Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИП – это юридическое лицо или физическое лицо? И кому нужно становиться ИП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы вести легальный бизнес на территории Казахстана, следует открыть ИП в банке — завести расчетный счет. От выбора банка во многом зависит качество получаемых услуг и ряд дополнительных возможностей. Поэтому для предпринимателей крайне важно предварительно изучить условия сотрудничества.
Как подготовиться к регистрации ИП в Казахстане
Прежде чем регистрировать ИП, следует подготовить следующую информацию:
- Адрес. Важно указать адрес, по которому в дальнейшем будет располагаться ИП, офис, магазин с кассовым аппаратом, бутик или любое местонахождение деятельности, по сути, фактический адрес. Это же касается и УГД, налоговой орган необходимо выбирать по местонахождению.
- Наименование (название ИП). Автоматически при регистрации стоит фамилия будущего владельца бизнеса, там же при необходимости можно изменить название.
- Вид деятельности (по ОКЭД). Перед процессом регистрации рекомендуется узнать свой ОКЭД, поскольку он должен совпадать с родом деятельности. В ситуации, если предполагаются очень обширные работы, нужно дополнить вторичным ОКЭДом. Совпадение ОКЭД с видом деятельности регламентировано законодательством, к тому же если его неправильно подобрать, то это в последующем повлияет на ряд факторов (статотчетность, льготы, пособия и пр.).
- Вид налогообложения. Крайне важный критерий, от него зависят обороты, налоги, системные отчеты и др.
- По умолчанию будет наиболее распространенный упрощенный режим, но если планируется работа в области бухгалтерии или по агентским договорам, то «упрощенку» использовать нельзя.
- Помимо этого, существует патент, при выборе его запрещено заниматься торговой деятельностью и иметь сотрудников.
- Общеустановленный режим отличается более высокими ставками налогообложения и необходимостью ведения бухучета. У каждого режима существуют свои особенности, отсюда при регистрации ИП важно правильно подобрать вид налогообложения.
Государственная регистрация
Касательно данного пункта, регистрация индивидуального предприятия, конечно, во много раз проще нежели регистрация товарищества. Учредители ИП всего лишь обязаны заполнить соответствующую письменную форму в центре обслуживания населения (ЦОН) или же на электронном государственном портале (Egov.kz). Никаких финансовых затрат данный процесс не предусматривает.
Если же регистрацию проходит ТОО, то сам процесс в разы усложняется и увеличивается по времени. Во-первых, потому что предпринимателям ТОО необходимо собрать широкий перечень документов (например, письменное решение о регистрации, учредительные документы организации в нескольких экземплярах). Все документы в обязательном порядке должны быть нотариально заверены. Также в отличии от регистрации ИП, регистрация товарищества проходит на платной основе и может осуществиться только при условии, что ни один из учредителей ТОО не является налоговым должником или должником в категории исполнительного производства.
Существуют даже кейсы, когда ИП могут работать без официальной печати, ТОО не могут позволить себе такого послабления.
Виды налоговых режимов для ИП
Специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
Специальные налоговые режимы подходят предпринимателям, которые работают по упрощенной декларации либо на основе патента. СНР также будет действовать с использованием фиксированного вычета. Установлен СНР розничного налога.
СНР не смогут использовать те предприниматели, которые ведут такую деятельность:
- проведение лотерей;
- производство, а также реализация подакцизных товаров;
- недропользование;
- реализация дизельного топлива, бензина, мазута;
- консультационные услуги;
- прием и сбор стеклопосуды;
- страховая и финансовая деятельность;
- бухгалтерский учет, аудит;
- реализация, хранение, переработка лома.
СНР по упрощенной декларации
Предприниматели, соответствующие определенным условиям, имеют возможность использовать СНР. Среднесписочное количество работников не должно превышать 30 человек. Установлены ограничения на доход предприятия за полугодие. Налоговую отчетность бизнесмен предоставляет раз в 6 месяцев.
Удобная 910 форма подходит для расчета обязательств и налогов. Ставка для СНР на упрощенной декларации составляет 3%. Исчисленная сумма может быть уменьшена в 1,5% за каждого работника, если среднемесячная зарплата ИП не превысила установленных лимитов.
В декларации 910.00 необходимо отобразить информацию о социальных отчислениях для работников, исчисленных суммах пенсионных взносов.
Этот СНР предназначается для предпринимателей, занимающихся торговлей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, общественного питания.
