Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лицензирования страховой деятельности в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Лицензионный документ на осуществление страховой работы выдается без ограничений срока ее действия.
Лицензия может быть временной, и может выдаваться на такие сроки:
- указанный в заявлении соискателя, но не больше чем на три года;
- от 1 до 3 лет при отсутствии информационных сведений, которая позволяет произвести достоверную оценку страховых рисков, предусмотренных правилами страхования;
- срок действия временного лицензионного документа продлевается по заявлению, однако в этом также может быть отказано, если за период ее действия установлены определенные нарушения соискателем, которые не устранены за установленные сроки.
Это основные условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.
Действие лицензии может быть прекращено в случае прекращения работы страховой организации, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, реорганизации и ликвидации субъекта, являющегося юридическим лицом, за исключением реорганизации по типу выделения или присоединения. Действие лицензии в данной ситуации не прекращается, если все условия вновь возникшим юридическим лицом соблюдены.
Что должно содержаться в лицензии?
Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:
- территория проведения субъектом страховых операций;
- наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
- название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
- номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
- дата выдачи и номер лицензии;
- гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.
Перейти к версии для печати |
Название работы | Аннотация |
Название практикума | Аннотация |
Все нюансы и тонкости заработка
Заработок брокера зависит от количества продаж страховых продуктов, а точнее от комиссионных. В разных случаях этот параметр колеблется от 10% до 25%.
К примеру, если средняя цена продукта 20 000, то получаемая сумма составит около 1 500. И это только от одной сделки. Но здесь необходимо учитывать и срок действия заключённого договора. В некоторых случаях процент комиссионных по этому принципу возрастает до 30-50%.
Заработок может зависеть не только от процентных коэффициентов. В число оплачиваемых услуг можно ввести сопровождение клиента при наступлении страхового случая, предоставление юридических консультаций и т. д.
Расценки на услуги юристов в рамках оформления лицензии на страховую деятельность
Вид услуги |
Подробная информация |
Стоимость |
Беседа с юристом с обсуждением вопроса оформления лицензии |
Страховая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации, и малейшие нарушения караются внушительными штрафами. В связи с этим лучше заранее заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалисты компании «МИП» проконсультируют вас по любому вопросу в области страхования и получения лицензии. |
От 3 000 |
Юридический анализ документов страховой компании |
Чтобы стать обладателем лицензии на страховую деятельность, соискателю необходимо предоставить в лицензирующий орган свои учредительные документы. Если они не будут в порядке, в выдаче разрешения будет отказано. Наши юристы помогут вам подготовить документы. |
От 7 000 |
Рекомендации по пакету бумаг, подаваемых в лицензирующий орган |
Помимо внутренней документации страховой фирмы необходимо подать и дополнительные справки. Наш опытный адвокат подскажет на консультации, какие именно бумаги необходимо собрать, в какие учреждения нужно обратиться и многое другое. |
От 10 000 |
Взаимодействие с органом лицензирования по доверенности клиента |
Клиенты юридической группы «МИП» имеют возможность доверить своим защитникам ведение дел в органе лицензирования страховой деятельности. Адвокаты сдают документы, разрешают текущие вопросы, получают разрешение. |
От 13 000 |
Услуги по оформлению лицензии на страховую деятельность «под ключ» |
Вас интересует, где можно получить правовую помощь по оформлению страховой лицензии под ключ? Отвечаем: в юридической фирме «МИП». Данным вопросом занимаются опытнейшие специалисты, которые имеют постоянную практику и отработанные методы. Юристы действуют в тесном контакте с клиентом. |
От 30 000 |
Лицензирование страховой деятельности (стр. 1 из 2)
Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.
Виды страховой деятельности
Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
Страховые отношения известны, по крайней мере, с эпохи позднего Средневековья. Тогда в результате великих географических открытий заметно расширились горизонты международной торговли и предпринимателям потребовались крупные суммы капитала, чтобы использовать новые возможности. Рост богатства общества и степень удовлетворения его потребностей в решающей мере зависели от страхования. Первый из известных в мировой практике договоров страхования был оформлен в Генуе в 1347 г. Первый письменный договор страхования жизни, дошедший до наших дней, был заключен в Англии в XVI в. Страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека, его осознанных запросов в страховой защите от различных случайностей.
Страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий жизни.
В России становление страхования происходило в несколько этапов.
I этап охватывает период с 1786 по 1918 гг. В 1786 г. началось страхование от огня. В этот период был учрежден Государственный заемный банк, которому разрешалось принимать в залог дома и недвижимость, застрахованные у него.
В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании. Каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии.
В 1881 г. страховое общество «Россия» производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование.
С 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев.
В 1903 г. в Москве создан Российский взаимный страховой союз, осуществляющий страхование от огня, движимого и недвижимого имущества.
II этап охватывает период с 1918 г. по 1991 г.
В этот период выходит ряд декретов, положивших начало государственному регулированию страховой деятельностью. Так, декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования, а декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.
18 сентября 1925 г. выходит «Положение о государственном страховании в СССР», а в 1984 г. постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов».
В рыночной экономике страхование является, с одной стороны,. средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источники прибыли страховых организаций — доходы от собственно страховой деятельности, от инвестиций временно свободных денежных средств в объекты материального производства, непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т. д.
В РФ все отношения в области страхования регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 № 157-ФЗ и ст. 48 второй части ГК от 22.12.95 с учетом изменений и дополнений от 21.07.2005г. № 104-ФЗ. Согласно данным документам страхование — отношение по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Особой организационной формой является медицинское страхование.
Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).
Акционерное страхование — негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.
Взаимное страхование — негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. Общество взаимного страхования выступает как объединение физических или юридических лиц, созданное на основе добровольного соглашения между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Каждый страхователь является членом-пайщиком общества взаимного страхования. Минимальное количество членов-пайщиков определяется уставом общества. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовая база для деятельности обществ взаимного страхования. За рубежом общества взаимного страхования являются крупными хозяйствующими субъектами регионального, национального и международного страхового рынка.
Кооперативное страхование — негосударственная организационная форма. Заключается в проведении страховых операций кооперативами. В Российской Федерации кооперативное страхование начало функционировать в 1918 г., когда был организован Всероссийский кооперативный страховой союз. С 1921 г. кооперативным организациям было разрешено проводить страхование собственного имущества от стихийных бедствий с правом самостоятельно устанавливать формы, виды страхования и размеры тарифных ставок. Всероссийский кооперативный страховой союз координировал работу в части страхования объектов сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строительной и других видов кооперативной деятельности. Страховая секция Центросоюза осуществляла кооперативное страхование для системы потребительской кооперации. В 1931 г. кооперативное страхование как организационная форма было ликвидировано, а все операции данного направления сосредоточены в Госстрахе СССР. Возрождение кооперативного страхования связано с принятием в 1988 г. Закона СССР о кооперации, в соответствии с которым кооперативам и их союзам было разрешено создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.
Медицинское страхование — особая организационная форма страховой деятельности. В Российской Федерации выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель его — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств (в том числе в государственной и муниципальной системах здравоохранения) и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.). В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение (поликлиника, амбулатория, больница и др.).
Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет добровольное и обязательное страхование.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, страховых случаях, страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:
- субъекты страхования;
- объекты, подлежащие страхованию;
- перечень страховых случаев;
- минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
- размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
- срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
- срок действия договора страхования;
- порядок определения размера страховой выплаты;
- контроль за осуществлением страхования;
- последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
- иные положения.
Согласно Закону объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
- с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
- с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
- владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
- обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
- осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
В организации страхового дела участвуют:
- страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
- страховые организации;
- общества взаимного страхования;
- страховые агенты;
- страховые брокеры;
- страховые актуарии;
- федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);
- объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом порядке.
Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.
Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах.
Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам.
В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:
- государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
- государство разрабатывает нормативы производства водки;
- государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
- субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
- государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
- если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.
То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.
Требования к получателям лицензий
Закон относит к субъектам страховой деятельности только юридическое лицо. Частный предприниматель не может оказывать услуги по страхованию. Поэтому заявления от физических лиц и ИП будут возвращены с отказом.
Выданная лицензия дает возможность оказывать одобренные виды страховых услуг на всей территории РФ. Чтобы обратиться за выдачей лицензии в профильный департамент Центробанка РФ, соискатель должен соблюсти законодательные требования:
- соискатель лицензии должен быть официально зарегистрирован в качестве юридического лица в ИФНС;
- в состав основных видов деятельности должно быть включено страхование;
- если для оформления лицензии обращается российская компания, имеющая долю зарубежных инвесторов более 45%, нужно представить в ЦБ РФ разрешение органа страхового надзора иностранной юрисдикции;
- если отечественная страховая компания является дочерней структурой иностранных инвесторов, также необходимо представить согласие зарубежного органа по страховому надзору;
- должно быть соблюдено требование о минимальном размере уставного капитала, который может отличаться для разных направлений страховой деятельности (например, для страхования гражданской ответственности застройщика по долевому строительству должен быть оплачен уставной капитал не менее 1 млрд. рублей).
Особенности лицензирования в сфере страхования
Специфика этой отрасли заключается в том, что организация должна создать страховой фонд и иметь очень крупную сумму на своем счете. Многомиллионный оборот фиксированных страховых взносов контролируется ЦБ РФ, чтобы избежать коррупции и крупномасштабных хищений, доверенных клиентами страховых взносов.
Именно поэтому получить лицензию СД на возможность страховать, из десяти соискателей может только один. Но, на рынке страхования существуют определенные страховые формы, при которых необходимо иметь официальное разрешение (ст 32 ФЗ №234 от 23.07.2017).
Лицензию на СД должны получить:
- Страховые компании – на страхование (личное, жизни, имущества).
- Перестраховочные организации.
- Общества взаимного страхования.
- Страховые брокеры.
- организации медстраха.
- НПО.
- компании, занимающиеся страхованием грузоперевозок.
- организации, которые занимаются страховкой в сфере сельского хозяйства.
- конторы специализирующиеся на страховании рисков (финансовая сфера).
Все виды СД в Федеральном законе № 234 от 23.07.2013 ст 32.9.
Какую информацию содержит
О том, имеет ли страховщик лицензию, можно узнать двумя способами:
- Запросить нужный документ в конторе страховщика.
- Зайти на сайт ЦБ РФ и ознакомиться с информацией о выданных лицензиях страховым компаниям в регионе.
Если страховщик без проблем предоставил по первому же требованию клиента бланк лицензии, то можно из нее узнать следующую информацию:
- Официальное наименование организации.
- Каким органом была выдана лицензия.
- Юридический адрес конторы.
- ИНН/ОГРН страховщика.
- Какие услуги вправе предоставлять СК.
- Дата, от которой было принято решение о лицензировании.
- Число, до которого разрешительный документ действует.
- Номер, который был присвоен лицензии и числовое значение, под которым страховщик находится в реестре ЦБ РФ.
Чтобы получить разрешение, компания-соискатель должна перед подачей заявления осуществить подготовку:
- учредительной документации;
- свидетельства о госрегистрации организации как юридического лица;
- протоколов собраний, где утверждалась учредительная документация и кандидатуры на руководящие должности;
- списка акционеров;
- документации об уставном капитале;
- документации о госрегистрации юр. лиц, которые учредили компанию, при необходимости с аудиторским заключением, подтверждающим их последнюю финансовую отчетность;
- данных на руководство компании, главбуха, ревизора;
- материалов о страховых актуариях;
- правил по планируемым видам страховки с образцами договора;
- механизма расчета страхового тарифа;
- положения, регламентирующего создание страхового резерва;
- экономического обоснования проведения заявленных страховок.
Лицензирование деятельности страховых организаций
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ.
Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:
- наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
- наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
- территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
- подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
- регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
- номер лицензии и дата ее выдачи.
Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФССН следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- учредительные документы;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
- сведения о составе акционеров (участников);
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- положение о формировании страховых резервов;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан предоставить в ФССН указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
- образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
- документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера — индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФССН об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФССН прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФССН выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.
ФССН рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФССН обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:
- несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
- использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
- необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодател ьства;
- наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
- несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминаюсь, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.
За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Следует отметить, что к компетенции ФССН в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.
Предписанием является письменное указание ФССН и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у пего нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:
- осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
- несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
- несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
- нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;
- непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;
- установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;
- несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
- иные нарушения.