведение строгого учета количества эксплуатируемых в регионах машин и прицепов к ним;
- обновление регистрационных сведений.
Особенности предоставления услуги:
- Первичный осмотр выполняется сразу после регистрации техники.
- Для агрегата, не бывшего в использовании, а также с датой выпуска не более 1 года, допускается выдача свидетельства без непосредственного контроля над его состоянием.
- Если владелец не может предъявить документальные сведения о транспортном средстве в полном объеме или не подтверждает факт оплаты пошлины, составляется акт с описанием недостатков.
- На протяжении 20 дней после указанной даты нужно исправить причину и заново подать заявку, причем в этот раз сотрудником инспекции проверяется только найденное ранее несоответствие.
- По окончании мероприятия заявителю выдается талон. Бланк относится к строгой отчетности, защищен полиграфией уровня Б. При его потере или порче разрешается выдача дубликата.
Верховный суд подтвердил законность требований, предъявляемых к тахографам – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Верховный Суд разбирался в требованиях к тахографу и поставил точку в споре о «рекомендательном характере» приказа Минтранса.
О судебной практике, связанной со штрафами за использование тахографов, не соответствующих требованиям законодательства, рассказывает вице-президент Ассоциации «ТахоЦентр» — Г. С. Мирошин.
Упорство правовых нигилистов граничит с догматизмом! Отсутствие понимания правовых норм ведет к потере времени и восприятия действительности!
Во множестве статей на своём сайте Ассоциация «ТахоЦентр» давала объяснения, каким образом формируются требования в отношении тахографов, но в обществе есть граждане, которые считают себя выше норм и законов! Или даже не так – они живут в выдуманном ими правовом поле!
- Судебное разбирательство, которое будет рассматриваться в настоящей статье, посвящено попытке опротестовать действия инспектора, который оштрафовал водителя за то, что установленный в его транспортном средстве прибор не является тахографом в рамках требований закона, в частности этот прибор не учтен в перечне ФБУ «Росавтотранс» и не имеет в своем составе блока системы криптографической защиты информации (блок СКЗИ тахографа).
- Верховный суд поставил точку в бесчисленных кассациях, которые подавал Истец пытаясь отменить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
- Водитель подал жалобу на действия инспектора с обоснованием своей позиции тем, что Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографу, носит рекомендательный характер, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза является единственным обязательным требованием, которое установлено законом в отношении тахографа.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 августа 2021 г. № 2-АД21-3-К3 дал надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонил доводы водителя как несостоятельные.
Вопреки доводам жалобы водителя при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль, требованиям нормативных правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа.
Штраф с камеры за непройденный техосмотр возможен в среднесрочной перспективе.
Итак, действующая редакция КоАП РФ предполагает ответственность за отсутствие техосмотра только для водителей-профессионалов. Их можно привлекать к ответственности через камеры фотофиксации хоть сейчас. Соответствующая инфраструктура действует в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и ряде других.
Водителям легковых автомобилей можно выдохнуть? Да, но ненадолго.
Ведь в будущем готовятся поправки в КоАП, которые позволят штрафовать все виды транспорта за отсутствие техосмотра. Да и санкцию существенно повысят. Увязать «письмо счастья» могут с отсутствием полиса ОСАГО. Ведь для оформления страховки требуется заполненная диагностическая карта.
Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица
Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.
Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:
- Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
- Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
- Фиксируются расходы на ГСМ.
- Ведется рабочий график водителей.
- Имеется свой персонал медиков и пр.
Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.
Какие штрафы предусмотрены статьей 12.31.1. КоАП РФ
Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:
- не проведение медосмотра;
- отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ | Сумма штрафа для юрлица (ИП) |
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) | 30 000 руб. |
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) | 30 000 руб. |
Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.
Чем опасно отсутствие техосмотра?
Если у вас нет ТО или он просрочен, а вы попали в ДТП и оказались виновным, то страховая фирма после осуществления всех выплат пострадавшей стороне может подать на вас регрессный иск. Но это правило действует только для владельцев тех ТС, которым нужно проходить ТО раз в полгода.
Еще одним неприятным последствием отсутствия ТО является наложение штрафа для специальных ТС. Стоит помнить о том, что просрочка техосмотра тоже предусматривает наказание. Тот водитель, который не продлит ТО вовремя, может даже лишиться прав.
Если автомобиль не диагностируется вовремя, водитель не может быть спокойным за его состояние. Езда на таком автомобиле может быть опасна. Так что на вопрос о том, можно ли ездить без техосмотра, каждый автомобилист должен ответить сам. Штраф за просроченный техосмотр и за его отсутствие у обычных легковых авто не предусмотрен. За это не будут лишать прав. Так что вроде бы ездить без диагностической карты разрешается. Но если водитель заботится о своей безопасности, ему необходимо периодически проходить ТО.