Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Комментарий к ст. 50 ЖК РФ
1. В комментируемой статье дается общее понятие нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.
Так, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Нормы, содержащиеся в муниципальных правовых актах, принимаемых в указанных сферах общественной жизни, носят своего рода дополняющий по отношению к нормам федерального и регионального уровня характер. В случае если муниципальный орган, принимающий соответствующий правовой акт, выходит за рамки предоставленных ему полномочий, изданный им правовой акт признается не соответствующим закону. Следует отметить, что в субъекте Федерации обычно устанавливается и размер нормы предоставления.
Так, ст. 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:
не менее 33 кв. м общей площади — на одиноко проживающих граждан;
не менее 42 кв. м общей площади — на семью из двух человек и трех человек;
не менее 18 кв. м общей площади — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
3. Следует отметить, что существует целый ряд федеральных законов, которыми установлены иные нормы предоставления жилых помещений с учетом выполняемых отдельными категориями граждан профессиональных обязанностей и иных обстоятельств. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащий, имеющий воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
4. В ч. 4 комментируемой статьи дано определение учетной нормы площади жилого помещения как минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как правильно отмечено в литературе, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи, о том, что учетная норма — минимальный размер, учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье .
———————————
Статья 50. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. Статут, 2012. С. 86.
Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. При этом учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и другие факторы.
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. Данное положение представляется излишним, поскольку превышение размера учетной нормы над размером нормы предоставления было бы абсурдным. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике норма предоставления всегда выше учетной нормы.
6. В ч. 6 комментируемой статьи законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма в силу специального законодательства (см. комментарий к ч. 3 ст. 49). Такая учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан (обычно в сторону повышения). Она должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.
Учетная норма жилой площади: что это?
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.
При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Утверждение учетной нормы площади помещения
Действующими нормами Жилищного кодекса РФ обозначено, что учетная норма площади жилого помещения является показателем, в соответствии с которым определяется, насколько семьи или отдельные граждане обеспечены необходимым жильем. И смогут ли претендовать на ее расширение за счет государственного фонда.
Установленный показатель площади квартиры считается минимально необходимым для нормального проживания. Его соответствие установленным законодательством нормативам площади влияет на право (или на отсутствие прав) получения большей площади для проживания семье. Эта норма определяется каждым местным органом самоуправления. То есть, она не является единой по всей стране, а зависит от конкретного региона. Учитывается показатель минимально установленной жилищной нормы от многих факторов, включая санитарные и технические нормы и стандарты.
Для чего нужна учтенная норма?
Размер жилья важен для решения вопроса о постановке на учет для получения жилья. Это право имеют граждане Российской Федерации в порядке очереди при наличии необходимых условий. Одним из них является несоответствие площади квартиры, комнаты минимально установленной законом норме.
Так, в Москве этот показатель разнится от количества членов семьи. Одиноким установлена норма в 33 кв.м. общей площади (нежилой), а для семьи, состоящей из двух человек (муж и жена без детей) – 42 кв.м. общей площади квартиры. Для полных семей от 3-х человек такая норма составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи. Снова акцентируем внимание на том, что при учете минимально необходимой площади, во внимание принимается вся площадь, а не только жилая.
Чтобы иметь право встать на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с установленными нормами, семье нужно владеть:
- Квартирой площадью до 10 квадратов на каждого члена семьи.
- Коммуналкой или квартирой гостиничного типа площадью не более 15 квадратов на каждого зарегистрированного и проживающего члена семьи.
Если показатели выше – муниципальное жилье не предоставляется.
Значение учетной нормы
На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:
- Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
- Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
- Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.
Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория — норма предоставления — 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.
Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.
Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:
- справки о составе семьи заявителя;
- брачное, детские свидетельства;
- выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
- иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.
Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.
Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.
В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.
Видео
Еще одно понятие, содержащееся в статье 38 Жилищного кодекса РФ, – социальная норма. В соответствии с ней определяется количество жилой площади, приходящейся на одного человека, при предоставлении компенсации, оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы может различаться. Он зависит от количества лиц, проживающих в помещении.
Так, по закону метраж будет равен:
- 42 м2, если семья состоит из двух человек;
- 33 квадратных м., если в квартире проживает только 1 человек;
- 18 квадратных м., на человека, если семья состоит из трех граждан и более.
