Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по видам деятельности, регионам и отраслям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Формулы расчета прибыли предприятия
Ввиду многочисленности формул, применяемых на практике для расчета тех или иных разновидностей прибыли, мы предлагаем придать соответствующим эмпирическим данным табличным вид, исключительно удобства восприятия ради…
Таблица 1. Формулы расчета прибыли предприятия
НАИМЕНОВАНИЕ | ФОРМУЛА |
Формула расчета чистой прибыли | Пчист. = Поперац. – Нприб. |
Формула расчета выручки | В = Сед. * Кпрод. |
Формула расчета маржинальной прибыли | Пмарж. = В — Зперем. |
Формула расчета валовой прибыли | Пвалов. = В – Спроизв. |
Формула расчета прибыли от реализации | Преализ. = В – Сполн. |
Формула расчета балансовой прибыли | Пбаланс. = Ппродаж – Рпроч. + Дпроч. |
Формула расчета операционной прибыли | Поперац. = Пбаланс. + ПРвыпл. |
НДС: необходимые изменения
Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.
Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.
Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.
Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.
Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Примечательно, что на октябрьском заседании профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам, обсуждая поправки в Налоговый кодекс, вынес отрицательное заключение на этот законопроект. Депутаты считали, что повышение налогов негативно скажется на объёме инвестиций компаний и в перспективе может привести к снижению доходов регионов РФ, писали «Известия».
Хотя на пленарном заседании эти соображения не были учтены, опасения по поводу падения инвестиций, безусловно, оправданны. В первую очередь это может коснуться разработки новых месторождений или трудноизвлекаемых запасов. Очевидно, что в перспективе это может привести к падению добычи, а значит, и налоговых поступлений.
В связи с этим в законодательство вводятся различные преференции для таких объектов. И, хотя в Налоговом кодексе существует запрет на индивидуальные льготы, эти меры могут быть направлены на поддержку конкретных предприятий.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Что думают представители ювелирного бизнеса
Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:
«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.
Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.
Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.
В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.
И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.
Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.
Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».
Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета
В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):
Показатель налоговой нагрузки | Формула расчета | Пояснения |
Для ОСНО (общей системы налогообложения) | ННосно = (Нндс + Нп) : В | ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;
Нндс — НДС к уплате, согласно декларации; Нп — налог на прибыль к уплате; В — выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках. |
Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) | ННесхн = Несхн : Десхн | ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;
Несен — ЕСХН-налог к уплате; Десен — доход по ЕСХН-декларации. |
Для УСН (упрощенной системе налогообложения) | ННусн = Нусн : Дусн | ННусн — налогвая нагрузка по УСН;
Нусн — УСН-налог к уплате; Дусн — доход под декларации. |
Для индивидуального предпринимателя | ННндфл = Нндфл : Дндфл | ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;
Нндфл — НДФЛ по декларации; Дндфл — доход по 3-НДФЛ. |
По НДС (вариант 1) | ННндс = Нндс : НБобщ | ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС к уплате; НБобщ — налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС). |
По НДС (вариант 2) | ННндс = Нндс : НБрф | ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС к уплате; НБрф — налоговая база по разделу 3 декларации по НДС. |
По налогу на прибыль | ННп = Нп : (Др + Двн) | ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп — налог на прибыль к уплате; Др — доход от реализации по декларации; Двн — внереализационный доход по декларации. |
Ошибка: Налогоплательщик обнаружил существенные отклонения от средних показателей налоговой нагрузки в невыгодную для него сторону. Он никак не аргументировал наличие низкой налоговой нагрузки.
Комментарий: При обнаружении низкого показателя налоговой нагрузки, следует проверить использованные при расчете сведения. Если все в порядке, для ИФНС следует подготовить аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Таковыми могут быть экспортные операции, создание запасов товара, инвестирование, увеличение расходов, связанных с повышением цен поставщиками, временные проблемы с продажами, неправильно определенный ОКВЭД.
Ошибка: Налогоплательщик не проверяет показатель налоговой нагрузки.
Комментарий: Зная показатель налоговой нагрузки, можно определить шансы на попадание в план выездных проверок ИФНС и провести полезные для бизнеса расчеты.
Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?
Уплата налогов – обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все по-другому.
Недавно Игорь Сечин, глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России. Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто должен платить налоги первой статьей?
Энергодобывающая сфера, как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.
Индивидуальные налоговые льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.
Что такое налоговая нагрузка и где взять ее значения
Налоговая нагрузка — это доля выручки, которую организация отдает в виде налогов. ФНС по результатам года рассчитывает средний показатель для каждой отрасли. Показатели налоговой нагрузки по видам деятельности на 2018 год ФНС утвердила в приложении 3 к приказу от 30.05.2017 № ММВ-3-06/333 и опубликовала на официальном сайте в разделе «Налогообложение в РФ» → «Контрольная работа» → «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Значения налоговой нагрузки по налогам и взносам смотрите в таблице в конце статьи.
Компании, у которых налоговая нагрузка меньше среднеотраслевых, рискуют попасть под особый контроль налоговиков. Эти показатели ФНС учитывает, когда отбирает претендентов на выездную проверку. Сразу с проверкой налоговая не придет. Вначале инспекторы сравнят показатели в динамике за три года. И если налоговая нагрузка падает, то направят запрос о причинах снижения. Требование придет и в том случае, если налоговая нагрузка за предыдущий год ниже среднеотраслевой. Потом могут вызвать руководителя для беседы. Ходить главбухам на допрос за директора налоговики запретили.
