Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допрос в налоговой: подробно о важном». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС
Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:
- ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
- налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
- налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.
В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:
- страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
- плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
- страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
- плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.
Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы
Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.
- Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
- Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
- Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.
И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.
Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.
На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа (п. п. 2, 4 ст. 101 НК РФ). Руководитель или его заместитель может предпринять меры дополнительного контроля, если решит, что нельзя сделать однозначный вывод о нарушении законодательства. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения мероприятий и оформления нового акта.
Если же руководство ФНС сразу примет окончательное решение, то возможны два варианта:
- о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
- об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).
Неудобное время для допроса
Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.
Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах. В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).
Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:
-
листок нетрудоспособности;
-
документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.
Для дачи свидетельских показаний лицо вызывается в налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, в указанное в повестке время. Как говорилось ранее, свидетель может дать показания по месту пребывания в случаях, предусмотренных пунктом 4 ст. 90 НК РФ или по усмотрению инспектора.
Согласно Письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух сотрудников налоговой службы, предварительно получив согласие свидетеля и совместно проживающих с ним лиц о разрешении входа в жилое помещение. О разрешении входа в квартиру/дом делается пометка в протоколе, под которой должны оставить подписи свидетель, сожители и прибывшие налоговики. При отсутствии единогласного разрешения на доступ инспекторы не имеют право входить в жилое помещение в соответствии с п. 5 ст. 91 НК РФ.
В случае, если свидетель находится далеко от налогового органа, проводящего проверку, инспекция может направить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения лица письменное поручение о допросе.
Начинается контрольное мероприятие с установления личности свидетеля. После установления личности свидетелю разъясняют его права и предупреждают об ответственности за ложные показания и намеренное уклонение от ответа на вопрос инспектора. При применении технических средств фиксации процесса мероприятия сотрудник налоговой обязан сообщить об этом до начала допроса. После проведённого инструктажа свидетель должен оставить свою подпись как знак осведомления.
После беседы и составления протокола, протокол нужно подписать. Не спешите этого делать, прочтите 9 пункт этой статьи, чтобы не допустить ошибок и избежать неприятных последствий.
Форма протокола допроса свидетеля утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. С 3 сентября 2018 года свидетелю обязаны отдавать копию протокола, при отказе от получения копии в документ заносится соответствующая запись.
Важность допроса трудно переоценить как проверяемому налогоплательщику, так и инспекторам.
От результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.
Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку, который составляет 1000 руб.
Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.
Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).
Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.
Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.
После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.
С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.
Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.
Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.
Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, то лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.
Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).
В этих случаях предварительная консультация налоговых у юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;
В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.
Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.
Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.
Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?
Нежелательно отвечать на вопросы: «не помню», «не знаю», «забыл».
Правильнее говорить: «необходимо уточнить», «нужно посмотреть документы», «могу позднее предоставить информацию, так как сейчас не готов ответить».
На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.
В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.
В нашей практике имел место быть случай, когда инспектор умышленно изменял суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражал это в протоколе. Этот же инспектор на замечания свидетеля сделал вид, что вносит изменения в протокол применительно к конкретному ответу, который потребовал изменить свидетель. По всей видимости, инспектор надеялся на невнимательность свидетеля, который не заметит, что изменений нет. Но, бдительный свидетель и здесь заметил подвох и уже более настойчиво просил внести изменения в протокол, после чего инспектор отразил информацию так, как её сообщил свидетель.
Также в практике были случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.
Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.
В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.
Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос.
На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.
Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует (сидите, мол, и слушайте, только не мешайте), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить «простого юриста».
Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.
Убедительные разъяснения положений действующего законодательства помогают редко.
Ярость и пыл таких горе-сотрудников налоговой службы помогают укротить только заранее заготовленные распечатки двух писем ФНС РФ (от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@), в которых прямо указано на возможность участия юриста в процедуре допроса.
Присутствие юриста призвано избежать некорректного и неправильного отражения в протоколе допроса показаний свидетеля, исключить двусмысленность и противоречивость.
Юристу не запрещено в ходе допроса разъяснять свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос.
При этом, важно помнить, что пришедший юрист – это не свидетель и он не может самостоятельно отвечать на вопросы.
Присутствие юриста также дисциплинирует инспекторов при допросе, исключает возможность оказания психологического воздействия, угроз и запугиваний.
С другой стороны все правила о присутствии юриста работают, если того хочет свидетель.
Желание проверяемого налогоплательщика обеспечить участие своего юриста на процедуре допроса свидетеля не препятствует инспектору провести допрос. О том, что участие проверяемого лица при проведении допроса не предусмотрено, разъясняется в соответствующих письмах Минфина России (от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156).
