Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка — что это?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.
Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ
Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного вычета гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.
При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:
- Соблюдены ли сроки подачи декларации;
- Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
- Законность и обоснованность заявленных вычетов;
- Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).
Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.
Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.
Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».
Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:
- ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
- теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.
Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.
Если выявлены нарушения, то:
- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Частые ошибки в декларациях
Наиболее частые ошибки, которые обнаруживает «автоматика» при первичной ревизии 3-НДФЛ:
- неверное указание отчетного периода;
- неверное указание налогового периода (года);
- данные о налоговой инспекции, в которую вы подали декларацию.
Эти ошибки не влияют на расчет налога, поэтому в большинстве случаев результат не изменится.
Теперь рассмотрим действия инспектора, если он выявит ошибки или другие нарушения, которые меняют сумму налоговых начислений.
После завершения контрольных мероприятий:
- инспектор составит акт проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии;
- вы получите этот акт в срок не позднее 5 дней после составления;
- у вас будет месяц для того, чтобы при желании подать возражения на этот акт;
- еще через 10 дней руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о непривлечении к ответственности.
Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Как проводится камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.
До конца 2022 года установлен временный запрет (мораторий) на проведение большинства проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Согласно условиям моратория, плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти изменения не распространяются на камеральные налоговые проверки и не налагают никаких препятствий для их осуществления налоговыми органами. Мораторий их не затрагивает. Камеральные налоговые проверки в 2022 году проводятся без ограничений и в порядке, установленном соответствующими нормами НК РФ.
В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем камеральные проверки проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.
Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, в том числе и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).
В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.
Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). К примеру, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.
Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Представление дополнительных документов
Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:
- в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
- при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Что собой представляет камеральная налоговая проверка?
Итак, камеральная налоговая проверка представляет собой меру контроля за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства в сфере фискальной политики на основании поданной последним отчетности. Данная процедура является обязательной для всех без исключения, она проводится в отношении любой отчетности, которая сдается в ФНС.
Камеральная налоговая проверка осуществляется в несколько этапов. Первый этап этой процедуры осуществляется в виде регистрации информации из поданного налогоплательщиком отчета в специализированной информационной системе, разработанной специально для целей фискальных органов.
Далее происходит непосредственный анализ данных и контроль их корректности. Правильность сданной информации проверяется посредством сверки контрольных соотношений.
Под контрольными соотношениями понимаются правила, установленные согласно письмам ФНС, по которым одна строка декларации должна соответствовать другой или сумме строк, быть больше или меньше определенных значений внутри одного документа.
Кроме того, должны соблюдаться правильные соотношения между данными, указанными в декларациях различных форм. Следовательно, чтобы избежать проблем, стоит внимательно проверять правильность отчетности в соответствии с утвержденными соотношениями.
Завершающая стадия камеральной налоговой проверки
Если налогоплательщик уделил достаточное внимание подготовке отчетности для ФНС, то фискальные органы примут ваши документы без каких-либо нареканий.
Это означает, что основания для проведения углубленной камеральной налоговой проверки отсутствуют. Следовательно, именно на этом этапе камеральная проверка в данном случае и заканчивается.
Налоговые органы в такой ситуации не составляют акта проверки, у них отсутствует обязательство уведомлять налогоплательщиков о ее завершении. Единственным исключением будет камеральная проверка по НДС, планируемому к возмещению.
Если же фискальные органы сомневаются в правильности или достоверности предоставленной документации (или у них возникли дополнительные вопросы), то это является основанием для проведения углубленной камеральной налоговой проверки.
Дальнейшие действия ФСН зависят от причин ее проведения. Иногда этот процесс осуществляется по формальным признакам — например, налогоплательщик заявляет льготы по НДС, предоставляет дополнительные разъясняющие документы и т.д.
В таком случае фискальные органы могут запрашивать у вас дополнительные пояснения, обращаться в банк для получения данных по расчетному счету. Делается это для того, чтобы убедиться в правильности и достоверности предоставленной информации или же выявить нарушения.
При обнаружении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок, неточностей ФСН уведомляет об этом налогоплательщика и просит подтвердить заявленную информацию или предоставить корректную отчетность.
Если же причиной углубленной камеральной налоговой проверки были чисто технические ошибки, то фискальные органы попросят вернуться с пояснениями или внести корректировки.
До 01.01.2009 ст. 88 НК РФ было предусмотрено, что камеральная проверка начинается при поступлении в налоговый орган декларации и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны к ней прилагаться. Поэтому налоговики считали, что трехмесячный срок проведения «камералки», установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, следует исчислять с даты представления указанных документов. Такую позицию занимали и финансисты. В частности, в Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 Минфин России разъяснил, что началом проведения проверки нужно считать день, когда в инспекцию поданы декларация (расчет) и последний из необходимых документов.
Следует оговориться, что Налоговым кодексом предусмотрено лишь два случая, когда налогоплательщик обязан самостоятельно представить документы в налоговый орган без выставления последним соответствующего требования. Во-первых, это документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% при реализации товаров на экспорт (п. 10 ст. 165 НК РФ); во-вторых, документы, поименованные в п. 13 ст. 167 НК РФ и необходимые для реализации налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом права не включать в состав налоговой базы по НДС авансы в момент их поступления на расчетный счет.
Вероятно, поскольку указанные документы налогоплательщик обязан представить одновременно с декларацией, а также с целью недопущения неправомерных действий контролеров по увеличению сроков проверки Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в п. 2 ст. 88 НК РФ были внесены изменения: с 2009 г. начало камерального контроля связано только с датой представления декларации (расчета).
Есть акт — должно быть решение?
Итак, позиции налоговиков и судей явно противоположны друг другу, и причина тому — отсутствие единого мнения, в какой момент завершается камеральная проверка. Арбитры полагают: если контролеры до подачи проверяемым лицом «уточненки» не успели вынести решение по итогам проверки ранее представленной декларации, оно вообще не должно появиться на свет, поскольку все действия в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ должны быть прекращены.
В свою очередь, налоговики считают, что действовать нужно по принципу: каждому акту должно соответствовать решение, поскольку в гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ четко прописаны процедура налоговых проверок, формы и методы их проведения. Исходя из положений ст. 100 НК РФ стадия налогового контроля заканчивается составлением соответствующего акта. За этой стадией следует стадия привлечения проверяемого лица к ответственности, которая в силу ст. 101 НК РФ завершается вынесением руководством налоговой инспекции одного из двух решений: о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Между тем ФНС понимает, что если после подписания акта, но до вынесения решения налогоплательщик скорректировал налоговую базу или вычеты, то формальный подход при вынесении решения неприменим. Оно не может быть принято без тщательного анализа внесенных в отчетность изменений, что, возможно, приведет к корректировке доначисленных в акте сумм налогов.
Другими словами, главное налоговое ведомство нацеливает нижестоящие инспекции на то, что проверяющий обязан сопоставить показатели ранее поданной и уточненной деклараций и установить, за счет чего изменилась итоговая сумма налога к уплате или возмещению из бюджета.
Какие дополнительные мероприятия проводят
Помимо истребования документов, налоговики в рамках камеральной проверки могут:
— запросить пояснения по выявленным расхождениям;
— пригласить руководителя или главбуха в налоговую для дачи пояснения;
— запросить документы по вашей организации у третьих лиц;
— допросить лиц, которые осведомлены об обстоятельствах проверки.
Допросы, беседы с руководством, сотрудниками компании и контрагентами — признаки того, что налоговая обнаружила какие-то серьезные несоответствия или сомнительные операции в отчетности. Например, заявлен вычет по НДС, а у поставщика документы по поставкам не отражены в декларации. Или контрагент в “черном списке” и относится к числу недобросовестных.
В этом случае возрастает не только риск того, что ФНС настоятельно предложит уточнить декларации и доплатить налоги, но и что налоговики придут в компанию уже с выездной проверкой.
Большая ошибка думать, что все предварительные мероприятия (вызов в ФНС, запрос документов, встречные проверки и т. д.) не требуют особого внимания, вот когда придут… Когда к вам придут — защищать интересы и права бизнеса будет труднее, ведь у налоговиков уже будет собрана доказательная база, которую вы сами им и предоставите.
В каком виде подготовить документы
Вид запрашиваемых документов при налоговой проверке строго не регламентирован, можно представить и в бумажном виде, и в электронном, но с определенными требованиями.
Так в бумажном виде представляются копии документов, которые прошиваются и пронумеровываются в тома не более 150 листов. Все документы обязательно имеют сопроводительное письмо и опись.
С подробными требованиями можно ознакомиться в приложении 18 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.
В отсканированном виде (скан-копия) также можно передать документы, как и отправить документы, сформированные в электронном формате. При этом нужно соблюдать требования приказа ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ и абзаца 4 п. 2 ст. 93 НК РФ.
При этом проверяющие имеют право ознакомиться с подлинниками документов. Для этой цели они передают вам уведомление, форма которого рекомендована в Приложении № 7 к письму ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@.
Как оформляется проверка
Окончание выездной проверки оформляется справкой о проведении выездной налоговой проверки. После вручения справки налоговики уходят из организации и какие либо мероприятия в рамках проверки уже проводить не могут. Руководитель инспекции при ознакомлении с материалами проверки и принятии итогового решения, может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.
Далее в течение двух месяцев составляется акт выездной проверки, где указываются все выявленные нарушения, начисления недоимки и пеней, и обоснования проверяющих по данным пунктам. При несогласии вы можете в течение месяца со дня получения акта подать возражение.
После этого в течение 10 рабочих дней выносится итоговое решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении.