- Финансовые споры

Статья 141. Заявление о преступлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 141. Заявление о преступлении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Комментируемая статья определяет форму наиболее распространенного повода к возбуждению уголовного дела – заявления. Положения настоящей статьи распространяются также на сообщения руководителей организаций и должностных лиц.

Как обратиться в полицию? Можно ли избежать обращения по телефону?

  1. Обращаясь по телефону в полицию, ранее можно было отказаться указывать личные данные, и говорить анонимно. Если человек хотел защитить себя, он обращался в правоохранительные органы с таксофона. Правда, такое обращение частенько оставалось не рассмотренным полицейскими.
  2. Обратите внимание, иногда без заявления участковому не обойтись. Что делать, если проблема не решена? Нужно обращаться в областное отделение? Многим интересно, почему иногда полиции недостаточно того, что они видят, являясь по вызову «на место преступления». Стоит ли говорить о том, что иногда полиция на вызов не реагирует.
  3. Например, ваш близкий человек отправился на прогулку с малознакомыми людьми, после чего по телефону он разговаривает неадекватно, находится в состоянии шока, паники, кажется невменяемым. Например, вы обратились в «новую» полицию. Если обращение не дало результат, на который вы рассчитывали, обращайтесь в правоохранительные органы повторно. После этого по вашему вызову работает служба мониторинга, которая следит за работой предыдущей команды. Но при этом учтите, оставаться анонимным заявителем не удастся.
  4. Если в итоге проблема, которая вас беспокоила, осталась актуальной, нужно писать жалобу начальнику ДВД или обращаться в прокуратуру. Чтобы потом было чем подтверждать обращения в полицию. Запишите каждый телефонный разговор с представителями правоохранительных органов. Будьте готовы к бумажной волоките, даче показаний и т.д.
  5. Возвращаясь к теме анонимного заявления, нужно сказать, что сообщить о преступлении, не называя личной информации можно, но с этим связано много проблем. Есть случаи, когда люди не знают, как позвонить анонимно с мобильного, а стационарные телефоны есть не у каждого. Кто-то не знает об использовании интернета. Люди недостаточно проинформированы на этот счет. Мало знают о том, что написано в инструкции по приему заявлений представителями правоохранительных органов.
  • Инструкция утверждена в 2014 году (и в этом же году она вступила в силу), делает акцент на том, что анонимные сообщения о противозаконных действиях не регистрируются. По этой инструкции работают отделения полиции.
  • Есть в документе исключение насчет регистрации обращений. Например, сообщение о предстоящем террористическом акте. В заявлении человек называет приблизительное или точное время, а также локацию. Подобные заявления должны быть зарегистрированы при любых обстоятельствах. Почему? Все дело в большом количестве ложных вызовов. Кто-то ради шутки заявляет о готовящемся взрыве объекта или террористических атаках.
  • Так «развлекаются» многие молодые люди, в основном подростки. Регистрация обращений дает возможность полиции работать эффективно, сокращать количество ложных звонков. Кроме того, регистрация помогает привлечь к ответственности тех заявителей, которые во время обращения намеренно предоставили ложные данные.
  • После на человека заводят дело за нарушение уголовного кодекса, клевету и ложный донос. Многое зависит от контекста, поступившего в правоохранительные органы заявления. Но факт остается фактом – именно подобной схемы придерживаются полицейские.

Комментарий к ст. 141 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Заявления и сообщения о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п. 7 – 10 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 “О едином учете преступлений” (БНА. 2006. N 5). В соответствии с данным Типовым положением заявителю под роспись выдается установленной формы уведомление о принятии заявления (сообщения) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

2. Устные заявления и сообщения заносятся в протокол по форме, предусмотренной в приложении 2 к ст. 476 УПК.

3. Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).

4. Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождения и контактном телефоне (факсе, других средствах связи). Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем.

5. Сообщения руководителей юридических лиц могут содержать сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории данной организаций, либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.

