- Медицинское право

Практика проведения совместных конкурсов и аукционов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика проведения совместных конкурсов и аукционов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Заказчики объединяются для проведения совместного аукциона в том случае, если у каждого из них есть потребность в определенном товаре. При этом у каждого такая потребность может быть по объему невелика, но объединив объемы, они получают в совокупности более привлекательный для потенциальных участников закупки аукцион.

Когда выгодны совместные закупки

Например, в совместных закупках часто встречается закупка заказчиками бумаги и других канцелярских товаров — это категория товаров всегда используется каждым заказчиком в своей работе.

Или когда заказчики объединяют свои потребности для того, чтобы сэкономить на так называемых сопровождающих услугах. Например, заказчикам необходимо закупить автотранспорт. Ситуация: из бюджета выделили денежные средства, и у нескольких заказчиков появилась необходимость закупки автотранспорта — школьных автобусов. Если автобусы будут покупаться у поставщика из другого региона, то доставляться они будут при помощи железнодорожных платформ. Рассмотрим данную ситуацию подробнее. На одну железнодорожную платформу помещается 2 автобуса. Если заказчик имеет потребность в одном автобусе и сам проведет такую закупку, у него возрастут затраты на доставку. Если же на платформе будет стоять автобус этого заказчика, и он объединится с участником этой совместной закупки, то оба сэкономят на сопутствующих затратах.

Кроме того, у нескольких заказчиков может находиться в совместном пользовании какое-то имущество. Например, они арендуют в одном здании помещение. По условиям аренды либо по условиям передачи помещения в безвозмездное пользование указано, что они должны это имущество содержать в надлежащем виде. Представим ситуацию, когда заказчикам необходимо сделать ремонт фасада. На первом этаже находится какое-то муниципальное учреждение, на втором — орган власти субъекта РФ, на третьем этаже занимает помещение Федеральная структура. Если каждый сам будет проводить аукцион на ремонт фасада, то может получиться, что на первом этаже ремонт прошел. Когда начали красить на втором и третьем, пошли подтеки краски — порча того ремонта, который сделан у первого заказчика. Или же будут не совпадать цвета на фасаде. Поэтому, как правило, в этих ситуациях заказчики также объединяют свои потребности.

В данной ситуации заказчики разного уровня — муниципальный, заказчик уровня субъекта и федерального уровня. Никаких ограничений ни в законе, ни в Постановлении №1088 насчет такого межбюджетного объединения не установлено. Те, чье финансирование идет из разных уровней бюджета, также могут объединиться для того, чтобы провести совместную закупку.

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Согласно требованиям ч. 2 ст. 25, в соглашении о проведении совместной закупки по 44-ФЗ содержатся:

  • информация об участниках договора;
  • код, идентифицирующий закупку, согласно ч. 2 ст. 114 закона о госзакупках;
  • материалы, характеризующие объект торгов, количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику;
  • НМЦК, установленная каждым участником и подкрепленная подробными расчетами и обоснованиями;
  • права, обязанности, меры ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе, о его полномочиях в пределах конкурса;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках работы и положениях, на основе которых она функционирует;
  • детальная информация об извещении, сроках его составления, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, максимальный отрезок времени, отведенный на формирование конкурсной/аукционной документации;
  • приблизительный период проведения закупки;
  • принцип распределения расходов по торгам, порядок их оплаты;
  • сроки действия соглашения;
  • регламент разрешения разногласий между участниками соглашения;
  • иные положения.

FAQ по совместным закупкам по 44-ФЗ

  • Кто обосновывает НМЦК для совместной процедуры?

    Часть 2 ст. 25 закона 44-ФЗ устанавливает, что НМЦК каждого покупателя, обоснование данной суммы должно содержаться в соглашении между сторонами, участвующими в проведении совместных торгов.

    В извещении о запланированной закупке, приглашении на закрытую процедуру, документах по каждому лоту указывается общая НМЦК заказчиков. Ее обоснование включает в себя аргументы, представленные каждым заказчиком (п. 6 Правил № 1088).

  • Допускается ли организация совместного аукциона для субъектов малого предпринимательства, если общая цена лота превышает 20 миллионов рублей, но цена каждого из контрактов меньше данной суммы?

    Так как в ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ идет речь о НМЦК, а в подпункте «б» п. 6 Правил № 1088 – о начальной (максимальной) цене лота, рекомендуется отказаться от приобретения ТРУ при помощи совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Дело в том, что пока отсутствует правоприменительная практика по данному вопросу в сфере совместных закупок по 44-ФЗ.

    Если заказчик собирается закупить ТРУ у перечисленных выше исполнителей в формате совместного конкурса/аукциона, рекомендуется установить начальную (максимальную) цену лота не более 20 миллионов рублей.

  • Можно ли подписать договор с единственным исполнителем, если совместная процедура считается несостоявшейся?

    Пункт 9 Правил № 1088 устанавливает, что если совместная процедура не состоялась, то в случаях, установленных законом 44-ФЗ, заказчики сами решают и договариваются о том, будет ли заключен договор с единственным поставщиком.

Порядок аккредитации участников желающих принять участие в электронном аукционе. (Открытом аукционе в электронной форме)

Для принятия участия в открытом электронном аукционе, участник должен иметь квалифицированную электронную подпись, регистрацию в Единой Информационной Системе и аккредитацию на электронной площадке.

С 01.01 2019г., вступил в силу новый порядок аккредитации на электронных площадках. Все новые участники закупок, проходят регистрацию в ЕИС, и автоматически аккредитуются на восьми государственных площадках. Несмотря на то что новый порядок удобнее, старого способа, на практике это несет ряд сложностей и неудобств. До 31.12.2019 г., участники, которые были аккредитованы ранее и имеют действующую электронно-цифровую подпись имеют возможность принимать участие в электронных закупочных процедурах, без регистрации в ЕИС. Эти участники имеют возможность пройти процедуру регистрации в ЕИС в течении 2019 года.

После регистрации участников закупки в ЕИС, операторы электронных торговых площадок, обязаны в течении одного рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС, осуществить аккредитацию участника на электронной торговой площадке, путем межсистемного информационного взаимодействия портала Госуслуг, Единой информационной системы, и электронными площадками согласно части 4 статьи 24.2 44 ФЗ.

Участие в открытых электронных аукционах ( электронных торгах ), проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 ( Электронный аукцион ПП 102 )

Постановление правительства от 05.02.2015 г. № 102 (далее ПП 102) утвердило 2 ограничительных перечня при проведении электронных закупок:

перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, подушки противопролежневые ортопедические, марля, салфетки, наборы реагентов, маски, контейнеры для биопроб, операционные светильники, томографы, иглы корневые, амплификаторы, кресла-коляски, глюкометры, трости опорные и пр. (далее — перечень № 1 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме ) );

перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры для хранения донорской крови, Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, расходные материалы для аппаратов экстракорпорального кровообращения, венозные канюли, мочеприемники и калоприемники (далее — перечень № 2 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме )).

Для целей осуществления электронных закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки поданные на электронные торги (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, электронном аукционе которые одновременно:

для заявок на электронный аукцион (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 ПП 102:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕЭАС;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

Читайте также:  Налоги ИП на УСН без работников в 2023 году

для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 ПП 102:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

В случае если заявка на открытый электронный аукцион (окончательное предложение в электронных закупках ), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2016 № 337; от 30.05.2017 № 663; от 14.08.2017 № 968; от 19.12.2018 № 1590)

для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;

для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.

Как согласовать контракт с единственным поставщиком

Если по результатам проведения торгов закрытым способом процедура признана несостоявшейся, заказчик вправе:

  • либо провести тендер заново, внеся соответствующие изменения в закупочную документацию;
  • либо заключить контракт с единственным поставщиком по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть по факту признания закрытого способа несостоявшимся.

Заключение контракта с единственным поставщиком подлежит согласованию в ФАС. Порядок такой процедуры утвержден в приложении №2 приказа Минэкономразвития №189.

Для получения согласования в этом случае необходимо направить в ФАС соответствующее обращение в течение десяти дней после подписания протокола о признании закрытой процедуры несостоявшейся.

Если по результатам закрытых процедур подана лишь одна заявка или только одна заявка из поданных была признана соответствующей требованиям, то к обращению в уполномоченный орган заявитель прикладывает:

  • копии всех протоколов, сформированных в ходе торгов;
  • копию письма ФАС о согласовании проведения таких процедур;
  • копию закупочной документации;
  • все поданные заявки на участие.

В обращении указывают номер и дату извещения.

Если по итогам закрытых торгов не подали ни одной заявки или все предложения отклонены, то в обращении к перечисленным документам заказчик добавляет:

  • сведения о поставщике, с которым предлагается заключить контракт;
  • его согласие на заключение контрактных отношений в соответствии с требованиями заказчика.

Структура соглашения сторон

Соглашение должно содержать:

1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;

1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);

2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;

3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;

4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;

5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;

6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;

7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;

8) примерный временной промежуток совместных закупок;

9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;

10) период действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Документация электронного аукциона по 44-ФЗ

Извещение должно содержать:

  1. Адрес сайта электронной площадки
  2. Дату окончания рассмотрения заявок
  3. Дату проведения торгов (только рабочий день)
  4. Размер обеспечения заявки
  5. Преимущества для поставщиков, например, малого бизнеса
  6. Требования к поставщику товара, работы, услуги
  7. Исчерпывающий перечень документов
  8. Ограничения для иностранных товаров и юридических лиц

Документация должна содержать:

  1. Наименование и описание закупки
  2. Описание условий контракта, срок подписания
  3. Требования к заявке участника
  4. Даты окончания срока подачи, рассмотрения заявок и проведения торговой сессии
  5. Размер и условия обеспечения контракта
  6. Информацию об ответственном лице заказчика, контактные данные
  7. Порядок разъяснения заказчиком положений документации
  8. Проект контракта

Документация не может содержать требований к оформлению и форме заявки.

Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ

Благодаря совместным закупкам удается осуществлять ряд процедур, которые не были бы возможны в другом формате – и это основное достоинство такого подхода.

Совместные торги прекрасно подходят, когда нужно закупить небольшой объем ТРУ. Тогда как проведение обычных торгов в подобной ситуации является нерациональным, поскольку требует слишком больших расходов. Данный подход решает и другую проблему – не всем поставщикам интересна работа с маленькими объемами, так как подобные заказы невыгодны. А значит, организатор торгов может вовсе не получить заявок на участие. За счет совместного формата процедуры удается повысить НМЦК. Таким образом, закупка становится более интересной для продавцов, а покупателям удается снизить расходы на ее проведение.

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Читайте также:  Как снять авто с учета после продажи в 2023 году

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа?

Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:

  1. Участники получают выгодные цены.
  2. Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
  3. Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.

Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.

Чтобы участвовать в электронном аукционе, необходимо аккредитоваться на той ЭТП, где он проходит. Для этого участник предоставляет оператору ЭТП следующие документы и информацию о себе:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше 6 месяцев. Для физлиц нужна копия паспорта.
  3. Копии учредительных документов юрлица.
  4. Иностранные компании прикладывают заверенный перевод документов о госрегистрации юрлица или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством его государства, для физлиц — копии документов, удостоверяющих личность.
  5. Документ, дающий право сотруднику действовать от имени юрлица:
    • копия решения о назначении или избрании,
    • копия приказа о назначении сотрудника на должность, дающую эти полномочия.

      Если от имени участника действует другое лицо, то к заявке необходимо приложить оригинал или заверенную нотариусом доверенность на право это делать (с печатью организации и подписью руководителя).

      Если такую доверенность подписывает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, то к заявке нужно приложить документ, который подтверждает эти полномочия.

  6. ИНН (или его аналог для иностранного лица).
  7. Адрес электронной почты.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.

Требовать другие документы и информацию заказчик не имеет права.

В течение 5 рабочих дней с даты, когда поступили документы от поставщика, оператор аккредитует участника электронного аукциона или отказывает в аккредитации. Поставщику приходит уведомление:

  • В случае положительного решения ЭТП открывает доступ к аукционам и пишет в уведомлении реквизиты счета для для обеспечения заявок.
  • При отрицательном решении пишет причины отказа.

Оператор электронной площадки обязан отказать в аккредитации, если поставщик:

  • Не предоставил документы.
  • Документы не соответствуют установленным требованиям.
  • Компания является оффшорной.

В других случаях отказывать нельзя. После отказа участник может направить повторное заявление, исправив недочеты.

Аккредитация действует 3 года с даты одобрения оператором ЭТП. Аккредитованный поставщик обязательно уведомляет оператора ЭТП о том, что:

  • В его документах и реквизитах что-то поменялось.
  • Сменились или прекратили действие указанные документы или сертификат электронной подписи.
  • Появились новые доверенности на работу от имени участника закупки.

После того как участник отправил оператору электронной площадки новые документы или информацию о себе, оператор размещает их на ЭТП или меняет сведения об участнике, указывая время изменений.

Оператор ЭТП не проверяет достоверность данных. Участник электронного аукциона сам несет ответственность за достоверность представленных документов и информации.

Аккредитованный участник вправе участвовать во всех аукционах на этой ЭТП, перечислив на свой счет обеспечение заявки. За 3 месяца до даты окончания аккредитации участник теряет возможность участвовать в аукционах, о чем оператор ЭТП сообщает ему в уведомлении. Участник проходит аккредитацию на новый срок в указанном выше порядке, но не раньше, чем за 6 месяцев до того, как перестанет действовать уже полученная аккредитация.

Оператор ЭТП обязательно ведет такой реестр, в котором указывает:

  • информацию из заявки на аккредитацию,
  • документы участника (за исключением копий ЕГРЮЛ (ЕГРИП), доверенностей и уставных документов),
  • дату прекращения действия аккредитации.

Запись в реестре делают в день принятия решения об аккредитации участника на ЭТП.

Если информация меняется, оператор вносит изменения в реестр в течение 1 часа с момента поступления новых данных и регистрирует дату изменений.

Оператор ЭТП исключает участника электронного аукциона из реестра участников электронного аукциона в течение 1 рабочего дня, если у него истек срок аккредитации или принято решение исключить его из реестра. Оператор обязан отправить участнику уведомление об исключении.

Все документы аукциона доступны поставщикам бесплатно. Любой поставщик, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на ЭТП, где проходит аукцион, может подать до 3 запросов на разъяснения. Запрос подается средствами ЭТП.

Сроки подачи запроса:

  • Запрос можно отправить не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  • В течение 1 часа с момента поступления запроса оператор ЭТП отправляет запрос заказчику.
  • В течение 2 дней заказчик размещает в ЕИС разъяснения, указывая сам вопрос, но не указывая участника.

Все эти сроки измеряются в календарных днях, но по правилам Гражданского кодекса, если срок выпадает на выходной день, то он переносится на ближайший рабочий день.

Заказчик может что-то изменить в документации: по своей воле или в ответ на запросы поставщиков. Заказчик должен соблюдать такие правила:

  • До окончания приема заявок должно оставаться не меньше 2 дней.
  • В течение 1 дня после того, как заказчик решил поменять документы закупки, он публикует изменения в ЕИС и продлевает срок подачи заявок так, чтобы до окончания приема заявок оставалось не меньше 7 и 15 дней в зависимости от НМЦ.
  • Разъяснения не должны менять суть документации.
  • Нельзя менять объект закупки и увеличивать обеспечение контракта.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие всем установленным требованиям в такие сроки:

  • не дольше 7 календарных дней с даты окончания приема заявок, в аукционах > 3 млн руб.
  • не дольше 1 рабочего дня с даты окончания приема заявок, в аукционах

По результатам рассмотрения участника допускают к аукциону или отказывают в доступе. Отказать в доступе могут только в этих случаях:

  1. Не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверную информацию.

  2. Неправильно указал параметры товара или не оформил согласие.

Итоги рассмотрения комиссия оформляет в протокол рассмотрения заявок, который подписывают все члены комиссии. Протокол содержит:

  1. Идентификационные номера заявок.

  2. Информацию о допуске или отказе в допуске участников закупки (с обоснованием этого решения и указанием положений документации, которым не соответствует заявка).

  3. Информацию о стране проихождения товара, если в закупке действует нацрежим.

Заказчик отправляет протокол оператору ЭТП и публикуют в ЕИС не позднее окончания срока рассмотрения заявок. В течение часа после получения протокола оператор ЭТП отправляет каждому участнику уведомление о том, что его заявку допустили или не допустили к аукциону. Если в допуске отказали, уведомление содержит причины и ссылки на положения документации, которым не соответствует заявка.

Если по результатам рассмотрения первых частей комиссия не допустила никого из участников к аукциону или допустила только одного, аукцион признается несостоявшимся.

После завершения аукциона оператор ЭТП отправляет заказчику вторые части заявок, которые комиссия проверяет на соответствие требованиям.

Комиссия рассматривает вторые части заявок участников, которые заняли с 1 по 5 место в аукционе. Смотрят информацию об участнике в соотвествии с ч. 11 ст. 24.1 и на ее основании принимают решение о соответствии или о несоответствии заявки.

Рассмотрение вторых частей занимает не больше 3 рабочих дней после публикации итогового протокола. Заявка лтклонят только в этих случаях:

  • участник не соответствует требованиям, установленным документацией,
  • отсутствуют или недостоверны информация или документы в соотвествии с п.11 ч.24.1
  • не выполнены требования в рамках нацрежима.

Других оснований для отклонения нет. Нельзя отклонить заявку, если поставщик не предоставил документы:

  • О принадлежности к организациям инвалидов и уголовно-исправительной системы.
  • О происхождении товара из России или других стран ЕАЭС. В этом случае товар просто считают иностранным. Обратите внимание: если в закупке установлен запрет на иностранные товары, то такие документы нужны, иначе заявку отклонят.

Результаты рассмотрения вторых частей фиксируют в протоколе подведения итогов, который подписывают все члены комиссии. Не позднее следующего рабочего дня протокол размещают в ЕИС. В протоколе пишут:

  • Порядковые номера 5 заявок на участие в таком аукционе (или меньше, если участников было меньше 5).
  • Соответствуют ли они требованиям или нет. Если не соответствуют, то указывает причины несоответствия со ссылкой на документацию, решение каждого члена комиссии.

Любой участник, за исключением тех, кто занял первые 3 места, может отозвать заявку, отправив уведомление об этом оператору электронной площадки после того как протокол размещен в ЕИС.

Участник электронного аукциона, который предложил самую низкую цену, становится победителем аукциона. Если в ходе аукциона участники “перешли через ноль”, то побеждает тот, кто предложил самую высокую цену.

В течение часа с момента размещения на ЭТП и в ЕИС протокола подведения итогов оператор ЭТП высылает уведомления о принятых решениях всем участникам, чьи вторые части заявок рассматривала комиссия.

Читайте также:  ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками

На данном этапе недобросовестные заказчики создают требования, что ведут к ограничению конкуренции или создают преимущества своему поставщику.

На данном этапе добросовестные заказчики могут допустить технические ошибки, которые впоследствии могут ему дорого обойтись. Причем как в переносном, так и в прямом смысле, в ситуации жалоб участников закупки в Федеральную антимонопольную службу.

Наиболее распространённые ошибки в закупочной документации, приводящие к проверкам, наложению штрафов и отмене закупочной процедуры:

  • Заказчики часто ошибаются в выборе закупочной процедуры. При этом часто это связано с незнанием или игнорированием распоряжения Правительства за номером 471-р от 21.03.2016 г., в котором установлен перечень услуг, работ и товаров, закупки которых осуществляются через электронный аукцион. В этом распоряжении имеется ряд пунктов, таких как:

«работы строительные специализированные», «услуги издательские», «инструменты и оборудование медицинское», «оборудование компьютерное, электронное и оптическое», которые имеют исключения. При этом закупать их следует только на аукционах, в тоже время подвиды вошедших в исключения товаров, можно закупать и на конкурсах.

