Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли днем ездить с габаритными огнями вместо ближнего света?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в ПДД, которые касаются применения световых приборов, были введены еще в 2010 году. Теперь в любое время суток и при любых условиях видимости на дороге ближний свет всегда должен быть включен. Необходимость в принятии такой поправки в ПДД обусловлена тем, что автомобиль с включенными огнями на дороге более заметен для окружающих, поэтому число аварийных ситуаций, связанных с невнимательностью, сводится к минимуму. А самое главное ожидаемая тенденция подтвердилась на практике и число аварий на дорогах в дневное время суток значительно сократилось.
Включенный ближний свет фар в светлое время суток на всех ТС обязателен в 2022 году
Данное требование регламентируется разделом 19 ПДД, пунктом 19.5, который гласит:
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Этот пункт появился в ПДД в 2010 году (Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316) и в последнее время никаких значимых изменений в части использования ближнего света фар днем и порядка его использования не претерпели!
Вместо ближнего света фар, водителю разрешено использовать противотуманные фары, либо дневные ходовые огни (ДХО). В частности, пункт 19.4, ПДД гласит:
Противотуманные фары могут использоваться:
– в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
– в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
– вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
В этом случае важно понимать следующее, ДХО и габаритные огни, это принципиально разные вещи. И за использование “габаритов” вместо ближнего света фар, водителю все равно грозит штраф за езду без ближнего света фар, в размере 500 рублей.
Но выносят ли штраф ГИБДД за не включенный свет сейчас?
Нет. Несмотря на то, что в сети вы найдёте самую противоречивую информацию об этих последних новостях, камеры автофиксации нарушений ПДД по состоянию на 07 Декабря 2021 года не высылают «письма счастья» конкретно за не включенные фары ни днём, ни ночью.
Тем не менее, в интернете многие издания распространяют информацию о том, что в ближайшее время такая система уже заработает. Однако, данную информацию официально опровергли в МВД России.
Таким образом, на сегодняшний день комплексы автофиксации не выносят штрафы ГИБДД за выключенный ближний свет фар.
Причём, это работает для обоих времён суток:
- камеры не выносят штрафы за невключенные фары (или ДХО) как в дневное время,
- равно как нет наказания в автоматическом режиме за более грубое нарушение – выключенный свет в тёмное время суток.
Обновление от 10.08.2021. Между тем, ряд изданий сообщает о том, что на практике уже с июля ведётся активное вынесение постановлений средствами автофиксации такого нарушения, как невключенный ближний свет фар. Причём, пока такие камеры работают только в Нижнем Новгороде.
Светодиодные «реснички»
Действительно, в Правилах дорожного движения (ПДД) в пункте 19.5 сказано, что «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (ДХО)», которые на международных рынках получили название Daytime running lights (DRL).
Вопрос-ответ
Можно ли ездить на автомобиле с одной фарой?
Эти устройства были придуманы для экономии электроэнергии, топлива и снижения вредных выбросов в атмосферу во время движения автомобиля. С введением экологического стандарта Евро 4 в блоки фар включаются дополнительные сегменты, которые загораются автоматически при повороте ключа в замке зажигания. Они состоят из нескольких светодиодных ламп, способных перебивать солнечный свет, но при этом мало потребляющих электрического тока. Светодиодные лампочки заметны на таком же расстоянии, как и ближний свет фар днем. Правда, ДХО не создают достаточно мощного потока излучения и не могут освещать дорогу.
В дешевых машинах с применением галогенных ламп роль дневных ходовых огней стали играть фары дальнего света, в которых электронный блок управления снижал светимость лампы. Тем самым они горят на четверть мощности и не слепят встречных водителей.
- Установка в бесцветные указатели поворота светодиодных ламп, которые ярко горят белым светом, во время движения, пока не включен указатель поворота. Тогда они начинают мигать оранжевым светом. Ввиду использования светодиодов затея может провалиться при встрече с дотошным инспектором.
- Использование электронного блока, который при пуске двигателя включает лампы дальнего света (или спирали дальнего света в комбинированных лампах) с пониженной (40–70 % от номинала) яркостью. Фары располагаются выше противотуманок, а потому видны лучше. Сотрудники ДПС вряд ли отличат их от просто горящих фар ближнего света, особенно, если применены двухнитевые лампы типа Н4. А ослеплять встречных водителей они не должны из-за пониженной яркости. И, естественно, как только вы включаете ближний свет фар, все вышеописанные функции должны отключаться.
- Установка вместо «габариток» (слабеньких лампочек накаливания) мощных светодиодных ламп. Тогда достаточно включить «габариты», и все проблемы решены? Не совсем так! Во-первых, могут быть проблемы с ГИБДД, а во-вторых, при таком режиме использования в машине будет гореть достаточно много ламп на панели приборов и на задней части автомобиля. И, напоминаю, сзади будут гореть и перегорать габаритные огни, за которые инспектор может устроить вам ночлег в чистом поле, если лампа не горит, а вы не умеете ее менять.
Очень советую (если только у вас не установлена система автоматического включения света днем): каким-либо способом обозначайте свою машину, потому что окружающие водители и пешеходы уже привыкли, что автомобиль на дороге достаточно ярко обозначен при помощи световых приборов. А потому транспорт с негорящей светотехникой воспринимается неким призраком, который могут и не заметить.
И еще. В туннелях не забывайте переключать ДХО на ближний свет. Неоднократно видел, как поленившихся делать это водителей на выезде из туннеля ожидал экипаж ДПС. И помните, что с включенными ДХО нельзя ездить круглосуточно, ведь с наступлением темноты ваш автомобиль станет призраком для тех, кто едет позади, — габаритные огни в фонарях ведь не горят. Да и света от самих ДХО в ночное время будет недостаточно, чтобы освещать путь.
Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.
Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.
Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.
Верны ли слухи, что водителям не нужно включать днем ближний свет фар или ДХО с 1 апреля 2021 года?
Итак, о чем нам говорят слухи в интернете по поводу изменений в ПДД. Согласно многочисленным статьям, в летний сезон — с апреля по сентябрь, в России разрешено не пользоваться дневными ходовыми огнями или ближним светом фар в светлое время суток.
Как обосновывают это авторы таких статей, в указанный период года световой день довольно продолжительный, самый длинный в году. Днем автомобиль и так прекрасно заметно, поэтому нет смысла дополнительно его выделять, включая фары. На безопасность это, дескать, не влияет.
Сразу же возникает очевидный вопрос — а что, с октября по март в России не бывает светлого времени суток, а автомобиль днем в зимний период видно хуже, чем летом?
Очевидно, что это не так, и мы имеем дело с очередным вымыслом или первоапрельской шуткой. И действительно, если мы обратимся к актуальному тексту правил дорожного движения (а именно к пункту ПДД 19.5), то увидим, что пункт правил относительно использования дневных ходовых огней или ближнего света фар как их замены не менялся с 10 мая 2010 года.
Правила однозначно предписывают водителям включать в дневное время фары или ДХО, никаких исключений в зависимости от сезона в законе нет.
Некоторые интернет-издания, которые также занимались проблемой этого слуха, обнаружили его возможный источник. Нечто подобное пару лет назад было введено в непризнанном государстве Приднестровье. Там действительно в летний сезон не нужно использовать фары при движении днем, хотя выглядит такое правило как минимум странно даже для этой непризнанной мировым сообществом страны. К России приднестровские правила, понятное дело, никакого отношения не имеют.
Законы и правила регулирующие требования к дневным ходовым огням
Сегодня требования к дневным ходовым огням регламентируются рядом законных и подзаконных актов, представление о которых, без сомнения, не помешает автовладельцам. Первым и основополагающим документом, в котором изложены требования к ходовым огням, является Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. Москва о внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
Соответственно были внесены и изменения в ПДД РФ: 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами п.19.5. «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.»
Перед этими, воистину судьбоносными решениями, разъяснял, что такое ходовые огни автомобиля ГОСТ Р 41.87-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств».
Если фара перестала работать в пути
Как мы уже указали выше, ПДД допускают возможность ехать до места стоянки или ремонта, если неисправность возникла в пути. А перед началом движения Правила обязывают водителя проверить работоспособность машины на все условия Перечня неисправностей.
Потому, если при остановке инспектором ГИБДД вы заявите, что условие, влекущее нарушение, возникло в пути, и вы следуете до того места, где сможете устранить недостаток, то штраф выписывать неправомерно.
А вот если вы едете без фары ночью, то в любом случае штраф правомерен, так как в тёмное время запрещается продолжать движение без работающего в установленном режиме ближнего света. В этом случае по букве закона в 2021 году вы обязаны вызвать эвакуатор либо буксировать автомобиль.
Кроме того, это положение со штрафом за езду без ближнего света распространяется не только на тёмное время суток, но и на условия недостаточной видимости: туман, дождь, снег и другие условия с видимостью дороги менее 300 метров.
Езда без ближнего света
Сейчас даже в автошколах учат, что сразу при посадке в автомобиль нужно включить ближний свет. Если этого не сделать, вас могут остановить инспекторы ГИБДД. По действующему законодательству вас оштрафуют на 500 рублей.
Может показаться, что сумма штрафа не очень большая. Только помните, если случится авария, а вы будете без включенного ближнего света, вас признают виновником ДТП. В этом случае одним штрафом вам не удастся отделаться. Придется решать вопрос со страховой о компенсации расходов на ремонт.
Пример 1: Иван ехал по городу с выключенным ближним светом. Это заметили инспекторы ГИБДД и остановили Ивана. На него составили протокол и дали штраф 500 рублей, который можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней.
К тому же заключение нового договора осаго или каско на следующий год будет стоить для вас намного дороже.
Я рекомендую внимательно относиться к данному правилу. Обычно водители забывают включать ближний свет именно днем, когда не улице светло. Если вы едете по населенному пункту, не забудьте переключить дальний свет на ближний.
Почему габариты не выход
По светимости габаритные огни в разы уступают ближним фарам. Они не видны издалека и никак не улучшают заметность транспортных средств. Более того, крошечные лампочки габариток становятся различимы, только когда автомобиль уже поравняется с встречными машинами, отчего их применение становится бессмысленным.
Вопрос-ответ
Когда водитель должен переключать дальний свет на ближний?
Причина такого поведения кроется в том, что многие водители сейчас берут пример с владельцев дорогих иностранных автомобилей, которые ездят без ближнего света фар. У них горят только замысловатые полоски света по краям головных прожекторов. Такие лампы владельцы старых отечественных машин или иномарок родом из 1990-х воспринимают как габаритки. Они включают габаритные огни на своих «Нивах», «Жигулях» или Audi 100 и ездят так, пока кто-нибудь из инспекторов ГИБДД не расскажет, что габаритки на дороге неуместны. Ими разрешено пользоваться только для стоянки.
Светящиеся «реснички» у современных машин — это дневные ходовые огни (ДХО). Они стали массово использоваться на автомобилях с 2000-х годов с внедрением дешевых светодиодных ламп, которые оказались гораздо экономичнее обычных галогеновых или ксеноновых, а по яркости не уступают им. По светимости ДХО схожи с ближним светом и различимы встречными водителями на таком же расстоянии. Поэтому в правила дорожного движения были внесены изменения и ДХО получили закрепление на законодательном уровне.
С каким светом фар нужно ездить днем
В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.
Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.
Что сказано в ПДД о ходовых огнях?
На основании ПДД от 2021 года, а именно пункта 19.5, все автомобили во время движения, как по городу, так и по трассе, должны иметь включенные ДХО либо огни ближнего света или противотуманки. Соблюдая данные требования можно обеспечить на дороге безопасность для пешеходов и автомобилистов.
Если не будут соблюдены правила использования дневных ходовых огней, то штраф за такое нарушение для водителя составит 500 рублей (ст. 12.20 кодекса КоАП РФ 2021 года).
На основании ПДД использовать ДХО нужно обязательно:
- если происходит перевозка несовершеннолетних детей;
- на мототранспорте, так как его сложно увидеть издалека;
- при провозе негабарита или опасных и взрывчатых веществ;
- на маршрутках и общественном транспорте для привлечения особого всестороннего внимания.
Что плохого в кастомных светодиодных ДХО?
Несмотря на широкий перечень преимуществ, светодиодные ходовые огни (led-drl) не лишены недостатков. По понятным причинам китайские производители тщательно скрывают «обратную сторону медали», пытаясь навязать неопытному покупателю разрекламированный товар за небольшие деньги. Практика порою доказывает полное отсутствие эффективности от дешевых ДХО, смонтированных своими руками, которое проявляется следующим образом:
- сила света значительно меньше, минимально установленного правилами значения в 400 кд;
- угол распространения светового потока не отвечает нормам;
- низкое качество сборки приводит к сбоям и быстрому выходу ДХО из строя.
Конечно, можно купить качественные ДХО на светодиодах, заплатить за их подключение и установку по всем правилам, а после наслаждаться поездкой. Однако стоимость фирменного комплекта с услугами по монтажу выльется примерно в 7 тыс. рублей.
А вот в темное время суток у водителя выбора нет. На автомобиле должен быть включен ближний или дальний свет. Ездить только с противотуманками и ДХО в ночное время нельзя. Использовать их совместно со светом можно.
Стоит учитывать, что включать дальний свет можно только при плохой освещенности дороги и отсутствии встречных автомобилей на расстоянии менее 150 метров. В черте города ездить нужно только с ближним светом. Этот момент регулируется пунктом 19.1 ПДД. За нарушение по статье 12.20 КоАП предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Таким образом, в черте города днем вы можете включить дальний, ближний свет, ДХО или противотуманки. Ночью положено ехать с включенным ближним светом и включать дальний только при плохой освещенности и отсутствии встречных авто.
Возможность избежать наказания за езду без фар
В большинстве случаев автомобилисту грозят штрафные санкции в размере 500 рублей. Но на первое время водители часто отделываются только предупреждением. Если же квитанция все же была выписана, ее следует оплатить в ближайшее время. Избежать наказания в таком случае уже не получится, а вот сэкономить вполне реально.
Для тех автомобилистов, которые оплачивают штрафы ГИБДД за 20 дней после получения квитанции, существует льгота в размере 50%.
Несмотря на то, что за не горящие фары предусмотрены небольшие денежные штрафы, это не говорит о том, что правила можно нарушать. Использование фар либо ходовых огней в дневное время многие считают напрасной тратой ресурсов автомобиля, но это делает поездку более безопасной, поэтому расходы оправданы.