Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обеспечение и социальное страхование населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Что такое и кто получает
Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.
Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:
- Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
- Продолжительность социального обеспечения зависит от периода
установления нетрудоспособности;
- Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.
Получателями соцпенсии являются:
- Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
- Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
- Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
- Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления
совершеннолетия;
- Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».
Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:
- Участвовавших в ВОВ;
- Военных;
- Космонавтов;
- Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.
Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.
Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:
- ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
- ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников
Дополнительное материальное обеспечение
Ежемесячное допобеспечение имеет неизменную ставку – 1000 или 500 рублей.
Большая выплата положена:
- Тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, а также заработавшим там серьезное заболевание;
- Лицам, травмированным по итогам военных сражений;
- Субъектам, являвшимся несовершеннолетними заключенными тюрем в военные годы.
Меньшую получают:
- Солдаты времен ВОВ, которые не числились в рядах действующих войск;
- Супруги инвалидов ВОВ, скончавшихся в военные годы;
- Пожилые люди, выжившие в блокаде Ленинграда;
- Субъекты, которые являлись совершеннолетними заключенными в военных тюрьмах.
Трудная жизненная ситуация
Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.
Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.
Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.
Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.
Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.
Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.
В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:
- граждане, имеющие инвалидность;
- пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
- дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
- малоимущие граждане;
- граждане, потерявшие жилье;
- женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
- граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.
Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:
- малоимущие;
- имеющие в своем составе детей-сирот;
- состоящие из пожилых людей;
- оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
- имеющие детей-инвалидов;
- имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.
Кто может обратиться в Отделение за помощью?
В отделение срочного социального обслуживания (на мобильной основе) может обратиться любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Отделение срочного социального обслуживания — это социальная скорая помощь. Специалисты всегда готовы выполнить срочный заказ на доставку продуктов питания, лекарств для инвалидов и граждан пожилого возраста, которые по состоянию здоровья не могут сами добраться до магазина или аптеки.
Срочная социальная помощь предоставляется на основании личного обращения, а также Вашего законного представителя с предоставлением документа, удостоверяющего личность.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Разновидности государственной поддержки
Малоимущим гражданам, для оказания помощи со стороны государства, могут предоставляться льготы в следующих видах:
Субсидирование | Деньги предоставляются для проплаты по финансовым потребностям, или услугам. |
---|---|
Натуральная помощь | Продовольственные товары, медикаменты, одежда, товары первой необходимости и т.д. |
Возмещение части средств | Государством компенсируется часть потраченных на определённые расходы средств. |
Социальные пособия | Выделение финансов из госбюджета, с правом не возвращать их обратно. |
В соответствии с законодательством о государственной социальной помощи специальным органом является ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой говориться, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция прямо не регулирует правоотношения в области государственной социальной помощи, в ней закреплены основополагающие принципы, на которых основывается этот вид социальной помощи и социальное обеспечение в целом. Например, статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, государство оказывает государственную поддержку всем гражданам нашей страны в тех случаях, когда законом установлено его жизнеобеспечение. На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, Россия принимает ряд других законодательных актов, регулирующих государственную социальную помощь.
В условиях особое место занимает федеральный закон от 17 июля 1999 года, № 178-ФЗ «О государственной системе социальной помощи». Этот закон устанавливает правовые и организационные основы государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.[1]
Закон о государственной социальной помощи определяет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размеры, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший федеральный закон также признает компетенцию Российской Федерации в вопросах социальной помощи. Согласно ст. 4 к лидерам Российской Федерации в области государственной социальной помощи относятся:
– Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования в сфере государственной социальной помощи гражданам;
– Разработка и реализация федеральных государственных программ социальной помощи на всей территории Российской Федерации
– Обучение федерального бюджета части затрат на данный вид помощи;
– создание видов государственной социальной помощи, оказание которой обязательно на территории Российской Федерации.
14 статья Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный законопроект вступил в силу с момента принятия Конституцией Российской Федерации размера прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».[2]
Следующим законодательным актом, регулирующим государственную социальную помощь, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[3]
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных доходов, и для применения других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который регулирует следующие вопросы: Назначение прожиточного минимума, определение размера прожиточного минимума, порядок его создания, размер прожиточного минимума, периодичность его исчисления и порядок его создания и учет величины прожиточного минимума при оказании населению социальной помощи гражданам субъектов Российской Федерации.
Также необходим еще один важный документ Федерального закона от 5 апрель 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и исчисления среднего дохода семьи и доходов одиночки, проживающего гражданином, закрепить, чтобы мало признавать и государственную социальную помощь оказывать».
Этот закон определяет виды доходов, которые должны учитываться при определении среднего дохода, а также порядок исчисления среднего дохода для предоставления категориям граждан государственной социальной помощи, указанной в законе. Этот закон также определяет период, в течение которого должен учитываться доход, каким именно должен быть доход и как рассчитывается средний доход малоимущей семьи или одинокого и малоимущего лица в течение необходимого ликвидационного периода.
Издание данного закона дополняет федеральный закон Российской Федерации «О социальной помощи государству», поскольку предыдущий закон не устанавливает порядок расчета среднего дохода домохозяйства. Этот закон обеспечивает необходимую ясность как для органов социальной защиты населения и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.
В соответствии с регламентом необходимо реализовать федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ О корзине потребления в Российской Федерации.[4]
Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину основных социально-демографических факторов групп населения (рабочая сила, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации не реже одного раза в пять лет определяется и в частности состав и объем (природные, показатели) устанавливается.
Оказание государственной социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Примером региональной нормальности в этой области может служить Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» № 16-ГД от 06.05.2000 г.
Данный закон является системообразующим документом, все процессы и отношения в данной сфере необходимо регулировать: основные принципы адресной социальной помощи, категорию семей и граждан, для данного вида помощи, ее размер, источники финансирования, порядок назначения и контроль за использованием денежных средств квалифицированных специалистов.
Этот закон предусматривает оказание социальной помощи некачественным гражданам в экстремальных ситуациях. Комиссия будет отвечать за выделение 277 млн рублей из средств областного бюджета на эти цели. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодняшний день законодательная система О государственной социальной помощи достаточно широка, что обусловлено характером законодательства в этой сфере.
Небольшие зарплаты и рост безработицы приводят к тому, что граждане вынуждены обращаться в органы соцзащиты для оформления льгот, пособий, субсидий, чтобы как-то прокормить себя и семью. Для того чтобы человека признали малоимущим, ему необходимо предоставить справку об очень низком доходе. После присвоения гражданину данного статуса он сможет получать различные пособия и льготы. Если малоимущей будет признана семья, то дети, проживающие в ней, получат талоны на бесплатное питание в школе.
Малоимущие граждане — это лица, имеющие доход ниже установленного субъектом прожиточного минимума и нуждающиеся в материальной поддержке государства. Для того чтобы получить статус малообепеченного человека, нужно прийти в органы соцзащиты своего населенного пункта и предоставить справки, документы, подтверждающие небольшой доход. [18]
Необходимо посчитать все имеющиеся в семье доходы. К которым относятся:
– пенсия;
– стипендия;
– алименты;
– зарплата;
– иные средства, полученные от коммерческой деятельности.
Если при суммарном подсчете окажется, что прожиточный минимум всей семьи не достигает положенного предела, можно смело обращаться за государственной поддержкой. Здесь также нужно помнить о том, что если человек живет один, то будут считать только его доходы. А если у него есть семья, то все денежные поступления. Малоимущие граждане — это только те люди, у которых не выходит на всю семью доход, равный прожиточному минимуму. Вот это и потребуется доказать в органах соцзащиты.
Итак, малоимущие граждане — это те, чьи доходы не достигают даже установленного минимума, необходимого для нормальной, человеческой жизни. Если такой статус хочет приобрести семья, то нужно будет собрать справки о доходах всех ее членов. В случае, когда человек одинок, ему необходим только документ, подтверждающий его небольшой заработок. Здесь не стоит забывать о том, что малоимущий гражданин — это лицо, чей доход не достигает прожиточного минимума. Но этот факт должен быть подтвержден документально. Также нужно помнить о том, что за государственной поддержкой могут обратиться только те граждане, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, а не просто лица, не работающие без определенных причин. К женщинам, находящимся в декретном отпуске, это не относится. Итак, если человек решил приобрести статус малоимущего, первое, что ему необходимо сделать — это прийти за помощью в органы соцзащиты. После консультации со специалистом на руки выдают список документов, которые нужно предоставить.[19]
За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.
Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.
Для того чтобы граждан признали малоимущими, им нужно лично прийти на прием в орган соцзащиты своего населенного пункта. Там нужно предоставить определенный список документов:
– справку о всех проживающих лицах;
– документы личности взрослых и детей, их копии;
– неработающие граждане предоставляют справку с центра занятости и с пенсионного фонда о том, что они не занимаются коммерческой деятельностью;
– документы о вступлении брак, а также о его расторжении, смерти мужа или жены;
– заявление (заполняется прямо на месте).[20]
Порядок признания граждан малоимущими достаточно прост, необходимо только собрать нужные бумаги и передать специалисту, работающему в органе социальной защиты. После чего подождать 10 дней. В течение этого времени специалисты производят подсчеты доходов по представленным документам. Если нужно, то делают специальные запросы. Если оказывается, что доход граждан не достигает прожиточного минимума, их признают малоимущими. Затем назначают льготы и пособия. Малоимущие граждане — это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе минимума. Именно по этой причине государство поддерживает таких граждан и оказывает им материальную помощь.[21]
После того как граждане получают данный статус, они имею право на:
– зачисление малышей в детские сады (в первую очередь);
– дотации в школе; бесплатную юридическую помощь;
– льготы при оплате налогов; получение путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
– на бесплатное получение лекарств нуждающимся членам семьи.
К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.
Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.
Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.
Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.
Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.
Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.
Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.
Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.
Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.
Так, например, при заключении контракта на трудоустройство сначала программа предусматривает стажировку или переобучение, выплачивая человеку ежемесячные деньги на поддержку, даже уже и при трудоустройстве, чтобы избежать рисков в испытательный период. Максимальный срок заключения соцконтрактов на профессиональное обучение – 9 месяцев.
Например, программа помощи предпринимателям предоставляет финансирование на 12 месяцев. Здесь же возможно оказание помощи и при составлении бизнес-плана, поиска потенциальных рынков сбыта. Такое направление соцконтракта для будущих предпринимателей рассчитано на возможность оказания помощи до 250 000 рублей. Использование денег возможно, например, на приобретение оборудования или аренду помещений.
В сельской местности часто берут соцконтракт на ведение личного подсобного хозяйства. Помощь оказывается на сумму до 100 000 рублей и по срокам до года. Целевое назначение выделяемых средств рекомендуется на товары начинающему фермеру.
Соцконтракт как выплата на преодоление сложной жизненной ситуации или приобретение одежды обуви к зиме рассчитан на 6 месяцев.
Надо сказать, что такая форма помощи нуждающимся гражданам, внедряемая у нас как соцконтракт, давно и успешно работает во многих странах. Причем развивается все более адресный подход, в зависимости от характера сложности жизненной ситуации. Именно так можно глубже понять проблему человека и помочь ее решить.
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.
В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.
Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.
Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.
Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2020 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).
Данный фонд выполняет следующие функции:
- осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
- осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
- предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
- материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
- оплата сертификатов, связанных с родами.