  • В случае ошибки заказчика, в определении возможности проведения конкурса для товара, который можно закупать только на аукционе, это с большой степенью вероятности приведет к отмене закупки. Более того он может быть оштрафован на 50 тыс. рублей, в соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП.
  • Другая частая ошибка заказчиков, это неправильное формирование самого объекта закупки. Объединение в один общий лот не связанных между собой услуг, работ, товаров. Федеральная антимонопольная служба считает такие объединения, ограничением конкуренции. Наиболее часто это встречается в закупках на строительные работы: Заказчик включает в один лот не только само строительство или ремонт, но и поставку офисной мебели или техники. ФАС справедливо считает, что ни столы, ни компьютерная техника, не связаны с ремонтно-строительными работами и заказчик должен закупать их отдельно.
  • Ошибки, которые ФАС считает ограничением конкуренции возникают и при описании требований к поставщику. Например, требование успешного опыта проведения работ в своём регионе, что является ограничением конкуренции, так как он дискриминирует участников из других регионов с аналогичным опытом.
  • Иногда заказчик размещает в Единой информационной системе, не все необходимые для проведения закупки документы. Например, не размещает проектно-сметную документацию строительных работ или какую- те её часть. ФАС воспринимает это как нарушение, так как потенциальный подрядчик, без такой документации, не в состоянии подготовить заявку.
  • Наиболее частой ошибкой заказчика, является наличие противоречий между разными частями закупочной документации.

Показатели, характеристики товаров, материалов, продукции в смете и техническом задании не совпадают. Участники пишут жалобы в ФАС на аукционную документацию и заставляет запускать закупочную процедуру заново, бывали случаи, когда ФАС аннулирует результаты торгов с подобной ошибкой в документах уже на этапе заключения контракта.

Мы готовы помочь заказчикам с подготовкой в наиболее объёмной и сложной части тендерной документации — в подготовке технического задания. Наши тендерные специалисты имеют большой опыт успешной подготовки технического задания для заказчиков, в различных областях народного хозяйства и в различных регионах нашей страны. За годы работы собран богатый опыт в этой области. Наши специалисты, постоянно повышают своё мастерство, проходят повышение квалификации, изучают практику ФАС и Арбитражных судов, что даёт им возможность готовить тендерную документацию, в соответствии с требованиями Законодательства РФ и практикой региональных органов ФАС.

С требованиями, которые заказчики прописывают в техническом задании, Федеральная антимонопольная служба выявляет наибольшее число нарушений законодательства.

Большое количество заказчиков.

Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2020 года – январе 2020 года объединились девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона – Чеховскую районную больницу № 2[13]. Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик – от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.

Вообще практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2020 года в г. Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а его «партнерами» были другой лицей и детский сад[14]. Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки, исходя из общей НМЦК.

А вот что касается обеспечения контракта, здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно – либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.

Совместные закупки по Закону N 223-ФЗ

Проведение совместных закупок по Закону N 223-ФЗ никак не регулируется (в отличие от Закона N 44-ФЗ, где таким закупкам посвящена отдельная статья . Не содержит Закон N 223-ФЗ и ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по Закону N 223-ФЗ есть возможность такие закупки проводить, хотя распространенной такую практику не назовешь.

Статья 25 Закона N 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

Общая суть совместной закупки заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных ТРУ, осуществляет закупку общего объема этих ТРУ, в который входит не только потребность именно этого заказчика, но и потребность в данных ТРУ других заказчиков. По результатам осуществления закупки данный «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свою потребность в ТРУ, а другие заказчики также заключают договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свои потребности. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, чем если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно.

В частности, необходимость совместной закупки может возникать в следующих случаях:

  • если у нескольких подведомственных автономных/бюджетных учреждений (например, региональных образовательных учреждений) имеется потребность в ГСМ для своего автотранспорта;
  • если у нескольких дочерних предприятий какой-то коммерческой организации (в том числе, возможно, и у этой самой головной организации) имеется потребность в одних и тех же ТРУ (например, трубах для трубопроводов).

Инициатором проведения совместной закупки, как правило, является некий «вышестоящий» орган. Это может быть учредитель автономных/бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств своих подведомственных учреждений, или головная коммерческая компания, заинтересованная в повышении экономичности закупок своих «дочек», а в каких-то случаях и в повышении экономичности и своих собственных закупок при наличии общих потребностей с этими «дочками». Хотя не исключается вариант, при котором заказчики по Закону N 223-ФЗ могут объединять свои закупки в целях оптимизации расходов и без какого-то сигнала сверху.

Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *