Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установка пандуса в многоквартирном доме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Периодически в СМИ появляются истории о том, как живущие в многоквартирных домах инвалиды годами враждуют с соседями из-за пандусов и подъемников. Казалось бы, если пандус складной, он не мешает вообще никому, а используется только при необходимости. Но конфликты бывают, причем бывают они часто. А иногда конфликт переходит в острую фазу, когда соседи портят или вообще самовольно демонтируют пандусы.
А если соседи будут против?
С одной стороны, жильцы дома могут принять решение, которым запретят установку пандуса – и в целом будут правы, потому что многоквартирный дом принадлежит его жильцам на праве общей долевой собственности. С другой, законодательство о защите инвалидов никто не отменял, хотя отстаивать свои права в данном случае приходится через суд.
Что делать, если в установке пандуса отказано?
Ответ на этот вопрос зависит от причины отрицательного решения. Если монтаж пандуса невозможен по техническим причинам (например, из-за конструктивных особенностей подъезда), то можно обратиться в администрацию города с просьбой выделить средства на перепланировку. При недостаточной ширине лестничного прохода есть смысл отправить повторный запрос в управляющую компанию на установку откидного пандуса.
Если заявитель получил немотивированный отказ или вовсе не дождался ответа на обращение, то он может подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию.
Что требуется для установки подъёмника для инвалидов в подъезде жилого дома?
Подъёмник представляет собой платформу с вертикальной и наклонной траекторией движения. Она обеспечивает комфортное перемещение граждан, передвигающихся в инвалидном кресле. Установка подъёмников в многоквартирных домах реализуется в рамках государственной программы «Доступная среда».
Для оформления заявки на монтаж подъёмной платформы инвалид или его доверенное лицо должны обратиться в органы социальной защиты по месту проживания. Обязательным условием для участия в программе является наличие медицинских показаний для использования инвалидной коляски. Исполнение заявок осуществляется в порядке очереди.
Что делать, если отказывают?
Скорее всего, этой статьи бы не было, если бы законы о маломобильных категориях граждан неукоснительно соблюдались. На практике, увы, требования закона разбиваются о суровую реальность – обустраивать пандусы в каждом подъезде дорого. А учитывая огромное количество пятиэтажек (где их придется ставить вплоть до пятого этажа), становится понятно – первой реакцией чиновников будет, скорее всего, отказ.
Основные мотивы для отказов следующие:
- чиновники требуют, чтобы установку пандусов согласовало общее собрание жильцов. Здесь не все так очевидно – с одной стороны, в ЖК РФ прямо не указано, что общего собрания жильцов проводить не требуется, а с другой – не указано, что оно нужно. Еще в 2013 году Госдума приняла поправки к ст. 44 ЖК РФ, которые бы ввели такое условие, но до сих пор этого пункта в документе нет. Тем не менее, практика показывает, что обустройство пандусов в подъездах проводится без согласования с общим собранием жильцов;
- лестницы слишком узкие. Чтобы установить пандус, и при этом не нарушить противопожарные требования, лестница должна быть по ширине не менее 135 сантиметров. Но выход есть, и он очень простой – это установка откидного пандуса. В сложенном состоянии, когда он не используется по назначению, такой пандус занимает всего несколько сантиметров ширины лестницы;
- у управляющей компании нет денег. Такое бывает – у многих УК по России многомиллионные долги, часто компании годами находятся на грани банкротства, и найти несколько десятков тысяч рублей на пандус не могут. Выход – обратиться в местную администрацию, которая (согласно ЖК РФ) и отвечает за безбарьерную среду для инвалидов и маломобильных групп. Кстати, управляющей компании это пойдет только на пользу – ведь город оплатит ей услугу по установке пандуса.
Конструкции стационарных спусков
Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.
Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:
- верхней горизонтальной платформы;
- наклонного спуска для перемещения;
- нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.
Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.
Беря во внимание, что строители домов, собственники магазинов и общественных мест не обустраивают входные узлы пандусами, это требование закрепляет Федеральный закон. А также предусмотрена административная ответственность, если требования по установке пандусов для колясок в жилых домах не выполняются.
Таким образом, каждый представитель малоподвижной группы населения должен иметь техническую и практическую возможность доступа к жилью и общественным местам. В этой связи первичным органам, ответственным за дом, а именно представителям ЖКХ, нужно контролировать этот процесс и создавать благоприятные условия для жильцов. Это в равной степени касается и молодых семей с детьми, использующих приспособления для транспортировки детей, для которых должен быть предусмотрен пандус для колясок.
Крепление откидного пандуса
Не для всех домов подходит стационарный пандус. Для этого можно выбрать откидной вид. Он будет лучшим выбором для подъездов с шириной лестницы меньше 160 см.
Технология установки практически такая же как и у стационарной. Размещенная конструкция будет удобной для передвижения.
К преимуществам откидного пандуса относят:
- Возможность установки на любой лестнице. При отсутствии пространства около стены, ее крепят на ступеньках и перилах;
- Подобны стационарным моделям, нужно лишь перевести его в открытое положение;
- Когда конструкция в закрытом виде, то она не мешает людям;
- Эксплуатируется изделие очень легко: для открывания и закрывания требуется не больше 10-15 секунд.
- Небольшой вес. Конструкция будет удобна для молодых мам, которым нужно постоянно вывозить детский транспорт;
- Для изготовления используется оцинкованная сталь, поэтому изделие смотрится оригинально. Материал надежный и не нуждается в особом уходе. Создается конструкция по ГОСТу.
Как заставить госучреждение установить пандус для колясок?
Дочка ходит в государственный дом детского творчества. Недавно наблюдала там конфликт: папа беседовал с директором о том, что в детском учреждении нет пандуса для колясок и колясочной.
Многие мамы приводят старшего ребенка вместе с младшим, а затащить коляску к входу — это около 20 ступенек. На пандус нет даже намека. То есть либо бросай коляску у подножия лестницы, либо тащи на горбу наверх вместе с ребенком, либо вообще без коляски неси младшего от дома.
Вопрос такой: должен ли быть сделан пандус для колясок или людей с инвалидностью в государственном доме культуры и детского творчества? Сам ДК еще советский, раньше принадлежал заводу.
Вы правы: и государственные, и частные организации обязаны устанавливать пандус для подъема и спуска по лестнице перед входом. Если организация не хочет тратиться на пандус, на нее можно повлиять. Расскажу, как это сделать.
Что такое пандус в строительстве и проектировании
Официальное определение пандуса для инвалидов и других маломобильных групп населения содержится в СП 59.13330.2016 – это специальное сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности на другой, состоящее из маршей и площадок. Марши представляют собой сплошную горизонтальную наклонную, а площадки используются для отдыха и маневрирования. К маломобильным группам населения относятся не только инвалиды, но и другие категории граждан, чье передвижение стандартными способами по лестнице затруднено – люди с детскими колясками, лица с постоянно или временно ограниченными возможностями здоровья.
По сфере применения и особенностям конструкции пандусы делятся на следующие виды:
- постоянные пандусы на входных группах объекта (на крыльце, на лестничных маршах), на внутренних переходах между этажами или разноуровневыми частями здания;
- инвентарные пандусы – устройства для временного или эпизодического использования (сборно-разборные, выдвижные, откидные и иные пандусы);
- бордюрные пандусы (съезды) без поручней – устанавливаются как уклон пешеходного пути для передвижения колясок и кресел.
Для нежилых зданий и МКД особое значение имеют стационарные пандусы, которые могут сразу проектироваться при строительстве, либо уже в ходе эксплуатации объекта. Инвентарные (временные) пандусы могут устанавливаться как дополнительное устройство, облегчающее передвижение инвалидов и иных лиц.
Проблемы и сложности при согласовании пандусов в нежилых зданиях и МКД
Основные сложности при проектировании возникают при наличии технических, архитектурных и планировочных ограничений для доступа инвалидов. Например, если здание изначально не предусматривало отдельных входов и пандусов для передвижения инвалидов, придется переделывать один или несколько этажей, проводить работы на несущих стенах и фундаменте. Вот еще ряд возможных проблем:
- необходимость соблюсти специальные требования проектировании зданий и помещений госучреждений;
- ограниченное место на участке перед зданием, на котором нужно разместить конструкцию пандуса;
- ненадлежащее техническое состояние конструкций здания и повышенный износ, что осложняет выбор решений для пандуса;
- большое количество жильцов или посетителей из числа маломобильных групп, что требует выбора широких маршей и площадок, стройматериалов с улучшенными характеристиками износа.
Специалисты компании Смарт Вэй устранят любые проблемы и сложности, связанные с проектированием пандусов. Это обеспечит прохождение согласований с первого раза и без отказов.
Пандусы могут быть:
- стационарными,
- съемными.
Стационарные конструкции могут быть фиксированными, то есть неразборными. Обычно они расположены снаружи общественных и жилых зданий и встроены в лестницу.
Также есть откидные варианты, обычно их ставят в подъездах. Они прикреплены к стене и раскладываются в случае необходимости. В сложенном виде такой пандус удерживается металлической защелкой.
В общественном транспорте можно встретить выдвижные модели. Современные пандусы такого типа оборудованы автоматической системой раскладывания и складывания, чтобы воспользоваться ими, достаточно нажать на кнопку.
Съемные версии также могут быть устроены по-разному. Это
- телескопические — их можно регулировать по длине, но такие варианты громоздки, их трудно раскладывать и собирать в одиночку;
- рамповые — более мобильные разновидности, их разложить легче, они компактны и весят немного;
- ролл-пандусы — их можно скатывать в рулон, легко возить в автомобиле.
Нужно ли согласие жильцов на установку пандуса
Согласно постановлению Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 существуют специальные комиссии “по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов”.
Если комиссия признает установку пандуса в вашем доме технически возможной и экономически целесообразной, его установят за счет бюджетных средств. В этом случае проводить собрание собственников не потребуется.
Но комиссия не всегда принимает положительные решения по данному вопросу. Поэтому установить пандус могут и сами собственники квартир в МКД. Поскольку в этом случае пандус будут устанавливать за счет средств собственников, провести общее собрание нужно будет обязательно.
4.1. Приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Установка пандуса по СНиП и ГОСТ: особенности проектирования
Важный предварительный этап того, как правильно сделать пандус, – разработка проекта. При проектировании крайне важно соблюдать стандарты, нормы СНиП 35-01-2001 и учитывать требования ГОСТ Р 51261-99, чтобы в последствии избежать проблем с оформлением документов на изделие. Действуют следующие нормы установки пандусов:
- При установке пандусов по закону обязательно наличие горизонтальной площадки перед подъемом. Она должна иметь размеры, которые дадут возможность подъехать к аппарелям и остановиться, то есть не меньше, чем габариты коляски. Такая же площадка нужна в конце спуска, чтобы человек имел возможность освободить руки для каких-либо действий.
- Ширина пандуса для одностороннего движения должна составлять не менее 90 см. Для двустороннего – не менее 1,8 м. Поскольку на двусторонней конструкции человек может держаться за поручни только с одной стороны, рекомендуется уменьшить уклон пандуса до 6-7 % либо оборудовать изделие дополнительным поручнем, стоящим посередине.
- Если пандус состоит из нескольких частей, например, установлен на лестницу с двумя пролетами, необходимо наличие промежуточных площадок, размеры которых дадут возможность развернуть коляску. Глубина площадки должна быть не менее полутора метров, а ширина равняться удвоенной ширине марша.
Габариты пандусов и площадок
Давайте разберёмся с вопросом о пандусе для инвалидов: размеры и требования по ГОСТ. А также, какие есть нормы уклона и ширины для пандуса для инвалидов?
Во время проектирования таких устройств следует соблюдать требования ГОСТ и нормы СНиП для размеров данных изделий:
1)
при монтаже конструкции на лестнице с двумя и больше пролётами делаются промежуточные площадки, которые позволяют развернуть инвалидную коляску. Размеры этой площадки должны быть следующие: минимальная глубина составляет 150 см, а ширина должна быть в два раза больше ширины марша;
2)
если конструкция предусмотрена для одностороннего движения инвалидов, то её минимальная ширина должна быть 90 см, а ширина пандусов с двухсторонним движением – 180 см. Во втором случае угол наклона должен быть уменьшен до 6,7 %. Можно также установить поручень посередине конструкции;
3)
перед подъёмом инвалидных пандусов обязательно должна быть площадка. Она должна быть больше по размеру, чем инвалидная коляска. Точно такую же площадку необходимо сделать и в конце спуска.
Предельные углы пандуса
Уклон пандуса для колясочников-инвалидов по современным нормам не должен превышать 15 %. Это значит, что на один метр горизонтальной поверхности величина подъема должна составить 15 см. В практике конструирования оптимальной величиной наклона принять считать показатель 10 %, и увеличивается он только в случае невозможности принятия иного решения. Предельный показатель перепада высот ни в коем случае не должен превышать 18 %. На уже существующие лестничные марши установка пандусов запрещена ввиду несоответствия уклона спуска нормативным требованиям.
К сожалению, нормы уклона для пандуса для инвалидов пока не везде соблюдены.
В целях дальнейшего совершенствования работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан, объединения усилий органов исполнительной власти и общественных организаций инвалидов в этой работе Правительство Москвы постановляет: 1. Руководителям комплексов городского управления, префектам административных округов города Москвы, руководителям органов исполнительной власти города Москвы обеспечить неукоснительное соблюдение норм Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы», а также других законодательных и нормативных актов в данной области, в том числе:
- на стадии планировки и застройки новых микрорайонов;
- при реконструкции и ремонте зданий и сооружений, в том числе при выполнении планово-предупредительных ремонтов, если планировка и технические условия позволяют выполнить эти работы;
- осуществлять финансирование затрат на приспособление городской среды за счет средств, предусмотренных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, благоустройство города, включая средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы, а также средств, выделяемых на текущее финансирование (по соответствующим кодам бюджетной классификации);
- привлекать представителей московских общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в городской среде.
2. С учетом принятых федеральных нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты населения в 2005 году Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы, Департаментами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, экономической политики и развития города Москвы, финансов города Москвы и с привлечением московских городских общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить предложения о внесении изменений в Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» в части уточнения понятийного аппарата, состава основных адаптационных мероприятий, принципов, порядка, организации и управления процессом адаптации объектов городской инфраструктуры для нужд маломобильных категорий граждан. 3. Департаменту социальной защиты населения города Москвы обеспечить координацию деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, взаимодействие с общественными организациями инвалидов по созданию доступной среды для маломобильных категорий граждан. 4. Принять к сведению, что Комплексной целевой программой «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 года N 442-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» предусмотрены мероприятия по адаптации для инвалидов и других маломобильных граждан инфраструктуры города Москвы на 2004-2006 годы. 5. Мосгосэкспертизе обеспечить постоянный контроль за обязательным включением в проектно-сметную документацию раздела «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения», учитывая необходимость комплексного приспособления для всех категорий маломобильных граждан вновь строящихся, реконструируемых и ремонтируемых объектов. Применять меры ответственности к заказчикам, не соблюдающим указанные требования. 6. Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы: 6.1. В двухмесячный срок по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить и внести на утверждение проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530 «Об утверждении Московских городских строительных норм «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», предусмотрев в нем обязательное включение в указанный нормативный документ требований по приспособлению инфраструктуры города Москвы на стадии контроля за проведением строительных работ и ввода объектов в эксплуатацию. 6.2. Привлекать к административной ответственности лиц, допускающих нарушения утвержденных проектов в части обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других категорий маломобильных граждан. 7. Просить Московскую городскую общественную организацию Всероссийского общества инвалидов осуществить проверку использования специально оборудованных жилых помещений, предоставленных инвалидам и другим категориям маломобильных граждан, проанализировать практику предоставления жилых помещений и внести предложения о дальнейшем их использовании и предоставлении. 8. Департаменту социальной защиты населения города Москвы в 2005 году по результатам реализации в двух районах города Москвы пилотного проекта по инвентаризации и паспортизации объектов, подлежащих адаптации для маломобильных категорий граждан, проводимой в соответствии с п. 4.1.8 Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы», разработать и утвердить единую форму и порядок передачи информации префектурами административных округов для включения в Реестр учета и описания объектов, на которых проведены мероприятия по приспособлению их для нужд маломобильных категорий граждан (включая сданные в эксплуатацию подъемно-транспортные устройства). 9. Департаментам социальной защиты населения города Москвы, образования города Москвы, здравоохранения города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Комитетам по культуре города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы: 9.1. Совместно с префектурами административных округов и управами районов, арендаторами и балансодержателями зданий и сооружений в 2005 году сформировать и ежегодно пополнять базу данных приспособленных объектов с их полной характеристикой. 9.2. Не допускать приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, оснащенных подъемными платформами для инвалидов, без сдачи их в эксплуатацию Мосгостехнадзору. 10. Префектурам административных округов: 10.1. Обеспечить формирование базы данных о подлежащих приспособлению и приспособленных для нужд маломобильных категорий граждан в пределах административного округа объектах и провести их паспортизацию. 10.2. Учитывать результаты инвентаризации и паспортизации объектов при разработке планов адаптации для маломобильных категорий граждан территориальной инфраструктуры, а также для определения потребности ежегодных расходов на адаптацию городской среды. 10.3. Ежегодно утверждать плановые задания на приспособление подъездов жилых домов, входных групп общественных и производственных зданий, а также квартир, в которых проживают инвалиды, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а при невозможности их приспособления — вносить предложения о переселении инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в специально приспособленные квартиры. 10.4. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отработать единую схему принятия на баланс дирекций единого заказчика и осуществления последующей эксплуатации подъемных платформ для инвалидов, устанавливаемых в домах-новостройках и действующих жилых домах. 10.5. Включать в состав приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию новых и приспосабливаемых объектов представителей окружных общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых. 11. Департаменту транспорта и связи города Москвы: 11.1. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Управлением Московской железной дороги, ГУП «Мосгортранс» и московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых в 2005 году разработать комплексные планы мероприятий по поэтапному приспособлению для инвалидов и других категорий маломобильных граждан железнодорожных вокзалов, остановочных пунктов пригородных электропоездов, автовокзалов. 11.2. Рекомендовать администрации железнодорожных вокзалов разработать и распространить справочные и информационные материалы о доступности указанных объектов для нужд инвалидов. 11.3. Совместно с ГУП «Московский метрополитен» разработать в 2005 году мероприятия поэтапного приспособления для инвалидов и других маломобильных граждан наземных вестибюлей, станций, переходов, посадочных платформ и подвижного состава и представить их на рассмотрение Правительства Москвы. 12. Признать утратившим силу пункт 7 постановления Правительства Москвы от 26 августа 2003 года N 718-ПП «О мерах по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы». 13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителей комплексов городского управления по направлениям деятельности.