Помимо допроса, существуют: пояснения и объяснения.
«Объяснения» — это не допрос, хотя и очень похож на него.
Главное отличие объяснений от допроса заключается в том, что объяснения собирают сотрудники полиции (отдел по экономическим преступлениям и противодействия коррупции) в рамках доследственной проверки либо в рамках совместной с налоговой службой проверки. В последнем случае, когда ведется совместная проверка, может быть оформлен протокол допроса по форме ФНС и сотрудник полиции в этом случае обязательно должен быть включен в состав проверяющих, о чем оформляется соответствующее решение, которое в обязательном порядке вручается проверяемому налогоплательщику.
Еще одно отличие объяснений от допроса: в объяснениях нет предупреждения об ответственности за дачу ложных показаний либо отказа от дачи объяснений.
То есть, допрос – это обязательная для свидетеля процедура, и за отказ от дачи показаний в ходе допроса на свидетеля возлагается штраф в сумме 3000 руб., в то время как объяснение – добровольная. Иными словами за отказ от дачи объяснений нет никакой ответственности.
Также объяснения – это изложение информации свидетеля по каким-либо отношениям без постановки четких вопросов (то есть вопросы не пишут в объяснениях, в то время как в протоколе допроса указывается каждый вопрос и ответ на него).
«Пояснения» — это также не допрос, но собираются пояснения налоговыми инспекторами.
Пояснения может дать любое должностное лицо организации, в том числе лицо по доверенности, поскольку вызывается, как правило, не конкретный свидетель. Процедура дачи пояснений также не сопровождается составлением протокола допроса, не сопровождается предупреждением об ответственности.
Кроме того, для дачи пояснений налоговый орган вызывает налогоплательщика на основании уведомления, а не повесткой.
Таким образом, допрос, как процедура сбора и фиксации (протоколирования) показаний свидетеля относительно обстоятельств, имеющих значение для уплаты налогов, может быть осуществлен только должностным лицом налогового органа (полицейским, включенным в состав проверяющий налоговой проверки) с обязательным соблюдением установленного порядка разъяснения свидетелю его прав и ответственности.
А с чего вдруг встречная проверка?
Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.
Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.
В каких случаях налоговая может прийти с проверкой без предупреждения
О своем приходе в офис налоговики не обязаны предупреждать организацию заранее. Выездная начинается с даты вынесения решения о ее проведении, которое должно быть вручено налогоплательщику. При некоторой доли везения, между датой его получения и днем прихода инспекторов может быть временной разрыв. Например, если решение направлено по почте или по ТКС.
Организация может спрогнозировать возможности попасть под выездной контроль, тщательно проанализировав свою деятельность, долю фискальной нагрузки, присылаемые по контрагентам «встречные» требования. Одним из весомых признаков планирующейся встречи с выездниками является истребование инспекцией банковских выписок за три года, о чем фирме может стать известно при наличии доверительных отношений с сотрудниками банка, в котором открыты счета.
Как правило, вместе с решением о проведении ВНП налогоплательщик сразу же получает первое требование о представлении документов.
В случае, если они запрашиваются по ТКС, первая очная встреча с контролерами может произойти значительно позже начала ревизии.
В каких случаях визит налоговиков в офис является законным, а в каких — нет?