Обязательная Регистрация ИП
Если Вы при осуществлении предпринимательской деятельности:
используете труд наемных работников на постоянной основе;
и (или)
имеете совокупный годовой доход от осуществления предпринимательской деятельности, превышающий 12-кратный размер МЗП (с 1 января 2015 года – сумма в размере 256 368 тенге);
и (или)
реализуете на территории торговых рынков сельскохозяйственную продукцию (данная норма введена в действие с 1 января 2015 года и действует до 31 декабря 2017 года),
то Вам в обязательном порядке необходимо зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность, так как незаконное предпринимательство грозит административным штрафом или даже уголовной ответственностью.
ИП — физическое или юридическое лицо?
При ответе на вопрос — ИП является физическим или юридическим лицом, нужно определиться со статусом ИП. Обратимся к законодательным нормам, и ранее мы рассматривали ст. 23 ГК РФ. В ней в п. 1 сказано, что человек может заниматься бизнесом без организации юрлица, но тогда ему нужно оформить статус ИП.
Когда важен статус ИП
Для чего знать ответ на вопрос, ИП — это юрлицо или физлицо? Зачем так сложно определять статус ИП, не лучше ли просто признать его физлицом?
Дело в том, что обычный гражданин, не имеющий статуса ИП, не несёт особой ответственности за правонарушения, касающиеся бизнеса. Когда же человек регистрируется в качестве ИП, он имеет некоторые обязанности, к примеру, сдавать отчётность, платить налоги или зарплату и т.д.
Именно по этой причине ответственность ИП гораздо серьёзнее, чем ответственность простого физлица. К примеру, такие различия можно увидеть, изучив некоторые штрафные санкции за то или иное нарушение:
Нарушение | Ответственность |
---|---|
Обман покупателей (обсчёт, обвешивание и т.д.) |
В этом случае под должностным лицом в том числе признаётся и ИП. Штраф для него существенно выше, чем для обычного физлица. |
Продажа товаров ненадлежащего качества |
|
Как проверить организацию по ОГРН на сайте налоговой
Узнать основной государственный регистрационный номер можно по ИНН или названию юридического лица, а найти и проверить данные — на сайте Федеральной налоговой службы.
Если при проверке ошибка всё-таки обнаружилась — например, неверно указан юридический адрес, — уточните у контрагента, как давно компания обновляла сведения о себе в ЕГРЮЛ. Если искомого ОГРН в реестре вообще нет, стоит насторожиться и как минимум запросить у контрагента документы, подтверждающие государственную регистрацию.
Таков же порядок проверки ИП по ОГРНИП, и точно так же можно проверить и свою компанию. В случае неточностей обратитесь в отделение налоговой, где проходила регистрация. Нужно подать заявление в свободной форме и указать, какие изменения внести.
Информация в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» обновляется не реже раза в неделю.
Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223-III «О национальных реестрах идентификационных номеров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О национальных реестрах идентификационных номеров
См. о внесении изменений в настоящий Закон:
Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2023 г.)
Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы и правовые основы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров на основе формирования для физического, юридического лица (филиала и представительства) идентификационного номера.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
2. Специальные понятия законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Закона.
3. Официальным сокращением при указании идентификационных номеров на документах признается:
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров
1. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )
Статья 3. Цель и задачи создания, ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера
1. Целью создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров является переход к единой системе регистрации сведений, относящихся к определенному лицу, на основе введения в Республике Казахстан идентификационного номера.
2. Задачами создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров являются:
1) актуализация информационных баз данных государственных органов и исключение дублирования информации;
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )
2) совершенствование механизма управления и использования электронных информационных ресурсов;
3) совершенствование взаимоотношений физических и юридических лиц с государственными органами посредством ускорения и упрощения процедур при их обращениях.
3. Формирование идентификационного номера для физического или юридического лица (филиала и представительства) осуществляется для сохранения сведений, относящихся к определенному физическому или юридическому лицу (филиалу и представительству) в национальных реестрах идентификационных номеров и информационных системах государственных органов и иных государственных учреждений.
4. Идентификационный номер применяется при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 16.11.15 г. № 406-V (введены в действие с 1 июля 2017 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.01.21 г. № 407-VI ( см. стар. ред. )
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование, а также исполнении налоговых обязательств, за исключением осуществления платежей и переводов денег иностранцами и лицами без гражданства;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
5) открытии и ведении банковских счетов в банках, филиалах банков-нерезидентов и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, за исключением корреспондентских счетов иностранных банков-корреспондентов и сберегательных счетов юридических лиц-нерезидентов, иностранцев и лиц без гражданства;
6) выдаче документов разрешительного характера;
7) выдаче документов регистрационного характера;
8) выдаче военного билета, удостоверения личности офицера;
9) ведении статистических регистров;
10) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
11) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
12) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
13) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств;
14) государственной регистрации (перерегистрации) индивидуальных предпринимателей;
15) других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера
Создание и ведение национальных реестров идентификационных номеров, формирование идентификационного номера осуществляются в соответствии с принципами законности, единства, обязательности, уважения и защиты прав и свобод граждан, конфиденциальности, обеспечения целостности и сохранности электронных информационных ресурсов.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) устанавливает порядок формирования идентификационного номера;
2) устанавливает порядок создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров;
3) определяет требования к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность;
Статья дополнена подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию, ведению и использованию национальных реестров идентификационных номеров;
2) осуществляет ведение национальных реестров идентификационных номеров;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
3) централизованно осуществляет формирование идентификационного номера и предоставляет информацию регистрирующим и другим государственным органам и иным государственным учреждениям;
4) осуществляет организацию изготовления документов с идентификационным номером;
5) устанавливает порядок ведения классификаторов и справочников идентификационных данных, их структуру, состав и формат;
Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Ведение национальных реестров идентификационных номеров
1. Ведение национальных реестров идентификационных номеров обеспечивается соответствующими информационными системами.
В чем отличия физического от юридического лица?
Для начала нужно разобраться в понятиях.
Физическое лицо — это любой человек, имеющий и использующий определенные права и обязанности внутри страны и вне её.
Юридическое лицо — это фирма, компания, организация или объединение, официально зарегистрированное в государственных органах.
ЮЛ может быть образовано из нескольких физических лиц или одним ФЛ, то есть существование юридического лица без физического по сути невозможно.
Выделим основные отличия ФЛ от ЮЛ:
-
Количество людей — ФЛ всегда одно, а в составе ЮЛ может быть любое количество человек.
-
Права и обязанности — ФЛ приобретает их сразу после рождения, а полностью дееспособным, то есть получающим возможность отвечать по своим правам и обязанностям в полной мере, признается в 18 лет. ЮЛ наделяется такими полномочиями только в момент создания и лишается их в момент своей ликвидации.
-
Возникновение — ЮЛ невозможно создать без официальной регистрации в госорганах, а ФЛ рождается естественным путем.
-
Ответственность — для ЮЛ это может быть гражданско-правовая и административная ответственность, а ФЛ можно также привлечь к уголовной и дисциплинарной.
-
Предпринимательские риски — в случаях с ЮЛ риски ниже, так как его участники рискуют только вложенными средствами, членскими взносами или определенными долями. ФЛ всегда рискуют всем своим имуществом, не подразделяя его на категории.
Такие же понятия закреплены и в ГК РФ.
Кто имеет право заниматься коммерцией?
Российское законодательство говорит о том, что абсолютно любой коммерческой деятельностью может заниматься лицо с подтверждением своего юридического статуса законодательными актами. Как правило, предпринимательской деятельностью называется любой вид, который направлен на извлечение прибыли. В Российской Федерации вести ее могут как физические, так и юридические лица.
Известно, что к разряду юридических лиц относятся коммерческие организации и государственные предприятия, включая муниципальные и унитарные. Кроме этого, заниматься коммерческой деятельностью на законодательном уровне разрешается индивидуальным предпринимателям. В российском законодательстве написано, что индивидуальный предприниматель может осуществлять свою деятельность без образования юридического лица. Но почему же в данном случае у людей часто возникает вопрос: «ИП — это физическое или юридическое лицо?» Разве это связано с нашей правовой неграмотностью? Давайте разбираться.
Сравниваем ИП и юрлицо
Категория | ИП | Юрлицо |
Налоги | платит | платит |
Сотрудники | имеет право | имеет право |
Расчётный счёт | имеет право / необязано | обязано |
Печать | имеет право / необязано | обязано |
Штрафы | как и у любого человека | значительно выше |
Ответственность | за нарушение несёт ответственность своим имуществом | несёт ответственность имуществом в рамках уставного капитала |
Регистрация | Нужен паспорт, квитанция, заявление | Требуется большой пакет учредительных документов |
Адрес | регистрация бизнеса по месту жительства | регистрация бизнеса по отдельному адресу |
Виды бизнеса | много ограничений | доступны почти все виды |
Распоряжение доходами | Распоряжается деньгами сам | Требуется указывать цель снятия наличных с расчётного счёта |
Как можно увидеть из краткой таблицы, отличия ИП от юрлица существенны. Особенно по ответственности. Индивидуальный предприниматель несёт ответственность целиком сам. И в случае, если он задолжает по суду деньги, а их не будет, расплачиваться придётся всем чем есть в собственности. Ведь это всё ещё физическое лицо, просто с правом вести коммерческую деятельность.