Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Под оставлением части или места службы следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части, где военнослужащий обязан присутствовать на основании приказа или одобрения командования.
Комментарии к ст. 337 УК РФ
1. Непосредственным объектом уклонений от военной службы, описанных в комментируемой статье, является установленный порядок пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.
Установление и применение уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК) и от прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 328 УК), самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК), дезертирство (ст. 338 УК), уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК) не затрагивают конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречат нормам международного права (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно.
В комментируемой статье предусмотрено несколько преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности уклонения.
2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 337, являются военнослужащие, проходящие службу по призыву на должностях рядового и сержантского составов. К ним, в частности, относятся курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву. Действие ст. 337 распространяется также на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Не могут являться субъектом воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на службу, но были призваны в нарушение требований законодательства.
3. В соответствии с п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона после фактической отправки призывников из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и данные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения службы ответственность за уклонение от военной службы должна наступать по соответствующим статьям гл. 33 УК.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
4. По делам об уклонении от призыва на военную службу необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основания, при наличии которых граждане не призываются на службу.
5. Часть 2 ст. 337 устанавливает повышенную уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих по призыву, которые фактически отбывают наказание в дисциплинарной воинской части в качестве осужденных, т.е. зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).
6. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.
В случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ч. 1 и 2 ст. 337) свыше 10 суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу — с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.
Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 337, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — менее 10 суток).
В случае, когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — не свыше 10 суток), содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.
7. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает более строгую уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.
Правовое положение лиц, проходящих службу по контракту, определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Такой статус, в частности, имеют и те офицеры, которые поступили на военную службу посредством призыва.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по ст. 337 необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3) либо на срок свыше одного месяца (ч. 4 указанной статьи) (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
8. По ч. 4 ст. 337 подлежат квалификации деяния, совершенные продолжительностью свыше одного месяца.
Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное подлежит квалификации по ч. 3 ст. 337. При этом в расчет принимается календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней. Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.
9. Если лицо совершает несколько уклонений от военной службы с единой целью, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью ст. 337, содеянное может быть квалифицировано как единое преступление.
Какие выплаты положены?
-
Единовременное пособие. Выплачивается за полные годы военной службы без округления:
- менее 20 лет – два оклада;
более 20 лет – семь окладов.
- Премия за добросовестное исполнение обязанностей. Составляет до 25% от оклада, не более 3 окладов в год.
- Материальная помощь. Выплачивается ежегодно нуждающимся в помощи военнослужащим в размере одного оклада, согласно п. 22 ст. 2 ФЗ РФ № 306-ФЗ. При увольнении эту выплату можно получить, если она не выдавалась в текущем календарном году.
- Компенсация за неиспользованный отпуск. При увольнении гражданин имеет право получить выплаты за оставшиеся дни отпуска. Сумма компенсации за один день составляет: сумма выплат за последний год разделенная на количество дней этого года. Полученный результат умножается на количество дней неиспользованного отпуска.
- Компенсация за вещевое довольствие. Военнослужащий получает раз в год вещевое довольствие (ПП РФ №390). Если в момент увольнения оно не было получено, гражданину может быть выплачена компенсация, равная сумме стоимости невыданных вещей.
Размер суммы одного оклада складывается из ежемесячных выплат за занимаемую должность и воинское звание. Регламентируются ФЗ РФ № 306-ФЗ и Приказом МО РФ № 2700.
Если гражданин уволен по негативным основаниям: несоблюдение условий контракта, утрата доверия, совершение преступления или по другим причинам, за что могут уволить — он теряет право на единовременную выплату в несколько окладов, материальную помощь и премию за добросовестную службу.
Что такое оставление части самовольно?
В законе России рассматривается несколько причин, по которым боец может покинуть службу, и каждая из них расценивается по-своему, поэтому и наказание предусматривается разное. Рассмотрим основные пункты ст. 337 УК РФ:
- Если военный оставил место службы по уважительной причине или у него имеется на руках увольнительная, то наказание не предусматривается. Такой документ может выдаваться сроком от двух до десяти дней, но если военнослужащий опоздал на службу и не вернулся из отпуска вовремя, предусматривается наказание в виде ареста сроком от 6 месяцев до года.
- Если нарушения имеются в дисциплинарной части, то согласно ст. 337 УК РФ арест может продлиться до 2-х лет.
- Если солдат покинул службу и не явился в срок, до которого ему была дана увольнительная или отпуск, при этом его отсутствие не ограничивается десятью днями, а составляет около месяца, предусматривается срок лишения свободы до трех лет.
- Если военнослужащий покинул часть в первый раз, то закон может быть к нему благосклонным. Но в суде учитываются причины, так как от ответственности освобождаются молодые люди совершившие деяние в результате тяжелых обстоятельств.
Началом самовольного оставления места службы или части является момент ухода гражданина с территории, в пределах которой он исполняет воинские обязанности. Конечным считается момент его добровольной явки, задержания вне границ места службы, если у него отсутствовало намерение уклоняться от службы дольше 10 суток.
Лицо, оставившее самовольно в/ч, может явиться добровольно в расположение другой части или в комендатуру города. В этом случае конечным считается момент фактического прихода в указанные места.
В случае неявки без уважительной причины в установленный срок началом преступления признается окончание соответствующего периода, определенного в документе (увольнительном, отпускном билете, командировочном предписании).
Комментарий к статье 337 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является порядок пребывания на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту. Порядок пребывания на военной службе регулируется Законом о воинской обязанности и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (15.10.2012) , воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, 30; N 17. Ст. 2315; N 22. Ст. 3238; N 46. Ст. 6407; N 47. Ст. 6608; N 51. Ст. 7448; 2012. N 10. Ст. 1273; N 25. Ст. 3270; N 26. Ст. 3443; N 31. Ст. 4326; N 43. Ст. 5933.
Комментарий к статье 337 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является порядок пребывания на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту. Порядок пребывания на военной службе регулируется Законом о воинской обязанности и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (15.10.2012) , воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, 30; N 17. Ст. 2315; N 22. Ст. 3238; N 46. Ст. 6407; N 47. Ст. 6608; N 51. Ст. 7448; 2012. N 10. Ст. 1273; N 25. Ст. 3270; N 26. Ст. 3443; N 31. Ст. 4326; N 43. Ст. 5933.
Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. ч. 3 и 4 — к преступлениям средней тяжести.
2. С объективной стороны преступлением является самовольное оставление части или места службы, а равно неявка без уважительных причин на службу продолжительностью более двух, но не более 10 суток.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, которые размещаются в казармах, порядок увольнения из расположения части регламентируется ст. ст. 239 — 245 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
Оставление воинской части является оставление ее территории. Под территорией воинской части понимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных командованием. Не является самовольным оставлением части, если военнослужащий уходит из казармы, но находится в пределах территории воинской части.
Преступление может быть совершено и путем самовольного оставления места службы. Местом службы военнослужащего считается воинская часть, куда он зачислен для прохождения службы. Поэтому чаще понятия воинской части и места службы совпадают. Но место службы может и не совпадать с расположением воинской части (например, при нахождении военнослужащего в командировке местом службы будет территория части, указанная в командировочном предписании, эшелон, поезд).
Местом службы признается также и место лечения военнослужащего, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или медицинским учреждением иной ведомственной принадлежности.
Большинство судей правильно разграничивают эти понятия. Однако до сих пор имеют место и отдельные ошибки.
Так, при рассмотрении уголовного дела в отношении младшего сержанта С. военным судом гарнизона Безречная было установлено, что виновный самовольно оставил военный госпиталь, в котором находился на стационарном излечении, после чего более одного месяца уклонялся от службы. В дальнейшем он же не выполнил указание военного комиссара о возвращении в госпиталь и более двух месяцев незаконно проводил время по своему усмотрению.
Правильно квалифицировав оба эпизода уклонения по ч. 4 комментируемой статьи, суд в то же время ошибочно расценил содеянное названным лицом как самовольное оставление части.
В данном случае С. самовольно оставил место службы — военный госпиталь, в который он был направлен в установленном порядке для прохождения лечения.
Кроме того, не прибыв в дальнейшем по указанию военного комиссара в госпиталь, С. совершил неявку в срок без уважительных причин на службу, что также должно было найти самостоятельную оценку в приговоре.
Необходимым признаком состава рассматриваемого преступления является самовольный характер оставления воинской части или места службы без разрешения начальника.
Неявка в срок на службу означает, что, оставив воинскую часть или место службы на законном основании, военнослужащий уклоняется от своевременной явки на службу, пребывает вне части или места службы свыше установленного срока. Для неявки в срок на службу характерно уклонение от несения обязанностей военной службы путем преступного бездействия (военнослужащий, находящийся в отпуске, не является в часть к указанному в отпускном билете сроку и продолжает оставаться у родственников).
Началом самовольного оставления части является момент оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы, концом — время явки военнослужащего в расположение воинской части или место службы либо время его задержания вне пределов расположения воинской части или места службы, если при этом у виновного не было намерения уклониться от военной службы на срок свыше десяти суток. Военнослужащий, совершив самовольное оставление части, может добровольно явиться не в свою часть, а в расположение другой воинской части или в военную комендатуру города. Конечным моментом преступления в этих случаях будет считаться время явки военнослужащего в расположение другой части или в военную комендатуру.
При неявке в срок без уважительных причин на службу начальным моментом преступления следует считать истечение срока явки военнослужащего в часть или место службы, указанного в соответствующем документе (командировочном предписании, отпускном билете, увольнительной записке).
В п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3 дано следующее разъяснение: «Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла».
3. Субъектами преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. К ним относятся солдаты и сержанты, несущие военную службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы, т.е. до окончания первого курса обучения; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву и уволенные с военной службы до истечения срока контракта, если они к моменту увольнения не выслужили установленный срок военной службы по призыву и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (ст. ст. 2, 22 — 24, 34 — 36 Закона о воинской обязанности).
Не являются субъектами воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии со ст. 23 указанного Закона подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на военную службу, но были призваны на военную службу в нарушение требований действующего законодательства.
4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Лицо осознает, что оно самовольно, без разрешения командира (начальника) оставляет расположение воинской части или места службы и таким образом уклоняется от несения обязанностей военной службы, и желает этого. Сознанием виновного охватывается и продолжительность незаконного пребывания вне части или места службы свыше двух суток (в ч. ч. 3 и 4 — соответственно свыше десяти суток или свыше одного месяца). При неявке в срок на службу виновный также сознает, что он находится вне расположения воинской части, без уважительных причин уклоняется от своевременной явки в часть, желает или сознательно допускает продолжения своего незаконного пребывания вне части свыше двух, десяти суток или свыше одного месяца.
Когда может быть объявлена мобилизация?
Мобилизация может быть введена Президентом РФ в случаях агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны. Объявляя общую или частичную мобилизацию, глава государства должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Госдуме (подп. 6 п. 1 ст. 4 Закона № 31-ФЗ). Как отмечается на официальном сайте нижней палаты парламента, в Госдуму соответствующее уведомление уже поступило. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже в курсе принятого президентом решения.
Когда начнутся мобилизационные мероприятия?
В рамках текущей частичной мобилизации мероприятия начались со дня ее объявления – с 21 сентября 2022 года.
Что означает призыв граждан на военную службу по мобилизации?
Это означает, что в период мобилизации и в военное время россиян, состоящих в запасе, могут привлечь к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачислить в специальные формирования (п. 2 ст. 10 Закона № 31-ФЗ).
Когда граждан могут призвать по мобилизации?
Граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призывают на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований (п. 2 ст. 20 Закона № 31-ФЗ).
Кто подлежит частичной мобилизации?
В Указе № 647 не уточняется, какие конкретно категории граждан подлежат частичной мобилизации. Высшим должностным лицам субъектов РФ предписано обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в количестве и в сроки, которые определяются Минобороны России для каждого субъекта РФ. Тем не менее, в официальном обращении Президент РФ отметил, что речь идет о призыве на военную службу только граждан, которые в настоящий момент состоят в запасе, и прежде всего тех, кто проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Аналогичная информация размещена и на сайте Госдумы. При этом Указом № 647 предоставлена отсрочка от призыва по частичной мобилизации россиянам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса – но только на период работы в этих организациях. Порядок отсрочки должно в ближайшее время определить Правительство РФ.
Кого планируется призывать в рамках частичной мобилизации в первую очередь?
Специальной очередности призыва граждан, пребывающих в запасе, нет, но приоритет планируется отдавать тем призывникам, которые имеют подходящие военно-учетные специальности, также будет учитываться наличие боевого опыта. В частности, для выполнения необходимых задач в рамках частичной мобилизации потребуются: стрелки, танкисты, артиллеристы, водители, механики-водители. Они будут привлекаться в количестве, определенном штатной потребностью комплектуемых воинских частей.
При этом приоритетными критериями комплектования станут не воинские звания (будут призываться граждане, имеющие как офицерские звания, так и звания рядового и сержантского составов), а военно-учетные специальности.
