Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.
Какова роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО
Одним из самых частых вопросов, которые поступали на горячую линию Минприроды РФ, стал вопрос о роли управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов в новой схеме работы с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ответу ведомства, УО и ТСЖ оставлено всего несколько функций:
- Создавать, содержать и убирать контейнерные площадки в том случае, если площадка расположена на придомовой территории МКД, которая включена в состав общего имущества МКД.
- По решению общего собрания собственников помещений в доме УО может стать исполнителем коммунальной услуги по обращению ТКО, от имени собственников заключать договоры с регоператором и закупать контейнеры для сбора отходов.
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные |
7 36 210 01 72 4 |
мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности |
7 36 211 11 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений |
7 36 411 11 72 5 |
отходы очистки воздуховодов вентиляционных систем гостиниц, отелей и других мест временного проживания |
7 36 911 11 42 4 |
Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
7 37 100 02 72 5 |
Как формируются тарифы и стоимость услуг
В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2021 году по новым правилам, определено в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.16.
Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.
Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.
Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2021 год для населения.
Как вывозятся отходы из частного сектора
До принятия изменений в законодательстве жители частного сектора могли не заключать договоры на вывоз мусора с территории домовладений, но теперь оплата этой услуги для них обязательна.
Квитанции на оплату вывоза ТКО получит каждый собственник и гражданин, зарегистрированный в частном доме, непосредственно с начала деятельности регионального оператора.
Основанием для получения услуги по обращению с ТКО и начисления оплаты является публичный договор, заключаемый независимо от желания собственника.
Тарифы на вывоз мусора в частном секторе рассчитываются по специальным формулам. Стоимость услуги устанавливают уполномоченные органы, как и в случае многоквартирных домов.
Кроме того, для жильцов индивидуальных жилых строений по установленной формуле производится расчет в отношении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На конечную стоимость влияет тариф за вывоз мусора с человека и нормативы накопления.
Для оказания услуги оператор, в соответствии с региональной схемой размещения мест накопления ТКО, должен обеспечить обслуживаемую территорию контейнерами.
Что относится к твердым коммунальным отходам
Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.
К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
7 31 110 01 72 4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
отходы из жилищ крупногабаритные |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению — что относится к ТКО
Наименование отходов | Код ФККО |
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев | 7 39 410 01 72 4 |
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств | 7 39 411 31 72 4 |
отходы волос | 7 39 413 11 29 5 |
отходы от уборки бань, саун | 7 39 421 01 72 5 |
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств | 7 39 422 11 72 4 |
Я надеюсь — вопрос, что относится к твердым коммунальным отходам по закону с 1 января 2021 года для вас понятен.
Нормативно-правовая база России при работе с отбросами
Существует 13 действующих стандартов, в которых четко прописано всё про ресурсосбережение и правильное обращение с отходами разной степени опасности. Примеры некоторых из нормативов:
- ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения.
- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и понятия.
- ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения.
- ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Перечень стандартов разработан и направлен на то, чтобы найти применение отходам в промышленности.
Нормативная база России, связанная с экологическим положением, на данный момент устарела. Международное право в этом вопросе ушло гораздо дальше, и поправки в законах требуют модернизированного подхода. Чтобы был толк от принятых законов, следует стремиться к тому, чтобы работа с отходами выступала в качестве отдельной отрасли государства. Тогда можно было бы более объективно рассматривать и решать проблему экологического загрязнения.
Изучая положения в стандартах, эксперты отмечают, что в законах, которые были приняты 15 лет назад, не отмечены следующие моменты:
- Утилизация не имеет приоритета над захоронением.
- Нет запрета на ввоз неутилизированной упаковки, выступающей в качестве вторсырья.
- Необходимость использования доступной технологии утилизации, считающейся наилучшей.
Какие отходы входят в категорию ТКО
Итак, конкретно что относится к ТКО?
По нашему мнению, под вышеуказанные критерии подпадает множество видов мусора различного происхождения:
- остатки еды;
- упаковка;
- непригодные для использования предметы обихода: бытовая техника, электроприборы, мебель и т. д.;
- смет с улиц и другие отходы от уборки территорий поселений при условии их соответствия критериям ТКО;
- отходы, образующиеся в процессе ухода за деревьями, газонами, цветами;
- отходы от уборки в транспорте, офисах.
Обратите внимание! К ТКО также можно отнести товары, ставшие непригодными для использования.
При этом нельзя считать ТКО:
- отходы от животноводческой деятельности;
- строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.
Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко названы в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 относятся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».
Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года
Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:
- Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
- Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
- Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
- Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
- Собственниками нежилых помещений.
- Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.