Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ростехнадзор разъясняет: Что такое производственный контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Давайте теперь о неприятном. Работодатель обязан предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
устройств, применяемых на опасных производственных объектах
7.1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявленному в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.
7.2. Технические устройства подвергаются проверке на соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством РФ, а также требованиям безопасной эксплуатации, устанавливаемым производителем.
7.3. Техническое обслуживание осуществляется в течение всего срока эксплуатации средства в соответствии с технической документацией.
7.4. Проведение и контроль за техническим обслуживанием возлагаются на ответственного за производственный контроль.
7.5. В случае истечения срока эксплуатации техническое средство изымается с опасного промышленного объекта и подлежит утилизации либо экспертная комиссия продлевает срок безопасной эксплуатации по результатам соответствующей проверки.
В документе зафиксированы:
- общие положения со ссылками на актуальные законы, касающиеся промышленной безопасности, цели и задачи ПК;
- сведения о должностях, правах и обязанностях сотрудников, ответственных за контроль;
- данные о периодичности и особенностях проведения внутренних проверок на ОПО;
- порядок информирования работников объекта о состоянии ПБ и взаимообмена такой информацией между отделами предприятия;
- порядок принятия решений о необходимых мерах по итогам проверок;
- порядок ввода в эксплуатацию, проверки оборудования, узлов, участков, механизмов, применяемых на опасном объекте;
- информация о мерах, принятых для локализации возможных аварий;
- порядок проведения исследования и учета инцидентов и ЧП, проведения экспертизы ПБ;
- данные об организации аттестационных мероприятий для сотрудников, ответственных за промбезопасность;
- регламент подготовки отчетности.
Утверждение положения о производственном контроле
ППК утверждается руководителем предприятия, которое эксплуатирует опасные производственные объекты или руководителем обособленного подразделения эксплуатирующего ОПО.
Важно. С 1 января 2021 года отменено предоставление копии ППК в территориальные органы Ростехнадзора.
Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).
Необходимость разработки Положения о производственном контроле.
Положение о производственном контроле предприятия необходимо разрабатывать всем опасным производственным объектам (ОПО) независимо от класса опасности. Правильно составленное Положение о производственном контроле – это нормативный документ предприятия, на основании которого осуществляется организация, и контроль над соблюдением правил промышленной безопасности.
В ППК рассматриваются мероприятия, выполнение которых обеспечивает высокий уровень безопасности предприятия, а так же указываются работники предприятия ответственные за выполнения данных мероприятий.
Без Положения о производственном контроле нельзя обойтись в случаях:
— подачи ежегодного обязательного отчета о производственном контроле в органы Ростехнадзора;
— получении лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (копия ППК входит в пакет документов на получение лицензии Ростехнадзора);
— прохождение плановых и внеплановых проверок Ростехнадзором (отсутствие разработанного ППК влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 20 000 рублей для должностных лиц и от 200 000 рублей для юридических лиц).
Подробнее о сведениях
В территориальное управление МЧС необходимо подать следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию потенциально опасного объекта;
б) наименование, место нахождения и адрес потенциально опасного объекта, предлагаемая категория опасности потенциально опасного объекта и характеристика критериев отнесения к потенциально опасному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав потенциально опасного объекта, в том числе о зданиях, строениях и сооружениях, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;
в) реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект, либо копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, в том числе земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект;
г) сведения о категориях опасности, ранее присвоенных объекту (при наличии);
д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений);
е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности потенциально опасного объекта, разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при наличии).
Сотрудники ПРОМЭКОИНВЕСТ готовы помочь вам в кратчайшие сроки выявить наличие ПОО, подготовить и подать необходимые документы в территориальное управление МЧС для внесения ваших ПОО в реестр ПОО!
Времени до 1 декабря 2022 г. осталось немного! Поторопитесь!
ПРОИЗВОДСТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:
- проверку порядка и правил обращения с отходами;
- анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
- составление и утверждение паспортов опасных отходов;
- определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
- мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
- проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
- проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
- лимитов на размещение отходов;
- договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
- документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
Кто отвечает за организацию и осуществление производственного контроля
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля на ОПО несут непосредственно руководитель эксплуатирующей организации, а также лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ (п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля).
Осуществлением производственного контроля на ОПО занимается либо специально назначенный руководителем организации работник (ответственный за производственный контроль), либо сформированная на предприятия служба производственного контроля.
Исходя из численности работников, задействованных на ОПО, функции ответственного за осуществление производственного контроля могут быть возложены на:
- одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации, если количество работников на ОПО составляет менее 150 человек;
- отдельного специалиста, назначенного приказом руководителя организации (главный инженер, начальник службы охраны труда и т.д.), если количество работников на ОПО составляет от 150 до 500 человек;
- руководителя специально созданной службы производственного контроля, если количество работников на ОПО составляет более 500 человек.
Сотрудник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
- Высшее техническое образование по профилю деятельности ОПО.
- Стаж работы от 3-х лет на аналогичном ОПО либо в аналогичной отрасли.
- Действующие документы (протоколы) об аттестации по промышленной безопасности.
Права и обязанности лиц, ответственных за производственный контроль, закрепляются в ППК, должностных инструкциях, а также в договорах (контактах), которые заключаются с этими работниками.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Заключение экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Объекты экспертизы – проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (производственный контроль) – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов (промышленная безопасность) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Система производственного контроля промышленной безопасности — совокупность органов управления, сил и средств предприятия, обеспечивающих выполнение комплекса мероприятий по контролю за соблюдением требований федерального законодательства, общероссийских норм и правил, а также ведомственной нормативной документации в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах данного предприятия.
Система экспертизы промышленной безопасности (система экспертизы) – совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.
Требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Экспертиза промышленной безопасности (экспертиза) – оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.
Экспертная организация – организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 г. №2446/1-1 ст. 12 (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1992, №15, ст.769) в редакции от 24.12.93 г. (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №52, ст.5086).
2. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 20.11.99 №204-ФЗ.
3. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г. №1515-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №26, ст.966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1 ст.4, №10 ст.1143 с изменениями от 31.07.98 г. №154-ФЗ, Постановление Конституционного суда РФ от 22.11.2001).
4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 г. №181-ФЗ.
5. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №8, ст.609).
6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3588).
7. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. №117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3589).
8. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г., №128-ФЗ.
9. Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.
10. Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации», № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.
Зачем нужно положение о производственном контроле на ОПО
На любом опасном производственном объекте (ОПО) должен осуществляться производственный контроль, то есть должен быть принят перечень мер, обеспечивающих безопасное функционирование предприятия и способствующих предотвращению опасных ситуаций, а также ликвидации их последствий. Для этого в обязательном порядке нужно разработать и ввести в действие положение об организации и осуществлении производственного контроля.
Это требование установлено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ. При этом ответственность за осуществление производственного контроля лежит не только на ответственном лице в организации, назначенном приказом, но и распространяется на генерального директора компании. Поэтому необходимо вовремя инициировать создание необходимой документации, вовремя проводить все мероприятия по обучению персонала и следить за исполнением правил промышленной безопасности.
Положение о производственном контроле на предприятии определяет должностные обязанности руководителей и персонала для обеспечения промбезопасности при работе на ОПО.
Пункт 3.1 постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263 указывает на необходимость отражения в нем следующий сведений:
- должность ответственного работника;
- его права и обязанности;
- порядок проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности, регистрация отчетов о результатах;
- порядок сбора и обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями организации и доведение ее до работников занятых на ОПО;
- порядок принятия решений по обеспечению безопасности с учетом результатов ППК;
- порядок принятия решений о диагностике, испытаниях сооружений и технических устройств на ОПО, проведения экспертизы, аттестаций работников;
- порядок действий по ликвидации последствий и расследованию аварий на объектах;
- меры поощрения и взыскания применяемые к работникам предприятия;
- порядок предоставления сведений об организации промконтроля.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Общее руководство системой производственного экологического контроля на (наименование организации) осуществляет руководитель предприятия.
Организацию производственного экологического контроля на (наименование организации) осуществляет главный инженер.
Оперативное руководство и координацию работ осуществляет начальник отдела охраны окружающей среды.
Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, руководствуются в своей работе настоящим Положением и должностными инструкциями.
Производственный экологический контроль осуществляется как самостоятельно, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, заключенными соглашениями, а также с привлечением заинтересованных учреждений и организаций.
Сколько должно быть документов: одно или несколько
Положение о производственном контроле может быть одно или их может быть несколько на предприятии. Все зависит от количества ОПО и места их расположения. Если объект один или их несколько, но они расположены территориально близко, можно разработать только один локальный акт. Если же объекты находятся в разных местах, которые территориально удалены друг от друга, документов может быть несколько.
Можно разработать одно Положение о производственном контроле. Это зависит и от того, каким образом осуществляется производственный контроль и насколько он при этом эффективен. Удобнее создавать один документ на конкретный объект, он будет ориентирован на осуществление контроля с учетом специфики производства. При изменении на объектах внести соответствующие правки будет проще.
ПРОИЗВОДСТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:
- проверку порядка и правил обращения с отходами;
- анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
- составление и утверждение паспортов опасных отходов;
- определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
- мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
- проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
- проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
- лимитов на размещение отходов;
- договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
- документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
Правовая основа СУОТ
В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.