Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кадастровый учет объектов недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет – это процедура Росреестра по включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации с координатами и параметрами объектов недвижимости (зданий, помещений, домов ИЖС, участков, машино-мест и объектов незавершенного строительства.
Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2023 году
На учет можно поставить обособленные и изолированные объекты, либо сформированные участки, у которых определены и установлены координаты. В исключительных случаях допускается учитывать на определённый отрезок времени — части строений и помещений.
Читайте в статье, что значит поставить на кадастровый учет, где и как проходит процедура, какую документацию нужно подавать в Росреестр, сколько составляет госпошлина.
Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ
ВОПРОС |
НОВОЕ С 2021 ГОДА |
Регистрация объекта незавершенного строительства | Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать |
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома | Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
|
Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:
- есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
- эти сведения с точки зрения методики верны.
Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:
- о сносе или реконструкции самовольной постройки;
- признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
- признании объекта движимым имуществом.
Что такое технический и межевой планы?
- Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.
Постановка на учёт квартиры в многоквартирном доме
Квартиры, размещеные в новостройке, могут быть приобретены по договору купли-продажи, при использовании приватизации, по наследству, также по дарению. В случае, если во время совершения сделки жилое помещение уже было учтено в Росреестре, снова проводить такую процедуру не надо. Если же учёта не было, квартиры могут пройти данную процедуру при помощи вот таких способов:
- Приватизированную квартиру ставят на кадастровый учёт одновременно с регистрации прав на граждан.
- Если это квартира, которая находится во вновь построенном здании, учёт проводит застройщик, либо в тот момент, когда регистрируется право на дольщиков или покупателя.
- В старых домах, которые были построены до 2013 г. , продажа квартиры до кадастрового учёта запрещается, однако, данная процедура может быть проведена в сделке.
Инструкция по постановке на учет в ГКН
Процедура достаточно проста и состоит из нескольких этапов:
- Подготовка необходимой документации, установленной ФЗ-218. В перечень включены:
- Заявление о занесении кадастровых данных в соответствующий перечень;
- План межевания (когда учитывается участок земли либо меняются его уникальные параметры);
- Техплан (когда ставится на учет капитальное строение);
- Акт обследования, удостоверяющий физическое прекращение существования имущества;
- Документ, подтверждающий правомочия владельца на недвижимость;
- Бумага об изменении отношения к определенной категории земель либо вида разрешенного пользования;
- Удостоверение личности заявителя.
- Внесение госпошлины за регистрацию перехода прав. Кадастровый код присваивается безвозмездно. В соответствии со ст.333.33 НК РФ размер пошлины составит:
- Для граждан – 2000 р.;
- Для организаций – 22 000 руб.
Если вносятся изменения в кадастровые данные, то пошлина составит 200 и 600 рублей соответственно. Квитанция о внесенной сумме должна входить в пакет необходимой документации.
- Подача документации. Прием производится в кадастровой палате, входящей в структуру Росреестра. Бумаги могут быть поданы:
- При личном присутствии или через представителя по доверенности, в отделениях приема заявлений в территориальных подразделениях регистрационной службы или в МФЦ независимо от месторасположения объекта;
- Средствами почтовой связи заказным отправлением с вручением уведомления;
- На портале Госуслуг, либо на сайте ФРС.
- Получение выписки из реестра прав. Она выдается при предъявлении удостоверения личности, в частности, гражданского паспорта.
Особенности определения и согласования
Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.
Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.
Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии).
Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.
Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.
Стоимость кадастрового учета
Изготовлением планов занимаются кадастровые инженеры. Его репутацию заранее лучше проверить на сайте Росреестра, введя ФИО в строку поиска раздела “Реестр кадастровых инженеров”. Здесь вы получите информацию о наличии или отсутствии у него аттестата, насколько он надежен и проверите контактные данные.
Работы выполняются по договору и имеют свою стоимость по тарифам. Их же определяют, соотнеся объемы работ, а также в зависимости от вида имущества и его местонахождения.
Примерные затраты на технический план:
- за квартиру — 3 тыс. рублей;
- на частный дом — 10 тыс. рублей;
- нежилая недвижимость — 20 тыс. рублей.
Сама процедура постановки на кадастровый учет бесплатная, но облагается государственной пошлиной:
- 2000 рублей для физических лиц;
- 22000 рублей для юридических.
Что должно содержаться в выданном документе
В указанные при оформлении сотрудниками сроки окончания необходимо лично явиться в регистрирующий орган и получить выписку из ЕГРН.
В этом документе содержится следующая информация:
- Техническое описание ОН;
- Собственники имущества;
- Обременения, которые действую на данный момент времени (ипотечный кредит, залог, арест);
- Кадастровая стоимость.
Но иногда вам могут прислать уведомление о приостановке процедуры по следующим причинам:
- Подача неполного пакета документации;
- Ошибки в документах;
- Спорные обстоятельства постановки на учёт (нарушение порядка уведомления при межевании, ошибки в акте согласования, ЗУ заявителя находится внутри земельного участка иного лица);
- Препятствование заявителя сотрудникам Росреестра (не обеспечил доступ к ОН).
Прерогатива застройщика
Формально возможность самостоятельной постановки квартир на кадастровый учет дает покупателям жилья в новостройках свободу выбора. «Прежде всего этим механизмом воспользуются покупатели жилья в проблемных домах, застройщики которых долгое время не могут сдать свои объекты в эксплуатацию. В таких случаях раньше граждане были вынуждены регистрировать права на жилье через суд. Теперь – имеют возможность самостоятельно поставить свои квартиры на кадастровый учет и получить свидетельство о праве собственности», – отмечает генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев.
Однако во всех остальных случаях эксперты не советуют дольщикам самостоятельно заниматься этой работой. «Когда застройщик ставит на кадастровый учет дом и все его помещения, дольщикам остается лишь получить кадастровые паспорта на свои квартиры через МФЦ – эта процедура занимает в среднем две недели. Стоимость соответствующей услуги составляет 200 рублей. После чего можно приступать к оформлению права собственности», – поясняет начальник отдела по работе с клиентами Группы компаний «РосСтройИнвест» Марина Евреинова. Но, по ее словам, возможность ставить квартиры на кадастровый учет силами самих покупателей подразумевает, что застройщик может и не проходить соответствующую процедуру в отношении всего дома. «В таких случаях дольщикам сначала придется заказать в проектно-инвентаризационном бюро технический паспорт на квартиру и лишь после этого – кадастровый – в МФЦ. Временные и денежные затраты граждан возрастают при этом в несколько раз», – говорит эксперт.
В целом, как считают участники рынка, в большинстве случаев дольщиков необходимо исключить из процесса оформления кадастровых паспортов на объекты недвижимости. «Всю необходимую документацию должен готовить застройщик. В противном случае очереди на оформление кадастровых паспортов увеличатся в несколько раз», – утверждает руководитель аналитического отдела ООО «Северо-Запад Инвест» Олег Громов.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Обмерные работы – когда необходимы
Чтобы Росреестр получил точные данные о характеристиках объекта, его надо измерить. Обмеры зданий необходимы при проектировании, реконструкции или ремонте указанных объектов. Целью обмерных работ является установление точных характеристик объекта, строительных конструкций и отдельных элементов здания. Выделяют следующие виды обмерных работ на здании:
- обмер строительных конструкций (фасады, выступы, лестничные площадки и т.д.);
- обмер внутренних помещений (например, для сдачи в аренду части здания или перепланировки);
- обмер параметров здания (необходим для составления или обновления поэтажных планов и чертежей, отдельных конструкций здания и т.д.).
Этапы обмеров зависят от особенностей и типа объекта. Для проведения обмерных работ применяются нормативные требования ГОСТ и СНиП, регламентов, Приказ Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № 90 (). Узнать, сколько стоит проведение обмеров, можно на консультации у наших специалистов.
В каких случаях необходим кадастровый паспорт
Необходимость постановки дома на учет может возникать в следующих ситуациях:
- При оформлении права собственности на строении (даже вновь образованного);
- При внесении изменений в конструкцию недвижимости, для чего необходимо осуществить снятие с учета и дальнейшую постановку в новом качестве или характеристиках;
- При внесении произведенных изменений с объектом;
- При необходимости продать дом, оформить дарственную, применить в качестве залога, сдать в аренду и т.д.
Отказ от постановки на учет
В некоторых случаях при подаче документов для постановки на учет владельцам отказывают в таком действии. Подобные ситуации могут возникать на таких основаниях:
- ошибки в процессе предоставления необходимого пакета документации. В качестве такой ошибки можно рассматривать неточность, неверность в предоставленных данных и т.д.;
- лицо, подающее документы, фактически не имеет права на подобное действие (заявитель не является собственником, не достиг совершеннолетия);
- участки такого типа в соответствии с регулирующим законодательством не подлежат учету;
- имеют место нарушения норм, которым должны соответствовать строения по СНИПам, противопожарных правилам и т.д.