Что такое идеальная квартира? Какой она должна быть? Точного ответа на этот вопрос не существует, поскольку метраж каждой из комнат зависит от образа жизни отдельной семьи. Важно тщательно планировать интерьер и рассчитывать нужную для оптимальной жизни площадь. Это существенно сэкономит ваш бюджет, ведь лишние квадратные метры станут причиной значительного увеличения суммы.
Если купить квартиру мечты не получилось, всегда можно удариться в перепланировку, особенно если покупалась новостройка на этапе котлована – сэкономленные средства можно потратить на возведение и демонтаж перегородок.
Важно!
Перед перепланировкой почитайте отечественное законодательство, и некоторые идеи будут отсечены сразу.
Если с перепланировкой вопрос улажен и не противоречит законодательству, обратитесь в компанию, которая занимается комплексными ремонтами. Вы отдадите фиксированную сумму и продолжите жить обычной жизнью.
Над жильем без вашего участия будут трудиться профессионалы, которые превратят «каменный склеп» в дизайнерскую конфетку, эргономичную и удобную. Скорее всего, вы даже не заметите, что жилью «не хватает» пары квадратных метров, настолько приятно в нем будет находиться.
В соответствии с ч.1. ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления жилой площади жилого – это минимальный размер площади жилья, согласно которому определяется размер общей площади квартиры, предоставляемой на основании договора социального найма.
Конкретные метражи устанавливаются органами местного самоуправления в силу возможностей жилищного фонда определенного муниципалитета. Поэтому показатели в разных регионах могут различаться. При этом наиболее распространенные нормативы предоставления таковы:
- Для проживания одного человека — 33 кв. метра;
- Для семьи из 2-х человек — 42 метра;
- Для трех лиц и более – от 18 кв. м. на одного человека.
Жилплощадь квартиры в соответствии с нормой предоставления рассчитывается исходя из количества человек в семье. К примеру, в Ярославской области применяется «стандартный» норматив предоставления, поэтому на семью из трех человек положено жилое помещение размером 54 квадратных метра (3х18 = 72).
Норматив предоставления применяется только, если граждане занимают жилое помещение на основании договора социального найма. Он заключается с местной администрацией или государственными органами субъекта РФ. По договору семья получает право пользования определенным жильем, которое находится в муниципальной собственности. Для получения право пользования нужно отвечать определенным условиям, а именно, семья должна быть:
- признана малоимущей;
- поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Процедура признания семьи малоимущей различна в каждом субъекте РФ. Обычно, ей признается семья, у которой размер общего дохода не позволяет полноценно содержать всех членов семьи, т.к. на каждого приходится меньше установленного в регионе прожиточного минимума.
В ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания семьи, нуждающейся в улучшении условий проживания:
- семья не имеет собственной квартиры;
- не оформлен договор социального найма;
- размер жилплощади составляет менее учетной нормы;
- дом был признан аварийным жильем;
- граждане проживают в одной квартире с человеком, имеющим опасное заболевание.
Нормы жилплощади в Москве и Санкт-Петербурге
Согласно Закону города Москвы № 29 от 14.06.2006г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» устанавливаются следующие нормы жилплощади:
- минимальная нормы учетной пригодной для проживания для отдельны квартир составляет от 10 кв.м. на 1 человека;
- 15 кв.м. жилплощади для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям органов исполнительной власти г. Москвы.
- для семьи из двух супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 кв.м.;
- на 3 граждан — не супругов, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 кв.м.;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.;
В соответствии с указанным законом норма жилплощади на одного гражданина — 18 квадратов, при этом социальная норма не менее 9 кв.м.
На основании Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65, норма предоставления на 1-го человека составляет 33 кв.метра, на одного гражданина в составе семьи – от 18 кв.метров.
Величину метража по социальной норме рассчитывают в случае выделения субсидий на получение жилых помещений или оплаты услуг ЖКХ. Ориентируясь на эти случаи, общей формулировкой является квадратура, допустимая для нормальной жизни граждан и их семей.
Нормы жилого помещения на человека находятся в зависимости от следующих факторов.
- Сколько человек в семье.
- Региональный уровень обеспеченности людей жильем.
- Какая рассматривается недвижимость и вид помещения.
Обычно принимают следующий размер метража, называемый «социальная норма».
- Для одного проживающего гражданина — 33 квадратных метра.
- Два члена семьи получают 42 квадратных метра.
- Размер жилой площади для семьи из 3 членов и более — 18 квадратов на каждого.
При несоответствии жилья таким нормам семья имеет право на ожидание улучшения условий в порядке очереди. Для этого необходимо подготовить требуемый пакет документов и подать его вместе с заявлением. Правила позволяют семьям, имеющим низкий доход, сделать расчет по метражу на получение субсидий по коммунальным платежам. Для этого нужно, чтобы плата ЖКУ являлась большей частью расхода по семейному бюджету. При подаче документов компенсируются траты на часть жилплощади по соц. норме.
Как производится оценка обеспеченности жилыми помещениями?
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005
по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи
по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете, совершили действия и гражданско-правовые сделки
с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Размеры нормы предоставления и учетной нормы в муниципальных образованиях (городах, районах) Московской области
от 15 до 18 кв. м .
10 кв. м общей площади для проживающих в отдельных квартирах и в размере 15 кв. м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Красногорский район” Московской области от 25 августа 2005 г . N 542/8
“Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору
социального найма и учетной нормы площади жилого помещения”
от 15 до 18 кв. м .
Постановление Главы Химкинского района Московской области
от 29 июля 2005 г . N 118 “Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения”
от 15 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 18 октября 2001 г . N 23/2 “Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда Мытищинского района в новой редакции” (с изменениями от 17 февраля, 19 мая, 20 октября 2005 г ., 21 июня 2006 г .)
от 14 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов муниципального образования “Пушкинский район” Московской области от 15 апреля 2005 г . N 145/14
“Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”
от 16 до 23 кв. м .
Постановление Главы муниципального образования
“Щелковский район” Московской области от 1 марта 2005 г . N 524 “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”
от 14 до 18 кв. м .
Постановление Главы городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2006 г . N 8/55 “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха”
Решение Совета депутатов Ленинского района Московской области
от 14 декабря 2005 г . N 7/33 “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления
жилого помещения в Ленинском районе”
от 12 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Домодедовский район” Московской области от 22 марта 2005 г . N 230/40 “Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Домодедовском районе Московской области”
14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (для семьи, состоящей из 2 и более человек); 25 кв. м – на одиноко проживающего гражданина
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Подольский район” Московской области от 16 сентября 2005 г . N 141/2005
“Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площадей жилого помещения в Подольском районе”
от 14 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 17 июня 2005 г . N 4/46″Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования Одинцовского района”
от 16 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19 декабря 2005 г . N 282-38 “Об установлении нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях” (с изменениями от 6 апреля 2006 г .)
от 14 до 16 кв. м .
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Воскресенский район” Московской области от 23 сентября 2005 г . N 310/32 “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Воскресенском районе”
от 14 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Истринский район” Московской области от 23 сентября 2005 г . N 4/9 “Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. О порядке заключения договоров социального найма жилых помещений специализированного жилищного фонда”
от 12 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Каширский район” Московской области от 7 июля 2005 г . N 90 “Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования “Каширский район”
от 14 до 18 кв. м .
Решение Совета депутатов Клинского муниципального района
Московской области от 9 февраля 2006 г . N 4/24 “Об установлении учетных норм общей площади для постановки на учет нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Клинском районе”
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Лотошинский район” Московской области от 5 сентября 2005 г . N 158/21 “Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения”
от 15 до 18 кв. м .
Постановление Главы муниципального образования
“Луховицкий район” Московской области от 13 апреля 2005 г . N 323 “Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения”
9 кв. м – для граждан, проживающих в отдельных квартирах;
10 кв. м – для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.
Решение Совета депутатов муниципального образования
“Можайский район” Московской области от 20 апреля 2005 г . N 126/13
“Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования “Можайский район Московской области”.
Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.
Норма предоставления в разных городах России различна.
В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:
Область, Город | Минимальное значение, кв.м. | Среднее значение, кв.м. | Максимальное значение, кв.м. |
Московская область, Москва | 18 | 18 | 18 |
Воронежская область, Воронеж | 14 | 14 – 18 | 18 |
Ярославская область, Ярославль | 17 | 17 | 17 |
Белгородская область, Старый Оскол | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Белгород | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Губкин | 17 | 17 – 18 | 18 |
Омская область, Омск | 18 | 18 | 18 |
Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.
На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации. Общероссийская норма для военных составляет 18 кв. м.