Комментарий к статье 141 УПК РФ

  1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.
  2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например, на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).
  3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 // Российская газета. 2003. 12 апр.), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, «доступных для посетителей органов внутренних дел» (пункт 4 названной Инструкции). Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности (Российская газета. 2005. 20 окт.), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Российская газета. 2003. 6 нояб.) и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Российская газета. 2006. 5 авг.).
  4. 29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюстом РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службой за оборотом наркотиков издан совместный Приказ о едином учете преступлений (Российская газета. 2006. 25 янв.), который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество — реакция на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.
  5. Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником милиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России (утверждена Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 // Российская газета. 2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел, либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.
  6. В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).

Комментарий к Ст. 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами.

Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см.

текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).

3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД РФ от 4 мая 2010 г. N 333, с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 17 мая 2011 г.

N 386 (Российская газета. 2011. 27 июня).

Аналогичные инструкции действуют и в других правоохранительных органах.

4. Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником полиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 (Российская газета.

Читайте также:  Регистрация договора аренды нежилого помещения

2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.

5. В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства.

Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).

Статья 142. Явка с повинной

1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Явка с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Особенностью и обязательным условием данного повода ВУД является добровольность сообщения о преступлении и признания лицом своего участия в преступлении или преступлениях.

Явкой с повинной считается лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее не известного правоохранительным органам, или же преступления известного , но не раскрытого.

Основания для сообщений о признаках преступления

Деятельность правоохранительной системы основана на обязанности государства по защите интересов людей от преступных посягательств, противоправный характер которых определен в нормах уголовного закона. Любой гражданин вправе заявить о преступлении. Для правоохранителя это является обязанностью.

Сотрудник делает сообщение о преступлении форме рапорта об обнаружении признаков преступления – это процессуальный документ, который составляется до того, как будет возбуждено уголовное производство.

Это важно знать: Налоговые льготы для военнослужащих

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Результаты проверки в свою очередь служат основанием для возбуждения, либо для отказа в возбуждении производства по уголовному делу. Основанием для составления рапорта являются какие-либо факты противоправных деяний, о которых стало известно представителю закона. Рапорт о выявленном преступлении должен быть оформлен в следующих случаях:

  • Если правоохранителю стало известно о каком-либо преступном деянии.
  • Если в полицейский или иной орган поступило телефонное или иное устное сообщение о преступном нарушении закона.
  • После реализации результатов оперативно-розыскных действий.
  • Если информация о противозаконных деяниях имеется в каких-либо публикациях.
  • Если противозаконное деяние выявлено в ходе уголовного производства по делу.

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

  1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
    1) заявление о преступлении;
    2) явка с повинной;
    3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
    1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
  2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к статье 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. ст. 143 УПК и комментарий к ней).

Примеры практики – судебные решения и приговоры по статье 141 УПК РФ

В судебной практике применение ст. 141 УПК РФ (заявление о преступлении УПК РФ) в последней редакции встречается достаточно часто. Она может касаться и заявлений о мошенничестве, и явки с повинной, и ложных доносов.

Читайте также:  Как снять арест с автомобиля, наложенный судебным приставом в РФ в 2020 году

Для наглядности следует привести несколько примеров:

  1. Согласно Апелляционному определению Верховного Суда РФ № 44-АПУ17-5 от 27 апреля 2021 года, виновное лицо было осуждено за совершение разбойного нападения, которое было совершено с помощью предмета, используемого как оружие. В результате данного деяния потерпевшая получила тяжкий вред здоровью и скончалась. Нападавший явился в органы правопорядка с повинной и сообщил о совершённом импреступлении. Апелляционная жалоба была подана защитником осуждённого в связи с тем, что суд не учёл некоторые детали при рассмотрении дела, а также принял явку с повинной, которая была сделана, по её мнению, под давлением. Так как добровольная явка осуждённого была зафиксирована и оформлена сотрудниками следственного органа в соответствии со статьёй 141 УПК РФ, ни прокуратура, ни суд не усомнились в подлинности указанного документа.
  2. Согласно Апелляционному определению Верховного Суда РФ № 20-АПУ17-4 от 25 мая 2021 года, судья мирового судебного участка, используя своё служебное положение, причинила ущерб значительного размера, попытавшись похитить чужое имущество с помощью обмана (мошенничества). Факт совершения преступления был установлен путём подачи заявления о преступлении с приложением аудиозаписи разговора о вымогательстве со стороны судьи. Так как данное заявление было составлено и принято надлежащим образом, сам заявитель был предупреждён о привлечении к уголовной ответственности за ложное донесение. Авторство записи сомнений не вызвало, заявление было приобщено к делу как вещественное доказательство. Данное доказательство послужило отправной точкой для привлечения к ответственности.
  3. Согласно Апелляционному определению Ставропольского краевого суда на Решение по делу № 22К-5857/2017 от 23 октября 2021 года, гражданин опубликовал на официальном сайте СК РФ по Ставропольскому краю сообщение о совершённом преступлении. Данная информация была адресована непосредственно руководителю СУ СК через интернет-приёмную. Сообщение было надлежащим образом зарегистрировано оператором интернет-приёмной. Руководитель указанного правоохранительного органа заявление о совершённом уголовном правонарушении не принял. Суд признал правоту руководителя правоохранительных органов.

Согласно части 6 статьи 141 УПК РФ, заявление о совершённом, совершаемом или готовящемся преступлении должно быть надлежащим образом подписано заявителем.

В соответствии со статьёй 474.1 УПК РФ, сообщения и заявления, поданные через официальные интернет-порталы, считаются подписанными, если на них стоит электронная подпись. Документы без соответствующей подписи к рассмотрению не принимаются.

Подача заявления о преступлении на иностранном языке.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ заявителю, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство, должно быть разъяснено его право заявить о преступлении на родном или другом языке, которым он владеет, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК РФ.

В процессе принятия у такого гражданина заявления о преступлении участвует переводчик. Перед началом данного процессуального действия следователь должен удостовериться в компетентности переводчика и разъяснить ему его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ. Факт разъяснения данных прав как заявителю, так и переводчику отражается в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Заявление может быть дано не на русском языке (и не на государственном языке входящей в РФ республики). Протокол же принятия устного заявления о преступлении и в этом случае оформляется на языке, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство. Подписывают протокол и заявитель, и переводчик.

Преступление, выявленное в ходе расследования

Рапорты о выявлении преступлений подают следователи и дознаватели, которые в ходе расследования конкретных преступлений обнаруживают противоправные деяния, не относящиеся к существу расследования.

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления дознавателем или следователем выглядит так:

Докладываю Вам, что у меня в производстве имеется уголовное дело №, возбужденное 03.01.2017 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 1 УК. В ходе расследования установлено, что после совершения кражи Сидоров Р.П., 02.01.2017 г. находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 причинил телесные повреждения Сергееву Н.Н.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку.

Дознаватель УМВД России по г. Н-ску

В дальнейшем по данному рапорту проводится такая же проверка, по результатам которой возбуждается новое уголовное производство, либо принимается решение об отказе.

Любое решение, вынесенное по рапорту, оформляется специальным постановлением, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме с разъяснением права обжалования.

Таким образом, все вышеизложенное – это, в сущности, алгоритм действий правоохранительных органов при получении сообщения о преступлении.

На видео можно посмотреть о признаках преступлений:

Анонимное заявление о преступлении.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Однако оно передаётся (без регистрации) в соответствующий орган для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При этом есть ряд исключений. Направленное в органы внутренних дел анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, подлежит обязательной регистрации и проверке в общем порядке[1]. Органы ФСБ регистрируют анонимные сообщения вообще о любых преступлениях[2]. Само собой, анонимный заявитель не уведомляется о результатах рассмотрения заявления и не может знакомиться с материалами проверки, это тоже стоит учитывать.

Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (как минимум, его фамилии и адреса).

Заявление относится к анонимному в случаях, когда оно: 1) не подписано (т.е. не указано, как минимум, фамилии заявителя); 2) подписано неразборчиво (т.е. когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее); 3) точно известно, что оно подписано вымышленным именем; 4) подписано заявителем, однако его адрес и иные сведения, позволяющие установить место нахождения лица, отсутствуют; 5) подписано от имени неопределённого круга лиц; 6) подано от имени другого лица либо других лиц без их ведома.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *