Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия прокурора в надзорном производстве в уголовном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из конституционных прав граждан является право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Развернутое нормативное закрепление данного положения нашло в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права. При этом предусмотрено, что в определенных случаях рассмотрение обращений граждан может осуществляться в порядке, установленном другими законами, одним из которых является ФЗ «О прокуратуре РФ».
Понятие и значение функции работы с обращениями в органах прокуратуры
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Какие решения пересматриваются в порядке надзора
Для начала необходимо сказать, что не позднее октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции (СОЮ) появятся новые суды – апелляционные и кассационные. Это изменит перечень решений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ.
В настоящее время надзорная инстанция в уголовном процессе пересматривает вступившие в силу:
- Судебные решения, принятые при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции судами регионального уровня (областными, краевыми и т.д.) и окружными военными судами, если такие решения прошли апелляционное рассмотрение в ВС РФ.
- Апелляционные решения профильных коллегий Верховного суда (апелляционной, военной и по уголовным делам).
- Кассационные решения профильных коллегий Верховного суда (военной и по уголовным делам).
- Постановления Президиума ВС РФ.
Обжалование деяний или решений прокурора представляет собой сложную и многогранную процедуру, которая реализуется через целую систему органов государственной власти. Так, жалобу можно подать вышестоящему прокурору, дойдя таким образом на высшей надзорной инстанции – Генеральная прокуратура РФ. Если в деяниях должностного лица усматривается состав преступления, целесообразно направить заявление в Следственный комитет РФ. Исключительной инстанцией выступает Президент РФ, который также может рассмотреть материалы, предоставленные гражданином по факту нарушения со стороны прокурора. Для того, чтобы сформировать грамотное заявление и отстоять свои права в соответствующих инстанциях, следует принимать во внимание и использовать на практике все те правила и нюансы, которые были раскрыты в данной статье.
В ФЗ «О прокуратуре РФ» содержатся требования как профессионального, так и нравственно-этического характера в отношении лиц, назначаемых на должность прокурора.
В соответствии с указанным законом прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.
Предусмотрен также и возрастной ценз для прокуроров, назначаемых на руководящие должности. На должности районного, городского прокуроров и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет. На должности прокурора субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет. Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с честностью, неподкупностью и справедливостью.
Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу в торжественной обстановке, в условиях гласности. Присяга с подписью хранится в его личном деле. Принятая присяга обязывает будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы все участки прокурорского надзора были укомплектованы принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками.
Неправильное исполнение и злоупотребление своим служебным положением влекут за собой тяжкие последствия.
Прокурор за время службы не должен проявлять такие качества, как черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость.
В любом случае и при любых обстоятельствах необходим строгий контроль со стороны руководства за деятельностью подчиненных.
Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и общечеловеческого гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям. Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.
Необходимое для прокурора профессиональное качество – это инициативность. Должность прокурора у граждан должна всегда связываться с понятием справедливости.
Генеральный прокурор РФ в своих приказах указывает на недопустимость проявления со стороны работников прокуратуры предвзятости и произвола при расследовании уголовных дел, необъективности при рассмотрении жалоб, заявлений, сообщений и других обращений граждан.
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ (п. 1 ст. 14 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ (п. 2 ст. 14).
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ (п. 3 ст. 14).
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников (п. 4 ст. 14).
Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений (п. 5 ст. 14).
В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором (п. 6 ст. 14).
Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (п. 1 ст. 17).
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры (п. 2 ст. 17).
Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей (п. 3 ст. 17).
Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 17).
Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы
Вердикт, касающийся удовлетворения или неудовлетворения изучаемой нами жалобы, выносится Президиумом ВС России через голосование (решение принимается, если с ним согласилось большинство). Когда проголосовало одинаковое количество человек, жалобу надзорного плана не удовлетворяют.
Почему могут отменить решения суда?
- При нарушении актом суда прав и свобод, регламентированных Конституцией нашей страны, общими принципами и правилами международного права.
- По причине нарушения судебным актом прав и законных интересов граждан либо прочих публичных интересов.
- При нарушении однообразия в смысле и использовании судом правовых норм.
Основные нарушения в сфере оказания медицинских услуг
Значительное число нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья населения выявляются прокурорами в деятельности органов и организаций здравоохранения в субъектах РФ.
Среди наиболее типичных нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья человека, допускаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ, можно выделить следующие:
- неэффективное использование финансовых средств, выделенных на развитие здравоохранения;
- отсутствие надлежащей региональной (муниципальной) нормативной правовой базы, регулирующей вопросы охраны жизни и здоровья населения, несоответствие нормативных правовых актов субъекта РФ или муниципальных образований федеральному законодательству;
- необоснованное занижение расходов на охрану жизни и здоровья населения при формировании бюджетов, в том числе недостаточное финансирование модернизации современной медицины;
- ненадлежащая разработка и реализация программ (подпрограмм) развития здравоохранения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни среди населения, государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Достаточно часто в практике надзорной деятельности органов прокуратуры бывали случаи установления фактов, когда органами МСУ не разрабатывалось и не принималось вообще никаких муниципальных целевых программ, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи, профилактику заболеваний, создание новых и модернизацию устаревших учреждений здравоохранения.
Еще одним наиболее распространенным видом правонарушения, выявляемым в ходе прокурорского надзора, является освоение не в полном объеме финансовых средств, выделенных на реализацию программ (подпрограмм) в сфере охраны жизни и здоровья, а также нецелевое использование средств, выделенных на модернизацию сферы оказания медицинских услуг, на реализацию государственных и региональных (муниципальных) программ, направленных на охрану жизни и здоровья населения.
В качестве примера можно привести проверки, по реализации проектов в сфере здравоохранения во Владимирской области, проведенные в текущем году органами прокуратуры. Так, при проверке реализации проекта «Развитие медико-санитарной помощи» в Юрьев-Польском, Гусь-Хрустальном, Киржачском районах Владимирской области было установлено, что в обусловленный контрактом срок не были введены в эксплуатацию пять фельдшерско-акушерских пункта. Данный факт указывал на ненадлежащее осуществление контроля за своевременным исполнением условий контракта со стороны соответствующих учреждений здравоохранения.
В ходе более глубокой проверки строительства объектов были установлены нарушения в уже построенных и введенных в эксплуатацию фельдшерско-акушерских пунктах. В ряде лечебных учреждений Камешковского, Собинского, Меленковского, Ковровского районов не было принято необходимых мер к своевременному переоформлению лицензии и оказанию медицинской помощи в новых фельдшерско-акушерских пунктах, к тому же не был обеспечен не был обеспечен контроль за исполнением обязательств подрядчиками по поставке оборудования.
В результате о всех обнаруженных нарушениях при реализации нацпроекта «Здравоохранение» областной прокурор указал в представлении на имя губернатора Владимирской области.
Также при реализации национального проекта «Здоровья» частыми являются нарушения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. И даже после успешного проведения тендеров многие медицинские учреждения не могут воспользоваться его результатами из-за невозможности использования медицинского оборудования, в том числе в связи с его некомплектностью, отсутствием подготовленных помещений для установки оборудования и непринятием мер по подготовке и обучению медицинского персонала для работы с поступившим оборудованием.
Необходимо отметить, что нарушения законов органами прокуратуры выявляются в деятельности практически всех категорий медицинских организаций, в том числе в амбулаторно-поликлинических учреждениях, больницах и иных учреждениях, оказывающих стационарную медицинскую помощь населению, на станциях скорой медицинской помощи, в лечебно-профилактических организациях.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений можно выделить следующие:
- ненадлежащее кадровое обеспечение организаций здравоохранения, в том числе необходимыми врачами-специалистами;
- отсутствие должного анализа информации о состоянии и проблемах здоровья населения (в том числе соматического, репродуктивного, психического);
- недостаточное оснащение медицинских организаций и бригад скорой медицинской помощи необходимыми лекарственными средствами и медицинским оборудованием;
- нарушения требований законодательства о лицензировании (в том числе отсутствие лицензии на медицинскую деятельность, осуществление медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований);
- некачественное (неквалифицированное) оказание медицинской помощи, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть пациента;
- нарушения медицинскими организациями требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
- неисполнение при оказании платных медицинских услуг требований законодательства, в частности, норм Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (в том числе, отсутствие в договорах таких существенных условий как: сроки оказания платных медицинских услуг, порядок расчетов, права и обязанности сторон; необоснованное взимание платы за оказание медицинских услуг);
- неосуществление или некачественное осуществление медицинского наблюдения, медицинской диагностики, профилактических мероприятий;
- нарушения при оказании скорой медицинской помощи (в том числе несвоевременное прибытие бригад скорой медицинской помощи к месту вызова, незаконные отказы в выезде бригад скорой медицинской помощи и (или) в оказании скорой медицинской помощи, взимание платы за оказанную медицинскую помощь и т.д.).
Отмеченные недостатки в деятельности государственных органов субъектов РФ, органов МСУ, органов и учреждений здравоохранения, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, их должностных лиц требуют совершенствования организации прокурорского надзора в этой сфере, повышения эффективности его осуществления и принятия всех предусмотренных законом мер прокурорского реагирования, направленных на предупреждение и пресечение нарушений требований законов об охране жизни и здоровья населения нашей страны. Действенный прокурорский надзор, своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие мер к их устранению и недопущению как нельзя лучше способствуют предупреждению нарушений прав граждан.
Заключительные положения
Органам прокуратуры должны на регулярной основе осуществлять надзор за исполнением законодательства об охране здоровья и жизни населения нашей страны, обращая особое внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, соблюдение установленного Конституцией РФ права на бесплатную и безопасную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Многообразие нормативно-правовых актов в сфере охраны жизни и здоровья человека, своевременное внесение в них изменений, принятие новых законов, указов, постановлений, приказов позволяет более оперативно, всесторонне, детально регулировать рассматриваемые правоотношения.
В настоящее время вопросам обеспечения качества медицинских услуг стало уделяться большое внимание. Так, за последние годы приняты не один десяток подзаконных нормативных актов в сфере обеспечения качества и безопасности оказания медицинской помощи, что свидетельствует о прогрессивных тенденциях развития правовой регламентации прав пациентов. Вместе с тем ввиду того, что названные права пациентов во многом не конкретны, декларативны, а показатели их реализации субъективны, прокурорский надзор в данном направлении значительно усложнен.
Главная проблемы всей системы здравоохранения нашей страны в том, что принимаемые нормативно-правовые акты, в том числе различные национальные программы и иные проекты в сфере здравоохранения в регионах нередко оказываются не работающими на практике. Пока не будут устранены практические проблемы, связанные с огромным кадровым дефицитом, отсутствием в поликлиниках узких специалистов, нехваткой койко-мест, с устаревшими зданиями лечебных учреждений и отсутствием должного медицинского оснащения, полагать, что органы прокуратуры могут заставить «медицинские» законы работать бессмысленно. Для примера, право на выбор медицинского учреждения и врача практически невозможно реализовать на практике, поскольку почти всегда имеется превышение количества прикрепленных к поликлинике граждан по сравнению с установленными нормативами. А при нехватке медицинского персонала в районных больницах о выборе врача речи вообще быть не может, так как пациенты не могут получить консультацию у узкого специалиста ввиду его отсутствия.
Проблематично решать проблему, скажем, отказа в выдаче рецепта на лекарственные средства, если её масштабы не поддаются контролю, а обращаются с жалобами только единицы. И в этом нет никакой вины медицинской организации, работающей в условиях постоянного фактического дефицита финансирования средств на лекарственное обеспечение. Поэтому даже если прокурор и отреагирует на подобное нарушение, медицинская организация окажется всего лишь «козлом отпущения», в то время как сам корень проблемы в рамках прокурорского надзора нередко даже не рассматривается.
Аналогичным образом, сложно решаемым мерами прокурорского реагирования, видится также вопрос отказа в госпитализации пациентам по направлениям, которые не подлежат учету и контролю. В этом случае, в дополнение ко всему, прокурор может вскрыть подобные нарушения лишь при наличии соответствующего обращения.
Несмотря на столь проблемные условия существования современной системы здравоохранения, нельзя полагать, что правонарушения в рассматриваемой сфере совершаются исключительно в силу несовершенства в ее организации. Конечно, некоторые требования действующего законодательства в сфере охраны жизни и здоровья совершенно оторваны от реальной жизни и трудновыполнимы. Тем не менее работа по его совершенствованию нормативно-правовой базы должна вестись с учетом результатов осуществления прокурорского надзора. Так, именно органы прокуратуры видя на практике как работают законы в сфере здравоохранения и понимая причины совершающихся правонарушений, с учетом своих нормотворческих полномочий, могут помочь государству в решении насущных проблем в этой сфере.
При подготовке к проверке по конкретным направлениям в сфере охраны жизни и здоровья человека органам прокуратуры целесообразно:
- изучать материалы проверок соблюдения прав человека на получение бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, включая диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;
- анализировать сведения о состоянии здоровья населения, структуре заболеваемости, общей заболеваемости, демографической ситуации в регионе, динамике смертности, инвалидности;
- сравнивать количество людей, получивших медицинскую помощь за счет бюджетных и личных (спонсорских) средств;
- анализировать сведения о количестве пациентов, которым была оказана дорогостоящая (высокотехнологичная) медицинская помощь в федеральных и региональных учреждениях здравоохранения, а также направленных на лечение за границей за счет бюджетных и личных (спонсорских) средств, полноту оказанной медицинской помощи.
Необходимо повышать эффективность работы по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий и других органов, обладающих надзорными полномочиями в сфере здравоохранения.
Кроме того, на наш взгляд, возможная детализация компетенции прокурора по обеспечению законности на соответствующем направлении также будет способствовать более эффективному функционированию механизма защиты прав граждан в сфере охраны здоровья.
Куда и как подавать надзорную жалобу
Прежде всего следует понять, куда подается надзорная жалоба по уголовному делу. Согласно действующему законодательству, жалоба должна быть напрямую подана в Верховный суд РФ. Сделать это можно лично, или отправив заказное письмо по почте. С 1 января 2017 года появилась возможность обратиться в надзорную инстанцию, направив жалобу в электронном виде.
Нужно учитывать, что президиум ВС РФ может рассмотреть в порядке надзора судебные решения, перечисленные в третьем пункте статьи 412.1 УПК.
Что такое надзорная жалоба по уголовному делу? По сути – это обращение в Верховный суд с просьбой рассмотреть уголовное дело и принятое по нему решение с целью устранить допущенные судом нижестоящей инстанции ошибки. Главной целью пересмотра оспариваемого приговора является выяснение степени его законности и соответствия его требованиям действующего на территории РФ законодательства.
Ходатайства, заявленные путем составления жалобы, могут быть удовлетворены полностью или частично. В результате этого вступившие в силу постановления, определения и приговоры, могут быть аннулированы или изменены. Подобное возможно, если президиумом ВС будут обнаружены отступления от положений, действующих УК и УПК РФ.
Чаще всего подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ по уголовным делам мотивирована тем, что нижестоящие судебные инстанции принимают во внимание при вынесении решения доказательства, полученные незаконным путем, и, таким образом, являющиеся недопустимыми.
Текст документа должен отражать следующие сведения:
- название судебного органа;
- информация о заявителе: ФИО, процессуальное положение, контактные данные;
- список судов, которые изучали преступление ранее, их мнение по поводу наличия/отсутствия виновности подсудимого, иные обстоятельства;
- ссылка на судебные постановления, которые подлежат обжалованию;
- ссылки на законодательные нормы;
- основания для пересмотра постановления (как принцип законности при вынесении решений в прошлом был нарушен);
- просьба пересмотреть дело в порядке надзора;
- подписи заявителя и генпрокурора (или его заместителя);
- список нарушений прав, интересов и забот при вынесении судебных постановлений (если заявитель не принимал участие в деле).
К документу нужно приложить ксерокопии судебных постановлений предыдущих учреждений. Необходимо их заверение судами, которые рассматривали дело. Также к жалобе прикладываются документы и материалы, которые подтверждают доводы заявителя, отраженные в тексте обращения.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться по номерам телефонов:
- Москва доб. 143
- СПб доб. 702
- РФ доб. 684
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонив по номерам телефонов:
- Москва доб. 143
- СПб доб. 702
- РФ доб. 684
Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений
Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:
- Преследуемые цели.
- Правовое значение.
- Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
- Запрет на ухудшение положения осуждённого.
- Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
- Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
- Основания признания незаконными обжалуемых актов.
В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:
- по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
- по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
- процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
- процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
- уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.
Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.
Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.
Кассационное обжалование | Обжалование в порядке надзора |
Участники судопроизводства | |
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. | Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители) |
Поставленные задачи | |
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия. | |
Обжалуемые документы | |
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. | Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции. |
Госорган, рассматривающий дело | |
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. | Верховный Суд РФ |
Гарантия разбирательства при получении жалобы | |
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. | Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку. |
Рассматриваемые вопросы | |
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении | Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним. |
Сроки принесения протеста | |
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания. |
Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
Делопроизводство в прокуратуре
При этом отбираются документы, которые не подлежат регистрации. Руководителям вышестоящих прокуратур передают наиболее важные документы, которые требуют их решения.
Передача документов на всех этапах прохождения (на рассмотрение, исполнение от одного исполнителя к другому, с одного подразделения в другой) производится только через работников канцелярии по резолюции руководства.
Обращения граждан принимаются и оперативными сотрудниками на личном приеме. Анонимные обращения не регистрируются. Если в них содержатся сообщения о преступлении или о лицах, которые их совершили, они отправляются в органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность. При регистрации жалоб, по которым не заведено наблюдательное производство, а также жалоб, к которым прилагаются копии приговора, решения, постановления, определения суда; выводы (справок, определений) о проверке дел; постановления о возбуждении дела или принятия его к производству, о продлении срока следствия, наблюдательных производств и других документов по делам — алфавитные карточки заводятся на всех указанных в этих документах лицах (обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.).
Кроме алфавитных карточек на них выписывают справки.
Что такое надзорное производство
Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства. Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов.
Надзорное производство является факультативной частью криминального процесса. Его цель – обеспечение правильного применения законодательства, а также искоренение судебных ошибок.
А это значит, что надзорное производство еще и блюдет человеческие права, восстанавливая справедливость криминального делопроизводства.
Согласно закону, надзорная жалоба или представление сначала рассматриваются уполномоченной инстанцией. В процессе рассмотрения дело истребуется, изучается и заинтересованному лицу направляется ответ, который определяет либо отказывает в опротестовании конкретного вердикта.