Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Монтаж, установка и подключение дизель генераторов и электростанций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ГОСТ 33115-2014 Установки электрогенераторные с дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания.
Здания отдельно стоящих котельных, относящихся ко второй категории по надежности отпуска тепла потребителям, могут также выполняться IV степени огнестойкости класса пожарной опасности С0, С1.
ПУЭ-7 Электроустановки во взрывоопасных зонах
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013) противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе.
Работа с дизельными генераторами требует специальной подготовки и знаний, в том числе – по технике безопасности. Когда речь идет об установке станции в городе или другом населенном пункте, необходимо соблюдать безопасное расстояние ДЭС до зданий, как жилых, так и коммерческих.
Взрывозащищенное электрооборудование, используемое в наружных установках, должно быть пригодно также и для работы на открытом воздухе или иметь устройство для защиты от атмосферных воздействий (дождя, снега, солнечного излучения и т. п.).
На основе этого при желании сократить допустимые расстояния до подстанции целесообразно визуально осмотреть подводные кабели на предмет их целостности. Такое действие позволит существенно сократить риски по негативному воздействию электромагнитного излучения на своих домочадцев и обеспечить общую безопасность.
Правила установки дизельной электростанции на улице
Отвод отработанных газов двигателя должен осуществляться наружу через правильно спроектированную выпускную систему. Требования к монтажу выхлопной системы:
- Вывод должен осуществляться только с использованием труб с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Использование жестяных коробов или гофрокороба для монтажа газовыхлопа недопустимо. Выполнение сварочных работ на дизельном генераторе запрещено, соединения труб производятся хомутами или фланцами.
- Выхлопной газопровод должен быть как можно короче и с минимальным количеством поворотов. Если поворотов избежать невозможно, то они должны выполняться как минимум с радиусом, равным 3 диаметрам трубы.
Выбор диаметра выхлопного трубопровода в зависимости от его длины.
Расстояние от дизельной установки до здания
При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.
Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.
Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.
Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.
Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.
——————————————-
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:
- Бетонные стены 30-45 дБ (А)
- Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
- Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
- Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
- Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
- Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)
Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).
Любая электростанция, использующая дизель-генераторную установку (далее ДГУ), должна располагаться на заранее подготовленном отдельно стоящем от здания фундаменте. Наилучшим вариантом фундамента под ДГУ является железобетонная подушка.
Она обеспечивает жесткую опору, предотвращает проседание агрегата и распространение вибраций.
Дизельгенераторы,требования к помещению для дизель-генераторной установки
- С одной стороны, техническими особенностями контейнерного ДГУ:
- Расположением приточный и вытяжных вентиляционных отверстий;
- Направлением выхлопного тракта;
- Расположением дверей и технологических отверстий.
- С другой стороны необходимо соблюдать требования нормативных документов в сфере пожарной безопасности (СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям), которые регламентируют расстояния от зданий и сооружений различных назначении, с различными степенями огнестойкости ограждающих конструкций.
Если контейнер ДГУ расположить приточным или выбросным отверстием вплотную к какой-либо сплошной стене (ограждающей конструкции), то дизель-генераторная установка не сможет охлаждаться должным образом. Как итог ДГУ будет останавливаться по аварии.
При расположении ДГУ контейнерного исполнения в нарушение противопожарных расстояний, МЧС России может наложить на владельца установки очень серозный штраф и выдать предписание на устранение нарушений. Как итог — дополнительные финансовые затраты.
Объем топлива определяется требуемым временем автономии. В зависимости от объема, хранимого в контейнере ДГУ топлива может появиться необходимость в системе аварийного слива топлива. Такая необходимость определяется в соответствии с действующими нормативными документами. Аварийный бак должен размещаться подземно на нормируемом расстоянии от стен зданий (сооружений). Расстояние до стен и объем аварийного бака определяется по СП 4.13130.2013. Глубина заложения зависит от геологических и геодезических особенностей местности.
Отсутствие аварийного бака (при его необходимости) может так же являться основания для предписания со стороны пожарного инспектора. Размещение бака без проекта, учитывающего все нормы, может стать серьезной ошибкой. Бак со временем под действием коррозии сгнить, возможны подтопления емкости и ее выпирание из грунта.
Работа ДГУ сопровождается следующими факторами воздействия на окружающую среду и санитарно-гигиенические условия окружающей территории:
- Загрязнение атмосферного воздуха;
- Шумовое воздействие.
Бытует мнение, что для резервных дизель-генераторных нет необходимо рассчитывать экологическое воздействие на окружающую среду, но это не так! В методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОАО «НИИ Атмосфера», г. Санкт-Петербург, 2012г.) в разделе 2.6. сказано:
«Выбросы от дизельных электростанций, предназначенных для использования при аварийных ситуациях, подлежат нормированию и для них устанавливаются нормативы только при проверке работоспособности ДЭС, осуществляемой с учетом периодичности и продолжительности согласно паспорта ДЭС».
Соответственно аварийный характер работы ДГУ не спасает нас от необходимо осуществлять расчет на соответствие экологическим нормам, как следствие разрабатывать раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ООС).
Раздел ООС позволяет оценить возможность установить ДГУ в той или иной местности. В нем даются необходимые рекомендации по снижению возможного шумового воздействия на окружающую застройку. Вычисляется высота, на которую следует выводить выхлопной тракт от ДГУ, что бы обеспечивалось требуемое рассеивание вредных веществ.
На практике часто случается так, что большая шумящая ДГУ вызывает опасения (негодование) у населения (в случае установки ДГУ в плотной жилой застройке). В таком случае люди обращаются в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку объекта. В случае если в последствии инспектор Роспотребнадзора выявляет нарушения, то владельцу установки выписывается предписание на устранение нарушений и серьезный денежный штраф.
Для того чтобы дизель-генераторная установка, размещенная в помещении, функционировала в нормальном режиме необходимо спроектировать целый ряд инженерных систем (для контейнера которые уже изготовлены в заводских условиях). Основные системами являются:
- Система технологической вентиляции;
- Система отвода выхлопных газов;
- Система топливоснабжения ДГУ;
- Система охлаждения (для варианта с выносным радиатором).
На рисунке ниже представлен план размещения ДГУ в помещении (к данному проекту и выставлены замечания в таблице 1). Кроме как разместить на плане проектировщик не потрудился, в ответ на замечание по сути предложил обратиться к поставщикам оборудования.
В данном случае важно понимать, что поставщик оборудование поставляет именно оборудование и если ему придет запрос на станцию мощностью 900кВт (как в данном случае), то конечно же с радостью продаст заказчику такую ДГУ.
1.1. Настоящие нормы устанавливают основные требования к проектированию новых, расширяемых и реконструируемых стационарных дизельных электростанций (ДЭС) единичной мощностью агрегатов 30 кВт и выше.
Нормы не распространяются на проектирование ДЭС специального назначения, разработка которых осуществляется по ведомственным нормативным документам.
Повысительные подстанции при ДЭС проектируются по «Нормам технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ».
1.2. Основные технические решения должны обеспечивать максимальную экономию капиталовложений в строительство и эксплуатационных затрат, снижение материалоемкости, повышение производительности труда в
строительстве и эксплуатации, создание оптимальных санитарно-бытовых условий для эксплуатационного персонала, а также защиту окружающей природной среды.
1.3. В сейсмических районах с величиной проектного землетрясения 7 баллов и выше проектированиеДЭС следует осуществлять с учетом обеспечения сейсмостойкости строительных конструкций и технологического оборудования. При отсутствии необходимого сейсмостойкого оборудования допускается по согласованию с
заказчиком применение общепромышленного оборудования.
1.4. Проектирование новых и реконструируемых ДЭС должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование, составленным, как правило, на основании ТЭО, ТЭР или решений директивных органов.
1.5. Дизельные электростанции могут использоваться в качестве основного источника электроснабжения или в качества резервного источника.
1.6. ДЭС , как правило, выполняются отдельно стоящими и имеют свои вспомогательные здания и сооружения. Пристроенные или встроенные ДЭС могут предусматриваться для резервирования потребителей,
расположенных в одном сооружении, или отдельных потребителей большой мощности (например, компрессорных, холодильных центров, радиоцентров и т.п.). При этом взрывоопасные помещения должны
располагаться у наружных стен с оконными проемами.
1.7. Не допускается встраивать ДЭС в жилые и общественные здания, пристраивать к ним, а также к складам сгораемых материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Не допускается размещать ДЭС, встроенные в производственные здания, под санитарно-бытовыми помещениями и помещениями, в которых хранятся сгораемые материалы, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания 50 человек и более.
1.8. Общее количество дизельных электроагрегатов, устанавливаемых в ДЭС, определяется числом рабочих и резервных агрегатов. На базовых ДЭС должен предусматриваться как минимум один резервный агрегат.
Мощность резервного агрегата принимается равной мощности рабочего.
Суммарная мощность рабочих дизельных электроагрегатов должна покрывать максимальную расчетную нагрузку с учетом собственных нужд ДЭС и обеспечивать запуск электродвигателей. Количество рабочих
агрегатов определяется в соответствии с графиком нагрузок и имеющейся номенклатурой электроагрегатов.
На резервных ДЭС необходимость установки резервных агрегатов должна специально обосновываться.
1.9. Выбор дизельных электроагрегатов по уровню автоматизации для резервных станций должен производиться с учетом допустимого перерыва электроснабжения.
1.10. В проектах дизельных электростанций необходимо учитывать требования, изложенные в технической документации заводов-изготовителей дизельных электроагрегатов.
Согласование основных технических решений с заводом-изготовителем дизельного электроагрегата производится при наличии соответствующего требования в ТУ на агрегат.
1.11. Компоновка оборудования дизельной электростанции должна обеспечивать безопасное и удобное обслуживание оборудования, а также оптимальные условия для производства ремонтных работ.
Для механизации трудоемких работ при ремонте отдельных узлов оборудования, арматуры и трубопроводов следует предусматривать подъемно-транспортные средства (тали, тельферы, краны). Их грузоподъемность должна выбираться с учетом веса наиболее часто поднимаемых узлов и деталей (крышка блока цилиндров, водомасляный блок, ротор генератора и т.д.). Допускается выем ротора осуществлять с помощью специальных приспособлений.
1.12. В помещении машинного зала ДЭС необходимо предусматривать ремонтную площадку для размещения деталей дизеля и генератора во время ремонта. Она, как правило, должна располагаться в одном из торцов
машинного зала.
1.13. Категорию помещений и зданий ДЭС по взрывопожарной и пожарной опасности и степень их огнестойкости следует принимать согласно «Перечню помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности» (приложение 2), а для помещений, не вошедших в Перечень — по ОНТП 24-86 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».
Категория помещений по сравнению с указанной в «Перечне…» может быть снижена при расчетном обосновании согласно ОНТП 24-86.
1.14. Ограждающие и несущие конструкции ДЭС должны быть выполнены со степенью огнестойкости не ниже III-а.
2.1. При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.
2.2. Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.
2.3. В комплекс ДЭС могут входить:
- главный корпус;
- повысительная трансформаторная подстанция;
- склад топлива и масла;
- сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
- сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
- другие вспомогательные сооружения.
Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.
2.4. Наружное ограждение ДЭС , расположенной на территории промпредприятия, не предусматривается.
2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.
Таблица 7.3.13. Минимальное допустимое расстояние от отдельно стоящих РУ, ТП и ПП до помещений со взрывоопасными зонами и наружных взрывоопасных установок
МИНИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ОТДЕЛЬНО
СТОЯЩИХ РУ, ТП И ПП ДО ПОМЕЩЕНИЙ СО ВЗРЫВООПАСНЫМИ
ЗОНАМИ И НАРУЖНЫХ ВЗРЫВООПАСНЫХ УСТАНОВОК
Помещения со взрывоопасными зонами и наружные взрывоопасные установки, до которых определяется расстояние
Расстояние от РУ, ТП и ПП, м
С тяжелыми или сжиженными горючими газами
Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП несгораемой стеной без проемов и устройств для выброса воздуха из системы вытяжной вентиляции
Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП стеной с проемами
Наружные взрывоопасные установки, установки, расположенные у стен зданий (в том числе емкости)
Резервуары (газгольдеры), сливно-наливныеэстакады с закрытым сливом или наливом
С легкими горючими газами и ЛВЖ, с горючими пылью или волокнами
Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП несгораемой стеной без проемов и устройств для выброса воздуха из систем вытяжной вентиляции
0,8 (до открыто установленных трансформаторов)
Помещения с выходящей в сторону РУ, ТП и ПП стеной с проемами
Наружные взрывоопасные установки, установки, расположенные у стен зданий (в том числе емкости)
Сливно-наливные эстакады с открытым сливом или наливом ЛВЖ
Сливно-наливные эстакады с закрытым сливом или наливом ЛВЖ
Резервуары (газгольдеры) с горючими газами
Примечания. 1. Расстояния, указанные в таблице, считаются от стен помещений, в которых взрывоопасная зона занимает весь объем помещения, от стенок резервуаров или от наиболее выступающих частей наружных взрывоопасных установок до стен закрытых и до ограждений открытых РУ, ТП и ПП. Расстояния до подземных резервуаров, а также до стен ближайших помещений, к которым примыкает взрывоопасная зона, занимающая неполный объем помещения, могут быть уменьшены на 50%.
Расстояние от дизельной установки до здания
При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.
Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.
Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.
Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.
Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.
——————————————-
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:
- Бетонные стены 30-45 дБ (А)
- Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
- Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
- Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
- Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
- Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)
Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).
Любая электростанция, использующая дизель-генераторную установку (далее ДГУ), должна располагаться на заранее подготовленном отдельно стоящем от здания фундаменте. Наилучшим вариантом фундамента под ДГУ является железобетонная подушка.
Она обеспечивает жесткую опору, предотвращает проседание агрегата и распространение вибраций.
Подготовка фундамента
При подготовке фундамента нужно учитывать в первую очередь то, что в процессе эксплуатации генераторной установки возникает вибрация. С учетом этой особенности требуется подготовить фундамент, который с одной стороны будет достаточно надежным, с другой стороны предотвратит смещение дизель-генератора в процессе его функционирования.
Для выполнения этих условий фундамент должен иметь вес в полтора-два раза больше массы генератора, площадь должна быть больше площади электростанции в целом, а глубина должна быть не менее 150 мм. Сам фундамент должен иметь идеально ровную поверхность без уклона по уровню.
При заливке фундамента необходимо предусмотреть установку монтажных креплений, посредством которых будет закреплена будущая дизельная электростанция.
🔥Условия размещения резервуара для топлива дизельной электростанции
Разрабатывается рабочая документация (одностадийное проектирование) на дизель-электростанцию (резервный источник).
Географическое расположение: условия крайнего севера, ЯНАО.
Диапазон температуры наружного воздуха — -53…+40°С.
Территориальное расположение: территория торгового центра.
Исполнение: контейнерного типа.
Степень автоматизации — 3 согласно ГОСТ 13822-82 .
Мощность: в качестве аварийного источника питания 1650 кВА.
Территориальное расположение соответствует действующим ТНПА:
согласно [2], статья 70, п.6, расстояние от ДГУ до ближайших домов и общественных зданий выбрано более 20 м;
согласно [3], раздел 2.6, п.4, выбросы в работе аварийного источника питания (проектируемая ДГУ) по нормированию не учитываются.
Прошу уточнить:
1. Какой максимальный объем топливного бака допускается устанавливать в одном контейнере с ДЭС:
— с устройством противопожарной перегородки для отделения машинного отсека от топливного;
— без устройства противопожарной перегородки для отделения машинного отсека от топливного.
Использование перекидного рубильника
Проще всего выполнить подключение электростанции к домашней сети через рубильник или трехходовой реверсивный переключатель. Разница между аппаратами в том, что рубильник устанавливается отдельно возле щитка, а переключатель можно посадить на DIN рейку, что более удобно.
Итак, для начала просмотрите на схеме, как подключить однофазный генератор к частному дому:
Монтаж через рубильник
Как Вы видите, сверху к рубильнику нужно подсоединить питание от электросети, снизу – кабель от электростанции. Средние контакты предназначены для подключения потребителей электроэнергии. Обращаем Ваше внимание на то, что рубильник либо переключатель должен находиться после счетчика, но перед вводными автоматами, как будет показано на схеме ниже (с АВР).
Что касается технологии подсоединения, она выглядит так:
- Отключите электропитание в доме (автоматы на щитке).
- Подсоедините провода согласно схеме.
- Заведите генератор и подождите, чтобы он несколько минут прогрелся.
- Переключите рубильник в положение питания от электростанции (по правилам – нижнее).
Когда на участке возобновят подачу электроэнергии, Вы должны первым делом вернуть переключатель в верхнее положение, после чего уже заглушить генератор.
Противопожарное расстояние от наружной установки дизель-генераторной (ДГУ)
В соответствии с принятыми нормативами аппараты могут размещаться в отдельных зданиях, в пристройках, в подвальных или других технических помещениях. Как правило, в закрытом пространстве устанавливаются модели открытого типа. Площадь помещения должна быть достаточной для проведения работ по техническому обслуживанию или ремонту устройства и обеспечивать доступ ко всем рабочим узлам.
Основные требования:
- безусловное соблюдение противопожарных норм и электробезопасности;
- обеспечение температурного режима внутри помещения — минимальный предел T +5° C;
- наличие проемов в стенах для поступления охлажденного и отведения нагретого воздуха;
- оборудование системы вывода выхлопных газов;
- шумо- и виброизоляция.
Агрегаты должны располагаться на фундаменте из армированного бетона. Во избежание деформации конструкции в процессе эксплуатации площадка для фундамента должна быть идеально ровной, без уклонов и перекосов. Силовые и коммутационные кабели укладываются в специальные ниши, оборудованные под полом. Доступ в помещение должен иметь только обслуживающий персонал.
Дизельные электростанции могут монтироваться вне помещений. В этом случае устройства должны быть защищены от негативного воздействия атмосферных осадков, пыли и перепадов температуры. В качестве такой защиты используются всепогодные кожухи. На сайте нашей компании можно ознакомиться с моделями дизель-генераторов для открытой местности различной мощности.
Для монтажа агрегата на время производства восстановительных или аварийных работ, а также строительства небольших объектов допускается установка на выровненной площадке без фундамента. Если работы будут вестись продолжительное время, требуется возведение бетонной подушки, которая является надежной защитой от деформации вследствие вибрации и от затопления грунтовыми водами.
Требования для оборудования ДЭС на улице:
- достаточная удаленность от пожаро- и взрывоопасных объектов;
- наличие проходов и подъездных путей для технического обслуживания и заправки генератора;
- обеспечение исправной работы воздухоотводов и вентиляционного оборудования.
Перед началом работ по монтажу ДЭС необходимо определить места прокладки кабельных систем. Укладка кабельных трасс совместно с имеющимися системами коммуникаций допускается только после согласования с соответствующими службами.
Приобретая дизель-генераторы в аренду в компании «Дизель-машинери», вы можете воспользоваться услугами наших операторов, а также заказать заправку электростанции и оперативную помощь в случае поломки оборудования.
4.2.1. Очистку топлива необходимо предусматривать, как правило, путем отстоя и фильтрации.
Расстояние от дизельной электростанции до общественного здания
Любая электростанция, использующая дизель-генераторную установку (далее ДГУ), должна располагаться на заранее подготовленном отдельно стоящем от здания фундаменте. Наилучшим вариантом фундамента под ДГУ является железобетонная подушка.
Она обеспечивает жесткую опору, предотвращает проседание агрегата и распространение вибраций.
Фундамент должен выдерживать вес превышающий вес ДЭС в 1,5, его размеры должны выступать за габариты станции на 150-200 мм, а высота должна быть не менее 150 мм.
Контейнерная электростанция или дизель-генераторная установка должны монтироваться к фундаменту с помощью анкерных соединений. Анкера исключают продольное перемещение дизельной электростанции, их перетяжка недопустима. Поверхность площадки для установки ДЭС должна быть ровной и горизонтальной.
При работе станции выделяется тепло, которое необходимо отводить от установки. Наиболее тепловыделяющими элементами ДГУ являются двигатель, электрогенератор, а также выпускной коллектор агрегата.
При отсутствии отвода горячего воздуха наружу, будет происходить его рециркуляция и эффективность системы охлаждения резко снизиться. Отвод горячего воздуха осуществляется через выходные вентиляционные отверстия.
При работе электростанции горячий воздух должен свободно выбрасываться за пределы контейнера.
Для отвода выхлопных газов, возникающих при работе дизель-генераторной установки, применяют специальную систему, конструкция которой позволяет избежать чрезмерного противодавления на двигатель.
Основными элементами системы являются глушитель (индустриальный, резидентный или критический) выхлопных газов, компенсаторные соединения, а также трубопровод из черновой или нержавеющей стали (одностенный или двустенный). Длина трубопровода зависит от места расположения и от экологических норм региона, в котором эксплуатируется ДЭС.
Трубопровод крепится либо к стене здания, либо к специальной конструкции, которая способна выдержать вес трубы и ветровые нагрузки, действующие на нее.
Если по экологическим нормам газовыхлопной тракт должен подниматься на определенную высоту, а возможности строительства высокой трубы на месте эксплуатации ДЭС нет, применяют различные системы очистки выхлопа ДГУ. Очистка выхлопных газов ДГУ достигается за счет смонтированной на трубопроводе газовыхлопа специальной системы.
В связи с ужесточением контроля в сфере экологической обстановки на территории РФ, система очистки выхлопных газов ДЭС становится необходимым элементом при создании дизельной электростанции.
В настоящее время отечественные и импортные производители оборудования по очистке выхлопа предлагают разнообразные технические решения эффективного использования данной системы. Современные системы очистки выхлопа эффективно справляются с задачами снижения уровня CO, HC, NOx и сажи в потоке отработавших газов.
Применение подобных систем, или создание газовыхлопного тракта необходимой высоты, являются обязательными условиями при согласовании дизельной электростанции с надзорными органами.
Следует заранее предусмотреть место под данную систему, будь то крыша контейнера ДЭС или отдельно стоящая конструкция.
Вы на финишной прямой: поставщик оборудования найден, модель подобрана, договор заключен. Дизельная электростанция отправляется к вам. Осталось только выбрать место, где она будет стоять.
Вот тут-то очень важно не совершить ошибку и не пустить все на самотек. Наспех приспособленный агрегат, может превратиться в перманентную головную боль
Для обеспечения корректной работы дизельной электростанции и продления срока ее эксплуатации во время установки необходимо обеспечить хорошую работу системы охлаждения генератора. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальной и эффективной работы встроенной системы охлаждения дизель-генератора. Электростанция должна быть установлена таким образом, чтобы ничего не препятствовало функционированию системы охлаждения.
Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа
Для снижения вибрации электростанции в процессе ее работы конструктивно предусмотрены виброизоляторы. Но они не всегда обеспечивают снижение вибрации и необходимо принять дополнительные меры. Во-первых, это жесткое крепление к фундаменту на ранее подготовленные монтажные приспособления. Во-вторых, применение дополнительных амортизаторов, которые нужно установить между основанием дизель-генератора и фундаментом. В-третьих, наличие глушителя выхлопной системы, а также шумоизолирующего кожуха – данные элементы могут входить в стандартную комплектацию либо приобретаться дополнительно.
Кроме того, эффективным способом снижения вибрации будет реализация гибкого соединения системы отвода выхлопов. То же самое касается и электрических цепей – их подключение к дизельному генератору должно осуществляться посредством использования гибких проводников.
В процессе подбора генератора для своего дома выбирать придётся из трех типов генераторов:
Дизельные генераторы, работают на дизельном топливе (солярке). Небольшая цена солярки, и безопасность её хранения (по сравнению с бензином), увеличивает их популярность. Как следствие выбор дизель- генераторных установок (ДГУ) на рынке гораздо выше. Мощности до 200 кВт.
- Повторите все пункты для запуска электростанции с помощью электостартера.
- В пунктах, где рекомендуется вращать двигатель электростартером, делаете это ручным.
- Теперь непосредственно сам запуск, тут важна не сила, а правильная техника:
- Потяните ручку стартера до заметного сопротивления – это соответствует верхней «мертвой» точке двигателя, верните ручку стартера в исходное положение.
- Нажмите декомпрессор и отпустите его (он должен остаться в этом нажатом положении, а при раскрутке сам отключится).
- Теперь сильным, длинным движением вытягиваем ручку стартера (раскручиваем двигатель) – при движении важна не резкость, а амплитуда и сила рывка.
- Если при запуске вы будете тянуть кисть себе под мышку (короткое движение для запуска недостаточно), то маховик начнет раскручиваться в противоположную сторону и больно рванет руку.
Полностью удалить воздух из системы не всегда получается, поэтому несколько секунд или минут двигатель может работать неустойчиво. При подключении нагрузки система избавится от лишнего воздуха быстрее.
Как подготовить помещение для монтажа ДГУ?
Вы на финишной прямой: поставщик оборудования найден, модель подобрана, договор заключен. Дизельная электростанция отправляется к вам. Осталось только выбрать место, где она будет стоять.
Вот тут-то очень важно не совершить ошибку и не пустить все на самотек. Наспех приспособленный агрегат, может превратиться в перманентную головную боль.
Основные требования к помещениям для электростанций изложены в «Правилах устройства электроустановок», изданных Главгосэнергонадзором России в 2002 году и «Нормах технологического проектирования дизельных электростанций», НТПД-90 (актуальны на момент публикации статьи в 2015 году). Но вам не нужно мучительно разбираться в сухих официальных строчках этих документов. Мы прочитали законы за вас и решили пересказать все понятным языком.
Готовить помещение для дизель-генераторной установки следует с умом. В этом процессе должна быть учтена масса факторов:
- достаточная вентиляция оборудования,
- защита от неблагоприятных природных факторов (дождь, снег, лед, ветер, мороз, жара, затопление, прямой солнечный свет),
- защита от загрязнений, разносимых воздухом (пыль, дым, масляный туман, пары, выхлопной газ),
- защита от ударов (деревьями, строительными конструкциями, автомобилями, погрузчиками),
- защита от проникновения персонала, не уполномоченного работать с ДГУ,
- защита от пожаров.
Глава 13 Дизельные и передвижные электростанции
2.1 При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.
2.2 Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.
2.3 В комплекс ДЭС могут входить:
— главный корпус;
— повысительная трансформаторная подстанция;
— склад топлива и масла;
— сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
— сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
— другие вспомогательные сооружения.
Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.
2.4. Наружное ограждение ДЭС, расположенной на территории промпредприятия. Не предусматривается.
2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.
При площади застройки ДЭС более 5 га требуется устройство двух въездов на территорию. На одном из въездов должен быть предусмотрен пост охраны.
2.6. Территория участка должна быть озеленена посадкой деревьев, кустарника и засеяна травой. Существующие на территории зеленые насаждения при строительстве должны быть максимально сохранены.
2.7. Рельеф участка строительства, как правило, должен обеспечивать сток воды с территории ДЭС без устройства ливневой канализации.
3.1 При проектировании главного корпуса и вспомогательных сооружений ДЭС следует соблюдать требования СНиП 2.01.02-85, СНиП 2.09.03-85, СНиП 2.09.02-85, СНиП 2.09.04-87, а для сейсмических районов — также СНиП II-7-81.
3.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения ДЭС должны предусматривать возможность расширения. Допускается расширение не предусматривать, если это оговорено в задании.
3.3 Для обеспечения возможности монтажа дизельного электроагрегата и крупноблочного оборудования следует предусматривать ворота или монтажные проемы, размеры которых должны, как правило, превышать габариты оборудования не менее чем на 400 мм.
3.4. Встроенные дизельные электростанции отделяются от смежных помещений несгораемыми стенами 2 типа и перекрытиями 3 типа.
Пристроенные дизельные электростанции должны отделяться от остального здания противопожарной стеной 2 типа.
Стены и междуэтажные перекрытия, отделяющие встроенные ДЭС от других помещений, а также стены, отделяющие пристроенные ДЭС от остального здания, должны быть газонепроницаемыми.
3.5. Выходы из встроенных и пристроенных ДЭС, как правило, должны быть наружу.
3.6 Машинный зал, помещения главного щита управления, расходных баков топлива и масла, распредустройств, аккумуляторной батареи, бытовые помещения, как правило, должны размещаться в здании главного корпуса.
3.7 В дизельной электростанции, являющейся основным источником электроснабжения, необходимо предусматривать бытовые и вспомогательные помещения:
— гардеробные с умывальниками;
— уборные;
— душевые;
— комнату для приема пищи;
— мастерскую;
— склад ЗиПа и материалов.
Могут быть предусмотрены и другие помещения при соответствующем обосновании. Для резервных ДЭС перечень помещений не нормируется.
3.8. Технологические и кабельные каналы дизельных электростанций должны перекрываться съемными плитами или щитами из несгораемого материала массой не более 50 кг. выдерживающими необходимую нагрузку, но не менее 200 кгс/м2, и иметь дренажные устройства.
3.9 Полы машинного зала и распределительных устройств необходимо выполнять из керамической плитки или другого несгораемого материала, не создающего пыль и не разрушающегося под воздействием топлива и масла, а также удовлетворяющего условиям безыскровости.
3.10 Фундаменты под дизель-генераторы должны выполняться согласно СНиП 2.02.05-87 на основе заданий заводов-изготовителей.
3.11. Помещения с расходными баками топлива должны иметь непосредственный выход наружу, а при наличии второго выхода через другие помещения — отделяться от них тамбуром.
При расположении помещения баков выше первого этажа в качестве основного должен предусматриваться выход на наружную лестницу.
3.12 Основные входы в машинный зал и в механическую мастерскую должны иметь размеры, обеспечивающие пронос крупногабаритных деталей и механизмов при производстве ремонтов оборудования.
3.13 В машзале расстояние от его наиболее удаленной точки до эвакуационного выхода (двери) должно быть не более 25 м.
3.14 Помещения ДЭС с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
Естественное освещение помещений ДЭС должно выполняться в соответствии со СНиП II-4-79. Разряд зрительной работы принимается для машзала VIII -в, для щитов управления (на фасаде щита) при постоянном обслуживании — IV -г.
Проектирование электротехнической части ДЭС осуществляется в соответствии с ПУЭ с учетом следующих положений:
5.1 Главные схемы электрических соединений.
5.1.1 Главные схемы электрических соединений дизельных электростанций (ДЭС) разрабатываются в соответствии с утвержденными схемами развития энергосистем или схемами электроснабжения объектов.
При разработке главных схем в основу принимаются следующие исходные данные:
5.1.1.1 Напряжения, на которых выдается электроэнергия ДЭС потребителям. На ДЭС, как правило, должно применяться не более двух распределительных напряжений.
5.1.1.2 Режим работы ДЭС — автономно или параллельно с энергосистемой.
5.1.1.3 График нагрузки потребителей, присоединенных к ДЭС, и число часов использования максимума или другие сведения о характере нагрузки.
5.1.1.4 Токи короткого замыкания на шинах ДЭС от энергосистемы (при параллельной работе ДЭС с системой).
5.1.1.5 Вид распределительной сети (воздушная или кабельная), присоединяемой к ДЭС, и длина линий.
5.1.1.6 Емкостный ток замыкания на землю в сети 6-10 кВ, на которую включается ДЭС.
5.1.2 На основании исходных данных, а также положений, изложенных в пп.1.8, 1.9, определяется тип и количество дизельных электроагрегатов, тип распределительного устройства, необходимость секционирования шин электростанции и положение секционного выключателя, необходимость трансформаторной подстанции и др.
5.1.3 Рабочая мощность ДЭС должна обеспечивать потребности присоединенных потребителей с учетом перспективы и потребность на собственные нужды.
5.1.4 Дизельные электроагрегаты ДЭС должны обеспечивать параллельную работу между собой. Необходимость параллельной работы ДЭС с энергосистемой определяется в задании на проектирование.
5.2 Схемы электрических соединений собственных нужд.
5.2.1 Питание электроприемников собственных нужд ДЭС должно производиться на напряжении 0,4 кВ от сети с глухозаземленной нейтралью:
— для ДЭС с генераторным напряжением 0,4 кВ, как правило, от шин генераторного напряжения;
— для ДЭС с генераторным напряжением 6,3 (10,5) кВ — от понижающих трансформаторов 6- 10/0,4 кВ.
5.2.2 Максимальную мощность трансформаторов СН рекомендуется принимать 1000 кВА с Ек = 8%. Трансформаторы меньшей мощности принимаются с Ек = 4,5-5,5%.
5.2.3 На ДЭС с генераторным напряжением выше 1 кВ для питания электроприемников СН рекомендуется применять комплектные трансформаторные подстанции.
5.2.4 Систему шин СН для ДЭС, являющихся основным источником электроснабжения, как правило, следует применять секционированной, при этом каждая секция должна иметь резервное питание (от резервного трансформатора, от соседней секции или от постороннего источника).
5.2.5 Мощность резервного трансформатора СН 6-10/0,4 кВ по схеме с явным резервом принимается равной мощности наиболее крупного рабочего трансформатора; по схеме со скрытым (неявным) резервом мощность каждого из взаиморезервируемых трансформаторов должна быть выбрана по полной нагрузке двух секций.
В последнем случае между секциями должен предусматриваться секционный выключатель, на котором осуществляется АВР.
5.2.6 Питание электроприемников СН резервных ДЭС в режиме «резерва» должно осуществляться от основного источника.
Условия размещения дизельного генератора в помещении
Для обеспечения корректной работы дизельной электростанции и продления срока ее эксплуатации во время установки необходимо обеспечить хорошую работу системы охлаждения генератора. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальной и эффективной работы встроенной системы охлаждения дизель-генератора. Электростанция должна быть установлена таким образом, чтобы ничего не препятствовало функционированию системы охлаждения.
Для снижения вибрации электростанции в процессе ее работы конструктивно предусмотрены виброизоляторы. Но они не всегда обеспечивают снижение вибрации и необходимо принять дополнительные меры. Во-первых, это жесткое крепление к фундаменту на ранее подготовленные монтажные приспособления. Во-вторых, применение дополнительных амортизаторов, которые нужно установить между основанием дизель-генератора и фундаментом. В-третьих, наличие глушителя выхлопной системы, а также шумоизолирующего кожуха – данные элементы могут входить в стандартную комплектацию либо приобретаться дополнительно.
Кроме того, эффективным способом снижения вибрации будет реализация гибкого соединения системы отвода выхлопов. То же самое касается и электрических цепей – их подключение к дизельному генератору должно осуществляться посредством использования гибких проводников.
В процессе подбора генератора для своего дома выбирать придётся из трех типов генераторов:
Дизельные генераторы, работают на дизельном топливе (солярке). Небольшая цена солярки, и безопасность её хранения (по сравнению с бензином), увеличивает их популярность. Как следствие выбор дизель- генераторных установок (ДГУ) на рынке гораздо выше. Мощности до 200 кВт.
- Повторите все пункты для запуска электростанции с помощью электостартера.
- В пунктах, где рекомендуется вращать двигатель электростартером, делаете это ручным.
- Теперь непосредственно сам запуск, тут важна не сила, а правильная техника:
- Потяните ручку стартера до заметного сопротивления – это соответствует верхней «мертвой» точке двигателя, верните ручку стартера в исходное положение.
- Нажмите декомпрессор и отпустите его (он должен остаться в этом нажатом положении, а при раскрутке сам отключится).
- Теперь сильным, длинным движением вытягиваем ручку стартера (раскручиваем двигатель) – при движении важна не резкость, а амплитуда и сила рывка.
- Если при запуске вы будете тянуть кисть себе под мышку (короткое движение для запуска недостаточно), то маховик начнет раскручиваться в противоположную сторону и больно рванет руку.
Полностью удалить воздух из системы не всегда получается, поэтому несколько секунд или минут двигатель может работать неустойчиво. При подключении нагрузки система избавится от лишнего воздуха быстрее.