Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на игорный бизнес: кто его платит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует понимать, что регистрация объектов игорного бизнеса и сообщение сведений об изменениях по ним являются обязанностью налогоплательщика, за уклонение от которой налагается ответственность. Так, в ст. 129.2 НК РФ предусмотрено наказание в размере 3-кратного увеличения ставки налога по скрытому объекту или 6-кратного увеличения при последующих подобных нарушениях.
Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.
Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.
Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.
Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.
Как осуществить расчет игорного налога
Сумму налога на игорный бизнес необходимо рассчитывать ежемесячно по причине того, что налоговым периодом является месяц.
Алгоритм расчета налога вы найдете здесь.
Однако исчисляя налог на игорный бизнес, необходимо учесть следующие нюансы:
- Если игорный объект зарегистрировали после 15-го числа или, наоборот, сняли с учета до указанной даты, то считать налог на игорный бизнес нужно с учетом коэффициента ½.
- Если игровой стол состоит более чем из одного поля, то также необходимо применить коэффициент равный количеству таких полей.
Рассмотрим на примере, как подсчитать сумму налога на игорный бизнес с учетом конкретных показателей.
Объекты налогообложения
К таковым в игорном бизнесе, согласно ст. 366 НК РФ, относятся:
- игровой стол — специально оборудованное место с 2 и более полями для проведения азартных сессий, в которых владелец заведения или его представители выступают как игрок, наблюдатель или организатор;
- игровой автомат — оборудование, установленное владельцем игорного заведения, эксплуатируемое для проведения азартных сессий без непосредственного участия организаторской стороны;
- процессинговый центр — отделение игорного учреждения, в котором учитывают и фиксируют ставки и результаты игр;
- процессинговый центр интерактивных ставок БК или ТОТО;
- пункты приема ставок — выделенное место для заключения пари и фиксирования информации о ставках, результатах игр и суммах выигрышей.
При наличии игровых столов с несколькими полями (2 и более) каждое рассматривается как индивидуальный объект, что приводит к увеличению налогов. Та же система применяется в отношении игровых автоматов и комплексов, предназначенных для нескольких игроков.
Все объекты в обязательном порядке должны пройти регистрацию в налоговых органах региона. Ее проводят по заявлению владельца казино или пункта приема ставок либо его официального представителя с последующей выдачей свидетельства, разрешающего игорную деятельность. Для налогоплательщиков установлены сроки подачи заявления: минимум за 5 дней до открытия объектов или их установки.
Порядок уплаты налога и представления декларации
Владельцы казино обязаны платить налог до 20 числа следующего месяца. Размер платежа определяется поданной ранее декларацией.
Важно! Льготы на налог не предусмотрены.
Декларация по налогу на казино, ТОТО и БК подается ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за оплачиваемым налоговым периодом. В документе отражаются все данные об изменении количества объектов, если такое происходило в декларируемый срок.
Декларация подается в органы налогового контроля по месту регистрации заведения. Форма утверждена приказом ФНС №ММВ-7-3/985 от 28.12.2011 года. Предоставить документ организатор бизнеса вправе в личном порядке или через законного представителя, Почтой России отправлением с описью или в электронной форме.
Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, предприниматель предоставляет уточненный документ до истечения срока уплаты.
При опоздании с подачей декларации налогоплательщик облагается штрафом в размере 5–30% от долга. Задержка уплаты облагается взысканием в размере 1/300 ставки рефинансирования либо налога на каждый просроченный день. Самый серьезный штраф назначен за неуплату налога — 20–40% от его суммы. При этом штраф и пени не освобождают налогоплательщика от обязанности погасить все недоимки в полном размере.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.
Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:
- за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
- за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.
Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.
Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.
Минфин двумя приказами утвердил:
- форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
- порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).
Статьёй 366 кодекса определено, что объектами обложения налогом являются четыре категории:
- стол для азартных игр;
- электронное устройство (аппарат);
- место приёма ставок на события;
- центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.
Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.
Особенности уплаты налога с касс тотализаторов и букмекерских контор
Кассы тотализатора и букмекерской конторы согласно ст. 266 НК РФ являются объектом налогообложения «игорным» налогом. Под ними в соответствии со ст. 364 НК РФ понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Зачастую налогоплательщики создают целые сети объединенных в одну систему пунктов, которые принимают ставки на исход какого-либо события и выплачивают соответствующие выигрыши. Решение вопроса о налогообложении каждого пункта, входящего в сеть, зависит от того, как учитываются общая сумма ставок и суммы выигрышей.
Если тотализатор или букмекерская контора организованы таким образом, что нет возможности централизованно учитывать общую сумму ставок и выигрыша, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться касса тотализатора, находящаяся в каждом подразделении. Следовательно, налог должен уплачиваться по месту регистрации каждого пункта. Если общая сумма ставок и сумма выигрыша, подлежащая выплате, учитываются только в головном подразделении организации, то объектом налогообложения будет являться только касса, находящаяся в этом подразделении.
Соответствующие разъяснения даны в Письмах МНС России от 28.07.2004 N 22-1-14/1326@, УМНС по г. Москве от 18.02.2004 N 23-10/5/10284.
Основание и правовые основы
Основанием для налогового обложения игорного бизнеса служит ФЗ №117 от 05.08.2000 года с изменениями от 18.04.2020. В РФ существует 5 специально созданных игорных зон, в которых разрешается организация бизнеса, связанного с проведением азартных игр в офлайн-режиме. Организации, принимающие ставки на спортивные и другие события, в отличие от игорных заведений, допускается открывать в большинстве регионов (за небольшими исключениями). Этот момент регулируется ФЗ №244 от 29.12.2006 года.
Под букмекерской конторой понимается организация, принимающая ставки на исходы различных мероприятий: спортивных состязаний, телевизионных конкурсов, политических событий и т. д. Пари в этом случае заключается между букмекером и игроком. В случае тотализатора игра идет между теми, кто заключил пари, а владелец бизнеса зарабатывает на комиссии (марже). Чаще всего ТОТО как разновидность экспресс-ставок присутствует в БК, но при этом облагается налогом как отдельный объект налогообложения. Заведений, где практикуется только тотализаторские пари, в РФ не существует.
Под игровой деятельностью понимается организация заведений для проведения игр азартного характера в специально оборудованных учреждениях, расположенных в игорных зонах. Вне обозначенных законодательством зон возможна организация заведений по приему ставок на различные события при наличии лицензии. Ее оформляют бессрочно, аннулирование происходит только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 ФЗ №244 от 29.12.2006.
Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.
Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.
Минфин двумя приказами утвердил:
- форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
- порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).
Статьёй 366 кодекса определено, что объектами обложения налогом являются четыре категории:
- стол для азартных игр;
- электронное устройство (аппарат);
- место приёма ставок на события;
- центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.
Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.
Основание и правовые основы
Основанием для налогового обложения игорного бизнеса служит ФЗ №117 от 05.08.2000 года с изменениями от 18.04.2020. В РФ существует 5 специально созданных игорных зон, в которых разрешается организация бизнеса, связанного с проведением азартных игр в офлайн-режиме. Организации, принимающие ставки на спортивные и другие события, в отличие от игорных заведений, допускается открывать в большинстве регионов (за небольшими исключениями). Этот момент регулируется ФЗ №244 от 29.12.2006 года.
Под букмекерской конторой понимается организация, принимающая ставки на исходы различных мероприятий: спортивных состязаний, телевизионных конкурсов, политических событий и т. д. Пари в этом случае заключается между букмекером и игроком. В случае тотализатора игра идет между теми, кто заключил пари, а владелец бизнеса зарабатывает на комиссии (марже). Чаще всего ТОТО как разновидность экспресс-ставок присутствует в БК, но при этом облагается налогом как отдельный объект налогообложения. Заведений, где практикуется только тотализаторские пари, в РФ не существует.
Под игровой деятельностью понимается организация заведений для проведения игр азартного характера в специально оборудованных учреждениях, расположенных в игорных зонах. Вне обозначенных законодательством зон возможна организация заведений по приему ставок на различные события при наличии лицензии. Ее оформляют бессрочно, аннулирование происходит только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 ФЗ №244 от 29.12.2006.
Справка! Лицензия аннулируется, если в течение 3 лет после ее получения организатор не приступил к деятельности.
В игорных зонах региональные органы власти вправе самостоятельно определить ставку налога с учетом лимитов, которые установлены НК. Если нет регулирующего документа, размер налога устанавливается, согласно НК. Региональное законодательство не вправе изменять объекты налога, его базу, период и дату уплаты.
Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Игорные зоны в РФ располагаются в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым.
Объекты налогообложения
К таковым в игорном бизнесе, согласно ст. 366 НК РФ, относятся:
- игровой стол — специально оборудованное место с 2 и более полями для проведения азартных сессий, в которых владелец заведения или его представители выступают как игрок, наблюдатель или организатор;
- игровой автомат — оборудование, установленное владельцем игорного заведения, эксплуатируемое для проведения азартных сессий без непосредственного участия организаторской стороны;
- процессинговый центр — отделение игорного учреждения, в котором учитывают и фиксируют ставки и результаты игр;
- процессинговый центр интерактивных ставок БК или ТОТО;
- пункты приема ставок — выделенное место для заключения пари и фиксирования информации о ставках, результатах игр и суммах выигрышей.
При наличии игровых столов с несколькими полями (2 и более) каждое рассматривается как индивидуальный объект, что приводит к увеличению налогов. Та же система применяется в отношении игровых автоматов и комплексов, предназначенных для нескольких игроков.
Все объекты в обязательном порядке должны пройти регистрацию в налоговых органах региона. Ее проводят по заявлению владельца казино или пункта приема ставок либо его официального представителя с последующей выдачей свидетельства, разрешающего игорную деятельность. Для налогоплательщиков установлены сроки подачи заявления: минимум за 5 дней до открытия объектов или их установки.
Пример исчисления налога
Посмотрим на примере, как начислить налог по организации, занимающейся игорной деятельностью в Краснодарском крае. Предположим, у компании в собственности имеются 4 стола с одним полем для игр, 1 стол с 2 полями, 30 автоматов для игры и 3 букмекерские точки для приема ставок. В этом случае сумма налога на игорный бизнес исчисляется ежемесячно так (Закон Краснодарского края № 611-КЗ от 20.10.03 г.):
- Столы с 1 полем для игр – 4 х 250 000 руб. = 1 000 000 руб.
- Столы с 2 полями – 1 х 2 х 250 000 руб. = 500 000 руб.
- Автоматы для игры – 30 х 7500 руб. = 225 000 руб.
- Точки букмекерских контор – 3 х 7000 руб. = 21 000 руб.
- Итого сумма налога ежемесячно = 1 000 000 руб. + 500 000 руб. + 225 000 руб. + 21 000 руб. = 1 746 000 руб.
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются (п. 1 ст. 356 НК):
– игровые столы;
– игровые автоматы;
– кассы тотализаторов;
– кассы букмекерских контор;
– положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), а именно разница между общей суммой денежных средств (электронных денег), переданных (перечисленных, переведенных) для участия в азартной игре организатору азартной игры, и общей суммой выплаченных (перечисленных, переведенных) организатором азартных игр денежных средств (электронных денег) участникам азартных игр, включающей стоимость переданного им участникам азартных игр в качестве выигрыша иного имущества.
Общее количество объектов налогообложения каждого вида подлежит до их установки (использования) обязательной регистрации в налоговых органах по месту постановки на учет с выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения (далее – свидетельство) по письменному заявлению плательщика (п. 2 ст. 356 НК).
В свидетельстве указываются количество объектов налогообложения каждого вида и их местонахождение. Форма свидетельства утверждается Министерством по налогам и сборам.
Заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения, указанных в этом свидетельстве.
Запрещается нахождение в игорном заведении объектов налогообложения:
– не принадлежащих плательщику на праве собственности (хозяйственного ведения);
– не зарегистрированных в налоговых органах.
Незарегистрированные объекты налогообложения могут находиться в игорном заведении в течение тридцати дней после получения уведомления об аннулировании свидетельства.
Объекты налогообложения считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства.
В п. 2 ст. 356 НК перечислен:
– перечень документов для регистрации объектов налогообложения в налоговый орган,
– сроки выдачи свидетельства либо письменного информирования об отказе в регистрации с указанием причин отказа;
– основания для отказа в регистрации объектов налогообложения;
– случаи аннулирования свидетельства.
Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта налогообложения:
– 7854 бел. руб. – на игровой стол;
– 264 бел. руб. – на игровой автомат;
– 2475 бел. руб. – на кассу тотализатора;
– 1650 бел. руб. – на кассу букмекерской конторы.
Ставка налога на игорный бизнес по такому объекту налогообложения, как положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), составляет 4% (ч. 6 п. 1 ст. 358 НК).
Обращаем Ваше внимание, что при наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.
Законодательством предусмотрено уменьшение ставки налога на игорный бизнес на 50% в следующих случаях (ч. 2 и 3 п. 1 ст. 358 НК):
– использование игрового стола, подключенного к СККС;
– нахождение на учете в СККС игрового автомата, кассы букмекерской конторы, кассы тотализатора, игрового стола в налоговом периоде менее 15 календарных дней.
Такие изменения содержатся в законопроекте минфина, внесенном в среду правительством в Госдуму. Планируется, что они должны вступить в силу с 1 января 2021 года.
Букмекеры получили право принимать онлайн-ставки через поправки в законодательство еще в 2014 году. Лицензиями на работу сейчас обладает 31 букмекерская компания. На данный момент процессинговые центры букмекерских контор обложены ежемесячным налогом от 25 до 125 тысяч рублей вне зависимости от вида ставок, которые они принимают.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что возможность приема интерактивных ставок существенно увеличит доходность организаторов азартных игр. Поэтому регионы получат право устанавливать ставки нового налога для процессинговых центров интерактивных ставок букмекеров в пределах от 2,5 до 3 миллионов рублей в месяц. Если налоговая ставка не определена законами конкретного региона, то она автоматически будет установлена на уровне 2,5 миллиона рублей.
Эти изменения не стали неожиданными для рынка, рассказал «Российской газете» президент Первой саморегулируемой организации букмекеров Олег Журавский. «Такая сумма налога не пугает, закрытия букмекерских контор я не ожидаю», — подчеркнул он.