Самые зависимые от черного золота регионы — Татарстан и Оренбургская область
Названия этих регионов уже прочно ассоциируются с добычей полезных ископаемых. Половина всех налогов была собрана с компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых (и большей частью имеются в виду именно топливно-энергетические полезные ископаемые), — 1,65 трлн рублей (49%).
Налоги на предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, составили в Татарстане 64,6% всех сборов, то есть две трети — 480 млрд рублей. Башкортостан зависит от условной «нефтянки» на 60% — 251,2 млрд рублей пришлось на добычу полезных ископаемых. Настолько же зависит и Удмуртия (141,6 из 216,7 млрд рублей). У Пермского края и Самарской области зависимость меньше — 57% (232,8 млрд) и 45% (220,1 млрд) соответственно. Самый зависимый от добычи полезных ископаемых регион ПФО — Оренбургская область, которая в прошлом году со своих «медных гор» и скважин собрала почти 80% всех налогов (300,8 из 382,5 млрд рублей).
Высокая доля «нефтянки» означает, что в вышеперечисленных регионах слабо развита обрабатывающая промышленность и живут они фактически благодаря тому, что зарыто в земле, а само зарытое в земле перерабатывается уже в других регионах (или странах).
…а АвтоВАЗ с нефтепереработкой сделали Самару более диверсифицированной
Всего же по ПФО в 2018 году на обрабатывающие производства пришлось лишь 20,1% налогов, то есть лишь пятая их часть. В Татарстане на предприятия этой сферы пришлось 11% (81,6 из 742 млрд рублей). Нельзя сказать, что в РТ собрали в абсолютных цифрах больше, чем в других субъектах ПФО. Да, больше, чем в слаборазвитых Кировской области, Марий Эл, Мордовии. Но меньше, чем в Нижегородской области, где нефти нет. Там с обрабатывающих компаний собрали почти на 40 млрд рублей больше, чем в Татарстане, как, по тем же причинам, собрали в Саратовской (91,5 из 188,6 млрд рублей).
Отдельно стоит отметить «близнеца» РТ по «нефтянке» — Самарскую область, в которой на добычу полезных ископаемых пришлось лишь на 45% (а не 65%, как в Татарстане). Там обрабатывающая промышленность куда более развита — на нее в 2018 году пришлось 25% всех налогов, или 123,8 млрд рублей. То есть экономика этого региона гораздо более сбалансирована, потому что диверсифицирована и менее зависит от мировой конъюнктуры на черное золото.
Действительно, в топ-10 крупнейших компаний региона есть три предприятия, завязанных на добычу сырой нефти: «Самаранефтегаз» с оборотом в 185,6 млрд рублей и «РН-Транс» с оборотом в 72,5 млрд рублей (обе принадлежат «Роснефти») и АО «РИТЭК» с оборотом в 112 млрд рублей (принадлежит «Лукойлу»). Первое же место по выручке принадлежит АвтоВАЗу с 233,8 млрд рублей. Впрочем, 62,9 млрд рублей пришлось на производство нефтепродуктов.
В Татарстане 31,5 из 81,6 млрд рублей, начисленных к уплате обрабатывающим производствам, пришлось на производство напитков (очевидно, немалая доля собрана с производителей алкоголя, того же «Татспиртпрома»).
Контроль допустимого уровня нагрузки
Мало рассчитать нагрузку и сравнить ее с установленной нормой. Чтобы не давать поводов для проверок налоговой, нагрузка должна адекватно соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.
Сейчас у налоговых органов есть право просматривать сведения за предшествующие три года и принимать их во внимание. Если нынешняя нагрузка будет резко отличаться от показателей за предыдущие годы, ИФНС потребует объяснить такую разницу или отправится к вам с личной проверкой.
- Налоговая нагрузка демонстрирует, какая доля выручки уходит на погашение налоговых обязательств предприятия.
- ИФНС устанавливает коэффициенты нагрузки для разных направлений бизнеса. Если показатели предприятия значительно ниже безопасного значения, инспекторы могут устроить выездную проверку. Владельцу бизнеса придется доказать, что заниженная нагрузка обоснована, и представить убедительные аргументы.
- Банки не стремятся сотрудничать с предприятиями, чья нагрузка значительно ниже установленной нормы. Они могут заподозрить такую компанию в «отмывании» денег и недобросовестности. Финансовые учреждения вправе блокировать расчетные счета и проводить тщательные проверки движения средств. Если предприятие не докажет, что такой уровень нагрузки обоснован, ей откажут в обслуживании.
- Налоговая нагрузка помогает бизнесу самостоятельно контролировать выполнение обязательств. Кроме того, она позволяет анализировать эффективность компании, планировать расходы, выбрать оптимальный налоговый режим. Подобный аудит выявляет «слабые» места бизнеса, помогает снижать риски и прогнозировать результаты выбранной финансовой стратегии.
- Если налоговая нагрузка предприятия слишком большая, это вряд ли заинтересует налоговиков, но ударит по бюджету бизнеса. Чтобы оптимизировать расходы, стоит снизить нагрузку или сменить налоговый режим.
- Регулярный самоконтроль позволяет предприятию избегать претензий от ФНС и повышает лояльность инспекторов, если они все же нагрянут с проверкой.