Налоговая проверка — обычное действие, с которым периодически сталкиваются практически все компании. Соответственно, такие действия входят в сферу полномочий сотрудников ФНС. Однако далеко не всегда визит налоговиков является законным. Как же распознать, нарушается ли закон во время конкретной выездной проверки или нет? Вот несколько советов:
- попросите налоговиков предъявить свои служебные удостоверения. Здесь ситуация абсолютно аналогична просьбе к полицейским представиться. Налоговики являются гражданскими государственными служащими и обязаны представиться, назвать свой государственный чин, звание, фамилию, имя, отчество. Если отказываются предъявить свои документы и назвать себя, перед вами кто угодно, но не налоговики;
- проверьте полномочия визитеров — право проводить налоговую проверку (и принимать решение о ее проведении) имеет только то отделение ФНС, в котором компания встала на учет. Соответственно, визит любых других сотрудников налоговой службы будет незаконным. Даже если это какой-либо вышестоящий налоговый орган;
- попросите налоговиков ознакомить вас с приказом о проведении выездной налоговой проверки, оставить вам копию приказа. Приказ о проведении выездной налоговой проверки должен быть подписан руководителем налогового органа либо его заместителем. Больше никем. У приказа есть определенная форма, которая должна быть соблюдена. Если приказ подписан не тем лицом и форма его не соблюдена, то приказ недействителен. Обычно налоговики строго соблюдают форму и порядок подписания приказа, но внимательность не будет лишней;
- в приказе о проведении налоговой проверки должно быть правильно указано наименование налогоплательщика, а также ФИО и должности лиц, которым поручено провести проверку. При выявлении любых несовпадений, а также документально оформленного постановления о проведении выездной налоговой проверки она будет незаконной, и вы имеете право не пускать лиц, которые пришли к вам в офис;
- уточните у налоговиков предмет проверки — по какому налогу вас пришли проверить. Например, если налоговики пришли проверить правильность исчисления компанией НДС и НПО, они не вправе требовать документы по НДФЛ или по другим налогам;
- уточните сроки проведения проверки — согласно законодательству, налоговая проверка не может продолжаться дольше, чем два месяца с момента принятия решения о ее проведении. В особых случаях сроки могут быть продлены руководителем налогового органа еще на два месяца. Это означает, что если два месяца уже прошли, а проверка не завершена и нет постановления о ее продлении, действия налоговиков являются незаконными;
- контролируйте цели проверки — действия налоговиков должны быть ограничены целями проверки и касаться только тех фактов, которые указаны в постановлении. Изъятие документов или техники, которые не имеют отношения к задекларированным целям проверки, требования предоставить сведения, которые не относятся к целям проверки, и другие подобные действия со стороны сотрудников ФНС являются незаконными и вызывают обоснованные сомнения в правомерности всей процедуры.
Как себя вести при выездной налоговой проверке
В завершение обобщим советы о том, как следует себя вести при выездной налоговой проверке:
- Сведите к минимуму возможность проведения в отношении вас выездной налоговой проверки: добросовестно ведите бизнес, работайте с проверенными контрагентами, организуйте корректное исчисление и уплату налогов, а также сдачу отчетности, используйте законные схемы минимизации налогов.
- Налоговики работают с документами. Если вы заключите договор о ведении бухгалтерии со сторонней организацией или фирмой по хранению документов, то при визите налоговиков выиграете немного времени и сможете подготовиться, так как документов по месту нахождения у вас не будет на законных основаниях и налоговикам придется выставить требование об их представлении.
- Заведите себе в офисе «чистый» компьютер, где будет только бухгалтерская база и не будет следов (файлов, переписок, сканов документов и пр.) какой-либо деятельности. Этот компьютер и предъявите налоговикам, чтобы исключить попадание к ним лишней информации.
Если проверка все-таки к вам пришла, не следует препятствовать ее проведению.
Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, других документов, имеющихся у налогового органа. Процедура проведения камеральных налоговых проверок прописана в ст. 89 НК РФ. Целью камеральной проверки является:
Контроль за соблюдением налогоплательщиком нормативных правовых актов о налогах и сборах;
Выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
Взыскание сумм налогов по выявленным правонарушениям;
Привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
Подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
В редких случаях ошибочные действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов нужно обжаловать сразу. Лучше придержите их в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении собственных ошибок. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицам) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата.
Любая предпринимательская деятельность, так или иначе, всегда связана с риском того, что руководством или отдельными сотрудниками компании могут быть совершенны действия, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При наличии данных о правонарушениях различного рода в сфере финансовой, предпринимательской, хозяйственной или торговой деятельности, а также сведений о нарушении действующего законодательства органам полиции предоставляются право проводить проверку в целях подтверждения этих данных.
Права оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями регламентируются Законом РФ от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
Проверка полицией должна проводиться в присутствии двух понятых и представителя организации, в которой проводится проверка. Копии постановления вручаются представителям и понятым, также им вручаются копии описей и протоколов, составленных в результате проверки.
При отсутствии понятых и представителей проверяемой организации проверка производится при участии органов местного самоуправления или представителей исполнительной власти, производится осмотр складских, производственных, торговых и других служебным помещений, а также мест хранения или использования имущества организации.
Представители органов полиции также имеют право на осмотр средств транспорта, который должен проводиться в присутствии владельца транспортного средства и двух понятых. Следует учесть, что в неотложных случаях досмотр может производиться и в отсутствии владельца транспортного средства.
Сотрудники полиции имеют право ознакомиться и изучить документы граждан и организаций на денежные средства и материальные ценности, а также могут временно изъять их, но в этом случае обязательно составление описи документов и протокола. Изъятие производится, если имеются основания полагать, что документы могут быть изменены либо подменены, сокрыты или уничтожены. Органы полиции могут изымать документы на срок, не превышающий семь суток, а в случае, если изъятие приводит к приостановке деятельности проверяемой организации, документы могут быть изъяты на срок не более двух суток.
Полномочия сотрудников полиции позволяют им требовать проведения ревизий и проверок хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации, производить изъятие образцов продукции или сырья, из которого она изготавливается, а также опечатывать различные помещения, места хранения документов, кассы и т. п. Также как и в случае с изъятием документов опечатывать помещения можно на срок не более семи дней или сорока восьми часов, если это приводит к приостановке деятельности организации.
Следует помнить, что органы внутренних дел имеют право проверить вашу организацию или вас, если имеются данные о правонарушениях с вашей стороны, либо если правонарушение, например, невыдача чека, была замечена сотрудником милиции лично.
Данные о правонарушениях должны быть официальными, ни в коем случае не анонимными. Они обязательно должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части Районного Управления Внутренних дел, а письма и заявления регистрируются в журнале секретариата. На основании зарегистрированных данных о правонарушениях сотрудникам органов внутренних дел дается право на проверку полицией конкретной организации, с обязательным указанием мотивов, которые привели к проверке. Следует подчеркнуть, что направление дается на проверку именно конкретной организации, если направление отсутствует, то составленные во время проверки протоколы не имеют юридической силы.
Если же сотрудник полиции лично зафиксировал правонарушение, он обязан принять меры к его устранению. В этом случае направление не требуется.
Сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, принимать меры, допустимые законом, такие как, например, административное задержание.
Полиция имеет право проверять такие документы, как удостоверение личности (паспорт), лицензии, свидетельство о регистрации деятельности предпринимателя, правоустанавливающие документы (патенты и пр.), кассовый журнал, сертификаты, накладные и тому подобную документацию.
Сотрудники внутренних органов, проверяющие наличие документов, не имеют право давать им правовую оценку. Они обязаны по выявленным нарушениям составить акты и передать их в соответствующие органы (например, Госсанэпиднадзор или налоговая инспекция), которые уполномочены к принятию мер по данным правонарушениям. Например, проверка наличия у предпринимателей санитарных книжек не входит в полномочия сотрудников полиции, такое право предоставляется, согласно действующему законодательству, только сотрудникам Роспотребнадзора.
Полиция может изъять документацию на денежные средства, материальные ценности, финансовые и кредитные операции. Такое право предоставляется им только в тех случаях, когда объектом правонарушения является сама документация.
Сотрудники полиции не имеют права изымать лицензии, регистрационные свидетельства, гигиенические заключение на сырье или товар, сертификаты соответствия и т. п.
Также сотрудники полиции имеют право наложить на должностное лицо административное взыскание (штраф) за продажу товара без соответствующих документов или без применения ККТ, и незаконную торговлю товарами, реализация которых ограничена, либо запрещена. За такие правонарушения можно получить штраф от трех до четырех тысяч рублей.
Как можно заметить, что сотрудники полиции обладают довольно обширными полномочиями.
Будьте бдительны и соблюдайте следующие процедуры при проведении проверки предприятия:
При появлении сотрудников полиции на предприятии проверьте у каждого из них удостоверения полицейского, установленного образца.
Перепишите установочные данные сотрудников полиции (ФИО, должность, подразделение и номер удостоверения).
Удостоверения полицейского сотрудники полиции обязаны предъявить представителю юридического лица.
Потребуйте от сотрудников полиции предъявить в письменном виде распоряжение руководителя органа полиции о проведении проверки предприятия.
Сотрудники полиции обязаны предъявить соответствующее распоряжение представителю предприятия, а также обязаны предоставить представителю предприятия копию указанного документа.
Ни при каких обстоятельствах не оказывайте сотрудникам полиции при проведении проверки силового противодействия, так как по звонку полиции могут быть вызваны сотрудники отряда специального назначения, которые вправе применять, в т. ч. физическую силу, что они с удовольствием и сделают.
Более того, в случае оказания противодействия сотрудникам полиции при исполнении служебных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
По требованию сотрудников полиции предоставьте в их распоряжение все необходимые документы, предметы, материалы и др. для проведения проверки.
Сотрудники полиции в целях проверки вправе изъять документы (их подлинники), предметы, материалы. Изъятие документов должно быть оформлено протоколом. Копию протокола изъятия получите в распоряжение предприятия.
В случае изъятия подлинников документов снимите копии изымаемых документов для предприятия.
Сотрудникам полиции по их требованию предоставьте возможность осмотреть все интересующие их помещения.
Сотрудники полиции вправе провести опрос или допрос работников предприятия по существу проводимой проверки.
Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?
Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением. Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа. Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато. Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.