Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как купить автомобиль из Японии на аукционе самостоятельно в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После заключения договора и внесения предоплаты с брокером обсуждаются параметры «автомобиля мечты». Искать конкретную модель, конкретного года выпуска в конкретной комплектации бессмысленно. Ее можно ждать месяцами. Поэтому рациональнее составить общий портрет машины: марка, модель или тип кузова, мощность, вероятно, цвет. Естественно, цена, которую покупатель готов заплатить — ориентируясь на статистику аукционов с ценой определиться будет очень просто. Он сразу поймет, насколько его ожидания коррелируются с его возможностями, и найдет подходящие варианты.
Приобрести автомобиль на японском аукционе несложно. Это можно сделать не выходя из дома. Правда, не в «один клик», как предлагают операторы российского вторичного рынка на своих площадках.
Для этого надо заключить договор с авторизованным на аукционах брокером. Самостоятельно участвовать в торгах тоже можно, но чтобы получить на них допуск, необходимо как минимум заплатить годовой аккредитационный взнос — в среднем 1 млн йен (чуть больше 430 тыс. рублей). Это сразу лишает покупку значительной части ее выгоды. К тому же кто-то должен на месте заниматься оформлением документов и прочими формальностями. Так что использование услуг посредника — наиболее приемлемый вариант.
Найти подходящую брокерскую контору также нетрудно. Она может быть японской (международной) или российской. С интернациональными компаниями общаться сложнее — потребуется знание языка, им нужно будет объяснить особенности российского законодательства и т. д. Да, и стоимость их услуг — выше. Ну, и чуть ли не самое главное: и в случае самостоятельной покупки, и при сотрудничестве с иностранцами надо найти способ как-то переводить деньги из России в Японию. В условиях санкций это далеко не самая легкая задача.
С российскими фирмами все гораздо проще. Им не надо ничего объяснять, они прекрасно понимают русский язык и уже нашли оптимальные пути международных транзакций. То есть схема взаимодействия отлажена до мельчайших нюансов. Единственная рекомендация — максимально внимательно подойти к выбору посредника. Сейчас, когда приобретение автомобилей на японских аукционах снова набирает популярность, на рынке появилось немало мошенников. Способ обмана элементарный — забрать предоплату (несколько сотен тысяч рублей) и исчезнуть, затем появившись вновь в другой личине.
Поэтому предпочтение стоит отдавать компаниям уже много лет присутствующим на рынке (история любой компании сейчас на виду). Верный признак добросовестного брокера — он никогда не будет требовать в качестве предоплаты значительную сумму. Как правило, она составляет от 40 тыс. рублей до (максимум) 10% стоимости потенциально рассматриваемого к покупке автомобиля.
Как автомобиль оказывается на торгах
Чтобы приобрести действительно качественное авто и не жалеть об этом лет десять, необходимо разбираться в механике торгов и продаж. Приблизительно 65 — 70% всех автомобилей, оказавшихся на аукционе, это машины с закончившейся гарантией (а это 3 — 4 года). А выставляют их автовладельцы на продажу потому, что в этой стране налог на автомобиль «отслуживший» гарантийный срок чуть ли не в два раза больше, чем на новенький. И б/у местным выгоднее продать и купить новую машину, чем содержать старую. Поэтому же местные практически не приобретают авто на аукционах — они идут на экспорт.
Конечно, на аукционе, вы не всегда сможете посмотреть на автомобиль собственными глазами (в некоторых случаях это возможно лишь тогда, когда клиент не только присутствует лично, но и твердо знает, за какой именно лот собирается бороться), и уж точно никто не даст осуществить тест-драйв. Но здесь стоит доверять экспертам торговой площадки — они сами проводят проверку. В плане технического состояния двигателя и внутренних систем — доверяют специалистам из технического сервиса, салон же и кузов осмотрят сами. И занесут в аукционный лист сведения о самых мелких пятнышках ржавчины, незначительных сколах или даже царапинах, которые и обнаружить то сложно.
Плюсы и минусы приобретения с аукциона
У такого типа покупок есть целый ряд преимуществ:
- Ценовое преимуществ. Здесь примерно за полмиллиона российских рублей можно купить приличное не старое ТС. На автомобильном рынке России это исключено, автомобиль будет либо старый, либо «нечистый» юридически, либо сильно уступать в качестве из-за скрытых недочетов не очень умелого ремонта.
- Честность. Японские аукционы предельно прозрачны. Против каждого лота укажут подробно год схода авто с конвейера, даты ремонтов, информацию об общем состоянии. Каждый автомобиль оценивают профессионалы. Эксперты уверяют, что ошибка практически исключается на 100%. В России очень часто продавцы искажают или умалчивают информацию, чтобы быстрее продать ТС.
- Высокая конкуренция между площадками, весьма жесткий, щепетильный отбор принимаемых автомобилей.
Cалон и его классификация
Существуют следующие отметки по салону:
Критерии | Буквенное обозначение |
Чистота | A |
Легкий налет пыли, возможна легкая потертость мебели | B |
Прожженые места, загрязнения | C |
Салон потерт, нуждается в уборке, обивка или сидения рваные или сильно поцарапанные | D |
Способы приобретения машин на японском аукционе
Заказать японский автомобиль из аукционов можно:
- через компанию-посредника;
- самостоятельно.
В первом случае придется обратиться в специализирующуюся на такой деятельности фирму. Это, пожалуй, наиболее надежный, простой и удобный способ. Нельзя сказать, что самый дешевый, но, точно, без лишней нервотрепки. Нужно связаться с менеджером, выбрать понравившуюся модель, заключить договор, внести залог (часть предоплаты) и ждать. Когда появится подходящее предложение, оплатить полную стоимость машины. Иногда оплата вносится полностью еще на этапе заказа.
Самостоятельно с этой работой справиться труднее, но и покупка японского автомобиля обойдется дешевле. Для этого необходимо:
- хорошо владеть языком, хотя бы английским;
- тщательно изучить порядок и все тонкости приобретения машины с аукциона;
- самостоятельно заниматься вопросами приемки в порту, таможенной очистки и транспортировки домой.
Но совсем без посредников обойтись не получится, ведь кто-то должен отправить машину из Японии.
Покупка и транспортировка автомобиля
Спустя неделю мы наконец-то выиграли для Павла автомобиль Toyota Corolla Fielder 2015 года. Первая регистрация была в декабре 2015, оценка автомобиля 4 балла, вся целая, 97 тысяч км пробега. Купили мы её за 670 тысяч йен и далее ждём с японской стороны инвойс. Инвойс — это счёт на международный перевод.
После оплаты инвойса машина отправится с аукционного дома в порт отгрузки. Там её встретят наши ребята, сфотографируют, пришлют фото и она поедет во Владивосток. По прибытию машиной займётся наш брокер и начнёт заниматься таможенным оформлением.
Мы с Павлом сходили в банк, где он оплатил нужную сумму. В неё входит стоимость автомобиля на аукционе, стоимость доставки до порта, стоимость доставки в Россию и аукционный сбор в 5000 йен. В общем, это всё обошлось Павлу в 446.218 рублей.
Ещё спустя неделю машина прибыла в порт отгрузки, японцы прислали нам фото. Есть мелкие царапины в багажнике, но это не критично. В общем, прислали всё для того, чтобы убедиться, что во время перевозки она осталась в таком же состоянии.
Всю эту информацию я передаю брокеру, чтобы по прибытию он начал заниматься таможенным оформлением. Далее как только я получаю сигнал, что машина растаможена, мы выезжаем во Владивосток.
На территории Японии действует более 30 площадок по реализации машин:
- AUCNET;
- HONDA;
- TAA (Toyota Auto Auction);
- NAA(Nissan Auto Auction);
- USS;
- HAA;
- JU и другие.
Аукционы по продаже японских автомобилей можно разделить на следующие разновидности:
- Онлайн-аукцион. Таких большинство. Торги проводятся в режиме реального времени с девяти утра до шести или десяти вечера по местному времени (соответствует якутскому) и длятся 15-40 секунд за лот. Ставки повышаются с шагом 10 тыс. йен (примерно $91). Стоимость, за которую хозяин готов продать, не сообщается. Если в ходе торгов она не будет достигнута, лот получает статус Not Sold.
- Тендерная площадка. Здесь выставляются арендные, корпоративные и используемые в бизнесе машины. Ставки делаются утром, а результаты появляются к вечеру после закрытия торгов. Контролировать процесс невозможно. Система фиксирует самую крупную ставку, которая сделана раньше все.
- Сток с фиксированной ценой. Здесь идет торг за лоты, не проданные на онлайн-аукционах. Цена, которая нужна владельцу, известна. Претенденты на покупку ее могут поднять своими торгами.
Шаг 5. Оплатить пошлину и приобрести ЭРА-ГЛОНАСС
Пока машина пересекает на суде Японское море, вы можете отслеживать ее местоположение на сайте Marinetraffic. Для этого вам будет предоставлено название судна. Чтобы после прибытия в порт автомобиль меньше стоял на складе временного хранения, желательно заранее подготовиться к его растаможке.
Когда автомобиль прибудет в порт, вам придет счет на таможенную пошлину. После ее оплаты необходимо будет предоставить таможенному контролю квитанцию об оплате, сертификат экологического стандарта, страховку, договор купли-продажи и декларацию по форме ТД-6. Обычно заполнением декларации занимается посредник.
Чтобы авто покинуло склад временного хранения и отправилось к новому владельцу, необходимо оформить паспорт транспортного средства и купить кнопку ЭРА-ГЛОНАСС. Каждый автомобиль, который ввезен на территорию РФ, должен быть подключен к системе экстренного реагирования. Если заводы-производители и официальные дилеры берет эту задачу на себя, то при ввозе поддержанного авто из-за границы, важно не забыть купить это устройство.
Покупку можно сделать как самостоятельно, так и через посредника. Во втором случае это займет меньше времени, а значит, машина быстрее покинет склад, за который тоже надо платить.
По итогу у вас получится четыре платежа:
-
Предоплата 10%.
-
Инвойс от японского аукциона.
-
Таможенная пошлина и утилизационный сбор.
-
Комиссия посредника и оплата устройства ЭРА-ГЛОНАСС.
Шаг 6. Получить машину в своем городе и поставить ее на учет в ГИБДД
Если вы живете не во Владивостоке, посредник организует доставку машину на автовозе в ваш город. Перед отправкой вам будет высланы актуальные фотографии. Перед прибытием с вами свяжется водитель, чтобы договориться о времени и месте встречи. Вместе с машиной доставляются все сопутствующие документы и ЭРА-ГЛОНАСС.
Чтобы получить автомобиль, необходимо взять с собой паспорт, водительское удостоверение и предварительно оформленный страховой полис ОСАГО.
Также не забудьте найти присланные вам фотографии, чтобы сравнить их и текущим состоянием автомобиля. Проверьте номера кузова и двигателя, внимательно осмотрите машину. Если вас все устраивает, подпишите акт приема-передачи.
Остается только получить номера, установить ЭРА-ГЛОНАСС, и можно полноправно ездить на своем новеньком авто. В зависимости от загруженности местного ГИБДД с момента записи в очередь до постановки машины на учет может пройти около недели. За это время можно установить сигнализацию, при необходимости сменить комплект резины на сезонный и пройти техосмотр.
Не рекомендуется обращать внимание на авто, которое было ввезено в Россию 2-3 года назад с целью дальнейшей перепродажи. Как правило, в подобных объявлениях имеются пометки о том, что машина была «только что приобретена на аукционе». С самой высокой долей вероятность это ложь, и авто уже имеет пробег по РФ.
На японских аукционах необходимо закупать авто лишь под свои нужды, сразу проходя таможню, оформляя его на себя. Иначе велика вероятность столкнуться с криминальными событиями. «Перекупы» нередко приобретают «утопленников», ведь такие машины на аукционы не допускают, авто с Фукусимы (там имеется радиационное поражение, и техника оттуда попросту опасна), имеются и машины с предоставлением аукционных листов от других авто, они могут быть битыми и восстановленными.
Популярные аукционные дома
Японский автопром является наиболее развивающимся и это способствует появлению различных аукционных домов.
- AUCNET. Аукцион не имеет физического местоположения, а торги проводятся только через интернет. Однако это нельзя назвать недостатком, в какой-то степени это даже плюс. Отличается наибольшим количеством предложений в сравнении с другими.
- USS. Торги проводятся по всей стране на протяжении недели за исключением воскресенья. На долю USS приходится около 30% от всей реализации транспорта через аукционы по Японии. Это связано с тем, что аукцион отличается простотой заключения сделок и понимающим отношением к продавцам и покупателям. Участвовать в торгах USS можно непосредственно на месте, а также через спутник или интернет.
- Chubu Auto Auction. Одна из крупнейших аукционных групп в стране. Имеет высокий рейтинг как среди продавцов, так и покупателей.
- Honda Auto Auction. На аукционе предлагаются автомобили, которые выставлены дилерскими центрами Honda. Отличается простотой участия в торгах и имеет немалый процент оборота автомобилей среди конкурентов.
- Toyota Auto Auction. Контролируется компанией Toyota и занимается торгами только автомобилей собственной марки. Немаловажным достоинством является то, что транспортные средства оцениваются по более строгому принципу, нежели в других аукционных домах.
Это далеко не все аукционные организации Японии. В стране их довольно много и в каждой есть свои достоинства и недостатки. Гражданам России, особенно тем, которые собираются участвовать в торгах самостоятельно, важно подобрать аукционный дом с простой процедурой оформления и наиболее пристальным вниманием к техническому состоянию автомобиля.
Плюсы японских автоаукционов
Купить машину из Японии на таких аукционах можно довольно выгодно и экономично с совсем небольшими рисками. Всё это потому, что Япония, возможно, крупнейший рынок подержанных автомобилей на планете. Ежегодно в Японии через аукционы вывозится более 160000 автомобилей, из которых немалая доля ввозится в Россию. Авто с аукциона в Японии включают в себя целый ряд моделей. Главный плюс здесь — Вы можете подобрать для себя полностью соответствующий Вашим требованиям авто и выбрать из многочисленных характеристик и вариаций, представляющих интерес по Вашим потребностям. В Японии законы рынка в целом схожи с любыми другими: низкий пробег, отсутствие истории ДТП и более новые подержанные автомобили будут продаваться дороже. Противоположным будет высокий пробег, аварийный ремонт и старые автомобили, которые будут намного дешевле.
Аукционная система проверок пробега. Лишь немногие коммерческие организации имеют доступ к закрытой и тщательно охраняемой системе, которая гарантирует, что подержанные автомобили, проданные на аукционах Японии, имеют подлинные пробеги. Эта система проверяет как обширные статистические данные об истории аукциона, так и отчёты об обслуживании в дилерских центрах, которые регистрируют километраж, когда выполняются техническое обслуживание и ремонт. Таким образом, Вы покупаете, скорее всего, качественный автомобиль без скрученного пробега.
Проверка самих японских аукционов. В отличие от аукционов США и Европы, японские аукционы предоставляют подробное описание состояния автомобиля на основе оценки, сделанной профессионалами, работающими полный рабочий день в аукционном доме. В интересах аукционного дома убедиться, что описание максимально точное, чтобы предотвратить возникновение претензий из-за состояния транспортного средства после продажи. Но главный момент заключается в том, что при поступлении большого числа претензий со стороны покупателей и агентов сильно снижается рейтинг аукционного дома, а за серьёзные нарушения его могут просто закрыть.
Варианты покупки машин
Вообще способов покупки автомобилей существует несколько. Проще это сделать в специализированном магазине – автосалоне. Если нужна новая машина – это оптимальный вариант. Официальные дилеры предлагают широкий выбор опций, всевозможных бонусов и подарков, а также способов оплаты.
У знакомых, друзей или соседей можно приобрести по сходной цене хорошо известный и проверенный товар. Правда, уже бывший в употреблении. Автомобилями с пробегом торгуют площадки разного калибра, машины покупают на авторынках, по частным объявлениям в газетах и интернете, у банков, на распродажах корпоративных парков, залогового имущества и даже на штрафных стоянках. Неплохой вариант – участие в программе Trade-in или утилизации.
Обычная ставка
Обычная ставка делается сразу. Вы сами решаете ее размер, но она должна быть выше текущей стоимости товара (но ниже чем блиц-цена, если такова есть).
Отложенная ставка
Мы делаем отложенную ставку не сразу, а за несколько минут до завершения аукциона. Однако на аукционах торги нередко автоматически продолжают на 5 минут, если кто-то делает ставку в последний момент. Поэтому в конце концов автопродоление немного нивелирует преимущества отложенной ставки.
Блиц-цена
Иногда продавец может установить блиц-цену для своего аукциона, то есть сумму, за которую он готов отдать лот без проведения торгов. Блиц-цена есть не у всех лотов.
Варианты покупки машин
Вообще способов покупки автомобилей существует несколько. Проще это сделать в специализированном магазине – автосалоне. Если нужна новая машина – это оптимальный вариант. Официальные дилеры предлагают широкий выбор опций, всевозможных бонусов и подарков, а также способов оплаты.
У знакомых, друзей или соседей можно приобрести по сходной цене хорошо известный и проверенный товар. Правда, уже бывший в употреблении. Автомобилями с пробегом торгуют площадки разного калибра, машины покупают на авторынках, по частным объявлениям в газетах и интернете, у банков, на распродажах корпоративных парков, залогового имущества и даже на штрафных стоянках. Неплохой вариант – участие в программе Trade-in или утилизации.
За иномарками россияне нередко отправляются в автотуры за рубеж. Также приобрести машину можно на аукционах, в том числе японских.
Растаможка автомобиля в России
Вы должны знать, что физическое лицо имеет право ввозить не более 1 автомашины в год. При ввозе уже второй автомашины, госпошлина будет рассчитываться уже как для юридических лиц.
Документы необходимые для растаможки:
~ аукционный ордер и договор купли-продажи
~ техпаспорт и сертификат гарантии
~ коносамент (морской перевозочный документ), сертификат о регистрации, таможенный счёт (дилерский или от аукциона)
~ сертификат о соответствии стандарту евро-5
~ страховка
~ гражданский и заграничный паспорт
~ квитанции по уплате пошлин
Также вам придется оплатить утилизационный сбор, единый налог, таможенный сбор, в некоторых случаях акциз.
Всего в Японии действуют более 100 аукционов. То есть это огромное количество автомобилей (до 40000 каждый день). Вы можете ознакомиться со статистикой продаж за последние 3 месяца на интересующую вас модель (там указывается средняя цена продажи).
Аукционы заботятся о повышении своей репутации, поэтому тщательно оценивают состояние каждого автомобиля.
Автомобилям не делается предпродажная подготовка — они продаются в фактическом состоянии. Еще одним плюсом является то, что японские аукционы проводятся очень быстро — в течение 20-30 секунд.