По подсчетам, только за первые сутки проведения частичной мобилизации в военные комиссариаты самостоятельно до получения повестки прибыли 10 тыс. граждан.
Как граждан будут призывать по мобилизации?
Военные комиссариаты будут направлять призывникам мобилизационные предписания, повестки и распоряжения. В Законе № 31-ФЗ не конкретизируется порядок их вручения, но вероятно, что по аналогии с получением повестки в рамках Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) указанные документы призывники должны будут получать лично под расписку. Напомним, повестки могут быть вручены работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина – руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций. Если таким способом вручить повестку не получается, то обязанность по обеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военкомата (п. 3 ст. 26, п. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ).
Как ранее сообщило Минцифры России, повестки не будут рассылать через Единый портал госуслуг, поскольку необходимая законодательная база для этого отсутствует.
Что будет, если не явиться по повестке?
Неявка граждан в указанные в повестке военного комиссариата место и срок без уважительных причин грозит привлечением к ответственности – предупреждением или штрафом в размере от 500 руб. до 3 тыс. руб. по ст. 21.5 КоАП (п. 1 ст. 7 Закона № 53-ФЗ). Также в Уголовном кодексе имеются санкции за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее – вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (ст. 328 УК РФ). Напомним, при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 1 ст. 21 Закона № 31-ФЗ).
Какие есть исключения для явки по повестке?
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:
- заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах этих лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом (п. 2 ст. 7 Закона № 53-ФЗ).
Но все перечисленные причины неявки будут считаться уважительными только при условии их документального подтверждения.
Каковы основания для увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, призванных по мобилизации, с военной службы в период частичной мобилизации?
В качестве таких оснований предусмотрены:
- достижение предельного возраста пребывания на военной службе;
- признание их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут ими замещаться;
- вступление в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы (п. 5 Указа № 647).
Кто финансирует расходы на мобилизацию?
Доказательная часть и основные проблемы
Как уже было сказано, одним из главных факторов, отделяющих дезертирство от других преступлений, представленных статьей 337 УК РФ, считается умысел, то есть прямое желание уклониться от своих обязанностей. Именно поэтому в делах по статье «Дезертирство» суд зачастую оказывается поставлен перед проблемой доказательства умышленности деяний виновного.
Многие обвиняемые при этом заявляют, что планировали вернуться на службу. Это значительно смягчает меру пресечения: оставление части карается сроком всего до двух лет лишения свободы.
В этом заключается проблема дезертирства: аргументы, позволяющие утверждать, что это именно оно, существуют не всегда. Из-за этого исследователи считают, что реальный процент случаев дезертирства гораздо выше, чем процент доказанных и подлежащих исчислению.
В современном российском военно-уголовном праве
Современное российское уголовное законодательство не делает различий между самовольной отлучкой и самовольным оставлением части, — они фактически объединены в одной статье, — повышен минимальный срок самовольного отсутствия в части, с которого наступает уголовная ответственность, с одних до двух суток, исключена уголовная ответственность за повторное самовольное отсутствие в части менее нижнего предела, внесены другие существенные изменения. При этом нельзя говорить о том, что было исключено само понятие самовольной отлучки, так как, помимо уголовной существует и дисциплинарная ответственность, и сведение воедино статей уголовного кодекса, вовсе не означает что военнослужащий, отсутствовавший в части менее двух суток, не понесёт никакого взыскания.
Чем самоволка отличается от дезертирства
Разграничения между двумя рассматриваемыми составами приведены в Постановлении, изданном Верховным судом еще в 2008 году, и давшим уголовно-правовую характеристику обоим рассматриваемым преступлениям.
Тяжелые обстоятельства понимаются как неблагоприятные ситуации, касающиеся семьи, службы или личности служащего, воспринимаемые им негативно. Наличие ситуаций может требовать непосредственного участия в них военнослужащего, к примеру, болезнь или смерть родителей, либо существенно затрудняют его нахождение в части (дедовщина, унижения, отказ в лечении). Аналогичные правила действуют и при наличии крайней необходимости, когда бегство — единственный способ сохранить жизнь и здоровье.
Однако если обстоятельства отпали, но военный на службу не вернулся, оправданию он не подлежит.
Таким образом, основным разграничивающим моментом 2-х составов является умысел и продолжительность пребывания вне части.
О чем говорят законы?
Рассмотрим подробнее статью 337, рассказывающую в деталях того, что следует оценивать как самовольное оставление воинской части и каким образом наказывать за это. Из текста закона следует, что наказание можно применить к такому солдату, чей срок отсутствия — больше 10 суток. А вот в зависимости от длительности возможны вариации. Итак, предположим, солдат не был на месте больше 10 дней, но все же явился раньше, чем прошел полный месяц.
Самовольное оставление части по закону наказуемо как и при неявке в положенное время. Привлекаются, наказываются контрактники, призывники. Суд устанавливает ограничение на прохождение службы длительностью 2 года. Также можно посадить провинившегося за решетку. Для этого предназначены дисциплинарные части. Суд вправе назначить срок 3 года.
Могут присудить и больше
В некоторых случаях суд может решить, что речь идет не о самовольном оставлении части, а о полноценном дезертирстве. Здесь судья вправе вынести решение о семи годах в тюрьме. О дезертирстве могут сказать, если солдат не пришел на место службы, ушел с него или просто уклоняется от прохождения.
По действующим нормативам законов, такой солдат, за которым дезертирство было установлено впервые, может избежать уголовной ответственности. Это остается на усмотрение судьи. Если суд постановит, что человек оказался заложником обстоятельств, сложившихся не в его пользу, тогда можно полностью отменить наказание. В любом из случаев человек, покинувший место службы, должен по возможности быстрее явиться обратно. От этого будет зависеть и то, как судья расценит поведение провинившегося, и метод подхода к процессу.
Судебная практика по статье
Приведем пару примеров из судебной практики по ст.337 УК РФ.
Младший сержант С. без объективных причин ушел из военного госпиталя, где он проходил лечение, и в течение целого месяца не приходил в свою часть. Военный комиссар указал ему на необходимость вернуться на службу, но он не выполнил данное требование.
Здесь стоит пояснить, что самовольным оставлением воинской части или места службы считается оставление любого места на территории части, в том числе и госпиталя, поэтому младший сержант С. совершил преступление, покинув госпиталь без уважительной причины.
Действия матроса Б. были определены военным судом Фокинского гарнизона по ч.4 ст.337 УК РФ, так как он покинул свою воинскую часть больше, чем на месяц. При проведении следствия было установлено, что матрос Б. покинул свое место службы потому, что после смерти его матери у него остались маленькие брат с сестрой и старая бабушка, за которыми был необходим постоянный уход, а он остался единственным кормильцем семьи.
Такие обстоятельства признаны уважительными причинами для оставления службы, поэтому все обвинения с матроса Б. были сняты, а его самого уволили в запас.
Нормы законодательства
Сказанное ранее показывает, что в квалификации сокрытия преступлений есть немало нюансов:
- Отсутствие какой-либо ответственности за сокрытие тяжких и средних преступлений.
- Отсутствие отдельного наказания за сокрытие преступлений сотрудниками следственных органов. На практике к ним применяют статью 286 – превышение должностных полномочий. Но это всё же совсем иная квалификация их действий.
- Сложность разграничения понятий пособничество и укрывательство. Для этого нужно точно доказать факт предварительного сговора, либо его отсутствие, что не всегда возможно.
Кроме этого, под 316 статью УК подпадают именно активные действия по сокрытию преступления. Если человек просто не сообщил о преступлении, то его действия не могут быть квалифицированы по данной статье.
Помимо 316-й статьи, в УК были внесены поправки в рамках «пакета Яровой». Одной из низ стала статья 205.6 «Несообщение о преступлении». Суть этой статьи в том, что достаточно не сообщить о преступлениях, квалифицируемых по статьям 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Главным образом статья призвана ужесточить ответственность за пособничество террористам. Но пока не совсем ясно, как она будет применяться на практике.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Администрация Красногорского района Алтайского края
Далеко не секрет, что система правоохранительных органов держится на так называемой «палочной» системе, из которой складываются показатели работы. Это количественные и качественные показатели, вытекающие из статистических данных. При оценке работы подразделений полиции важную роль имеет раскрываемость преступлений, чем больше раскрыто преступлений, тем лучше показатели работы. Так в случае если из 10 преступлений раскрыто 10, полицейский сработал «на отлично». Вместе с тем далеко не секрет, что успешные результаты работы зачастую складываются не из работы сотрудников по раскрытию преступлений – сложной работе по поиску лиц совершивших преступления, отысканию похищенного имущества, а наоборот. Из работы по укрытию преступлений от учета.
Участковый уполномоченный или сотрудник уголовного розыска, а порой и сотрудники дежурной части просят граждан не писать заявлений о преступлениях. Мотивируется это такими словами: «вас по судам затаскают», «будут постоянно вызывать», «все равно ничего не найдут а вы измучайтесь». Выгода ясна: 5 преступлений которые совершены в условиях очевидности, полицейский зарегистрирует, а 5 укроет, путем уговора граждан. Он будет иметь 5 раскрытых – 100 %, вместо 5 на 5 – 50 % раскрытых. Получив, таким образом, премию, вместо выговора.
И дело не только в премии, которую сотрудник получит за «высокие» результаты работы. Зарегистрированное преступление и возбужденное уголовное дело уже само по себе обязывает полицейского провести целый комплекс мероприятий: опрашивать граждан, искать украденное имущество, делать запросы в специальные картотеки и др. Так можно и на работе задержаться, и в выходные проработать. Бумага, бензин, ночные выезды… Или спокойный вечер перед телевизором. Ответ очевиден.
И все же почему преступления должны быть зарегистрированы? Ответов несколько.
Во-первых, зарегистрированное преступление и возбужденное уголовное дело автоматически заставит сотрудников полиции сделать осмотр. В ходе осмотра изымают отпечатки пальцев рук иные следы по которым не очень часто, но не редко находят преступника ранее совершавшего преступления. Поскольку следы рук всех преступников собираются и хранятся в специальных банках данных, при обнаружении отпечатков и их проверке, можно установить их принадлежность конкретному лицу.
Во-вторых, краденное имущество, может быть обнаружено при совершении других преступлений. В случае если вы не заявляли о преступлении у участкового (даже если ему и известно о том, что это имущество украдено у Вас) нет никаких оснований для его изъятия, в случае если он обнаружит его работая по другому делу. Кроме того, если он его изымет, станет известно, что ранее он не стал регистрировать преступление (вашу кражу), что является основанием для наказания вплоть до увольнения, а порой и для возбуждения против полицейского уголовного дела.
В-третьих, телефон можно отыскать при помощи специальной системы индивидуального поиска, узнать через операторов связи, кем он используется, на какие номера производятся звонки. Установив граждан-абонентов по номерам телефонов его возможно найти.
В-четвертых. Возможно кто-то приведет пример: «Украдут у меня куриц на 1000 рублей, а мне в полицию съездить 3 раза в с. Красногорское и я уже больше потрачу». С этим сложно поспорить. Вместе с тем. При возбуждении дела полицейские в любом случае будут искать. Возможно, кто-то, совершив кражу впервые, побоится дальнейшего совершения противоправных действий или тот, кто уже имеет условный срок. Если же, никого не ищут. Преступник, не долго думая, продолжит нарушать закон. Деньги легкие и риска никакого. Еще страшнее если это побои, в том числе в семье. Избил раз, ничего. Второй сильнее, тоже ерунда. По статистике в более половинные случаев, это в конечном счете приводит к убийству или инвалидности жертвы.
В-пятых. Часто имеют место случаи, когда ряд серийных преступлений (а иногда и десятки) совершены одним лицом. Затем его находят, он сознается в совершении преступлений. К примеру, Иванов совершил 10 краж, но о 5 из них потерпевшие не заявили, поэтом сотрудники даже не будут спрашивать его о тех не заявленных кражах. Кражи не заявлены, дела не возбуждены – значит для полиции, их нет. Если бы кражи были заявлены, Иванову пришлось бы отвечать за содеянное.
В-шестых, 1 укрытое преступление в поселке это 30-40 в районе, и в итоге десятки и сотни тысяч по стране.
Названы виды и признаки мобилизации россиян
Мобилизацию в России можно осуществлять в общем или частном порядке, а также может осуществляться по условиям обстановки – открытая или скрытая.
При общей, государство и все ВС РФ будут переведены в полную боеготовность, также переводится экономика страны в военное состояние. В случае частичной можно проводить мобилизацию на отдельных территориях, например в зоне боев.
Эксперты считают, что при мобилизации маршруты на железнодорожном транспорте отменяются. Причиной этого являются интенсивные перевозки техники, в том числе в регионах, где проводятся военные операции, а также в оружейных и танковых заводах, чтобы ремонтировать боевые машины.
Таких решений в России сейчас нет ни на железнодорожном, ни на воздушном и водном маршрутах. Действует только режим ограничения рейсов в 11 южных и центральных российских аэропортах. Решение принято для безопасности, из-за радиуса действия ПВО.